Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 22:55, курсовая работа
Цель курсовой работы: рассмотреть антикризисную политику на примере различных стран, выявить различия и общие черты проведения данной политики. Для достижения цели я поставила следующие задачи:
изучить сущность кризиса и причины его возникновения;
определить влияние кризиса на мировую экономику;
определить сущность антикризисной политики;
выявить её приоритетные средства и задачи;
рассмотреть модели посткризисной политики;
1. Антикризисная политика правительства Республики Беларусь
Все страны мира в той или иной мере ощутили на себе негативное влияние мирового финансово-экономического кризиса. Не стала исключением и Беларусь, экономика которой подверглась серьезным негативным внешним воздействиям. При этом данный кризис явился существенным испытанием не только для экономики страны, но и для той социально ориентированной рыночной модели, которую выбрала Беларусь.
Белорусская экономика в условиях кризиса сохраняла достаточно высокую стабильность и устойчивость. Мировая статистика свидетельствует, что данный кризис привел в большинстве стран к падению производства, снижению занятности и доходов населения. Возьмем хотя бы сопредельные с Беларусью государства. Во всех из них, за исключением Польши, наблюдалось существенное падение ВВП.
Несмотря на то, что ситуация в мировой экономике характеризуется существенным снижением инвестиционной активности, в Беларуси данный показатель остается стабильным. В стране продолжается наращивание темпов строительства, в этой отрасли Беларусь лидирует среди стран СНГ уже не первый год. Кризис, который начался в финансовой сфере перешел в сферу реальной экономики и в конечном счете обусловил во многих странах социальный кризис, который выражается в уменьшении доходов населения, росте безработице, снижении социальных стандартов и т.д. Благодаря своевременно принятым мерам в Беларуси данные социальные проблемы практически отсутствуют.
Вместе с тем под воздействием кризиса увеличился дефицит внешней торговли товарами и услугами в результате снижения внешнего спроса, ухудшилось финансовое состояние предприятий реального сектора, снизилась рентабельность реализованной продукции, уменьшились доходы государственного бюджета. Произошло снижение объемов производства в высокотехнологичных отраслях, автомобилестроении, машиностроении и металлообработке, станкостроительной и инструментальной промышленности. В ряде регионов страны до 7-8 % работников были задействованы в режиме вынужденной неполной занятости. [11].
Тенденция снижения экспорта товаров и услуг в Беларуси проявилась уже в июле – августе 2008 г., аналогичные процессы были присущи и импорту республики, но несколько с меньшей интенсивностью. Результатом стало возрастание отрицательного сальдо внешней торговли товарами. Кроме того, происходит интенсивный рост валового внешнего долга, который приблизился к отметке в 15 млрд долл. США. Параллельно с этим происходило ускорение инфляционных процессов. Одновременно проходят сжатие сроков, на которые коммерческими банками привлекаются денежные средства и сокращается объем кредитования субъектов хозяйствования и населения. Динамику роста валового внешнего долга Республики Беларусь можно проследить в соответствии с таблицей 2.
Таблица 2 - Абсолютные показатели валового внешнего долга Республики Беларусь за 2008 – 3 кв. 2013 гг.
Показатели, (млн. долл. США) |
01.01.2008 |
01.01.2009 |
01.01.2010 |
01.01.2011 |
01.01.2012 |
01.01.2013 |
01.10.2013 |
валовой внешний долг по всем секторам экономики |
12 496,50 |
15 154,10 |
22 060,30 |
28 402,70 |
34 023,10 |
33 766,00 |
37 098,20 |
Обслуживание валового внешнего долга, в т.ч.: |
3 965,40 |
6 448,50 |
5 822,20 |
5 165,00 |
6 651,40 |
8 431,50 |
4 532,60 |
платежи по основному долгу |
3 728,00 |
5 960,50 |
5 346,60 |
4 563,20 |
5 735,40 |
7 205,70 |
3 546,40 |
платежи по процентам |
237,4 |
488 |
475,6 |
601,8 |
916 |
1 225,80 |
986,2 |
Совокупность всех вышеперечисленных процессов в экономике страны может привести к возникновению новых угроз национальной безопасности. Для их профилактики и преодоления требуется выработка системного антикризисного механизма.
В связи с этим, Беларуси было необходимо крайне осторожно увеличивать внешний государственный долг, одновременно создавая ресурсный потенциал возврата и направляя внешние займы преимущественно на рефинансирование ранее полученных займов. А для этого нужно искать новые внутренние ресурсы для подъема экономики, которые находятся в сфере активизации многообразного внутреннего спроса. Следовало также усилить работу по привлечению прямых иностранных инвестиций.
Уже это свидетельствует о том, что в нашей стране антикризисный механизм будет носить сложный характер и основываться на мероприятиях как антистагфляционного, так и антидефляционного свойства. Его сложность предполагает точность и четкую последовательность шагов. Основное внимание будет уделено решению следующих задач:
Реализация этих задач предполагает осуществление, с одной стороны, общесистемных мер, которые будут создавать необходимые условия и фон для проведения стабилизационных действий, с другой – мероприятий в наиболее проблемных сегментах реальной экономики и финансов.
Ключ к решению проблем снижения социальной цены кризиса лежит, в первую очередь, в производственной сфере. Поэтому важнейшим элементом антикризисного механизма должны быть меры в реальном секторе экономики. Важнейшие из них:
Предложенная система мер не претендует на абсолютную истину и на полный охват необходимого инструментария, но является, исходя из опыта предыдущих мировых и крупных региональных экономических кризисов, сложившейся в стране ситуации, специфики национальной экономической модели, вполне логичной. Это минимально необходимый набор шагов для стабилизации национальной экономики и формирования предпосылок выхода из кризиса, развития в будущем экономики высокими темпами на основе ее модернизации и оздоровления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Природа кризиса такова, что периодические "встряски" обеспечивают человеку качественный рост через саморазвитие, а организациям и странам - через самообновление вследствие реакции на изменение внешней среды. Именно кризис побуждает экономику страны к движению, которое приводит ее к повышению жизнеспособности, укрепляет и обновляет ее. Только преодоление кризиса позволяет экономике учиться повышать свой коэффициент полезного действия, взвешенно использовать природные и человеческие ресурсы, а компании - не останавливаться на достигнутом, эффективно развиваться и двигать вперед свою индустрию.
Современный кризис существенно отличается от своих предшественников и по оценкам экспертов предполагаемые сроки развития кризиса: 2008 год - рецессия в США и начало промышленного спада в других странах, 2009-2010 годы - пик кризиса (основное падение), 2010-2013 годы - депрессия, перестройка микроэкономики для нового развития.
В данном курсовом исследовании были решены следующие задачи:
В ходе курсовой работы была достигнута основная цель - выяснение теоретико-методических аспектов изучения антикризисной политики государства на примере отдельных стран.
Таким образом, весь комплекс антикризисных мер, предпринимаемых в рамках отдельных государств, условно можно разделить на три основных блока:
кризис экономика политики модель
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Александров, Г. А. Антикризисное управление: теория, практика, инфраструктура. Учебно-практическое пособие / Москва, 2007. – С. 544
2 Антипин, С. Оценка некоторых кризисных явлений и государственное регулирование рыночной экономики в условиях нестабильности / РИСК: ресурсы, инфляция, снабжение, конкуренция // Минск, 2011. №1, ч. 1. – С. 183-185
3 Баринов, В.А. / Антикризисное управление// Минск, 2007. – С. 364
4 Быков, А.Н. Кризис финансовой глобализации и уроки для России и СНГ / под ред. Шимов В.Н. // Белорусский экономический журнал / Минск, 2009. №4. – С. 4-13
5 Гаврилова, Н.В. / Антикризисное управление. Институциональные особенности // Москва, 2007. – С. 208
6 Глущенко, В.В. / Введение в кризисологию. Финансовая кризисология. Антикризисное управление // Москва, 2008. - С. 88
7 Жарковская, Е.П., Бродский Б.Е., Бродский И.Б. / Антикризисное управление // Москва, 2008. - С. 448
8 Петрикова, Е.М. Тенденции развития платежного баланса и международных инвестиционной позиции стран БРИК / Финансы и кредит // Минск, 2011. №9. С. 29-43
9 Руденков, В.М., Пилютик А.А. Кризис в мировой экономике: проявление и преодоление / под ред. Шимов В.Н. // Белорусский экономический журнал / Минск, 2010. №1. - С. 27-34
10 Сайт Национального банка
11 Сидорский, С. Новые условия – новые подходы / под ред. Напреев В. // Экономика Беларуси / Минск, 2009. №1. – С.6-12
12 Сидорский, С. Новые условия – новые подходы / под ред. Напреев В. // Экономика Беларуси / Минск, 2009. №1. – С. 96
13 Сидорский, С. Новые экономические условия – новые возможности развития / под ред. Напреев В. // Экономика Беларуси / Минск, 2009. №4. – С. 6-20
14 Федорова, Е. Анализ и оценка каналов распространения финансовых кризисов на развивающихся рынках / Вопросы экономики // Минск, 2011. №7. – С. 120-128
15 Шимов, В.Н. Мировой финансово-экономический кризис: негативные последствия для Беларуси и пути их преодоления /под ред. Шимов В.Н. // Белорусский экономический журнал / Минск, 2009. №2. – С. 4-12
Размещено на Allbest.ru