Современные инфляционные процессы в экономике Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 17:28, курсовая работа

Краткое описание

Переход нашей экономики на рыночные отношения резко повысил значение денег, проблемы денежного хозяйства, и в теоретических исследованиях. Высокая стоимость анализа инфляционных процессов, большое число действующих факторов затрудняют выработку правильной денежной политики.
Как показывает опыт России, а также других стран, переход на рыночные отношения сопровождается быстрым ростом цен, усилением действия инфляционных факторов. Очень важно правильно оценить, является ли сам переход на рыночные отношения причиной углубления инфляции или при этих отношениях накопленный ранее инфляционный потенциал получает своё реальное выражение.

Содержание

Введение
Глава 1. Характеристика инфляции
1.1. Определение инфляции
1.2. Причины возникновения инфляции
1.3. Виды инфляции
1.3.1. Открытая и подавленная формы инфляции
1.3.2. Измерение инфляции
1.3.3. Инфляция спроса и инфляция предложения: их взаимосвязь и взаимодействие
1.4. Последствия инфляции
Глава 2. Инфляционная политика правительства
2.1. Методы борьбы
2.2. Профилактика инфляции
2.3. Текущие показатели инфляции в России
2.4. Характеристика антиинфляционной политики России в современных условиях
2.5. Прогноз инфляционных процессов на 2012-2014 гг.
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая1.docx

— 89.87 Кб (Скачать файл)

Фирмы также изменяют свою экономическую политику в условиях инфляции. Она выражается в следующем:

- они берутся реализовать  только краткосрочные проекты,  которые сулят быстрое возвращение инвестиций;

- ищут новые внешние  источники финансирования (это выпуск  акций, облигаций, лизинг, факторинг);

- формируют спекулятивный  запас материальных ценностей;

- хранят на счетах банков  незначительное количество денег;

- прибыль используют двояко, одна часть идет на материальное  поощрение работников, а другая на развитие производства.

Необходима разработка эффективного законодательства, регулирующего все сферы рыночной экономики России: о Центральном банке, акционерных обществах, фондовом рынке и т. п.

Ортодоксально-монетаристская антиинфляционная политика ведет не к подавлению или сдерживанию  воздействия мощных факторов инфляции издержек, а лишь к острой нехватке платежных средств в стране, что обусловливает кризисное сокращение производства и другие отрицательные явления (вроде пресловутых неплатежей заработной платы). Иначе говоря, обеспечиваемое таким образом замедление роста цен достигается за счет падения производства (что, в конечном счете, делает крайне непрочным и само замедление инфляции).

 В отношении же обоснованности надежд на широкий приток частного иностранного капитала в Россию тоже возникают серьезные сомнения (за исключением отдельных сырьевых отраслей). Общеизвестно, что существуют два условия, необходимые для широкого привлечения частного иностранного капитала в любую страну — социально-политическая стабильность (независимо от характера правящего режима) и устойчивое экономическое развитие. В России подобных условий нет, поэтому во всех зарубежных оценках привлекательности различных стран для иностранных инвесторов она занимает одно из последних мест.

Антиинфляционная политика государства в 2012 году:

- таргетирование инфляции (регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах);

- продажа зерна из интервенционного фонда (порядка 5,6 млн. Т зерна, ежемесячный объем торгов будет составлять до 500 тыс. Т зерна (из них 100 тыс. - фуражного), проводились они до конца июня 2012 года);

- ужесточение монетарной политики - повышение учетной ставки;

- повышение с 1 февраля 2011г. нормативов обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций перед юридическими лицами-нерезидентами в валюте РФ и в иностранной валюте - с 2,5 до 3,5%. С 25 марта размер обязательных резервов повысился с 4,5% до 5,5%, по обязательствам перед физлицами и иным обязательствам кредитных организаций в рублях и иностранной валюте - с 3,5% до 4%;

- ужесточение антимонопольных мер (по завышению цен на лекарства, бензин и продукты);

- регулирование (фиксация) цен на электроэнергию и бензин;

- снижение импортных пошлин (на национальном уровне и уровне таможенного союза) на ряд продовольственных товаров (сахар, гречку, зерно);

- заимствование денежных средств на финансовом рынке - операции на открытом рынке (размещение евробондов РФ);

- расширение валютного коридора (гибкость курсообразования);

- повышение ставки рефинансирования;

- сокращение государственных расходов на оборону и МВД;

- сокращение государственных инвестиций (оптимизация расходов на федеральные целевые программы, поддержку юридическим лицам и ипотечным программам)

Таким образом, анализ мирового опыта и экономической ситуации в России свидетельствуют, что для сдерживания инфляции не за счет снижения производства, а за счет его реальной стабилизации, оживления и подъема необходимо наряду с гибкой монетаристской политикой использовать с учетом нашей специфики и гетеродоксально-немонетаристские меры с целью восстановления управляемости экономики.

2.5 Прогноз инфляционных процессов на  2013 – 2014 гг.

 Для снижения рисков инфляции со стороны бюджетных, налоговых, долговых и других финансовых факторов важно учитывать новые явления в этой сфере. По мере выхода экономики России из кризиса наметилась тенденция снижения бюджетного дефицита с 6.9% к ВВП в 2009г. до 3.5% в 2010г., 1.5% в 2011г. Прогнозирование бюджетного дефицита сочетается с целевым ориентиром ежегодного снижения темпа инфляции (табл. 3)

 

               Прогноз бюджетного дефицита и темпа инфляции, %

 

Показатель

   2012 г.

   2013 г.

  2014 г.

 

Бюджетный дефицит к ВВП

Темп инфляции

 

      -1.5*

       5-6

 

       -1.6

        5-6

 

      -0.7

       4-5


 

В связи с тенденцией к  стабилизации госбюджета некоторые эксперты полагаю, будто от жесткой зависимости инфляции от уровня дефицитности бюджета, а параметры и пропорции федерального бюджета на 2012 г. и на плановый период 2013-2014 гг. опровергли постоянно повторяемый тезис о зависимости масштабов инфляции от уровня дефицитности бюджета. Ссылка на сохранение инфляции и при небольшом бюджетном дефиците не учитывает инфляционную составляющую бюджетного процесса и другие факторы инфляции.

Однако более распространено мнение об инфляционных последствиях бюджетного дефицита покрываемого за счет увеличения налогов,, госдолга и расходования средств из государственных финансовых фондов. Как свидетельствует мировой и российский опыт,  дефицитное бюджетное финансирование применяется при ухудшении макроэкономических показателей , кризисных потрясений. В условиях мирового финансово-экономического кризиса бюджетный дефицит значительно увеличился в большинстве стран. В зоне евро в соответствии с Маастрихтским соглашение максимально допустим бюджетный дефицит в пределах 3% ВВП но при кризисе он достиг 6.2% ВВП в 2009 г. против 2% в 2008 г. Бюджет России более стабилен по сравнению с другими странами (в США бюджетный дефицит достиг 9.7% ВВП в 2011 г.).

Для достижения целевого ориентира инфляции целесообразно наращивание бюджетного профицита как это было до кризиса. В соответствии с бюджетной реформой непредусмотренный рост бюджетных доходов должен использоваться для финансирования инновационных проектов, увеличения производства товаров и услуг для повышения покупательной способности рубля.

Даже при относительно сбалансированном бюджете сохраняется  инфляционная составляющая бюджетного процесса. В этой связи необходимо снижение инфляционного риска со стороны бюджетных факторов по следующим направлениям:

    • уменьшение зависимости состояния бюджета от мировых цен на нефть. Этому будет способствовать новый принцип расчета бюджетных показателей, исходя из средней цены на нефть за последние пять лет. Если мировые цены повысятся сверх расчетной величины, то дополнительные доходы будут пополнять Резервный фонд;
    • изменение идеологии бюджетной политики по линии ее ориентации на повышение роли бюджетной системы в обеспечении макроэкономической сбалансированности, ценовой стабильности, стимулированием, модернизации и  инновации социально-экономического развития России;
    • Для снижения инфляционного риска важно реализовать новую установку бюджетной политики повышение доли программно- целевых расходов  в целях концентрации программ;
    • Повышение результативности финансового контроля за: 1) целевым использованием бюджетных ассигнований; 2) выполнением принципа равномерного исполнения бюджета в течение года, т.к концентрация расходов в его конце усиливает инфляцию в начале следующего года; 3) доходами расходами бюджета всех уровней; 4) соблюдением Бюджетного кодекса всеми участниками бюджетного процесса. Давно назрела необходимость принятия закона о финансовом контроле.

Инфляционных риск связан и с увеличением внутреннего госдолга: с 2.4 трлн дол. В 2006 г. до 4.7 трлн руб. на начало 2011 г. и 10.8 трлн руб. по прогнозу к  2014 г. Растет доля в совокупном государственном долге в отличие от внешнего долга (табл. 4).

        Соотношение внутреннего и внешнего гос долга России, %

Госдолг

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г. 

2012 г.

2013 г.

Внутренний

Внешний

55.7

44.3

64.8

35.2

70.0

30.0

74.3

25.7

77.3

33.7

78.6

21.4


       Источник: Основные направления гос долговой политики РФ на 2011-2014 годы.

При общей положительной  оценке состояния совокупного госдолга России (8.6% к ВВП в 2011 г.) особенно по сравнению с этим показателем в ряде других стран (от 26.5-50% и до 200% к ВВП), инфляционный риск связан с политикой обслуживания и погашения накопленного госдолга за счет использования примерно ¼ новых заимствований, причем этот показатель будет увеличиваться, особенно по внутреннему долгу.

Для снижения риска инфляции со стороны госдолга целесообразно  ориентировать долговую политику прежде всего на стимулирование экономического роста, насыщения рынка качественными товарами и услугами, а не возрождать модель «долговой экономики» путем увеличения госдолга с 8,6%до 22% ВВП (как предлагают некоторые авторы).

Для минимизации инфляционных рисков, связанных с долговой политикой, важное значение имеет проект создания Российского финансового агентства (РФА) для выполнения ряда функций: заимствования на российском и мировом финансовых рынках(на первичном и вторичном рынках государственных ценных бумаг); взаимодействия с инвесторами – участниками финансовых рынков; инвестирования средств суверенных фондов; консультирования министерства финансов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1.«Курс экономической теории» – 6-е издание / Под редакцией Чепурина М.Н., Киселёвой Е.А. 1995

2. .«Политическая экономия». Учебник для высших учебных заведений. / Под редакцией В.А. Медведева – М.: Политиздат, 2004.

3.Малкина М.Ю. Инфляционный процесс как единство накопления инфляционного потенциала и открытой инфляции // Финансы и кредит. 2005

4.Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ, 2006

5. Берёзина М.П. О взаимосвязи платёжной системы и инфляции в России: Финансы, №6, 2007

6.www.gks.ru.

7. www.top.rbc.ru

8.«Российская экономическая газета» URL:http://www.rg.ru

9. Economicus.Ru - экономический портал.

10.Ивантер В.В. Проблемы прогнозирования/ В.В Ивантер// Измерение инфляции.- 2013

11.Красавина Л.Н. Деньги и Кредит/Л.Н Красавина // Снижение инфляционных рисков как фактор достижения прогнозируемых показателей инфляции и ценовой стабильности.-2012.-12.-с. 3-11.

12. Инфляция и валютная политика // Вопросы экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Современные инфляционные процессы в экономике Российской Федерации