Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 01:49, курсовая работа
Вопрос об учете совокупного спроса и совокупного предложения имеет большое социально-экономическое значение, поскольку ответ на этот вопрос характеризует состояние экономического развития данной страны на данный отрезок времени.
Цель данной курсовой работы - рассмотреть одну из самых фундаментальных рыночных категорий - равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением, а также его особенности в России.
Введение…………………………………………………………………3
1. Совокупный спрос, его структура и факторы его определяющие…..4
2. Совокупное предложение и факторы, влияющие на него…………...8
3. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения и его особенности в России……………………………………………………………11
Практикум……………………………………………………………...17
Заключение…………………………………………………………….20
Литература……………………………………………………………..21
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………………
1. Совокупный спрос, его структура и факторы его определяющие…..4
2. Совокупное предложение и факторы, влияющие на него…………...8
3. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения и его особенности в России……………………………………………………………
Практикум………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
введение
В разделе «Микроэкономика» анализируются спрос, предложение и цена на отдельные товары на единичных рынках. В разделе «Макроэкономика» эти категории рассматриваются на уровне национальной экономики. Поэтому здесь понятия «спрос», «предложение» и «цена» применяются ко всем продуктам и услугам, созданным в стране, то есть к национальному продукту.
Понятие «совокупный» в макроэкономике встречается часто. В этом понятии проявляется не простая сумма товаров, капиталов и т.д., а их взаимосвязанное, системное единство.
Чтобы определить совокупный спрос, совокупное предложение и совокупную цену в рамках национальной экономики, необходимо объединить тысячи отдельных цен, товаров и рынков. Их объединение в одну совокупную цену, один совокупный товар и один совокупный рынок называется агрегированием. Таким образом, объектом макроэкономического анализа, теории спроса и предложения являются национальный рынок, совокупная цена (уровень цен) и реальный национальный продукт.
Вопрос об учете совокупного спроса и совокупного предложения имеет большое социально-экономическое значение, поскольку ответ на этот вопрос характеризует состояние экономического развития данной страны на данный отрезок времени.
Цель данной курсовой работы - рассмотреть одну из самых фундаментальных рыночных категорий - равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением, а также его особенности в России.
1. Совокупный спрос, его структура и факторы его определяющие
Совокупный спрос (АD - aggregate demand) – это реальный объем национального производства (ВНП), который готовы приобрести внутренние и внешние потребители, фирмы и государство при любом возможном уровне цен в стране. Иными словами это общий спрос на все виды товаров и услуг, производимых национальной экономикой.
Совокупный спрос имеет две формы: натурально-вещественную и стоимостную.
Натурально-вещественная форма совокупного спроса отражает общественную потребность населения, фирм и государства в товарах и услугах. Совокупный спрос в стоимостном выражении представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике.
Из определения видно, что совокупный спрос близок по своему содержанию к ВНП. Величину того и другого при данном уровне цен можно выразить через расходы покупателей.
Тем не менее, между ВНП и совокупным спросом есть различия:
1. Величина ВНП определяется за год, а совокупный спрос может быть определен на данный момент (сегодня), за неделю, месяц, то есть за какой-то период.
2. ВНП определяется суммой реально произведенных товаров, включая услуги, тогда как спрос, хотя и включает в себя реальные товары, которые покупатели могут купить, но которых может и не быть в наличии.
3. Есть различия по субъектам. ВНП производится компаниями данной страны. Субъекты совокупного спроса иные.
В структуре совокупного спроса можно выделить 4 макроэкономических субъекта, влияющих на его объем:
1. Население данной страны, предъявляющее спрос на товары потребительского назначения (С). Или потребительский спрос.
2. Компании, предъявляющие спрос на инвестиционные товары (I). Или спрос на инвестиции.
3. Государство, осуществляющее различные закупки, делающее госзаказ (G).
4. Разность между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на иностранные товары (Х).
Таким образом, совокупный спрос (AD) можно выразить через формулу:
AD = C + I + GP + X.
Чтобы определить объем совокупного спроса, необходимо определить объём спроса каждого из этих субъектов.
Одни компоненты совокупного спроса относительно стабильны, изменяются медленно, например потребительские расходы. Другие – более динамичны, например инвестиционные расходы, их изменения вызывают колебания экономической активности.
Кривая совокупного спроса AD показывает количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Движение вдоль кривой AD отражает изменение совокупного спроса в зависимости от динамики общего уровня цен.
При прочих равных условиях, чем ниже уровень цен, тем большую часть реального объема национального производства захотят приобрести потребители внутри страны, а также зарубежные покупатели. И наоборот, чем выше уровень цен, тем меньший объем национального продукта они захотят купить. Таким образом, зависимость между уровнем цен и реальным объемом ВНП, на который предъявлен спрос, является обратной, и этим объясняется отрицательный наклон кривой AD.
Отклонение кривой АD вниз и вправо определяется тремя факторами:
1) Эффект реального богатства или эффект Пигу.
Если в стране растет уровень цен, т.е. существует инфляция, то финансовые накопления общества с фиксированной денежной стоимостью обесцениваются. Общество становиться относительно беднее и сокращает объем своих покупок. И наоборот если уровень цен в стране снижается, то общество становиться богаче и объем ВНП, приобретаемый покупателями, увеличивается.
2) Эффект процентной ставки или эффект Кейнса.
Рост уровня цен заставляет и потребителей, и производителей брать деньги в долг, т.е. возрастает спрос на деньги. Это обстоятельство повышает процентную ставку. Поэтому покупатели откладывают свои покупки (C), а предприниматели сокращают инвестиции (I). В результате совокупный спрос уменьшается.
3) Эффект импортных товаров или эффект Флеминга.
Если уровень цен на отечественные товары увеличивается, покупатели постараются заменить подорожавшие отечественные товары более дешевыми импортными.
Помимо указанного ценового фактора, на кривую АD воздействуют и неценовые факторы.
К неценовым факторам, влияющим на совокупный спрос, относится все, что воздействует на потребительские расходы (C), инвестиционные расходы фирм (I), государственные расходы (G), чистый экспорт (X).
Факторы, воздействующие на потребительский спрос (C):
- доходы потребителей;
- ожидания (изменения уровня цен, изменения доходов) потребителей;
- налоги;
- трансфертные платежи;
- процентная ставка.
Факторы, воздействующие на инвестиции (I):
- ожидаемые прибыли;
- процентная ставка;
- уровень налогов;
- новые технологии.
Факторы, воздействующие на государственные закупки (G):
- изменения в государственных расходах.
- принятие государственных программ.
Факторы, воздействующие на чистый экспорт X:
- изменения в условиях внешней торговли;
- национальный доход в зарубежных странах;
- валютный курс национальной денежной единицы.
Изменение неценовых факторов отражается на графике сдвигом кривой АD. Например, увеличение предложения денег и соответствующий рост платежеспособного спроса в экономике отразится сдвигом кривой АD вправо (рис. 2).
Рис. 2. Смещение кривой AD под влиянием неценовых факторов
Рост налогов приведет к снижению совокупного спроса и переместит кривую АD влево. Увеличение государственных расходов, также как и инфляционные ожидания населения приведут к правостороннему смещению кривой АD.
2. Совокупное предложение и факторы, влияющие на него
Совокупное предложение (АS - aggregate supply) - это зависимость между количеством производимой в стране продукции (реальным ВНП) и уровнем цен в стране. Это понятие часто используется как синоним валового национального, или внутреннего продукта.
Под совокупным предложением понимается совокупность конечных товаров, предлагаемых на рынках страны в данный период времени при данных условиях.
Более высокие уровни цен создают стимулы для производства дополнительного количества товаров и предложения их для продажи. Более низкие уровни цен вызывают сокращение производства товаров. Поэтому зависимость между уровнем цен и объемом национального продукта, который фирмы поставляют на рынок, является прямой, и этим объясняется положительный наклон кривой предложения.
Кривая совокупного предложения показывает, какой объем совокупного выпуска может быть предложен на рынок производителями товаров и услуг при разных значениях общего уровня цен в экономике.
Кривая АS (рис. 3) состоит из трех сегментов или отрезков:
Рис. 3. Кривая совокупного предложения AS
1) Кейнсианский (горизонтальный) отрезок, отражающий представление кейнсианской теории о функционировании экономики. Соответствует экономическому спаду в стране. Реальный ВНП значительно отстает от потенциального уровня. Ресурсы задействованы лишь частично, а значит в стране высокий уровень безработицы и простоев оборудования. На этом участке может изменяться реальный ВНП, а цены не меняются. Это объясняется тем, что во время кризиса в стране можно легко найти дешевые ресурсы - рабочую силу и др., следовательно, увеличение производства не будет сопровождаться увеличением средних издержек и цены останутся на прежнем уровне.
2) Промежуточный (отклоняющийся вверх). Этот отрезок показывает увеличение национального производства, которое сопровождается ростом цен. Это происходит из-за того, что некоторые рынки страны насыщены ресурсами и товарами, а на других рынках возникает острая нехватка ресурсов и дефицит товаров. Для устранения товарного дефицита предприятия вынуждены использовать низкоэффективное оборудование и низко квалифицированную рабочую силу. ВНП увеличится, но это приведет к увеличению издержек на единицу продукции и, следовательно, к росту цен.
3) Классический (вертикальный) отрезок, отражающий представление классической теории о функционировании экономики. Этот отрезок соответствует экономике полной занятости. В макроэкономике очень четко проявляется проблема общей нехватки ресурсов. Она и отражена на вертикальном отрезке – уровень цен в стране растет, а уровень производства остается неизменным, так как реальный ВНП достиг своего потенциального уровня.
Совокупное предложение, так же как и совокупный спрос может изменяться под воздействием неценовых факторов (рис. 4).
Изменение цен на ресурсы. Цены на ресурсы зависят от доступности внутренних ресурсов страны, цен на импортные ресурсы и господства на рынке того или иного поставщика ресурсов. Здесь речь идет о возможности монопольных объединений устанавливать цены выше конкурентных.
Изменение производительности. Повышение производительности означает, что из имеющегося объема ресурсов будет произведено больше продукции. К тому же повышение производительности сокращает издержки на единицу продукции. Следовательно, совокупное предложение увеличится.
Изменение организационно-правовых норм. Увеличение налогов на бизнес и усиление государственного регулирования деятельности предприятий сократит совокупное предложение. А увеличение субсидий со стороны государства наоборот увеличит его.
Рис. 4. Смещение кривой AS под воздействием неценовых факторов
Неценовые факторы имеют одну общую черту: когда один или несколько факторов изменяются, то происходят изменения и в издержках на единицу продукции при данном уровне цен. Это означает, что уменьшение издержек на единицу продукции смещает кривую совокупного предложения вправо. И наоборот, увеличение издержек на единицу продукции смещает кривую совокупного предложения влево.
Таким образом, когда издержки на единицу продукции изменяются под воздействием неценовых факторов, все фирмы, вместе взятые, изменяют объем национального производства, который они производят при данном уровне цен.
3. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения и его особенности в России
Анализ равновесия на национальном рынке осуществляется путем совмещения в одних осях координат графиков совокупного спроса и совокупного предложения. Рыночная система будет находиться в состоянии равновесия, если при действующем уровне цен в экономике величина предполагаемого объема производства в экономике равна величине совокупного спроса.
Пересечение кривых совокупного спроса и совокупного предложения, таким образом, определит равновесный реальный объем внутреннего производства и равновесный уровень цен в экономике. Наличие на графике совокупного предложения трех специфических участков несколько усложняет анализ. Рассмотрим ситуацию установления макроэкономического равновесия на каждом конкретном участке графика AS.
Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение