Собственность и эволюция ее форм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 19:19, курсовая работа

Краткое описание

Вопрос собственности - это, пожалуй, один из самых главных вопросов, определяющих генерацию, существование и пути развития человеческого общества. От того, как и кем, он поставлен, решается и регулируется в данный момент времени, в том числе и в данный исторический промежуток времени, зависит устойчивость, благополучие, а зачастую и само существование любого общества как, впрочем, и каждого отдельного члена данного общества.

Содержание

1 Содержание собственности
1.1 Компоненты общесоциального содержания собственности
1.2 Юридическое понятие собственности. Теория прав собственности
1.3 Особенности экономического содержания собственности
2 Формы собственности и их эволюция
2.1 Исторические формы собственности
2.2Экономические формы собственности: критерии их классификации и характерные черты
2.3 Пути развития форм собственности

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 67.74 Кб (Скачать файл)

 
       2.2 . Экономические формы собственности: критерии их классификации и характерные черты 
           1. Индивидуальная собственность. Эта форма концентрирует в одном субъекте все перечисленные признаки: труд, управление, распоряжение доходом и имуществом. В современной экономике сюда могут быть причислены те, кого принято называть некорпорированными собственниками. К этой форме могут быть отнесены: крестьяне, ведущие свое обособленное хозяйство; отдельные торговцы (включая "челноков"); частнопрактикующие врачи, адвокаты и все те, в ком сосредоточены труд, управление, распоряжение доходом и имуществом. 
            2. Частная собственность. Частная собственность близка по содержанию с индивидуальной в том смысле, что основные правомочия сконцентрированы в одном физическом лице или юридическом лице. Но частная собственность, как особая форма, отличается от индивидуальной тем, что признаки (правомочия) здесь могут разделяться и персонифицироваться в разных субъектах. Трудятся одни, а распоряжаются доходом и имуществом другие. Положение последних определяется экономической властью, а положение первых -- экономической зависимостью. В промежуточном положении находится управляющий (менеджер), поскольку, как отмечалось выше, управляющие участвуют в выполнении функций по распоряжению. Если частное лицо, будучи собственником условий производства, не применяет труд наемных работников, то такую собственность следует определить как индивидуальную (или частно-трудовую). 
               3. Кооперативная собственность. В основе этой формы лежит объединение индивидуальных собственников. Но это не арифметическая сумма индивидуальных собственников, а их функционирующее единство. Каждый в кооперативе участвует своим трудом и имуществом, имеет равные права в управлении и распределении дохода. Кооперативная собственность может быть долевой, где определены доли каждого участника в имуществе кооператива, или бездолевой, т. е. без выделения и персонификации долей имущества каждого участника. 
                В небольших по размерам кооперативах не создаются особые органы управления. В крупных кооперативах создаются специальные органы управления и выделяются специальные люди для управления делами кооператива. В этом случае количественный рост порождает качественные особенности, поскольку участники кооператива делегируют особым органам и модулям одно из важнейших прав собственности -- управление и даже частично функции распоряжения. Поэтому необходимо заметить, что противоречия между функциями и субъектами распоряжения и управления возможны в кооперативной форме, поскольку происходит делегирование функции управления особым органом и участником. По содержанию к кооперативной собственности очень близки предприятия, получившие названия "рабочей собственности", которая образуется в результате выкупа работниками предприятий у частных собственников. 
              4. Государственная собственность. От предыдущих форм она отличается тем, что абсолютные права собственности находятся не у отдельных частных лиц и их объединений, а у государственного института публичной, политической и экономической власти. Государство является верховным распорядителем имущества (условиями производства). Управляют производством назначенные государством руководители (менеджеры). Особенность собственности государственных предприятий состоит в том, что их имущество не делится на доли и не персонифицируется в отдельных участниках экономического процесса, и в том смысле она унитарна. 
            Собственность на основные факторы (средства) производства получает здесь высшую форму анонимности, поскольку субъектом распоряжения имуществом предприятий выступают федеральные государственные органы. 
            Развитие процессов обобществления в индустриальном производстве ведет к нарастанию процесса анонимности собственности и в специальных органах разного уровня. Параллельно происходит нарастающая социализация экономики. Поэтому некоторые черты государственной собственности как объективно необходимой формы обретают свою актуальность в уже обозримой перспективе. В области экологии и иных национально значимых сферах они приобретают практическую значимость и институциональный механизм реализации экологических, социальных и иных программ. 
           Государственная собственность реализуется еще в одном направлении. Обладая экономической (и политической) властью, она директивно присваивает часть доходов субъектов экономического процесса (через налоги, акцизы, пошлины и т. д.) и перераспределяет их. 
            Госсобственность в переходный период 
            Особенность отношений между субъектами и объектами собственности на федеральном уровне объясняются следующими обстоятельствами: результаты процесса управления федеральной собственностью влияют на судьбы многих людей, определяя уровень их жизни, социальную защищенность, состояние здоровья, интеллектуальное развитие, безопасность и многие другие общепризнанные человеческие ценности; федеральная собственность охватывает огромное число объектов, расположенных на всей территории страны и за ее пределами; объекты федеральной собственности отличаются большим организационным и правовым многообразием, охватывают широкий спектр отраслей национального хозяйства и предназначены для использования в самых разнообразных направлениях; реализация права государства на объекты собственности достигается через функционирование системы управления государственной собственностью, представляющей собой трехуровневую иерархическую структуру. 
            Государственная собственность, вероятно, сохранит свою значимость и функцию опорного звена всей хозяйственной цепи. Процесс приватизации, ведущий к расширению индивидуальной и групповой форм собственности, не означает, что государственная собственность будет полностью свернута. Есть такие отрасли народного хозяйства, которые нецелесообразно дробить на элементы. 
          Это относится, прежде всего, к крупным, наиболее важным комплексам, работающим в интересах всего государства. Очевидно, что энергетика, транспорт, производство оборонной продукции и некоторые другие отрасли должны оставаться в сфере государственной собственности. Сюда должны быть отнесены материальные ресурсы науки, особенно фундаментальной. 
           В рекомендациях различных авторов, доля государственной собственности должна составлять 50-30% основных производственных фондов. 
           Еще долгое время государственному сектору будут принадлежать значительные позиции в народном хозяйстве, и этот сектор требует адекватной ему системы управления. По-видимому, все госпредприятия могут быть разделены на две категории: одна - под прямым управлением государства, вторая - на полном коммерческом расчете. 
           Важная проблема в развитии государственной собственности - преодоление монополизма, характерного для административно-командной системы. С превращением бывших республик в независимые государства монополизм еще более усугубился, так как многие предприятия-дублеры оказались по разные стороны новых государственных границ. 
           Понятно, что демонополизация производства, основанного на государственной собственности, - это долгий и сложный процесс. Отчасти преодоление монополизма может осуществляться путем разукрупнения предприятий, механического раздела их на части. Для строительства же новых предприятий-дублеров потребовалось бы слишком много средств, которыми наша страна в настоящее время не располагает. 
           Можно предположить, что преодоление монополизма пойдет за счет диверсификации производства на действующих предприятиях, которым под силу использовать свободные мощности (или расширять действующие) для выпуска дефицитных товаров. 
           Одной из главных теоретических и практических проблем явилось разгосударствление, определение и использование наиболее рациональных путей, моделей приватизации. 
           Приватизация (это переход государственной собственности в руки отдельных граждан, трудовых коллективов, юридических лиц, или возникновение на базе государственных предприятий различных смешанных форм собственности. После приватизации субъектами собственности становятся частное лицо, работник приватизируемого предприятия, трудовой коллектив, акционерные общества, холдинги и т.д. 
            Объектами приватизации могут быть предприятия торговли и сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, мелкие, средние и крупные предприятия промышленности и сельского хозяйства. 
             Мировая практика накопила определенный опыт приватизации. В странах, где процесс национализации принимал относительной широкие масштабы (Великобритания, Франция), приватизация проходила, например, в Великобритании, путем: распродажи и безвозмездного распределения акций; подряда на оказание услуг; продажи государственного жилья квартиросъемщикам; отказ от государственной монополии в целях развития конкуренции. Процесс этот длительный. В Западной Европе он продолжался 10- 15 лет. Проведению приватизации предшествовала большая кропотливая работа. Определяются основные направления: бесплатная передача собственности, выкуп предприятий на льготных условиях, продажа акций, сдача предприятий в аренду, продажа мелких предприятий с аукциона и т.д. Цели приватизации связаны с повышением эффективности хозяйственной деятельности через развитие рынка и формирование слоя частных собственников-предпринимателей, стимулирование предпринимателей на повышение эффективности работы предприятий, расширение индивидуальных свобод и создание конкурентной среды, привлечение иностранных инвестиций, содействие демократизации экономики. 
             Приватизация направлена на социальную защиту населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации. 
             Процесс приватизации в России начался раньше, чем сформировалась сама концепция приватизации, и понятие частной собственности было признано официально. В результате, происходила своеобразная приватизация государственных финансовых ресурсов, а по существу, разграбление государственной собственности. Смена собственников не привела к эффективному хозяйствованию. В экономике утвердилось господство естественных монополий, экономический и финансовый кризис углубился. В связи с этим, необходимы следующие меры, которые ранее были использованы другими странами: дифференцированный подход к приватизации крупных государственных объектов с целью создания экономической структуры с разумным балансом малых, средних и крупных предприятий, с достаточной степенью конкуренции между предприятиями в различных отраслях и с достаточным участием иностранных инвесторов; разнообразие способов передачи государственной собственности в частные руки; предоставление краткосрочных кредитов с гарантией государства предприятиям, деятельность которых находится под квалифицированным контролем, для финансирования заработной платы и обязательств перед поставщиками и др. 
            5. Муниципальная собственность. Наряду с государственной муниципальная собственность является разновидностью публичной собственности. Верховным распорядителем имущества муниципальных предприятий являются органы местной власти (городские, районные и др.). Управление муниципальными предприятиями осуществляется либо непосредственно муниципальными органами, либо через назначенных руководителей (или менеджеров). Созданный доход может распределяться муниципальными органами, руководителями самостоятельно или с участием трудовых коллективов. 
            6. Смешанные формы. Современная экономика характеризуется динамизмом, многообразием изменений экономических отношений, форм и институтов. Применительно к собственности происходит диффузия разных форм и отношений собственности, в результате чего усложняется внутреннее содержание отдельных форм. Внутри отдельных форм соединяются черты разных форм собственности. Например, внутри государственных предприятий могут образоваться структуры частнопредпринимательского и кооперативного характера, и в рамках государственных предприятий образуются черты различных форм собственности. Например, различные медицинские центры в государственных медицинских учреждениях функционируют на частных или кооперативных началах. Аналогичные структуры имеются и в государственных высших учебных заведениях. Или, например, колхозы и совхозы преобразованы в акционерные общества, но продолжают функционировать на кооперативных началах, вновь объединив выделенные работникам паи. 
             Особым направлением образования смешанных форм собственности является социализация отдельных форм: участие работников в управлении производством и распределением дохода; участие государственных и частных предприятий в обеспечении работников жильем, медицинским обслуживанием изменяет социальную сферу различных форм собственности. Не следует отождествлять смешанные формы собственности со смешанной экономикой. Форма собственности -- это характеристика сложной внутренней структуры отдельной формы собственности. Здесь в рамках отдельной формы сочетаются различные типы главных правомочий по труду, управлению, доходу. 
           7. Комбинированные формы. Выше был рассмотрен процесс усложнения внутреннего содержания отдельных форм собственности. Современная экономика в поисках эффективного функционирования и реализации проектов приходит к объединению различных форм собственности при сохранении каждой из них своего особого содержания. В результате образуются комбинированные формы. К ним могут быть отнесены современные предприятия, холдинги, финансово- промышленные группы, концерны, тресты и другие формы с равными правомочиями по управлению, распределению доходов и распоряжению имуществом. В финансово- промышленных группах и иных объединениях могут участвовать частные, государственные и иные формы без утраты своего базового качества. 
           Образуя комбинированные формы, каждый участник, представляющий ту или иную форму собственности, делегирует такой объем своих полномочий, который не ведет к утрате базового качества каждой из форм собственности. Если же происходит утрата базового качества, то происходит преобразование форм собственности. 
            Детальный анализ смешанных и комбинированных форм предполагает определение того круга правомочий, который перераспределяется и дополнительно приобретается в результате происходящих изменений во внутреннем содержании каждой формы или при образовании на их основе комбинированных объединений.                   Комбинированными могут быть не только формы собственности, но и отношения собственности, не обязательно предполагающие конкретные формы юридических лиц, предпринимательских и институциональных структур. Государство, например, обладает верховными правомочиями собственности на природные ресурсы. Лишь его страны могут иметь право на их разработки и определять условия раздела продукции и дохода между государством и предпринимательскими структурами. Субъекты федерации также обладают некоторыми правами, причем, весьма существенными. И, наконец, фирмы, ведущие разработку недр, имеют свои правомочия. Сами фирмы могут быть представлены отечественными, зарубежными или совместными предприятиями. Каждый из выделенных уровней наделен своим кругом полномочий. В совокупности они образуют комбинированные отношения собственности по разработке природных ресурсов. 
             Особенности акционерной собственности. 
              В связи с широким распространением акционерной собственности в современной рыночной и переходной экономике необходимо специально рассмотреть природу и особенности этой формы. Прежде всего, надо ответить на вопрос: является ли она особой формой собственности? Если исходить из выделенных выше признаков собственности, то само существование акционерных предприятий не дает достаточных оснований для выделения их в качестве особой формы собственности. Во-первых, объектом собственности здесь являются не средства производства, а лишь представляющие их ценные бумаги. Эти бумаги дают безусловное право на часть дохода и условное право на участие в управлении. Но сами по себе эти бумаги не дают никакого права на распоряжение даже той долей имущества, которая соответствует номинальной или рыночной цене ценной бумаги. Во-вторых, номинальное право на участие в управлении может превратиться в реальную возможность только для тех, кто сконцентрировал в своих руках контрольный пакет. С этой точки зрения акционерная форма является видом анонимности собственности, что создает богатые возможности для концентрации экономической власти у части (как правило, меньшей) участников. Акционерная форма имеет особенности по сравнению с частной собственностью. Одна особенность состоит в том, что одни частные собственники (владельцы контрольного пакета акций) получают возможность распоряжаться не только чужим трудом и доходом, но и чужой собственностью других участников. В этом смысле акционерная собственность -- своеобразная форма мультипликативной частной собственности. При этом величина мультипликатора находится в обратной зависимости от доли, которую образует контрольный пакет акций. 
           Другой особенностью акционерной формы является ее ассоциативность или обобщенность признаков формы собственности. 
           Акционерная собственность -- это собственность многих физических (и юридических) лиц на единый процесс присвоения с неравномерно распределенными правами. Одни физические лица имеют право на пользование имуществом (средствами производства) и на доход в форме зарплаты. Другие физические и юридические лица имеют право только на доход (владение привилегированными акциями). Третьи имеют право на доход и участие в управлении. Отдельные участники акционерного общества или их группа могут сконцентрировать реальные права, дающие экономическую власть (через контрольный пакет). Вместе с тем все участники акционерного общества, так или иначе, уступают права управления специальному органу и специальным людям, что в крупных компаниях, особенно с распыленным пакетом акций, приводит к обособлению функции управления и концентрации частной экономической власти в руках менеджеров. Акционерная собственность по своему содержанию не укладывается в классические рамки частной собственности. Она имеет реальные черты ассоциированной собственности многих участников с делегированием некоторых прав и образованием структур, концентрирующих эти делегированные права. 
           Итак, акционерная собственность имеет следующие основные особенности. Во-первых, по составу участников (собственников) она является смешанной и комбинированной одновременно. Ее участниками могут быть самые разные юридические лица (включая государство и иностранных участников). Во-вторых, акционерные общества создают эффект мультипликативного распоряжения чужим имуществом и чужими активами, причем на добровольной основе. Владельцы контрольного пакета акций распоряжаются реальным имуществом участников общества, не обладающих контрольным пакетом. В-третьих, акционерная собственность порождает признаки переходной формы. По своему содержанию она сочетает черты частной и общественной собственности.

 

      2.3 Пути развития форм собственности

          Изменения в отношениях собственности  стали основным стержнем экономических  реформ в России. В теоретическом  плане трансформация собственности  потребовала решения проблемы: до какого уровня должна снизиться доля государственной собственности, какими темпами и способами пойдет это снижение, как и к кому должна переходить государственная собственность. 
          В России взят курс на переход к системе, сочетающей частную (индивидуальную и групповую), государственную и смешанную формы собственности на средства производства. Это вполне логично сопрягается с курсом на переход к рынку. Раз рынок предполагает свободу производственной и коммерческой деятельности, конкуренцию между производителями, значит должно быть преодолено господство какой-то одной формы собственности. Оно должно быть заменено взаимно дополняющими друг друга различными формами собственности, каждая из которых оказалась бы наиболее приспособленной к конкретной сфере экономики, к каждому специфическому виду экономической деятельности. 
          Особенность отношений между субъектами и объектами собственности на федеральном уровне объясняются следующими обстоятельствами: 
         а) результаты процесса управления федеральной собственностью влияют на судьбы многих людей, определяя уровень их жизни, социальную защищенность, состояние здоровья, интеллектуальное развитие, безопасность и многие другие общепризнанные человеческие ценности; 
         б) федеральная собственность охватывает огромное число объектов, расположенных на всей территории страны и за ее пределами; 
         в) объекты федеральной собственности отличаются большим организационным и правовым многообразием, охватывают широкий спектр отраслей национального хозяйства и предназначены для использования в самых разнообразных направлениях; 
        г) реализация права государства на объекты собственности достигается через функционирование системы управления государственной собственностью, представляющей собой трехуровневую иерархическую структуру. 
         Государственная собственность, вероятно, сохранит свою значимость и функцию опорного звена всей хозяйственной цепи. Процесс приватизации, ведущий к расширению индивидуальной и групповой форм собственности, не означает, что государственная собственность будет полностью свернута. Есть такие отрасли народного хозяйства, которые нецелесообразно дробить на элементы. 
        Это относится, прежде всего, к крупным и наиболее важным комплексам, работающим в интересах всего государства. Очевидно, что в России энергетика, транспорт, производство оборонной продукции и некоторые другие отрасли должны преимущественно оставаться в сфере государственной собственности. Сюда должны быть отнесены материальные ресурсы науки, особенно фундаментальной. 
         В рекомендациях различных авторов, доля государственной собственности должна составлять 50-30% основных производственных фондов. 
         Еще долгое время государственному сектору будут принадлежать значительные позиции в народном хозяйстве России, и этот сектор требует адекватной ему системы управления. По-видимому, все госпредприятия могут быть разделены на две категории: одна - под прямым управлением государства, вторая - на полном коммерческом расчете. 
         Важная проблема в развитии государственной собственности - преодоление монополизма, характерного для административно-командной системы. К концу 1990 г. в машиностроении бывшего СССР доля монополизированного производства достигла 72%. С превращением бывших республик в независимые государства монополизм еще более усугубился, так как многие предприятия-дублеры оказались по разные стороны новых государственных границ. 
         Понятно, что демонополизация производства, основанного на государственной собственности, - это долгий и сложный процесс. Отчасти преодоление монополизма может осуществляться путем разукрупнения предприятий, механического раздела их на части. Для строительства же новых предприятий-дублеров потребовалось бы слишком много средств, которыми наша страна в настоящее время не располагает. 
         Можно предположить, что преодоление монополизма пойдет за счет диверсификации производства на действующих предприятиях, которым под силу использовать свободные мощности (или расширять действующие) для выпуска дефицитных товаров. 
         В преодолении монополизма может играть положительную роль использование опыта стран Запада. 
         Тем не менее, одной из главных теоретических и практических проблем явилось разгосударствление, определение и использование наиболее рациональных путей, моделей приватизации. 
          Приватизация - это переход государственной собственности в руки отдельных граждан, трудовых коллективов, юридических лиц, или возникновение на базе государственных предприятий различных смешанных форм собственности. После приватизации субъектами собственности становятся частное лицо, работник приватизируемого предприятия, трудовой коллектив, акционерные общества, холдинги и т.д. 
          Объектами приватизации могут быть предприятия торговли и сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, мелкие, средние и крупные предприятия промышленности и сельского хозяйства. 
          Мировая практика накопила определенный опыт приватизации. В странах, где процесс национализации принимал относительной широкие масштабы, приватизация проходила, например, в Великобритании, путем распродажи и безвозмездного распределения акций, подряда на оказание услуг, продажи государственного жилья квартиросъемщикам, отказ от государственной монополии в целях развития конкуренции. Процесс этот длительный. В Западной Европе он продолжался 10-15 лет. 
          Проведению приватизации предшествовала большая кропотливая работа. Определяются основные направления: бесплатная передача собственности, выкуп предприятий на льготных условиях, продажа акций, сдача предприятий в аренду, продажа мелких предприятий с аукциона и т.д. 
          Цели приватизации связаны с повышением эффективности хозяйственной деятельности через развитие рынка и формирование слоя частных собственников-предпринимателей, стимулирование предпринимателей на повышение эффективности работы предприятий, расширение индивидуальных свобод и создание конкурентной среды, привлечение иностранных инвестиций, содействие демократизации экономики. 
          Приватизация направлена на социальную защиту населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации. 
          Процесс приватизации в России начался раньше, чем сформировалась сама концепция приватизации, и понятие частной собственности было признано официально. В результате, происходила своеобразная приватизация государственных финансовых ресурсов, а по существу, разграбление государственной собственности. Смена собственников не привела к эффективному хозяйствованию. В экономике утвердилось господство естественных монополий, экономический и финансовый кризис углубился. В связи с этим, необходимы следующие меры, которые ранее были использованы другими странами: 
         1) дифференцированный подход к приватизации крупных государственных объектов с целью создания экономической структуры с разумным балансом малых, средних и крупных предприятий, с достаточной степенью конкуренции между предприятиями в различных отраслях и с достаточным участием иностранных инвесторов; 
         2) разнообразие способов передачи государственной собственности в частные руки; 
         3) предоставление краткосрочных кредитов с гарантией государства предприятиям, деятельность которых находится под квалифицированным контролем, для финансирования заработной платы и обязательств перед поставщиками и др. 
          В процессе формирования рыночных отношений доля государственной собственности постепенно сокращается, зато развиваются различные формы индивидуальной и коллективной собственности: индивидуальные предприятия, товарищества с полной и с ограниченной ответственностью, акционерные общества открытого и закрытого типов, кооперативы, ассоциации и др. 
          Различные формы собственности, функционирующие в общей системе экономических отношений, не могут быть изолированными друг от друга. Преодолевая свою специфику, они неизбежно переплетаются. На основе этого переплетения могут возникать смешанные формы собственности. Объективная основа этого переплетения - взаимное дополнение и использование тех специфических возможностей, которые заложены в каждой из конкретных форм хозяйствования. Так, в российских АО сейчас сливается собственность отдельных граждан, коллективов и государства. Создание и развитие АО является главным путем разгосударствления собственности. 
           В современной западной экономике одновременно сосуществуют все три известные нам типа присвоения с их различными формами. В нашей стране идет переход к рыночной экономике, вырабатываются специфические для нас черты, а также проявляется общая тенденция синтеза форм собственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           Заключение. 
Собственность как экономическое отношение начало формироваться еще на заре становления человеческого общества. На монополизации различных объектов собственности держатся все важнейшие формы внеэкономического и экономического принуждения к труду. Экономическое принуждение к труду исходит из собственности на условия производства или из собственности на капитал.

Общественная мысль всегда уделяла большое внимание проблеме собственности. Специальные обращения к ней можно найти в исторической, философской и художественной литературе. Богатая традиция и материал накоплены в юридической литературе, в рамках которой сложился ряд направлений в изучении прав собственности.

Собственность принадлежит к числу таких понятий, вокруг которых на протяжении  многих  веков  скрещиваются лучшие умы человечества.

В социально-экономической  литературе широко распространено определение собственности как присвоения индивидом или коллективом средств и продуктов производства внутри и посредством определенной  общественной  формы  или как самой общественной формы, посредством которой совершается присвоение.

Формы собственности представляют собой различные комбинации признаков (правомочий). Я рассмотрела их, начиная с самых простых и заканчивая самыми сложными.

В итоге свое работы я рассмотрела такой важный вопрос как: приватизация, рассмотрев его поэтапно, а также воспользовалась опытом зарубежных стран. Можно сделать вывод, что приватизация в России была осуществлена в радикальном варианте по характеру, масштабам, темпам, срокам и методам.

Экономическая наука также всегда уделяла особое внимание проблеме собственности. И, тем не менее, эта проблема остается дискуссионной и недостаточно разработанной

 

 

 

 

 

Библиографический список :

  1. Курс экономической теории. Учебник под ред. Чепурина М. Н., Киселевой Е. А. Киров: «АСА», 2001. с. 75-87.
  2. Основы экономики. Учебник. Под ред. Райзберга Б. А.. М.: Инфра-М, 2002. с. 84-104.
  3. Радыгин А., Архипов С. Собственность, корпоративные конфликты и эффективность Журнал «Вопросы экономики» - №11, 2000 г. с.114.
  4. Резников Л. Нужно ли развивать отношения частноземельной собственности? «Российский экономический журнал» - №5, 2000 г. с.42.
  5. Экономика. Учебник. Под ред. Булатова А. С.. – М: Юрист, 2001. с. 71-74; 663-669.
  6. Экономическая теория. Учебник. Под ред. Базнева Н. И., Турко С. П.. М Н: БТЭУ, 1997. с.71-82.
  7. Экономическая теория. Учебник. Под ред. Борисова Е. Ф. М.: Юрайт-М, 2000. с. 47-68.
  8. Экономическая теория. Учебник. Под ред. Добрынина А. И., Тарсевича Л. С. М: Литера, 2000. с. 67-75.
  9. Экономическая теория. Учебник. Под ред. Мчерного С. В. и др.  М.: При, 2000. с.131-150.
  10. Экономическая теория. Учебник. Под ред. Николаева И. П. М: Проспект, 1999. с. 157-175.

 

 

                                       

 

 

 

 

 

                                Резюме.

                     Краткое содержание.

Собственность – закрепление права контроля экономических ресурсов и жизненных благ за определенными экономическими субъектами.

Целью курсовой работы является исследование и анализ структуры собственности: ее социальной, юридической и экономической сторон; многообразных форм собственности, в частности, общественной и частной как главных форм собственности; преобразование государственной собственности в России: подводятся её итоги, анализируются перспективы.

1. Содержание  собственности

1.1. Компоненты  общесоциального  содержания  собственности

Собственность носит общесоциальный характер. Это можно доказать следующим образом.

Во-первых, в каждой из названных крупных сфер с неизбежностью складываются исходные основы собственности — присвоение и отчуждение каких-то жизненных благ. Экономической области то и другое свойственно по отношению к средствам производства и обращения, рабочей силе, материальным предметам потребления (в том числе, материальным услугам). 
 
Во-вторых, все действующие лица общественной жизни могут стать субъектами каких-либо отношений собственности. Это и общество в целом, и классы, и внутриклассовые слои, и неклассовые социальные группы (нации, профсоюзы, различные общественные объединения, религиозные организации и т.п.), наконец, отдельные личности.

В-третьих, об этом же свидетельствует тот факт, что по сути дела все жизненные блага могут стать объектами собственнических отношений. Ими, безусловно, являются средства производства и обращения, рабочая сила, многие природные богатства, материальные предметы потребления, созданная продукция.

В-четвертых, всем сферам общественной жизни свойственны такие основные и специфические черты собственности, как владение, распоряжение, пользование. С одной стороны, во всех сферах существуют субъекты (участники) этих процессов, ими могут быть и общество в целом, и определенные его слои, и отдельные личности. С другой стороны, в любой области человеческой деятельности обнаруживаются объекты владения, распоряжения, пользования. Это самые разнообразные жизненные блага — материальные, социальные, духовные.

Как видим, отношения собственности имеют всестороннюю распространенность в человеческом обществе, поэтому их надо считать общесоциальной реальностью. 

1.2.Юридическое  понятие собственности. Теория прав  собственности

Юридический аспект понятия собственности выражает имущественные отношения, обусловленные законом. Это – право владения, право пользования и право распоряжения. Право всегда влечет за собой ответственность. В разных условиях различные формы собственности в разной степени реализуют эти права. В обыденной жизни мы чаще всего встречаемся именно с юридическим определением собственности как имущественного права.  
   В ряде экономических трудов дается детальная характеристика основных правовых норм собственности в условиях рыночной экономики. В частности, к совокупности таких норм относят: 1) право владения; 2) право пользования; 3) право управления; 4) право на доход, т.е. на блага, проистекающие от использования вещи собственником или от разрешения пользоваться ею другими лицами (иными словами, право присвоения результатов использования объектов собственности); 5) право на безопасность владения , т.е. иммунитет против экспроприации; 6) бессрочность владения, включающая переход вещи по наследству или завещанию; 7) ответственность владения в виде взыскания, т.е. возможность конфискации имущества в целях взыскания долга.

1.3. Особенности  экономического  содержания  собственности

         Фактор собственности играет  заметную роль в экономической  деятельности людей, в организации  их сотрудничества.  
           Во-первых, собственность упорядочивает экономическое взаимодействие в обществе, является важным элементом экономической организации.

            Во-вторых, собственность создает, при  определенных условиях, конкретную  заинтересованность в эффективном  использовании ограниченных экономических  ресурсов. 
        В-третьих, собственность устанавливает, кому отдаются права определять направление и характер использования предмета, в чьих интересах это должно происходить. 
        В-четвертых, частная собственность выступает одним из условий свободного предпринимательства.

      2. Формы собственности и их эволюция 
       2.1 Исторические  формы  собственности

Истории человечества известны пять общественно-экономических формаций, которым соответствуют пять типов собственности: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический исоциалистический. 
        Поскольку отношения собственности — главные в системе имущественных (экономических) отношений любого общества, то они определяют и весь социальный строй данного общества. 
        Первый тип собственности на средства производства— первобытнообщинный — составлял основу экономической системы общества, представленного родоплеменной организацией. Низкий уровень производительных сил этого общества и возможность лишь совместного их использования для добывания пищи и борьбы со стихиями природы с неизбежностью предопределяли и коллективную собственность на средства производства. Это была родо-племенная собственность, примитивная по своей форме и содержанию, характеризовавшаяся тем, что члены рода (племени), объединенные кровным родством, сообща добывали средства к жизни и соответственно общим являлось все их имущество. 
          Общественное разделение труда и возможность присвоения прибавочного продукта привели к возникновению рабовладельческого общества, основу экономической системы которого стала составлять частная собственность на средства производства, в том числе и на работника производства — раба. Это первый тип эксплуататорской собственности, выросшей из недр первобытного общества и расколовшей общество на два антагонистических класса — рабовладельцев и рабов.

Информация о работе Собственность и эволюция ее форм