Современная антикризисная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 22:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: рассмотреть антикризисную политику на примере различных стран, выявить различия и общие черты проведения данной политики. Для достижения цели я поставила следующие задачи:
изучить сущность кризиса и причины его возникновения;
определить влияние кризиса на мировую экономику;
определить сущность антикризисной политики;
выявить её приоритетные средства и задачи;
рассмотреть модели посткризисной политики;

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат антикризисное.doc

— 178.50 Кб (Скачать файл)

 

1. Антикризисная политика правительства Республики Беларусь

 

Все страны мира в той или иной мере ощутили на себе негативное влияние мирового финансово-экономического кризиса. Не стала исключением и Беларусь, экономика которой подверглась серьезным негативным внешним воздействиям. При этом данный кризис явился существенным испытанием не только для экономики страны, но и для той социально ориентированной рыночной модели, которую выбрала Беларусь.

Белорусская экономика в условиях кризиса сохраняла достаточно высокую стабильность и устойчивость. Мировая статистика свидетельствует, что данный кризис привел в большинстве стран к падению производства, снижению занятности и доходов населения. Возьмем хотя бы сопредельные с Беларусью государства. Во всех из них, за исключением Польши, наблюдалось существенное падение ВВП.

Несмотря на то, что ситуация в мировой экономике характеризуется существенным снижением инвестиционной активности, в Беларуси данный показатель остается стабильным. В стране продолжается наращивание темпов строительства, в этой отрасли Беларусь лидирует среди стран СНГ уже не первый год. Кризис, который начался в финансовой сфере перешел в сферу реальной экономики и в конечном счете обусловил во многих странах социальный кризис, который выражается в уменьшении доходов населения, росте безработице, снижении социальных стандартов и т.д. Благодаря своевременно принятым мерам в Беларуси данные социальные проблемы практически отсутствуют.

Вместе с тем под воздействием кризиса увеличился дефицит внешней торговли товарами и услугами в результате снижения внешнего спроса, ухудшилось финансовое состояние предприятий реального сектора, снизилась рентабельность реализованной продукции, уменьшились доходы государственного бюджета. Произошло снижение объемов производства в высокотехнологичных отраслях, автомобилестроении, машиностроении и металлообработке, станкостроительной и инструментальной промышленности. В ряде регионов страны до 7-8 % работников были задействованы в режиме вынужденной неполной занятости. [11].

Тенденция снижения экспорта товаров и услуг в Беларуси проявилась уже в июле – августе 2008 г., аналогичные процессы были присущи и импорту республики, но несколько с меньшей интенсивностью. Результатом стало возрастание отрицательного сальдо внешней торговли товарами. Кроме того, происходит интенсивный рост валового внешнего долга, который приблизился к отметке в 15 млрд долл. США. Параллельно с этим происходило ускорение инфляционных процессов. Одновременно проходят сжатие сроков, на которые коммерческими банками привлекаются денежные средства и сокращается объем кредитования субъектов хозяйствования и населения. Динамику роста валового внешнего долга Республики Беларусь можно проследить в соответствии с таблицей 2.

Таблица 2 - Абсолютные показатели валового внешнего долга Республики Беларусь за 2008 – 3 кв. 2013 гг.

Показатели,             (млн. долл. США)

01.01.2008

01.01.2009

01.01.2010

01.01.2011

01.01.2012

01.01.2013

01.10.2013

валовой внешний долг по всем секторам экономики

12 496,50

15 154,10

22 060,30

28 402,70

34 023,10

33 766,00

37 098,20

Обслуживание валового внешнего долга, в т.ч.:

3 965,40

6 448,50

5 822,20

5 165,00

6 651,40

8 431,50

4 532,60

платежи по основному долгу

3 728,00

5 960,50

5 346,60

4 563,20

5 735,40

7 205,70

3 546,40

платежи по процентам

237,4

488

475,6

601,8

916

1 225,80

986,2


 

Совокупность всех вышеперечисленных процессов в экономике страны может привести к возникновению новых угроз национальной безопасности. Для их профилактики и преодоления требуется выработка системного антикризисного механизма.

В связи с этим, Беларуси было необходимо крайне осторожно увеличивать внешний государственный долг, одновременно создавая ресурсный потенциал возврата и направляя внешние займы преимущественно на рефинансирование ранее полученных займов. А для этого нужно искать новые внутренние ресурсы для подъема экономики, которые находятся в сфере активизации многообразного внутреннего спроса. Следовало также усилить работу по привлечению прямых иностранных инвестиций.

Уже это свидетельствует о том, что в нашей стране антикризисный механизм будет носить сложный характер и основываться на мероприятиях как антистагфляционного, так и антидефляционного свойства. Его сложность предполагает точность и четкую последовательность шагов. Основное внимание будет уделено решению следующих задач:

  • социальная поддержка слабозащищенных слоев населения;
  • активизация экспортного сектора экономики и повышение ее конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках;
  • достижение внешней сбалансированности экономики;
  • рационализация кредитной системы;
  • совершенствование государственного управления в направлении обеспечения эффективного и устойчивого социального и экономического роста после восстановления внешней позитивной конъюнктуры.

Реализация этих задач предполагает осуществление, с одной стороны, общесистемных мер, которые будут создавать необходимые условия и фон для проведения стабилизационных действий, с другой – мероприятий в наиболее проблемных сегментах реальной экономики и финансов.

Ключ к решению проблем снижения социальной цены кризиса лежит, в первую очередь, в производственной сфере. Поэтому важнейшим элементом антикризисного механизма должны быть меры в реальном секторе экономики. Важнейшие из них:

  • оздоровление, модернизации, структурной перестройке на инновационной основе реального сектора;
  • повышение технического уровня и качество продукции, обновление технологической базы производства;
  • увеличение объемов экспорта и оптимизация импортных потоков на основе рационализации развития импортозамещающих производств. Также особое внимание нужно придать диверсификации внешних рынков сбыта, активному вовлечению в зону экспортных интересов Беларуси стран Азии, Африки и Латинской Америки;
  • поддержка отраслей экономики, ориентированных на внутренний спрос и обеспечивающих внутреннюю занятость (жилищное строительство, строительство дорог, деревообработка);
  • конкретизация приоритетов в области развития экспорта с выделением потенциально наиболее эффективных, конкурентоспособных отраслей и производств, требующих государственной поддержки, а также создание системы поддержки;
  • оптимизация таможенного регулирования, особенно в отношении оборудования для обновления основного капитала, создания новых наукоемких и высокотехнологических производств, проведения приоритетных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;
  • совершенствование методов и механизмов менеджмента, маркетинга, логистики для поиска завоевания новых рыночных ниш. Создание совместных предприятий, сборочных производств за рубежом. Внедрение новых форм организации крупного бизнеса (холдингов и т.д.) в рамках Таможенного союза, ЕврАзЭС, СНГ, мирового сообщества.

Предложенная система мер не претендует на абсолютную истину и на полный охват необходимого инструментария, но является, исходя из опыта предыдущих мировых и крупных региональных экономических кризисов, сложившейся в стране ситуации, специфики национальной экономической модели, вполне логичной. Это минимально необходимый набор шагов для стабилизации национальной экономики и формирования предпосылок выхода из кризиса, развития в будущем экономики высокими темпами на основе ее модернизации и оздоровления.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Природа кризиса такова, что периодические "встряски" обеспечивают человеку качественный рост через саморазвитие, а организациям и странам - через самообновление вследствие реакции на изменение внешней среды. Именно кризис побуждает экономику страны к движению, которое приводит ее к повышению жизнеспособности, укрепляет и обновляет ее. Только преодоление кризиса позволяет экономике учиться повышать свой коэффициент полезного действия, взвешенно использовать природные и человеческие ресурсы, а компании - не останавливаться на достигнутом, эффективно развиваться и двигать вперед свою индустрию.

Современный кризис существенно отличается от своих предшественников и по оценкам экспертов предполагаемые сроки развития кризиса: 2008 год - рецессия в США и начало промышленного спада в других странах, 2009-2010 годы - пик кризиса (основное падение), 2010-2013 годы - депрессия, перестройка микроэкономики для нового развития.

В данном курсовом исследовании были решены следующие задачи:

  • определена сущность кризиса, его причины и влияние на экономику государства;
  • изучена антикризисная политика государства по этапам и направлениям в различных странах мира.

В ходе курсовой работы была достигнута основная цель - выяснение теоретико-методических аспектов изучения антикризисной политики государства на примере отдельных стран.

Таким образом, весь комплекс антикризисных мер, предпринимаемых в рамках отдельных государств, условно можно разделить на три основных блока:

  • меры по поддержке и стимулированию национальной экономики, прежде всего финансовые вливания в целях рекапитализации банковской системы и реального сектора экономики;
  • меры по смягчению социальных последствий кризиса: увеличение пособий по безработице, различного рода льготы и субсидии для нуждающихся и малоимущих, включая снижение налогов и т.п.;
  • меры, ориентированные на подготовку благоприятных условий для посткризисного развития: совершенствование инфраструктуры, стимулирование разработки энергосберегающих технологий, поиска возобновляемых источников энергии и создания экологически безопасного производства, дополнительное финансирование образования, науки, здравоохранения и т.д.

кризис экономика политики модель

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1 Александров, Г. А. Антикризисное управление: теория, практика, инфраструктура. Учебно-практическое пособие / Москва, 2007. – С. 544

2 Антипин, С. Оценка некоторых кризисных явлений и государственное регулирование рыночной экономики в условиях нестабильности / РИСК: ресурсы, инфляция, снабжение, конкуренция // Минск, 2011. №1, ч. 1. – С. 183-185

3 Баринов, В.А. / Антикризисное управление// Минск, 2007. – С. 364

4 Быков, А.Н. Кризис финансовой глобализации и уроки для России и СНГ / под ред. Шимов В.Н. // Белорусский экономический журнал / Минск, 2009. №4. – С. 4-13

5 Гаврилова, Н.В. / Антикризисное управление. Институциональные особенности // Москва, 2007. – С. 208

6 Глущенко, В.В. / Введение в кризисологию. Финансовая кризисология. Антикризисное управление // Москва, 2008. - С. 88

7 Жарковская, Е.П., Бродский Б.Е., Бродский И.Б. / Антикризисное управление // Москва, 2008. - С. 448

8 Петрикова, Е.М. Тенденции развития платежного баланса и международных инвестиционной позиции стран БРИК / Финансы и кредит // Минск, 2011. №9. С. 29-43

9 Руденков, В.М., Пилютик А.А. Кризис в мировой экономике: проявление и преодоление / под ред. Шимов В.Н. // Белорусский экономический журнал / Минск, 2010. №1. - С. 27-34

10 Сайт Национального банка Республики  Беларусь http://www.nbrb.by/

11 Сидорский, С. Новые условия – новые подходы / под ред. Напреев В. // Экономика Беларуси / Минск, 2009. №1. – С.6-12

12 Сидорский, С. Новые условия – новые подходы / под ред. Напреев В. // Экономика Беларуси / Минск, 2009. №1. – С. 96

13 Сидорский, С. Новые экономические условия – новые возможности развития / под ред. Напреев В. // Экономика Беларуси / Минск, 2009. №4. – С. 6-20

14 Федорова, Е. Анализ и оценка каналов распространения финансовых кризисов на развивающихся рынках / Вопросы экономики // Минск, 2011. №7. – С. 120-128

15 Шимов, В.Н. Мировой финансово-экономический кризис: негативные последствия для Беларуси и пути их преодоления /под ред. Шимов В.Н. // Белорусский экономический журнал / Минск, 2009. №2. – С. 4-12

Размещено на Allbest.ru


Информация о работе Современная антикризисная политика