Современные инфляционные процессы в экономике Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 17:28, курсовая работа

Краткое описание

Переход нашей экономики на рыночные отношения резко повысил значение денег, проблемы денежного хозяйства, и в теоретических исследованиях. Высокая стоимость анализа инфляционных процессов, большое число действующих факторов затрудняют выработку правильной денежной политики.
Как показывает опыт России, а также других стран, переход на рыночные отношения сопровождается быстрым ростом цен, усилением действия инфляционных факторов. Очень важно правильно оценить, является ли сам переход на рыночные отношения причиной углубления инфляции или при этих отношениях накопленный ранее инфляционный потенциал получает своё реальное выражение.

Содержание

Введение
Глава 1. Характеристика инфляции
1.1. Определение инфляции
1.2. Причины возникновения инфляции
1.3. Виды инфляции
1.3.1. Открытая и подавленная формы инфляции
1.3.2. Измерение инфляции
1.3.3. Инфляция спроса и инфляция предложения: их взаимосвязь и взаимодействие
1.4. Последствия инфляции
Глава 2. Инфляционная политика правительства
2.1. Методы борьбы
2.2. Профилактика инфляции
2.3. Текущие показатели инфляции в России
2.4. Характеристика антиинфляционной политики России в современных условиях
2.5. Прогноз инфляционных процессов на 2012-2014 гг.
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая1.docx

— 89.87 Кб (Скачать файл)

 Наиболее полно инфляция  спроса проявляется, когда в  обществе нет резервов производственных  ресурсов, и в первую очередь  нет резерва рабочей силы, существует полная занятость. В этих условиях любое увеличение спроса под воздействием различных факторов (ожидаемый неурожай, изменение моды, ажиотажный спрос, слухи об ожидаемом повышении цен и т.д.) неизбежно приводит к росту цен. А так как в обществе нет резервов, то перестроить производство и обеспечить предложение товаров на уровне нового спроса нельзя.

Инфляция спроса может  быть вызвана как монетарными, так  и немонетарными факторами.

Монетарные факторы:

- рост номинального количества  денег, превышающий рост производства при неизменной скорости их обращения;

- возрастание скорости  оборота денежной массы, вызванное  инфляционными ожиданиями экономических субъектов.

Немонетарные факторы:

- изменение поведения  экономических субъектов (автономного  реального потребления домохозяйств, плановых инвестиций фирм, государственных расходов и чистого экспорта).

Изменение потребительского поведения и (или) рост государственных  закупок ведут к сдвигу отраслевой структуры спроса. Поскольку цены на новые товары, как правило, более высокие, то растет и общий уровень цен. Производство товаров, на которые спрос падает, сворачивается в связи с падением на них цен и невыгодностью их производства.

Инфляция может быть вызвана  ростом затрат (издержек производства), которые опережают рост производительности труда и реального дохода. Например, инфляция может быть вызвана общим ростом зарплаты.

С одной стороны, рост зарплаты есть результат борьбы трудящихся за свои права, с другой, заработная плата  растет с опозданием как отклик на повысившийся уровень цен. В первом случае иногда рост заработной платы подталкивает развитие инфляции.

Практика показывает, что  анонсированные правительством прибавки к пенсиям и заработной платы  бюджетникам до их фактической реализации сопровождаются повсеместным ростом потребительских  цен.

В противном случае имеются  объективные предпосылки для  повышения цен.

Структурные сдвиги в совокупном спросе.

Предположим, что совокупный спрос начал расти, это приведет к росту производства, снижению безработицы, уровень цен будет очень медленно повышаться, (это объясняется тем, что существует огромное количество незадействованных трудовых и материальных ресурсов: ведь вчерашние безработные не будут сразу требовать повышения заработной платы).

По мере роста спроса экономика  вступает во второй отрезок кривой: растет производство, растут цены. По мере расширения производства запасы исчерпываются, все труднее и труднее находить необходимые экономические ресурсы. Ведь привлечение квалифицированной рабочей силы требует более высокой оплаты, что приведет к росту издержек и, соответственно, цен.

Третий отрезок характеризуется  полной занятостью, достигнут максимальный валовой продукт, т.е. экономика не может отвечать на рост спроса увеличением объема. Единственное, что может вызвать увеличивающийся совокупный спрос, - это рост цен.

Рисунок 2.1. Инфляция спроса.

Помимо инфляции спроса существует инфляция предложения (издержек), («инфляция  продавцов»).

Инфляция издержек обусловлена  ростом всех компонентов производственных затрат – материальных ресурсов, заработной платы, затрат на обслуживание долгов и покупку денежных ресурсов и др.

Инфляция издержек не является специфической закономерностью  переходного периода от централизованно планируемой экономики к нормальной рыночной системе.

Повышение издержек на единицу  продукции сокращает прибыль  и объем продукции, которые предприятия  готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг, и увеличиваются цены.

Инфляция издержек обусловлена  следующими немонетарными факторами:

- повышением заработной  платы, опережающим рост производительности труда;

-     шоками предложения  – внешними событиями, не зависящими  от изменения совокупного спроса (резкое повышение цен на сырье,  энергию, топливо, арендную плату). Например, нефтяной кризис 70-х гг. ХХ в. повысил мировые цены на нефть с $1,8 до $32 за баррель;

- «ценовой накидкой»,  используемой олигополистическими  предприятиями и профсоюзами, когда профсоюзы требуют сегодня завтрашней заработной платы, а фирмы добавляют свой процент к цене продукции.

            

 

 

 

 

 

 

              Рисунок 2.2. Инфляция предложения (издержек).

При инфляции предложения  в коротком периоде кривая смещается  влево. Такой сдвиг может быть вызван ростом ожидаемого темпа инфляции, который ведет к росту заработной платы, ускоряя инфляцию.

Цены и выпуск продукции  изменяются в противоположном направлении: цены растут с Р0 до Р1 , а объем производства сокращается с У0 до У1.

 

Анализ моделей инфляции спроса и предложения (издержек) показывает: инфляция спроса может продолжаться до тех пор, пока существуют чрезмерные общие расходы; инфляция предложения (издержек) порождает спад, который, в свою очередь, сдерживает дополнительное увеличение издержек, т.е. автоматически себя ограничивает и в конечном итоге постепенно исчезает;

- при инфляции спроса  рост цен наблюдается лишь  в длительном периоде, в коротком периоде расширение спроса вызывает не только рост цен, но и увеличение объема производства; при инфляции издержек рост цен всегда сопровождается падением производства.

В определенных случаях инфляционные импульсы со стороны спроса и предложения  могут привести к инфляционной спирали. Развертывание инфляционной спирали может происходить в результате роста, как совокупного спроса (АD), так и издержек (AS).

Инфляция спирали цен  и зарплат обусловливается повышением уровня заработной платы (в частности, работникам бюджетной сферы), что  приводит к росту денежной массы  и увеличению издержек производства, что, соответственно, провоцирует рост цен на большинство продовольственных и промышленных товаров. Соответственно рост цен вызывает необходимость индексации заработной платы, тем самым, замыкая порочный круг.

1.4 Последствия инфляции

 

Перечислить все последствия инфляции достаточно сложно, поэтому рассмотрим лишь наиболее общие из них.

  • Инфляция порождает инфляционный налог, бремя которого несёт всё население страны. В результате этого налога сокращаются реальные сбережения, падает платежеспособный спрос, снижаются стимулы к труду.
  • В условиях прогрессивной налоговой системы и открытой инфляции действует так называемый эффект инфляционного налогообложения – получение государством дополнительного дохода за счёт перехода налогоплательщиков из одной налоговой группы в другую (подпадающие под более высокую налоговую ставку) в результате индексации.

Чтобы пояснить действие эффекта инфляционного  налогообложения, приведём следующий  пример. Предположим, что в стране действует прогрессивная система  налогообложения. При этом все доходы от 10 до 15 тыс. у.е. облагаются по ставке 10%, доходы от 15 до 20 тыс. у.е. облагаются по ставке 15%, а доходы от 20 тыс. у.е. – 20%.

Есть  три налогоплательщика с доходами 12, 16, и 25 тыс. у.е. соответственно. Тогда  суммарный налог, который они  уплачивают, равен

12 тыс.  у.е.× 0,1 + 16 тыс. у.е. × 0,15 + 25 тыс.  у.е. × 0,2 =1,2 тыс. у.е. +

+2,4 тыс.  у.е. + 5 тыс. у.е. = 8,6 тыс. у.е.

Если  уровень цен вырос в 2 раза, и все население получило 100-процентную индексацию, номинальные доходы налогоплательщиков станут 24, 32, и 50 тыс. у.е., а суммарный налог, который они заплатят, станет равен:

(24 + 32 + 50) × 0,2 = 21,2.

Пример  показывает, что уровень цен вырос  в 2 раза, а уплачиваемый суммарный налог вырос приблизительно в 2,5 раза.

В нашем  примере налогоплательщики получали 100-процентную компенсацию. Однако вполне может сложиться ситуация, когда  при частичной компенсации (т.е. при  падении реальных доходов) налогоплательщик формально переходит в группу, подпадающую под более высокую  ставку, так как его номинальный  доход вырос до уровня следующей  налоговой группы.

  • В условиях инфляции действует эффект Танзи – Оливеры.

Эффект  Танзи – Оливеры заключается  в налоговых поступлений в  бюджет в условиях высокой инфляции, если между декларированием и  уплатой налогов проходит определённое время, в течение которого реальные поступления обесцениваются.

Чтобы преодолеть действие эффекта Танзи  – Оливеры или хотя бы сгладить его, государство применяет индексацию налоговой шкалы или учащает  налоговые платежи в бюджет.

  • В условиях инфляции растёт неопределённость при принятие инвестиционных решений. Так как рост издержек вследствие высокой инфляции предсказать трудно, экономические агенты начинают активно предпочитать спекуляцию реальному инвестированию, что отрицательно сказывается на всей национальной экономике.
  • Инфляция усиливает социальную дифференциацию: при росте цен на товары первой необходимости, составляющие основную долю в потреблении бедных слоёв населения, резко сокращаются возможности потребления и быстрее обесцениваются их реальные доходы.
  • Инфляция увеличивает трансакционные издержки, связанные с постоянной необходимостью пересмотра цен: приходится печатать новые каталоги, ценники и т. п., Что связано как с дополнительными бухгалтерскими издержками, так и с дополнительными затратами сил и времени. Чтобы снизить подобные издержки переходят на жетоны, карточки, цены устанавливают в условных единицах.
  • Падает значение цены как информационного сигнала: цены под воздействием информационных процессов и инфляционных ожиданий населения перестают отражать реальные потребности в том или ином благе: люди запасают впрок, хотя на самом деле их реальные текущие потребности гораздо ниже.
  • Высокая инфляция ведёт к обострению социально-политической обстановки, поскольку обесценение доходов населения вызывает совершенно очевидное недовольство и противодействие, в том числе в форме социальных выступлений.

 

         

           Глава 2. Антиинфляционная политика правительства

2.1 Методы борьбы

 

Высокая инфляция, переходящая в гиперинфляцию, оборачивается бедствием для  всей экономики. В долгосрочном периоде  страдают все экономические агенты – домашние хозяйства, бизнес, государственный  бюджет. Гиперинфляция не даёт деньгам  выполнять их основные функции и  разрушает их банковскую систему. Как  же бороться с инфляцией?

Стратегическая цель антиинфляционной политики – привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпами роста товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном плане, а объём у совокупного предложения с объёмом и структурой совокупного спроса в долгосрочном плане.

Методы  борьбы с открытой инфляцией зависят  от характера инфляции, т. е. От причин её возникновения и от темпа роста  цен.

Очень высокая инфляция или гиперинфляция  приобретает самоусиливающийся, инерционный  характер: во-первых, темпы инфляции становятся функцией инфляционных ожиданий π = π(πе) и, во-вторых, огромная денежная база даже при маленьком денежном мультипликаторе продуцирует гигантские темпы роста денежной массы. Любые меры (эмиссионные или бюджетные, а также индексация доходов) стимулирования производства через совокупный спрос повысят инфляцию и инфляционные ожидания. Поэтому при гиперинфляции невозможно привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпами роста реального ВВП посредством налогово-бюджетной политики. Гиперинфляция делает производство убыточным, сводя на нет финансовые и налоговые льготы. Следовательно, погасить гиперинфляцию можно лишь монетарными методами. В первую очередь необходимо ослабить источник её инерционности – инфляционные ожидания.

Целью антиинфляционной политики является установление контроля над инфляцией. Если инфляция возникла на основе неудовлетворенного спроса, то первоочередные меры правительства  должны быть направлены на:

  • уменьшение денежной эмиссии;
  • повышение учетной ставки по сбережениям населения;
  • сокращение государственных расходов;
  • повышение налогов, чтобы уменьшить доходы.

Очень опасно сбивать инфляционные ожидания введением ценовых ограничений, даже на время. Фиксирование цен в  рыночной системе вызывает резкий дефицит  товаров и загоняет инфляционные ожидания вглубь, способствует свёртыванию  производства. Рано или поздно фиксированные  цены придётся отпустить и сжатая ценовая пружина выстрелит ещё  большей инфляцией, разбалансированностью  спроса и предложения. Однако, если поддерживать фиксированные цены долгие годы, то необходимо вводить жёсткий  и всеобъемлющий централизованный контроль, т. е. командно-административную систему. Поэтому в условиях гиперинфляции  нужно фиксировать не цены, а объём  денежной массы. Сначала необходимо минимизировать темпы её прироста, а затем ежегодную фиксацию или  рамки изменения объёма денежной массы в течение года.

Информация о работе Современные инфляционные процессы в экономике Российской Федерации