Совокупный спрос и совокупное предложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 18:07, контрольная работа

Краткое описание

Одними из основных показателей, характеризующих состояние экономики страны, является совокупный спрос и совокупное предложение.
В макроэкономике под спросом понимается совокупный спрос. Термин "совокупный" означает, что рассматривается спрос для всех товаров и услуг, а не спрос на какой-либо отдельный товар; аналогично цена - это совокупный уровень цен, а не цена одного товара или услуги.
Изучение процессов совокупного спроса и совокупного предложения как факторов, влияющих на экономическое равновесие, является важнейшей задачей для экономистов любой страны.
Данные категории являются одними из важнейших в макроэкономике, они освещаются практически в любом пособии, посвящённом макроэкономическому анализу, как отечественных, так и зарубежных экономистов.

Содержание

Введение………………………………………………………..……………………3
Понятие совокупного спроса……………………………………………….5
Кривая совокупного спроса и факторы, его определяющие……………...7
Понятие совокупного предложения………………………………………..9
Кейсианский, промежуточный и классический отрезки кривой совокупного предложения……………………………………………………10
Модель AD – AS……………………………………………………………14
Заключение………………………………………………………………………..17
Список используемых источников……………………………………………19

Вложенные файлы: 1 файл

теория экономики.docx

— 107.01 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический

университет» в г. Советском

Кафедра профессионально-педагогического образования

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине

«Теория экономики»

На тему: «Совокупный спрос и совокупное предложение»

 

 

 

                  

 

 

 

Выполнил:

студентка гр.

Проверил:

 

 

 

Советский 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………..……………………3

  1. Понятие совокупного спроса……………………………………………….5
  2. Кривая совокупного спроса и факторы, его определяющие……………...7
  3. Понятие совокупного предложения………………………………………..9
  4. Кейсианский, промежуточный и классический отрезки кривой совокупного предложения……………………………………………………10
  5. Модель AD – AS……………………………………………………………14

Заключение………………………………………………………………………..17

Список используемых источников……………………………………………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Одними из основных показателей, характеризующих состояние экономики страны, является совокупный спрос и совокупное предложение.

В макроэкономике под спросом понимается совокупный спрос. Термин "совокупный" означает, что рассматривается спрос для всех товаров и услуг, а не спрос на какой-либо отдельный товар; аналогично цена - это совокупный уровень цен, а не цена одного товара или услуги.

Изучение процессов совокупного спроса и совокупного предложения как факторов, влияющих на экономическое равновесие, является важнейшей задачей для экономистов любой страны.

Данные категории являются одними из важнейших в макроэкономике, они освещаются практически в любом пособии, посвящённом макроэкономическому анализу, как отечественных, так и зарубежных экономистов.

В структуре совокупного спроса можно выделить спрос домашних хозяйств на потребительские товары и услуги, спрос фирм на инвестиционные блага, спрос на конечные товары со стороны государства и спрос на отечественные товары со стороны иностранцев.

На совокупный спрос и предложение влияют различные факторы, одни из них приводят к изменению в спросе, сдвигу его кривой (вправо или влево), другие же приводят к изменению величины спроса, то есть движению по его кривой.

Рассмотрев категории совокупного спроса (AD) и совокупного предложения (АS), все перемены в экономике страны можно так или иначе объяснить изменениями в уровнях совокупного спроса и совокупного предложения.

Современная теория равновесия совокупного спроса и предложения представляется моделью AD-AS. На рынках спроса и предложения механизм ценообразования решает три основных вопроса рыночного хозяйства: что, как и для кого производить. Но, равновесия на товарных рынках недостаточно для нормального развития экономики. Необходимо достижение равновесия и на денежном рынке. Только при одновременном достижении равновесия на товарном и денежном рынках экономика развивается бескризисно.

Модель AD-AS является базовой для изучения колебаний объема выпуска товарного рынка в зависимости от уровня цен в экономике в целом; а также для изучения причин и последствий этих изменений.

Цель контрольной работы – изучить основные составляющие совокупного спроса и предложения, и его влияния на экономическое развитие.

Объект работы – совокупный спрос и совокупное предложение. Предмет – основные составляющие совокупного спроса и предложения, его влияние на экономическое развитие.

Задачи контрольной работы:

  1. Рассмотреть основные понятия совокупного спроса.
  2. Определить кривую совокупного спроса и факторы его определяющие.
  3. Изучить основные понятия совокупного предложения.
  4. Дать характеристику отрезкам кривой совокупного предложения.
  5. Охарактеризовать модель AD-AS.

Для раскрытия темы использовались труды таких экономистов, как Николаевой И.П., Ивашковского С.Н., Добрыниной А.И. и др.

Контрольная работа состоит и введения, основного содержания, заключения и списка используемых источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие совокупного спроса

 

Функционирование рыночного механизма не просто устанавливает равновесие между спросом и предложением на всех рынках товаров, услуг и факторов производства, но и обеспечивает оптимальное развитие экономической системы в целом. Ранее упрощенно предполагалось, что достижение рыночного равновесия происходит на отдельных локальных (частичных) рынках сравнительно независимо и автономно. Между тем в реальной жизни это далеко не так. Тесно связанными между собой являются функциональные рынки потребительских и инвестиционных товаров, финансовые рынки и рынки труда, рынки научно-технических разработок и информации. Все они объединены ограничением на совокупный доход.

В связи с этим в любой национальной экономике возникает необходимость постоянно синхронизировать во времени и экономическом пространстве меры и действия, направленные на развитие и регулирование всех рынков, активно формировать их адекватную структуру. Чтобы успешно решать указанные проблемы, следует специально выделить и анализировать состояние частичного и общего равновесия экономической системы. Рынок товаров находится в состоянии равновесия, если при действующем уровне цен величина предполагаемого выпуска продукции равна совокупному спросу или планируемым совокупным расходам [1, c. 76].

Совокупный спрос – это реальный объем национального производства, которые потребители, предприятия и правительство изъявляют готовность купить при любом возможном уровне цен.

Совокупный спрос формируется четырьмя секторами экономики и включает:

  • Потребительские расходы. Объем потребления, определяется величиной располагаемого дохода, который равен личному доходу частных лиц за вычетом уплаченных налогов.
  • Вторым по важности компонентом являются государственные закупки товаров и услуг , которые включают расходы на национальную оборону, строительство дорог, а также покупка дорожно-строительного оборудования, и т.д. Эта часть совокупного спроса определяется непосредственно правительственным решением.
  • Следующий компонент совокупного спроса - валовые частные внутренние инвестиции, которые включают весь прирост физического объема капитала и запасов, произведенных жителями данной страны за определенный период времени. Объем инвестиций определяется, уровнем выпуска, стоимостью капитала и ожиданиями относительно будущей конъюнктуры. Основным каналом влияния экономической политики на инвестиции является кредитно-денежная политика.
  • Чистый экспорт равен разности между ценностью экспорта и импорта. Объем импорта зависит от величины внутренних доходов и объема производства внутри страны, соотношения цен на внутреннем и внешнем рынках и обменного курса национальной валюты. Экспорт (который является импортом для других стран) можно представить как зеркальное отображение импорта, и определяется он, соответственно, доходами и объемом производства за рубежом, соотношением цен и валютным курсом. Таким образом, величина чистого экспорта зависит от соотношения доходов внутри страны и за рубежом, цен на продукцию и валютного курса.

Изучив все компоненты совокупного спроса, можно сказать, что он характеризует желание и возможность населения, фирм, государства и заграницы приобрести определенный объем товаров и услуг при сложившемся уровне цен [1, 6].

 

 

 

 

 

  1. Кривая совокупного спроса и факторы, его определяющие

 

Обратная зависимость между уровнем цен и реальным ВВП показана на рисунке 1:


Кривая совокупного спроса

Кривая совокупного спроса AD является нисходящей. Нисходящий характер этой кривой объясняется следующими тремя факторами:

  1. Эффект реальных остатков (богатства) – при более высоком уровне цен снижается реальная стоимость, или покупательская способность, накопленных финансовых активов общества, таких как срочные счета или облигации. В результате падения покупательской способности этих активов население фактически становится беднее и, следовательно, начинает экономить на расходах. Например, семья решила приобрести новый автомобиль. Покупательская способность их чистых финансовых активов составляла 50 тыс. долларов. Но если инфляция сведет их покупательскую способность до 30 тыс. долларов, семья, скорее всего, отложит покупку.
  2. Эффект процентной ставки – более высокий уровень цен, увеличивая спрос на деньги и повышая процентную ставку, сокращает величину спроса, т.е. реальный объем произведенного продукта, на который предъявляется спрос. Когда уровень цен повышается, потребителям требуется больше денег для покупок. А предпринимателям - для выплаты зарплаты и приобретения других необходимых ресурсов. Например, банкноты в 10 долларов вполне достаточно, когда товар стоит 10 долларов, но для продукта стоимостью 11 долларов, этой банкноты мало. т.е. более высокий уровень цен повышает спрос на деньги. При неизменном предложении денег увеличение спроса повышает процентную ставку. Таким образом, из-за повышения процентной ставки потребители также могут принять решение не покупать дома или автомобили.
  3. Эффект внешней торговли – повышение уровня цен в стране снижает количество товаров, запрашиваемых другими странами, и, как следствие, объем чистого экспорта снижается [8, c. 134].

Факторы (детерминанты) совокупного спроса – определённые условия, при которых меняется, смещается кривая совокупного спроса. Изменение одной или нескольких детерминант совокупного спроса приводит к изменению совокупного спроса рисунок 2:


Изменение совокупного спроса

Увеличение совокупного спроса показано смещение кривой AD вправо: от AD1 к AD2, а уменьшение совокупного спроса смещением влево - от AD1 к AD3.

Детерминанты совокупного спроса:

  1. Изменение потребительских расходов из-за изменения: благосостояния потребителей; ожиданий потребителей; задолженности домохозяйств; налогов.
  2. Изменение инвестиционных расходов из-за изменения: процентных ставок; ожидаемой доходности с учетом ожидаемых будущих условий ведения бизнеса, технологий, объема избыточных мощностей и налогов на бизнес.
  3. Изменение государственных расходов.
  4. Изменение расходов на чистый экспорт из-за изменения: национальных доходов других стран; валютных курсов [14, c. 141].

 

  1. Понятие совокупного предложения

 

Под совокупным предложением понимается совокупность конечных товаров, предлагаемых на рынках страны в данный период времени при данных условиях. 

Поскольку совокупное предложение представляет объем реального производства, то в данный временной период по своей величине оно может быть равным ВНП, если экспорт возмещается импортом и чистый экспорт сводится к нулю. Источником обеспечения совокупного предложения является общественное производство, однако в краткосрочном и среднесрочном плане производство может быть дополнено товарными запасами. Причем производство товаров, обеспечивающих предложение в данной стране, может осуществляться и за пределами страны. Речь идет об импорте как об одном из источников совокупного предложения.

В микроэкономике кривая предложения S имеет положительный наклон, свидетельствующий о том, что при повышении цен производители будут расширять производство данного товара. В макроэкономике кривая совокупного предложения имеет несколько иную форму. Дело в том, что в масштабе всей экономики могут сложиться три различных состояния: неполной занятости: приближающееся к полной занятости; полной занятости [1, 13].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Кейсианский, промежуточный и классический отрезки кривой совокупного предложения

 

В современном макроанализе выделяют три отрезка кривой совокупного предложения: кейнсианский, промежуточный и классический.

Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение