Совокупный спрос и совокупное предложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 11:13, курсовая работа

Краткое описание

Сейчас, в период глубокого экономического кризиса в России всех волнуют экономические проблемы. То и дело слышатся слова инфляция, курс рубля и тому подобные экономические термины. Для того, чтобы разобраться в этой ситуации надо знать основные экономические законы, а так как мы хотим разобраться в ситуации в стране в целом, то мы должны также знать макроэкономические закономерности. Для раскрытия макроэкономических закономерностей необходимо, прежде всего, рассмотреть категории совокупного спроса (AD) и совокупного предложения (АS); все перемены в экономике страны можно, так или иначе, объяснить изменениями в уровнях совокупного спроса и совокупного предложения.

Содержание

Введение.
1. Совокупный спрос, его структура и факторы его определяющие.
2. Совокупное предложение и факторы, влияющие на него.
3. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения и его
особенности в России.
Практикум.
Заключение.
Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по экономической теории.doc

— 178.50 Кб (Скачать файл)

Совокупное  предложение - это кривая, которая показывает уровень наличного реального объема производства при каждом возможном уровне цен. Более высокие уровни цен создают стимулы для производства дополнительного количества товаров и предложения их для продажи. Более низкие уровни цен вызывают сокращение производства товаров. Поэтому зависимость между уровнем цен и объемом этому зависимость между уровнем цен и объемом национального продукта, который предприятия выбрасывают на рынок, является прямой, или положительной.

В процессе нашего макроэкономического анализа мы узнаем, что существуют большие разногласия по поводу природы и формы кривой совокупного предложения. Эта кривая состоит из трех определенных сегментов, или отрезков. В наших рассуждениях мы будем исходить из того, что сама кривая совокупного предложения не смещается.

Три сегмента кривой совокупного предложения определяются как:

1) кейнсианский (горизонтальный);

2)промежуточный (отклоняющийся  вверх);

3)классический (вертикальный) отрезки.

Форма кривой совокупного  предложения отражает изменение  издержек на единицу продукции при  увеличении или уменьшении объема национального  производства. Издержки на единицу  продукции можно рассчитать путем  деления производства при полной занятости - это скользкие понятия. Это справедливо не только потому, что рабочий день и размеры рабочей силы иногда можно увеличить сверх нормальных пределов. Но и потому что периодически фактический ВНП превышает потенциальный ВНП. Так, в фазе процветания экономики ежедневный рабочий день и рабочая неделя могут увеличиваться. Рабочие могут также прибегнуть к совместительству, то есть к такой практике, когда человек работает в двух местах. Но нам достаточно сказать, что существует определенный реальный объем национального производства, который соответствует полной занятости.

Вся экономика практически  состоит из бесчисленного количества рынков товаров и ресурсов, и полная занятость возникает неравномерно и неодновременною. Реальный объем национального производства в некоторых отраслях промышленности может появиться дефицит и другие узкие места в производстве. Расширение производства также означает, что, когда оно станет работать на полную мощность, некоторым фирмам придется использовать более старое и менее эффективное оборудование. При увеличении объема производства на работу принимают менее квалифицированных рабочих. По всем причинам издержки на единицу продукции увеличиваются, и фирмы должны назначить более высокие цены на товары, чтобы производство было рентабельным. Поэтому на промежуточном отрезке увеличение реального объёма национального продукта сопровождается ростом цен.

Реальный объём национального  производства увеличивается, когда  экономика движется слева направо, проходя кейнсианский и промежуточный  отрезки совокупного предложения. Эти изменения в объёме национального производства являются результатом движения по кривой совокупного предложения, то есть мы рассматривали зависимость между реальным объёмом национального производства и уровнем цен при прочих равных условиях. Но когда одно или несколько из этих прочих условий изменяются, смещается сама кривая совокупного предложения.

Неценовыми  факторами совокупного предложения, потому что все они вместе взятые определяют положение совокупного предложения. Факторы имеют одну общую черту: когда они изменяются, то меняются и издержки на единицу продукции. Предприятия стремятся к прибыли, которая представляет собой разницу между ценой продукта и издержками на единицу продукции. Вследствие повышения цен на товары, то есть более высокого уровня цен, предприятия увеличивают реальный объем производства. А узкие места в производстве означают, издержки на единицу продукции имеют тенденцию к повышению, когда производство расширяется по направлению к полной занятости. Поэтому кривая совокупного предложения на промежуточном отрезке отклоняется вверх.

Важно отметить, что кроме  изменений в реальном объеме национального производства есть и другие факторы, изменяющие издержки на единицу продукции. Когда один или несколько факторов изменяются, происходят изменения и в издержках на единицу продукции при данном уровне цен. Уменьшение издержек на единицу продукции такого типа смещает кривую совокупного предложения вправо. То есть, когда издержки на единицу продукции изменяются под воздействием определенных факторов, кроме изменений в объеме национального производства, все фирмы, вместе взятые, изменяют объем национального производства, который они производят при данном уровне цен.

Неценовые факторы  совокупного предложения. Факторы, смещающие кривую совокупного предложения.

1. Изменение цен на ресурсы:

а) наличие внутренних ресурсов:

1) земля,

2) трудовые ресурсы,

3) капитал,

4) предпринимательские способности,

б) цены на импортные ресурсы,

в) господство на рынке.

2. Изменение в производительности.

3. Изменение правовых норм

а) налоги с предприятий и субсидии,

б) государственное регулирование.

Цены  на ресурсы.

Цены на ресурсы,  в отличие от цен на готовую продукцию, являются важным неценовым фактором совокупного предложения. При прочих равных условиях, повышение цен на ресурсы приводит к увеличению издержек на единицу продукции и тем самым к сокращению совокупного предложения. Снижение цен на ресурсы приводит к противоположному результату. Ниже рассматриваются факторы, влияющие на цены на ресурсы.

Наличие внутренних ресурсов. При увеличении наличных ресурсов кривая производственных возможностей общества смещается вправо, что влечет за собой смещение кривой совокупного предложения тоже вправо. Увеличение предложения внутренних ресурсов снижает цены на них, и в результате уменьшаются издержки на единицу продукции. Следовательно, при любом уровне цен все фирмы будут производить и выбрасывать на рынок больший реальный объем национального продукта, чем раньше. И наоборот, уменьшение предложения ресурсов приведет к увеличению цен на них и смещению кривой совокупного предложения влево.

  • Земля. Земельные ресурсы могут увеличиться, например, благодаря открытиям полезных ископаемых, орошению, новым техническим усовершенствованиям, которые позволяют нам превратить то, что раньше было не ресурсом, в ценные факторы производства.
  • Трудовые ресурсы. Около 70% затрат предприятий идет на заработную плату рабочим и служащим. Следовательно, при прочих равных условиях, изменения в заработной плате оказывают существенное влияние на издержки на единицу продукции и на характер кривой совокупного предложения. Увеличение имеющихся в распоряжении трудовых ресурсов приводит к уменьшению цены на рабочую силу, а их уменьшение - к увеличению этой цены.
  • Капитал. Совокупное предложение имеет тенденцию к повышению, когда общество наращивает запасы капитала. Это произошло бы, например, если бы общество решило сэкономить большую часть своего дохода и направить свои сбережения на покупку инвестиционных товаров.
  • Предпринимательские способности. Количество предприимчивых людей в экономике с течением времени изменяются, и поэтому кривая совокупного предложения смещается. Вполне возможно, что особое внимание, уделяемое средствами массовой информации в последнее время тем, кто нажил состояние благодаря своей предприимчивости, увеличит количество людей, стремящихся к предпринимательской деятельности, и это сместит кривую совокупного предложения вправо.

Цены  на импортные ресурсы. Ресурсы, будь то отечественные или импортные, увеличивают наши производственные мощности. Импортные ресурсы снижают затраты и поэтому уменьшают издержки на единицу реального объема национального производства в нашей стране. Отсюда можно сделать следующий вывод: снижение цен на импортные ресурсы увеличивает наше совокупное реальные объемы произведенного и купленного продукта будут равны, в экономике наступит равновесие.

Повышение цен  на эти ресурсы уменьшает наше совокупное предложение.

Недавно возникший  фактор, который периодически ведет  к изменению цен на импортные  ресурсы, - колебания валютного курса. Чтобы понять, как это происходит, предположим, что цена иностранной валюты по отношению к рублю упала, то есть стоимость рубля повысилась. Это даст возможность российским фирмам получить больше иностранной валюты за каждый российский рубль. Это означает, что для российских производителей цена на импортные ресурсы, выраженная в рублях, упадет. При этих условиях следует ожидать, что российские фирмы увеличат импорт зарубежных ресурсов и добьются уменьшения издержек на единицу продукции при данном уровне ее объема. Такие издержки на единицу продукции смещают кривую совокупного предложения в России вправо.

Господство  на рынке. Ослабление или усиление господства на рынке или рыночной монополии, которой обладают поставщики ресурсов, также может влиять на цены, на ресурсы и совокупное предложение.

Господство  на рынке - это возможность устанавливать цены выше тех, которые были бы при наличии конкуренции.

Ослабление  или усиление рыночной монополии  профсоюзов тоже может повлиять на характер кривой совокупного предложения. Усиление влияния профсоюзов может вызвать повышение заработной платы членов профсоюза и, как следствие, увеличение издержек на единицу продукции,

Производительность. Производительность - это отношение реального объема национального производства к количеству использованных ресурсов. Другими словами, производительность - это показатель среднего объема выпуска, или реального объема производства, на единицу затрат.

Увеличение  производительности означает, что при  имеющемся объеме ресурсов или затрат можно получить больший реальный объем национального производства.

При уменьшении издержек на единицу продукции увеличение производительности приведет к смещению кривой совокупного предложения  вправо; и наоборот, уменьшение производительности приведет к увеличению издержек на единицу продукции и смещению кривой совокупного предложения влево.

Изменение правовых норм. Изменения в правовых нормах, в соответствии с которыми функционируют все предприятия, могут изменить издержки на единицу продукции и сместить кривую совокупного предложения. Рассмотрим две категории таких изменений.

Налоги  и субсидии. Увеличение таких налогов с предприятий, как налог с оборота, акцизные сборы, налог на социальное обеспечение, может увеличить издержки на единицу продукции и сократить совокупное предложение. Например, увеличение налогов на социальное обеспечение, выплачиваемых предприятиями, увеличит производственные издержки и сократит совокупное предложение, а субсидии бизнесу, то есть прямые правительственные платежи фирме или снижение налоговых ставок, уменьшают издержки производства и увеличивают совокупное предложение.

Государственное регулирование. В большинстве случаев предприятиям дорого обходится государственное регулирование. Оно увеличивает издержки производства на единицу продукции и сдвигает кривую совокупного предложения влево. Сторонники концепции экономики предложения и дерегулирования яростно доказывают, что, увеличивая эффективность и уменьшая объем канцелярской работы, неизбежной в условиях высокорегулируемой экономики, дерегулирование снизит издержки на единицу продукции.

3. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения и его особенности в России.

Экономическое равновесие – это соответствие между имеющимися ограниченными ресурсами (земля, труд, капитал, деньги), с одной стороны, и возрастающими потребностями общества – с другой. Рост общественных потребностей опережает увеличение экономических ресурсов. Поэтому обычно равновесие достигается посредством ограничения потребностей (платежеспособного спроса), либо расширением мощностей и оптимизации использования ресурсов.

Наиболее важные предпосылки общего экономического равновесия следующие:

  • соответствие общенациональных целей и имеющихся экономических возможностей;
  • использование всех экономических ресурсов – рабочей силы, денег, основных фондов;
  • приведение структуры производства в соответствие со структурой потребления;
  • соответствие совокупного спроса и совокупного предложения на всех четырех типах рынков – товаров, труда, капитала, денег.

Указанные условия  общего экономического равновесия описываются с помощью соответствующих математических моделей, основными из которых являются следующие:

  • модель Сея, в которой макроэкономическое предложение товаров балансируется совокупным спросом или

AS = AD, где AS –  совокупное предложение; AD - совокупный  спрос;

  • модель «национального счета» страны, в которой объем совокупных национальных расходов страны равен национальному доходу или

AE = NI, где AE – объем национальных расходов, NI – национальный доход;

  • модель равновесных капиталовложений и сбережений в экономике;
  • модель «IS - LM», учитывающая в рассмотрении общего экономического равновесия  денежный рынок и определяющая сдвиг кривой совокупного спроса под влиянием спроса и предложения денег.

Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение