Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 00:44, курсовая работа
Цель этого исследования – продемонстрировать сущность смешанной и командной экономик, а также способы их регулирования.
Согласно указанной цели, главными задачами исследования являются:
- уяснить определение, выделить главные черты данных экономических систем;
- определить отрицательные и положительные стороны каждого экономического типа;
- изучить основные способы регулирования;
- выяснить роль государства в регулировании командной и смешанной экономик.
Введение 3
1.Командная экономика как тип экономической системы 5
1.1 Понятие и сущность командной экономики 5
1.1 Роль государства в регулировании командной экономики 7
2. Смешанная экономика как тип экономической системы 11
2.1 Смешанная экономика как экономическая категория 11
2.2 Способы регулирования смешанной экономики 14
Заключение 18
Список используемой литературы: 20
По сути смешанная экономик предполагает взаимодействие рынка и государственного регулирования. В некоторых странах в смешанной экономике сохраняются отдельные черты традиционного хозяйства, например во Франции, Германии, Великобритании существует достаточно крупный государственный сектор. Экономика США, напротив, явно ближе к чистому капитализму. Экономические системы практически всех государств сегодня являются смешанными, хотя одни больше тяготеют к административно-командному управлению, а другие — к рыночному. В разных странах складываются различные модели смешанной экономики. Становление определенной модели смешанной экономики определяется рядом факторов: менталитетом нации, ходом исторического развития, геополитическим положением, уровнем развития и характером материально-технической базы и др.
В экономической теории выделяют следующие национальные модели смешанной экономики:
а) Англо-американская
– либерально-рыночная модель, характерными
чертами которой является преобладание
частной собственности, поощрение
свободой предпринимательской
б) Немецкая – данная модель социально-рыночного хозяйства сформировалось после Второй мировой войны. Она характеризуется высокими социальными гарантиями и активной антимонопольной политикой, так же государство активно влияет на цены, пошлины, технические нормы. Эта модель формировалась на основе ликвидации концернов гитлеровских времен и предоставления всем формам хозяйства (крупным, средним, мелким) возможности устойчивого развития.10
в) Японская – модель регулируемого корпоративного капитализма, в котором ведущая роль промышленного и финансового капитала сочетаются с государственным программированием экономики и довольно значительным влиянием традиционализма. Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке.11
г) Шведская –
модель рыночного хозяйства с
незначительной долей государственной
собственности, но высоким уровнем
социальных гарантий, направленных на
сокращение имущественного неравенства
за счет перераспределения национальног
д) Китайская – модель с использованием рыночных механизмов при ведущей роли государственного планирования и регулирования экономики. Такая модель предполагает обеспечение высоких социальных гарантий.
Российская модель смешанной экономики только формируется, опираясь на опыт ведущих стран мира, и в дальнейшем ожидается, что она будет сочетать в себе национальные черты и все самое перспективное из других моделей.
Делая вывод, абсолютно
справедливо отметить, что ни одной
экономической системы не существует
в чистом виде, кроме как в научной
литературе. В большей или меньшей
степени происходит сочетание различных
черт того или иного способа экономическо
Государственное
регулирование экономики
Известно, что в действительности нет в чистом виде ни одной экономической системы и на данный момент практически в любой стране мира сложилась или формируется смешанная экономика.12 Развитие смешанной экономики определяется государством. Оно регулирует и направляет происходящие в ней процессы посредством распоряжений, законов, указов и других государственных команд, а также налоговой системы.
Главной целью государства в регулировании экономики является экономическая и социальная стабильность, а также укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация к его изменяющимся условиям, безопасность страны и граждан.
Основными задачами
государства в смешанной
Однако, несмотря на все положительные моменты государственного регулирования, нельзя забывать о несостоятельности государства в некоторых вопросах. Существуют четыре основные причины систематической несостоятельности государства: 16
Также, для изучения данной темы, важен вопрос о допустимых пределах вмешательства государства в экономику. Очевидно, что государство своими мерами не должно задавливать механизм рыночной экономики. В противоречие может вступать социальная политика и рыночные стимулы повышения производства. Пример тому Швеция, где государство, стремясь достичь высокого уровня жизни граждан, увеличивает уровень налогообложения наиболее высоких индивидуальных доходов. Кроме того, чрезмерное усиление роли государство неизбежно приводит к бюрократизации. Государство, с целью получения необходимых сдвигов в экономике, не должно подменять законы рынка искусственными законами, а должно влиять на те условия, которые обеспечивают реализацию этих законов.17
Таким образом, государственное вмешательство в экономику может быть оправданным только в случаях, когда рыночный механизм не может обеспечить решение проблем и негативных явлений для общества.
В итоге, мы видим, что роль государства в смешанной экономике имеет большой вес. Государство синтезирует с правилами рыночного регулирования, дополняя, недостатки друг друга. Оно регулирует главные вопросы как социальной, так и экономической жизни общества, т.к. от него зависит жизнь страны в целом. Взаимодействие нескольких экономических систем, на мой взгляд, это лучший вариант для экономической жизни государств. И тому подтверждение – тенденция, которая показывает стремление большинства стран мира к смешанному типу экономической системы.
В данной работе мы дали анализ как научно-теоретического, так и практического аспекта деятельности командной и смешанной экономики. К сожалению, из-за обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в одной работе все стороны этой проблемы. Однако, исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов.
В первой главе мы дали наиболее полное представление о понятии и сущности командной экономической системы. Рассмотрели ее отрицательные и положительные моменты. Выявили роль государства в регулировании данной экономики.
Во второй главе нам удалось определить смешанную экономику к типу экономических систем на основе изучения понятия, способов регулирования, а также тенденции развития. Нам удалось выяснить, что смешанная экономика является ведущей во многих странах мира.
Как показал
анализ, хозяйственная жизнь
Командная экономическая система предполагает ликвидацию частной собственности на факторы производства и ее замену на государственную собственность. Основные экономические вопросы решаются государственными органами управления и реализуются с помощью обязательных для исполнения распоряжений и планов. Для этого государство вынуждено регулировать все аспекты экономической жизни общества, включая установление цен и заработной платы.
Смешанная экономическая система предполагает сочетание частной собственности на подавляющую часть экономических ресурсов с ограниченной государственной собственностью. Государство участвует в решении основных экономических вопросов не с помощью планов, а путем централизации в своем распоряжении части экономических ресурсов. Эти ресурсы распределяются таким образом, чтобы компенсировать некоторые слабости рыночных механизмов.
На данный момент, очевидно, что ведущая роль принадлежит смешанному типу экономических систем. На мой взгляд, она будет продолжать развиваться и дальше, становясь ведущей экономической системой в мире.
1. Булатова А.С. Экономика, 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2002.
2. Макконнелл К.Р., Брю С.Л., Экономикс: принципы, проблемы и политика., М.: ИНФРА-М, 1999 г.
3. Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс., Учебник для 10, 11 классов общеобразоват. учрежд. — 4-е изд., — М.: Вита-Пресс, 2004.
4. Иванов И.И. Основы экономической теории., Учебник для 10—11 кл. общеобразовательных учреждений с углубленным изучением экономики/Гос. унив, — Высшая школа экономики; Под ред. С. И. Иванова. — 7-е изд. — В 2-х книгах. Книга2. — М.: Вита-Пресс, 2004
5. Стиглиц Дж. Ю. Экономика государственного сектора., МГУ: ИНФРА-М, 1997.
6. http://ru.wikipedia.org/wiki
7. http://ecouniver.com/2966-
8. http://e-theory.narod.ru/
9. http://www.univer5.ru/
1 Булатова А.С. Экономика, 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, - с.50, -2002.
2 Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс., Учебник для 10, 11 классов общеобразоват. учрежд. — 4-е изд., — М.: Вита-Пресс, 2004. с. 44
3 http://ecouniver.com/2966-
4 Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс., Учебник для 10, 11 классов общеобразоват. учрежд. — 4-е изд., — М.: Вита-Пресс, 2004. с. 47
5 Макконнелл К.Р., Брю С.Л., Экономикс: принципы, проблемы и политика., М.: ИНФРА-М, 1999 г. с. 44
6 Макконнелл К.Р., Брю С.Л., Экономикс: принципы, проблемы и политика., М.: ИНФРА-М, 1999 г. с. 38
7 Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс., Учебник для 10, 11 классов общеобразоват. учрежд. — 4-е изд., — М.: Вита-Пресс, 2004. с.46
8 Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс., Учебник для 10, 11 классов общеобразоват. учрежд. — 4-е изд., — М.: Вита-Пресс, 2004. с.48
9 http://ru.wikipedia.org/wiki
1 0 Булатова А.С. Экономика, 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2002.
1 1 Булатова А.С. Экономика, 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2002.
1 2 Иванов И.И. Основы экономической теории., Учебник для 10—11 кл. общеобразовательных учреждений с углубленным изучением экономики/Гос. унив, — Высшая школа экономики; Под ред. С. И. Иванова. — 7-е изд. — В 2-х книгах. Книга2. — М.: Вита-Пресс, 2004. с.63
1 3 Иванов И.И. Основы экономической теории., Учебник для 10—11 кл. общеобразовательных учреждений с углубленным изучением экономики/Гос. унив, — Высшая школа экономики; Под ред. С. И. Иванова. — 7-е изд. — В 2-х книгах. Книга2. — М.: Вита-Пресс, 2004. с.63
1 4 Иванов И.И. Основы экономической теории., Учебник для 10—11 кл. общеобразовательных учреждений с углубленным изучением экономики/Гос. унив, — Высшая школа экономики; Под ред. С. И. Иванова. — 7-е изд. — В 2-х книгах. Книга2. — М.: Вита-Пресс, 2004. с.64
1 5 Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс., Учебник для 10, 11 классов общеобразоват. учрежд. — 4-е изд., — М.: Вита-Пресс, 2004. с.48
1 6 Стиглиц Дж. Ю. Экономика государственного сектора., МГУ: ИНФРА-М, 1997. с.14
1 7 Иванов И.И. Основы экономической теории., Учебник для 10—11 кл. общеобразовательных учреждений с углубленным изучением экономики/Гос. унив, — Высшая школа экономики; Под ред. С. И. Иванова. — 7-е изд. — В 2-х книгах. Книга2. — М.: Вита-Пресс, 2004. с.66