Совершенная конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2012 в 03:37, контрольная работа

Краткое описание

Под рыночной структурой принято понимать совокупность множества специфических признаков и черт, отражающих особенности организации и функционирования того или иного отраслевого рынка. Понятие рыночной структуры отражает все аспекты рыночной среды, в рамках которой действует фирма, — это количество фирм в отрасли, число покупателей на рынке, особенности отраслевого продукта, соотношение ценовой и неценовой конкуренции, рыночная власть отдельного покупателя или продавца и т. п. Теоретически рыночных структур может быть большое количество. Тем не менее, многие экономисты считают возможным упростить анализ, прибегнув к типологии рыночных структур исходя из нескольких базовых параметров — признаков отраслевого рынка.

Содержание

1. Типы рыночных структур: совершенная конкуренция. 3
1.1 Типы рыночных структур. 3
1.2 Условия совершенной конкуренции. 5
1.3 Достоинства и недостатки совершенной конкуренции 8
1.4 Условия ценообразования на рынках совершенной конкуренции, когда цена товара равняется предельным издержкам – P=MC 10
2. Тесты 15
Список использованной литературы. 17

Вложенные файлы: 1 файл

Оглавление.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

1.4 Условия ценообразования на рынках совершенной конкуренции, когда цена товара равняется предельным издержкам – P=MC

В условиях совершенной  конкуренции рыночная цена на продукцию  устанавливается путем взаимодействия рыночного спроса и предложения. Ни один отдельный покупатель или  продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен товара.

Если фирма действует  в условиях совершенной конкуренции, то каждую единицу товара она продает  по одинаковой рыночной цене. Это означает, что каждая дополнительно проданная  единица товара будет добавлять к совокупному доходу (TR) фирмы одну и ту же величину предельного дохода (MR), равную цене (P) товара. Следовательно, для отдельной фирмы, действующей в совершенно конкурентном рынке, величины средней (AR) и предельной выручки совпадают и представляют собой одну и ту же горизонтальную линию, проведённую на уровне цены товара, то есть только в условиях совершенной конкуренции соблюдается равенство предельных издержек, предельного дохода и цены:

МС = MR = Р

 

Рисунок 1 – Спрос на продукцию фирмы в условиях совершенной конкуренции [6, c. 105]

 

Предельные издержки МС (marginal costs) определяются дополнительным расходом ресурсов в случае изменения  объема выпуска продукции на одну единицу.

Средний доход AR – усредненный  доход фирмы, получаемый от реализации единицы продукции.

Предельный доход MR –  прирост дохода фирмы от продажи  дополнительной единицы продукции

Однако существуют правила, применяемые к любой рыночной структуре и носящие универсальный  характер:

  • производителю имеет смысл продолжать производство, если при достигнутом уровне доход превосходит переменные издержки (издержки, которые меняются пропорционально объему производства; обычно переменными являются затраты на сырье и труд основных производственных рабочих);
  • если производитель решил продолжать производство, то он должен обеспечить такой его объем, при котором его предельный доход будет равен предельным издержкам.

На краткосрочном временном  интервале совершенно конкурентная фирма, принимая решение об увеличении количества продаж, не имеет достаточно времени для того, чтобы увеличить объём производства. В результате фирма пытается приспособить свой объём производства для максимизации прибыли или минимизации убытков. И для этого существует два пути. Первый состоит в том, что фирма сравнивает получаемый ею валовой (общий) доход и валовые (общие) издержки. Второй же предполагает сравнение предельного дохода и предельных издержек. Если сопоставление валового дохода и валовых издержек обеспечивает проверку общей прибыльности для оптимального выпуска в краткосрочном временном периоде, то сопоставление предельного дохода и предельных издержек предполагает проверку предельной прибыльности.

Следует вспомнить, что  именно разница между валовым  доходом и валовыми издержками представляет собой прибыль.

Соответственно максимальная прибыль может быть получена при  таком выпуске продукции, при  котором валовой доход превышает  валовые издержки на максимальную величину. Если рыночная цена опускается настолько, что не обеспечивает желаемого превышения валового над валовыми издержками, то фирма несёт убытки.

Однако фирма не закроется, и будет осуществлять производство, если сумма убытка будет меньше на какую-то величину её совокупных постоянных издержек. Наконец, если рыночная цена опустится так низко, что при  всех уровнях производства убытки будут превышать стоимость постоянных издержек, то фирме стоит остановить производство. Осуществляя в этом случае производство, фирма понесёт большие потери, чем при её закрытии.

Разница между предельным доходом и предельными издержками показывает, как изменяется прибыль от продажи дополнительной единицы продукции, т.е. как изменяется предельная прибыль. Максимизация прибыли на основе предельного анализа предполагает поиск выпуска продукции такого объёма, который максимизирует разницу между предельным доходом и предельными издержками. Фирма максимизирует прибыль, продолжая производить продукцию, пока предельная прибыль положительна. Главным условием для фирмы, максимизирующей прибыль, является равенство предельного дохода и предельных издержек. Поскольку для совершенно конкурентной фирмы цена равна предельному доходу, то предельное условие максимизации прибыли фирмы может иметь форму равенства цены и предельных издержек.

Равновесным выпуском продукции, максимизирующим прибыль совершенно конкурентной фирмы, является выпуск, при котором рыночная цена равняется предельным издержкам и предельному доходу. Любой выпуск ниже этого уровня означает, что фирма может повысить выпуск продукции для увеличения прибыли, и наоборот.

Совершенно конкурентная фирма выбирает объём производства, который обеспечивает ей максимальную прибыль. При этом следует иметь в виду, что выпуск продукции, обеспечивающий фирме максимальную прибыль, вовсе не означает получение самой большой прибыли за единицу этой продукции. То есть прибыль на единицу товара нельзя использовать как критерий общей прибыли.

Определяя выпуск, максимизирующий  прибыль, необходимо учитывать и  то, что когда цена больше, чем  средние издержки производства, которые  максимизируют прибыль, то совершенно конкурентная фирма получает экономическую прибыль. Получение экономической прибыли означает, что её доходы превышают все её издержки. Если же рыночная цена на продукцию равна минимальным средним издержкам, то она позволяет совершенно конкурентной фирме лишь покрывать свои издержки, в результате фирма получает экономическую прибыль, ревную нулю, т.е. нормальную прибыль. Совершенно конкурентная фирма в этом случае находится на уровне самоокупаемости. Когда же рыночная цена падает ниже минимально возможных средних издержек, но превышает минимум средних переменных издержек, то совершенно конкурентная фирма несёт убытки. Когда цена падает до уровня минимально возможных средних переменных издержек, фирма находится в точке прекращения операций. При любой цене, опускающейся ниже минимально возможных средних переменных издержек, потери фирмы превышают постоянные издержки и совершенно конкурентная фирма закрывается.

Эффективность чистой конкуренции  проявляется в 2-х формах:

а) производственная эффективность;

б) эффективность распределения факторов.

Производственная эффективность  – предполагает равенство цены долгосрочным средним совокупным издержкам при  достижении фирмой оптимальных размеров: Р = АТС

Эффективность распределения  факторов производства имеет место  при соблюдении равенства цен предельным издержкам: Р = МС.

Если Р > МС – недопроизводство товаров и недостаточное использование  факторов пр-ва.

Если Р < МС – перепроизводство товаров и чрезмерное количество факторов пр-ва, используемых для выпуска  товара.[7]

2.  Тесты 

1. Какой из перечисленных продуктов никогда не производился в рамках картельного соглашения производителей:

а) нефть;

б) бананы;

в) сахар;

  • г) пшеница;

д) кофе.

 

Пшеница производится на рынке совершенной конкуренции, а картель – это вариант олигополии.

 

2. Наиболее вероятно, что участник картеля мог бы увеличить прибыль:

а) продавая свои товары по более низкой цене, чем у других участников картеля;

б) устанавливая более  высокую цену, чем у других участников картеля;

  • в) проводя активную неценовую конкуренцию;

г) ограничивая выпуск своей продукции ниже установленной  квоты, чтобы повысить цену;

д) настаивая на том, чтобы  картель постоянно повышал согласованную  цену.

 

Для картели характерны завышенные цены на товары, и если один участник будет продавать свои товары по более низкой цене, то он привлечет больше покупателей на свою сторону, но при этом он возможно нарушит картельный договор.

 

3. Олигополия – это рыночная структура, где оперирует:

а) большое количество конкурирующих фирм, производящих однородный продукт;

б) большое количество конкурирующих фирм, производящих дифференцированный продукт;

  • в) небольшое количество конкурирующих фирм;

г) только одна крупная  фирма;

д) только один крупный  покупатель.

 

Из определения признаков  олигополии.

 

4. В модели монополии предполагается, что:

а) продавцы и покупатели принимают цены как данные;

б) проникновение на рынок  новых фирм не ограничено;

в) поведение продавцов  является стратегическим;

  • г) производится стандартизированный продукт.

 

5. В качестве барьера для проникновения в отрасль новых производителей могут служить:

а) патенты и лицензии;

  • б) более низкие издержки крупного производства;

в) законодательное оформление исключительных прав.

 

Список использованной литературы.

 

  1. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. М.: Экономист, 2005.
  2. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов.2-е изд. М.:, 2004.
  3. Океанова З.К. Экономическая теория: Учебник, 5-е изд. М.: Дашков и К, 2009.
  4. Салихов Б.В. Экономическая теория: Учебник, 3-е изд. М.: Дашков и К, 2009.
  5. Экономика: учебник/ под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. - М.: Проспект, 1999.
  6. Основы микроэкономики: Учеб. Пособие для вузов/ Под ред. проф. И.П. Николаевой.- М.: ЮНИТИ-ДАНА,  2001.
  7. Ценообразование (Управление ценообразованием в организации), И.В. Липсиц. - М: Экономистъ, 2004 г.;
  8. Все об экономике http://politeconomics.org/ режим доступа 16.01.12.
  9. Современная экономическая теория http://modern-econ.ru/micro.html/  режим доступа 21.01.12.

Информация о работе Совершенная конкуренция