Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 17:40, курсовая работа
В данной курсовой работе будет отражена не только отраслевая структурамашиностроительного комплекса и факторы размещения его отраслей и подотраслей. Но и охарактеризовано современное состояние комплекса, перспективы и варианты выхода из создавшейся сегодня сложной экономической ситуации.
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. Теоретическая .
1.1 Значение отрасли в системе народного хозяйства.
Глава 2. Практическая.
2.1 Современное состояние отрасли в России.
2.2 Переспективы развития отрасли.
Заключение.
Список использованной литературы
кадров и научно-конструкционных организаций. Атомное машиностроение образуют заводы головных производственных объединений “Ижорский завод” (Санкт-Петербург) и “Атоммаш” (Волгодонск). Заводы специализируются на выпуске корпусных реакторов и другого оборудования для АЭС.
Полиграфическое машиностроение имеет наименьший объем товарной продукции в отрасли. Производство сосредоточено исключительно в европейской части страны – в Санкт-Петербурге, Москве, Рыбинске.
Электротехническая промышленность. Отрасль выпускает изделия более 100
тыс. наименований продукции, потребителем которой является практически все
народное хозяйство. По объему производства она значительно превосходит в
совокупности все подотрасли тяжелого машиностроения. Для производства
электротехнической продукции требуется широкий набор технических средств и
материалов, производимых различными промышленными комплексами.
Размещение предприятий электротехнической промышленности обусловлено
различными факторами, где важную роль играют наличие квалифицированных
кадров, специализированных научно-исследовательских организаций и крупных
потребителей. В настоящее время основными регионами электротехнического
машиностроения являются Центральный, Северо-западный и Западно-Сибирский
районы. Старейшими являются такие предприятия, как московские Электрозавод
имени В.В. Куйбышева, санкт-петербургский “Электросила”, екатеринбургский
“Уралэлектроаппарат” и новосибирский трансформаторный завод.
Станкоинструментальная
промышленность включает
Нижний Новгород, Новосибирск, Оренбург, Иркутск и др.
Приборостроение.
Продукция этой отрасли
материало- и энергоемкостью, но для ее производства требуются
высококвалифицированная рабочая сила и научно-исследовательские кадры. Поэтому основная часть производственного потенциала сосредоточена в крупных и
крупнейших городах. Например, в Москве и Московской области размещены десятки научно-производственных и производственных объединений, специализирующихся на выпуске, монтаже и наладке средств автоматизации, разработке программного обеспечения, конструировании и производстве часов, медицинских приборов, измерительной аппаратуры, оргтехники.
В структуре машиностроения доля продукции приборостроения составляет около
12%. Эта наукоемкая продукция является основным элементом систем
автоматизации управления технологическими процессами, а также управленческого и инженерно-технического труда, информационных систем и т.д. В приборостроении более 80% продукции выпускается крупными предприятиями
(численность работающих – от 1 до 10тыс. человек). В числе крупнейших
предприятий - АО “Второй Московский часовой завод”, Пензенский часовой завод.
Машиностроение
для легкой и пищевой
следующие подотрасли: производство оборудования для текстильной, трикотажной, швейной, обувной, кожевенной, меховой промышленности, а также для производства химических волокон и оборудование для пищевой промышленности. Основным фактором размещения является близость к потребителю, поэтому подавляющее большинство заводов, и более 90% объема выпуска товарной продукции размещены в европейской зоне (главным образом Центральный, Волго-Вятский, Северо-западный и Поволжский
районы).
Авиационная промышленность. В авиационной промышленности
кооперируются предприятия практически всех отраслей промышленного производства, поставляющие разнообразные материалы и оборудование. Предприятия отличаются высоким уровнем квалификации инженерно-технического и рабочего персонала, что обусловило возникновение и развитие авиационной промышленности в крупных промышленных центрах. Современные пассажирские и грузовые самолеты производятся в Москве, Смоленске, Воронеже, Таганроге, Казани, Ульяновске, Самаре, Саратове, Омске, Новосибирске. В Москве, Ростове-на-Дону, Казани, Улан-Уде, Кумертау
производят вертолеты.
Ракетно-космическая промышленность (Москва, Омск, Красноярск и
др.) выпускает орбитальные космические корабли, ракеты для вывода спутников,
грузовых и обитаемых кораблей и корабли многоразового использования типа
“Буран”, сочетающая высокие технологии с широкой межотраслевой комплексностью производства. На долю России приходится 85% мощностей ракетно-космического комплекса бывшего СССР.
Автомобильная промышленность. По объему производства, а также по
стоимости основных фондов она является крупнейшей отраслью машиностроения.
Продукция автомобилестроения широко используется во всех отраслях народного
хозяйства и является одним из самых ходовых товаров в розничной торговле. Свыше 80% перевозимых грузов приходится на автомобильный транспорт.
Подавляющая часть производства сосредоточена в старопромышленных районах
европейской части России с высокой концентрацией перевозок и наличием крупных транспортных узлов. В отрасли велик уровень производственной концентрации. Более 1/2 товарной продукции, основных производственных фондов и персонала приходится на предприятия с численностью работающих более 10 тыс. человек, составляющих лишь 11% от общего числа. К этой группе относятся АМО “ЗИЛ” и АО “Москвич” (Москва), АО “ГАЗ” (Нижний Новгород), АО “ВАЗ” (Тольятти), АО “КамАЗ” (Набережные Челны). Основными районами размещения являются Центральный (более 1/5 валовой продукции), Поволжский, Волго-Вятский и Уральский районы.
Сельскохозяйственное и тракторное машиностроение. Основные
мощности сельскохозяйственного и тракторного машиностроения расположены главным образом в Северо-Кавказском, Поволжском, Западно-Сибирском, Уральском, Центральном, Центрально-Черноземном и Волго-Вятском районах. Это соответствует размещению и специализации сельского хозяйства. В сельскохозяйственном машиностроении осуществляется предметная и подетальная специализация; значительно меньше заводов специализировано на определенных стадиях технологического процесса или капитальном ремонте оборудования.
Производство зерноуборочных комбайнов сосредоточено на заводе “Ростсельмаш”,
на красноярском и таганрогском заводах, картофелеуборочных – в Рязани,
льноуборочных – в Бежецке. Различные типы тракторов выпускаются во Владимире, Липецке, Санкт-Петербурге, Волгограде, Рубцовске, Петрозаводске, Барнауле, Брянске и Чебоксарах.
Судостроительная промышленность. Большинство предприятий отрасли,
несмотря на потребляемое ими значительное количество металла больших
параметров, что неудобно для транспортировки, находится вне крупных
металлургических баз. Сложность современных судов обусловливает установку на
них разнообразного оборудования, что подразумевает наличие кооперационных
связей с предприятиями-смежниками. Строительство судов начинается на суше, а
заканчивается на плаву, поэтому многие верфи размещены в устьях крупных рек или в защищенных от моря гаванях. Крупнейший район морского судостроения сложился на Балтийском море, где находится важнейший его центр – Санкт-Петербург с рядом заводов (“Северная верфь”, Балтийский, Адмиралтейский, Канонерский, Невский). Имеются судостроительные и судоремонтные заводы в Выборге и Калининграде. На Дальнем Востоке центрами судоремонта являются Владивосток и Петропавловск-Камчатский. Речное судостроение представлено многочисленными верфями на важнейших речных магистралях: Волге (Нижний Новгород), Оби, Енисее. Выгодное географическое положение таких заводов делает сооружение судов на таких предприятиях весьма эффективным.
Если рассматривать региональный аспект размещения отраслей машиностроения, то ведущее положение среди машиностроительных регионов не только России, но и СНГ будет занимать Центральный экономический район. До недавнего времени на его долю приходилось более 1/2 производства пассажирских вагонов,
значительная часть продукции автомобилестроения, 90% продукции машиностроения для легкой промышленности. Почти 80% продукции экспортировалась в другие регионы и за границу. Развитие здесь высокотехнологичного производства во многом обусловлено наличием здесь высококвалифицированных кадров, научно- исследовательских и проектных организаций. В структуре производства велика роль Москвы. Здесь расположены бывшие флагманы отечественного автомобилестроения АО “Москвич” и АМО “ЗИЛ” и огромное количество “почтовых ящиков” и созданных на их базе конверсионных производств. В Москве также расположены такие крупные машиностроительные гиганты, как АО “Динамо”, Завод им. Ильича, несколько шарикоподшипниковых заводов. Отраслями машиностроительной специализации Центрального экономического района являются автомобилестроение, локомотиво-, вагоностроение, речное судостроение, тракторное, сельскохозяйственное, точное машиностроение. Северо-западный экономический район входит в состав Центрального региона России. Основная доля машинотехнической продукции приходится на Санкт- Петербург, в котором сконцентрировано энергетическое, радиотехническое, оптико-механическое машиностроение, морское судостроение, вагоностроение, станкостроение. Важным центром морского судостроения является Калининград. Вторым крупным регионом концентрации машиностроительных производств является Урало - Поволжье. По объему выпускаемой продукции регион уступает только Центру. На предприятиях Урала производится 24.6% всех станков, 24.4% кузнечно-прессового и 17% горно-шахтного оборудования. Крупными центрами являются города Екатеринбург, Челябинск, Тольятти, Набережные Челны и Нижний Новгород. Необходимо также подчеркнуть, что в Волго-Вятском экономическом районе (республика Удмуртия) сконцентрированы важнейшие предприятия оборонной отрасли. В частности в столице республики находится Ижевский оружейный завод, производящий весь спектр легкого и среднего стрелкового оружия. В направлении с запада на восток происходит заметное увеличение затрат на капитальное строительство, рабочую силу, транспортировку сырья и готовой продукции. Если принять за 100% расходы на создание машиностроительного производства в центральном регионе, то затраты в Сибири возрастут на 7-12%, а на Дальнем Востоке - на 12-15%. Соответственное повышение себестоимости продукции составит 13-25% в зависимости от специфики производства. Поэтому вблизи источников сырья и энергии целесообразно размещать материало- и энергоемкие производства энергетического, подъемно-транспортного, вагоностроительного и горнодобывающего оборудования. Подобные предприятия сконцентрированы на Алтае, в Кемеровской и Иркутской областях. Наличие высококвалифицированных кадров в Новосибирске и Омске позволило создать наукоемкие предприятия электротехнического и радиотехнического машиностроения.
Глава 2. Практическая.
1.2 Современное состояние отрасли в России .
Это – одна из депрессивных отраслей российской промышленности. Сокращение
производства здесь началось раньше, замедление темпов снижения наступило
позднее, а спад в отрасли был заметно глубже, чем в среднем по промышленности. Из нескольких десятков позиций удалось обнаружить только два вида продукции отрасли, производство которой в 1999 г. было выше, чем в 1994 г., – легковые автомобили и персональные компьютеры. По подавляющему большинству остальных видов продукции производство сократилось в два и более раз. По зерноуборочным комбайнам, например, в 25 раз, по бытовым магнитофонам
– в 100. На протяжении всего рассматриваемого периода производство ежегодно
сокращалось примерно по 80% видов продукции машиностроения и металлообработки. Исключениями стали 1996 г. – год, в котором падение
производства наблюдалось почти по всем видам, и 1999 г., когда производство
сократилось "только" по 63% видов продукции (см. таблицу 2).
Динамика выпуска продукции машиностроения, 1994 г. = 100% *
Продукция |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
Машиностроение и металлообработка |
84 |
58 |
53 |
47 |
43 |
в том числе: |
|||||
тепловозы магистральные |
67 |
48 |
36 |
15 |
30 |
электровозы магистральные |
29 |
27 |
13 |
7 |
6 |
вагоны грузовые магистральные |
73 |
46 |
32 |
46 |
30 |
вагоны пассажирские магистральные |
104 |
74 |
51 |
46 |
54 |
электрические машины крупные |
60 |
33 |
31 |
23 |
– |
электродвигатели переменного тока |
80 |
35 |
39 |
30 |
28 |
металлорежущие станки |
78 |
38 |
34 |
21 |
17 |
станки с ЧПУ |
28 |
10 |
6 |
2 |
– |
Кузнечно-прессовые машины |
45 |
19 |
13 |
7 |
7 |
персональные ЭВМ |
82 |
60 |
45 |
104 |
135 |
фотоаппараты |
53 |
28 |
18 |
14 |
9 |
Часы |
104 |
45 |
31 |
8 |
5 |
троллейбусы |
101 |
42 |
20 |
7 |
6 |
автомобили грузовые |
80 |
32 |
25 |
23 |
25 |
Легковые автомобили |
99 |
83 |
87 |
90 |
102 |
Автобусы |
99 |
104 |
81 |
79 |
96 |
мотоциклы и мотороллеры |
87 |
33 |
12 |
6 |
9 |
велосипеды (без детских) |
75 |
36 |
23 |
15 |
13 |
Продолжение таблицы 2 |
|||||
велосипеды подростковые |
39 |
31 |
24 |
21 |
16 |
велосипеды детские |
65 |
23 |
14 |
8 |
6 |
подшипники качения |
70 |
51 |
52 |
41 |
37 |
Тракторы |
65 |
21 |
15 |
10 |
9 |
комбайны зерноуборочные |
78 |
29 |
15 |
6 |
5 |
экскаваторы |
82 |
42 |
34 |
18 |
23 |
ткацкие станки |
45 |
11 |
16 |
6 |
– |
электромиксеры |
110 |
40 |
26 |
11 |
6 |
электромясорубки |
118 |
82 |
45 |
23 |
10 |
электрочайники |
73 |
39 |
30 |
13 |
13 |
электросоковыжималки |
125 |
70 |
36 |
26 |
21 |
электрокипятильники |
99 |
54 |
31 |
25 |
20 |
электроутюги |
99 |
35 |
25 |
16 |
11 |
холодильники и морозильники |
109 |
84 |
56 |
34 |
37 |
радиоприемные устройства |
70 |
27 |
25 |
12 |
8 |
телевизоры |
109 |
61 |
27 |
9 |
9 |
в т. ч. цветного изображения |
107 |
56 |
18 |
5 |
12 |
магнитофоны |
80 |
13 |
12 |
4 |
1 |
видеомагнитофоны |
60 |
19 |
5 |
2 |
0 |
Выделить в продукции машиностроения какие-либо группы, по которым
производство сокращалось выше или ниже среднего, почти невозможно: быстро
падало производство и средств производства, и предметов потребления. Все же
в относительно худшем положении оказались предприятия, производящие
оборудование для депрессивных отраслей: угольной и легкой промышленности,
техники для села, нужд самого машиностроения (в первую очередь производители
металлообрабатывающего оборудования).
Несколько лучше положение с производством продукции, ориентированной либо на удовлетворение общественных потребностей, спрос на которые сокращается в
последнюю очередь (так, удалось избежать обвального сокращения производства
в энергетическом машиностроении, стабилен уровень производства автобусов),
либо на платежеспособный спрос населения. Так, в 1999 г. наметилась тенденция
увеличения производства холодильников и морозильников, цветных телевизоров.
2.Экономика машиностроительной промышленности: учебное пособия для студентов вузов, обучающихся по специальности “Экономика и организация машиностроительной промышленности.” М.И. Орлова, Л.М. Лукашевич, под ред. Г.А. Краюхина, М. 1995 год.
Впрочем, более глубокое знакомство со статистикой, в частности выпуска
бытовой техники, показывает, что здесь наблюдается резкая дифференциация
производителей одних и тех же видов продукции по их способности к адаптации
в новых условиях. Так, например, производство цветных телевизоров за 1999 г.
в Новосибирской области сократилось в 7,7 раза, в то время как по РФ в целом
– возросло в 2,4 раза. В 2000 году рост производства отрасли происходил во всех регионах с машиностроительной специализацией.
Более динамично развиваются машиностроительные предприятия, расположенные в регионах Европейской части страны, в то время как восточные регионы в наращивании производства заметно отстают. В 2001 году рост объема производства в Центральном районе на 41% больше, по сравнению с 1998 годом, это связано с выпуском комплектных электропоездов в Московской области и реализацией проекта в Москве по выпуску автомобилей «Рено-меган». Рост производства машиностроения в Западной Сибири основан на мероприятиях по реализации крупной федеральной программы по производству оборудования для нефтегазовой промышленности, а также с возможным включением оборонных предприятий этого региона в программы и проекты развития наукоемких производств.
В машиностроении Восточной Сибири не было заметных динамических сдвигов, тем не менее некоторый рост обеспечили предприятия тяжелого, сельскохозяйственного и транспортного машиностроения. В диаграмме «Территориальная структура производства продукции машиностроения
Информация о работе Современное состояние и перспективы развития отечественного машиностроения