Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 22:55, курсовая работа
Цель курсовой работы: рассмотреть антикризисную политику на примере различных стран, выявить различия и общие черты проведения данной политики. Для достижения цели я поставила следующие задачи:
изучить сущность кризиса и причины его возникновения;
определить влияние кризиса на мировую экономику;
определить сущность антикризисной политики;
выявить её приоритетные средства и задачи;
рассмотреть модели посткризисной политики;
Антикризисная политика государства - это такой вид управления, при котором развиты механизмы предвидения и мониторинга кризиса, анализа его природы, вероятности, признаков, применения методов снижения отрицательных последствий кризиса и использования его результатов для будущего более устойчивого развития.
Возможность внедрения антикризисной политики государства связана с деятельностью человека, который может искать и выбирать оптимальные пути выхода из кризисных ситуаций, использовать прошлый тысячелетний опыт преодоления кризисов, приспосабливаться к проблемным ситуациям. Также возможность антикризисной политики определяется знанием циклического характера развития социально-экономических систем, что позволяет предвидеть кризисные ситуации, готовиться к ним.
Все проблемы антикризисной политики государства можно распределить по четырем группам. Первая группа включает проблемы распознавания предкризисных ситуаций. Вторая группа проблем связана с методологическими проблемами жизнедеятельности организации. Эта группа включает комплекс проблем финансово-экономического характера.
Проблематику антикризисной политики государства можно представить и в дифференциации технологии управления – это будет третья группа проблем. Она включает в самом общем рассмотрении проблемы мониторинга кризисов и разработку прогнозов развития социально-экономических систем, проблемы разработки управленческих решений. Четвертая группа проблем включает конфликтологию и селекцию персонала, которая всегда сопровождает кризисные ситуации.
Антикризисная политика государства имеет предмет воздействия – проблемы, а также предполагаемые и реальные факторы кризиса. Любое управление должно содержать черты антикризисного и вовремя урегулировать кризисный период. Игнорирование этого положения имеет значительные отрицательные последствия.
Сущность антикризисной политики государства определяют следующие характеристики:
В зависимости от разновидности кризиса будет различаться и механизм управления им. Однако система антикризисной политики государства должна быть многогранной: гибкой и адаптивной; склонной к усилению неформального управления; должна присутствовать диверсификация и децентрализация управления; и повышение интеграции.
Особенности процессов и технологий антикризисной политики государства выражается в таких факторах, как: мобильность и динамичность в использовании ресурсов, реализации инновационных программ; использование программно-целевых методов разработки и реализации управленческих решений; ускорение процесса реализации антикризисных мер; повышение эффективности оценки управленческих решений и оптимизации управленческих решений.
Приоритетными средствами антикризисной политики государства должны являться:
Важным элементом системы антикризисной политики государства являются его функции. Функции антикризисной политики государства - это виды деятельности, которые реализуют предмет антикризисной политики и определяют его результат. Они отвечают на простой вопрос: что надо делать, чтобы управлять успешно на всех стадиях кризиса. Можно выделить следующие функции: предкризисное управление; управление в условиях кризиса; управление процессами выхода из кризиса; стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспечение управляемости); минимизация потерь и упущенных возможностей; своевременное принятие решений. [1].
Важной чертой антикризисной политики государства является интеграция неформального и формального управления. Для антикризисной политики государства особое значение имеет перспективность, возможность выбрать и построить рациональную стратегию развития. Существуют разные стратегии антикризисной политики государства. Наиболее важными являются следующие:
Главной целью антикризисной политики государства является преодоление системного кризиса и дальнейшее его предотвращение. Для достижения цели в программе предусматриваются следующие основные задачи.
В краткосрочном периоде:
В среднесрочном периоде:
В долгосрочном периоде:
2.2 Посткризисная политика
Модели посткризисной политики.
Мировой кризис остается темой обсуждений в научной печати и политических кругах. Оценки его по-прежнему противоречивы, и не исключаются новые фазы потрясений. Вместе с тем неизбежно выдвигается вопрос о модели и путях экономического развития и выхода из кризиса. На сегодняшний день можно выделить три подхода (модели) в осуществлении пост кризисной политики, к которым будут склоняться разные страны мира в зависимости от их принадлежности к тем или иным группам по уровню развития.
Первый подход. Высокоразвитые страны работают на возврат к прежней экономической модели и привычной схеме управления миром. Понимая, что в нынешнем и будущем мире уже невозможно обеспечить доминирование только за счет сил США и узкого круга их союзников, мировая элита, кажется, готова расширить круг стран, допущенных в «клуб избранных».
Характерна выдвинутая американскими учеными Ч. Капчаном и А. Маунтом (Джорджтаунский университет, Вашингтон) концепция автономного управления миром, которая позволила бы США получить передышку в бремени абсолютного лидера и привлечь к поддержанию порядка в мире ресурсы и правительства ряда средних «незападных» государств. Понятно, что это продиктовано лишь приоритетом западных интересов и ценностей.
Эта модель антикризисной политики может получить реальное распространение, если не начать давать отпор данным концепциям, отвечающим по-прежнему интересам элиты, а не общемирового благополучия. Я полагаю, что в этой борьбе необходимо использовать разнообразную аргументацию, которая убеждала бы мыслящую часть человечества, что такая политика силового подавления слабых ради благополучия сильного меньшинства в нынешних условиях несостоятельна. Все это обуславливается тем, что сегодня грамотность и информированность людей радикально иная, нежели в прежние времена. Также экологические неравновесия зачастую приводят к катастрофам.
Однако нельзя и исключать другого варианта развития событий. Эта модель могла бы оказаться оптимальной для человечества, если бы произошло переосмысление в среде, формирующей элиту западных стран. Если бы начала реализовываться политика, которая базируется на понимании о шатком социально-экологическом равновесии в мире. Консолидированное управление развитием, основанное на ответственности за будущее в интересах всего человечества в целом, должно бы занимать весомое место в модернизации экономических и социально-политических систем во всем странах мира.
Второй подход. Крупные быстроразвивающиеся страны – Китай, Индия и другие – принимают меры по поддержанию экономического роста на высоком уровне. Например, Китай вкладывает значительные инвестиции в разные отрасли экономики, в том числе наукоемкие. Он переходит к этапу закрепления лидерства путем активизации собственных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. Однако этот путь воплощает в себе как максимальную эксплуатацию дешевого живого труда, так и абсолютное безразличие об экологии. Не думаю, что на этом поприще может зародиться кардинально новая модель устройства экономики.
Вместе с тем будет неправильным исключать, что на каком-то этапе своего развития Китай, Индия и подобные им страны смогут внести изменения в модели устройства экономики. Предпосылки для этого в Китае уже видны: эта страна пытается сделать рывок в научно-техническом прогрессе собственными силами, переориентирует свою экономику с внешнего спроса на внутренний спрос. А Индия придерживается четкой протекционистской политики в ключевых сферах промышленности и продвинувшейся в области так называемого офшорного программирования, в заработках на аутсорсинге и т.д.
Третий подход. Это модель поведения стран, которые хотят и пытаются что-то сделать для сохранения экономического роста, но в силу различных причин лишены инициативности и придерживаются выжидательной стратегии, тем самым надеясь, что страны-лидеры вернут мир к привычной устойчивости системы. Для относительно небольших стран этот путь может быть и не так уж плох для того, чтобы достичь быстрого экономического роста. Но он неприемлем для таких стран, как например, Россия. [2].
Мне кажется, для обеспечения перехода к модернизации в подобных странах необходимо для начала модернизировать систему государственного управления развитие, внести, так сказать, новую свежую струю в кадровую политику и в организацию системы подготовки и переподготовки кадров для государственных структур и для обновления менеджмента корпораций.
3. Антикризисная политика отдельных государств
3.1 Антикризисный вектор на примере отдельных стран
Импульсом к началу современных кризисных процессов стали события на мировых финансовых рынках и рецессия в развитых странах. Важно осмыслить происходящие процессы, максимально точно спрогнозировать дальнейшее развитие данных процессов для того, чтобы предпринимать комплексный набор действий по регулированию экономики, которые позволяют смягчить остроту кризисных явлений, выработать подходы по его преодолению. Рассмотрим, как справлялись с кризисом отдельные страны.
Экономика стран БРИК оказалась более устойчивой в период кризиса, нежели экономики развитых государств, таких как США и Европейский союз. Главные плюсы динамично развивающихся стран, прежде всего Бразилии, России, Индии и Китая – большой экономический рост, растущее внутреннее потребление, повышенные валютные резервы и более сильные финансовые структуры, не имеющие «зараженных» активов, как например, в США или ЕС. Чтобы конкурировать, страны БРИК одновременно сделали упор на образование, иностранные инвестиции, внутреннее потребление и предпринимательство.