Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 21:40, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение теневой экономики и теневой цены, административного установления количества товаров
В рамках данной цели поставлены следующие задачи:
- определение понятия теневой экономики, общее влияние на социально-экономические явления и последствия.
- оценить положение дел по данной проблеме в России: масштаб теневого сектора, возможности его влияния на экономику в целом и нормативно-правовые аспекты борьбы с криминализацией хозяйственной деятельности.
- рассмотреть основные пути решения данной проблемы.
Введение 3
1 Основные аспекты теневой экономики. Теневая политика государства 4
1.1 Определение теневой экономики и её структура 4
1.2 Факторы развития теневой экономики 9
1.3 Социально-экономические последствия теневой экономической деятельности 11
1.4 Методы статистической оценки теневой экономики 17
1.5 Пути сокращения теневой экономической деятельности 18
2 Теневая экономика в современной России и пути её устранения 23
2.1 Масштабы и последствия теневой экономики на развитие России в целом 23
2.2 Основные направления государственной политики по устранению теневой экономики 25
Заключение 30
Список использованных источников 32
4) Экономический рост и инвестиционный процесс. В целом сокрытие экономической деятельности негативно отражается на экономическом развитии, снижая налоговые поступления и вызывая цепь описанных выше последствий. Однако в условиях необоснованной жесткости государственного регулирования, консервативности и неэффективности официальных институтов сокрытие разрешенной законом хозяйственной деятельности от государственного контроля, несмотря на сокращение налоговых поступлений, в ряде случаев оказывает положительное воздействие на экономический рост. Поскольку любая подпольная работа порождает легальную экономическую деятельность (путем использования доходов от нелегальной экономической деятельности на приобретение товаров и услуг, созданных легально), ВВП увеличивается.
Однако сокрытие нормальной экономической деятельности от контроля, как правило, ограничивает возможности привлечения инвестиционных ресурсов со стороны, особенно иностранных. Возможна и противоположная ситуация.
Инвестиционный климат в значительной степени ухудшает незаконный вывоз капитала. Являясь следствием высокой криминальной активности, несовершенной экономической политики, недоверия населения и бизнеса к финансовым институтам, а также общей нестабильности, нелегальный вывоз капиталов оказывает обратное негативное воздействие на экономику, лишая её и без того дефицитных инвестиционных ресурсов и ограничивая возможности выбора государством оптимального экономического курса. Ежегодная утечка части ВНП за рубеж негативно сказывается на экономическом развитии страны, поскольку является прямым вычетом из ресурсной базы внутренних инвестиций.
Отток капиталов ограничивает свободу действий правительства в проведении оптимального хозяйственного курса, дестабилизируя систему макроэкономического регулирования и подрывая фискальную дисциплину, поскольку вывоз активов неизбежно порождает уклонения от налогов, взимаемых с дохода на эти активы. Сокрытые денежные средства, как правило, идут на потребление либо вывозятся за рубеж, где тоже в основном идут на потребление.
В целом негативное воздействие на инвестиционный процесс оказывает организованная преступность, которая стремится к получению прибыли в максимально короткие сроки, а не к её стабильному росту. При этом большая часть прибыли вывозится, лишая страну инвестиционных ресурсов.
5) Занятость, воспроизводство рабочей силы и производительность труда. Кроме предпринимателей в теневую экономику вовлечены и рядовые работники, специалисты и инженеры. Это касается практически всех регионов страны, всех отраслей экономики. Причем значительная (если не основная) часть теневой деятельности осуществляется непосредственно на рабочем месте. В условиях массовых задержек заработной платы и невысокого ее официального уровня понятны причины подобной деятельности работников.
Сокрытие нормальной экономической деятельности деформирует cистему разделения труда, повышает издержки производства и осуществления рыночных сделок, негативно отражается на качестве товаров и услуг. В нелегальном секторе опасность разоблачения играет решающую роль. Во многих случаях работающие нелегально предпочитают работать в одиночку, несмотря на то что могли бы получить большую выгоду при организации совместного труда. Опасность разоблачения также мешает росту предприятий и использованию преимуществ крупного производства и современной технологи. Нелегальный сектор не может пользоваться рекламой в газетах или другими легальными каналами маркетинга. [4]
1.4 Методы статистической оценки теневой экономики
Одной из наиболее сложных проблем в исследовании теневой экономики является разработка методологического аппарата по оценке её основных количественных параметров, что обусловлено самим характером этого явления, предполагающего сокрытие от учёта, контроля и регистрации.
Многогранность теневой экономики подразумевает и многообразие методов её измерения. Само разнообразие, применяемых в мировой практике методов свидетельствует об отсутствии единой методики количественной оценки размеров теневых экономических структур и критериев достоверности результатов.
В последние годы многими учёными предпринимались попытки систематизации методов измерения теневой экономики. Однако до настоящего времени чёткой системы признаков, позволяющих классифицировать методы оценки теневой экономики, так и не выработано. Но при этом, подавляющее число исследователей разделяют все методы измерения теневой экономики на прямые и косвенные[5].
Прямые методы – это методы, основанные на информации, полученной при специальных опросах или наблюдениях за участвующими в теневой экономике (хотя бы на правах потребителя).
Косвенные методы – это методы, основанные на анализе имеющихся сводных экономических показателей официальной статистики, финансовых органов, налоговых служб.
Таким образом, данная классификация методов измерения теневой экономики основана на типе источника получения необходимой информации.
Некоторые учёные ассоциируют прямые методы с микрометодами, а косвенные – с макрометодами. Сопоставив различные подходы к методам определения составляющей теневой экономики, можно предложить следующую классификацию методов оценки теневой экономики (Приложение 2) [6, 97], в которой одни и те же методы могут входить в ту или иную классификационную группу в зависимости от необходимости их применения.
При оценке масштабов нерегистрируемой экономики задачи, стоящие перед статистиками, отличаются от задач представителей налоговых и правоохранительных органов. Задача последних – оценить объёмы недополученных в виде налогов доходов государства и попытаться их возвратить. Статистики оценивают масштабы нерегистрируемой экономики для осуществления в конечном итоге корректировки макроэкономических показателей и сведения к минимуму ошибок при их исчислении. В случае отсутствия необходимой статистической информации предпочтительнее сделать оценку, основанную на определённых допущениях, чем игнорировать вообще факт наличия теневой экономической деятельности в определённом секторе экономики.
Нельзя не отметить, что идеальных методов расчёта теневой экономики нет. Каждый имеет свои преимущества и недостатки.[6]
1.5 Пути сокращения теневой экономической деятельности
Формирование национальной хозяйственной модели, в которой масштабы теневой экономики могли бы, насколько это возможно, минимальными, требует разработки и реализации стратегии социально-экономического развития страны.
В настоящее время, по сравнению с 90-ми горами XX в., существенные изменения претерпевают формы теневой экономики. Всё реже встречаются её явные криминальные проявления, постепенно сдаёт свои позиции бартер, уменьшается количество взаимозачётов и теневых операций с долговыми обязательствами. Государство вступило на путь укрепления властной вертикали и объявило войну олигархам. И всё же о значимом снижении масштабов теневой экономики пока говорить не приходится. Скорее, теневая экономика реструктурируется, одни её сегменты сокращаются, другие растут.
Трудно спорить с тем, что главный фактор вытеснения теневых операций из экономики – создание здоровой конкурентной среды. Ведь теневая экономика является одной из форм недобросовестной конкуренции. Но вопрос заключается в том, каково должно быть поведение государства: либо оно выступает в качестве стороннего наблюдателя, либо становится фактором прямого воздействия для любого хозяйствующего субъекта рыночной экономики.
Экономическая история формирования зрелого рыночного хозяйства убедительно свидетельствует о том, что государство становится основным регулятором рыночных отношений. Его регулирующая роль приобретает решающее значение, когда речь заходит о теневой экономике.
Таким, образом, неблагоприятные условия для развития криминального бизнеса должны формироваться, прежде всего, государством. Эта важнейшая стратегическая задача, решение которой является одной из управленческих функций современного государства. При этом в своём воздействии на теневую экономику государство должно опираться на институты гражданского общества (СМИ, общественные организации, политические партии и т. д.). Государство должно не только осознавать значимость проблемы теневой экономики, но и иметь политическую волю, быть способным к решительным действиям по оздоровлению рыночных отношений.
В государственной стратегии борьбы с теневой экономикой должна быть сформулирована главная задача: до какого уровня возможно минимизировать теневую экономику, как определить этот уровень. Прежде всего, эта задача должна быть реалистичной. Ведь необходимо сознавать, что полностью ликвидировать теневую экономику просто невозможно. Ориентировочным параметром может быть удельный вес теневой экономики, не превышающий 10% ВВП, этот ориентир может быть подкреплён и другими доводами.
В целом, определив основные объекты государственного воздействия на теневую экономику, можно сформулировать ряд конкретных стратегических задач:
минимизация коррупции и взяточничества;
борьба с теневыми операциями олигархических структур;
устранение главных причин, порождающих вынужденную теневую экономику.
Борьба с теневой экономикой должна быть связана с решением и других стратегических задач:
укрепление властной вертикали, без чего нельзя с успехом бороться с теневой экономикой в регионах;
формирование здоровой конкурентной среды. В первую очередь речь идёт о равной «удалённости» предпринимательства от власти, продуманной налоговой политике, защите собственности и т.д.;
государственной поддержкой малого и среднего бизнеса;
социально ориентированным бюджетом, который способствовал бы снижению уровню вынужденной нелегальной экономики;
жёстким государственным регулированием внешнеэкономической деятельности и особенно экспорта российских товаров услуг, имеющих стратегическое значение.
Основные меры по снижению масштабов теневой экономики и теневых отношений:
1) Национальное хозяйство. Создать комплексную систему контроля за экономическими процессами, построив её по принципу сбора и анализа информации, за финансово-хозяйственной деятельностью всех юридических и физических лиц.
2) Правовая сфера. Поставить непреодолимый законодательный барьер на пути переплетения органов публичной власти и бизнеса, ибо подобное спрашивание неизбежно приводит к коррупционной деятельности, развитию теневой экономики.
В связи с отсутствием общепринятых взглядов на цели, содержание, способы реализации, формы государственного финансового контроля необходимо научно-практическое исследование этой проблемы, в частности, связанной с разграничением сфер деятельности разных органов этого контроля, а так же их взаимодействия и информатизации.
3) Финансовая сфера. Ужесточить учёт и контроль за эффективностью использования бюджетных средств, прекратить практику несвоевременного принятия нормативных актов, регламентирующих и регулирующих расходование бюджетных средств, их «разбазаривание» и возможность отвлечения в теневую экономику.
Проанализировать факты нецелевого использования бюджетных средств и разработать контрмеры, препятствующие возможному уводу государственных ресурсов в теневую экономику. В частности: полностью реализовать принцип единства кассы по рублёвым и валютным бюджетным средствам; на стадии разработки проекта бюджета осуществлять тщательный контроль обоснованности и эффективности расходования бюджетных средств, получателям которых выступают внебюджетные учреждения; обеспечить соблюдение сроков внесения изменений в бюджетную роспись, совершенствовать внутриведомственный финансовый контроль в финансовых органах и отраслевых министерствах и ведомствах.
Либерализация налогообложения должна сочетаться с жёстким комплексным контролем за соблюдением налогового законодательства и использованием схем ухода от налоговых платежей. Это обусловлено тем, что надежды на сокращение объёма теневой экономики путём лишь уменьшения налогового бремени нереальны в условиях национальной традиции, ориентированной на занижение налогооблагаемой базы.
Противодействие теневому бизнесу в банковской сфере должно включать следующие меры: возложить на ЦБ РФ ответственность за устойчивость и качество денежного обращения, усилить его аналитическую функцию; совершенствовать структуру денежного оборота по линии увеличения безналичного оборота: ввести особый режим контроля со стороны ЦБ РФ за лицензированием банковской деятельности и отдельными банковскими операциями, в том числе – кредитными – для стандартизации кредитного процесса, недопущения неправильного использования кредитных инструментов и уменьшения возможности выдачи банками необоснованных и/или необеспеченных ссуд; кассовыми – в целях повышения эффективности банковского контроля за целевым использованием предприятиями и организациями денежной наличности; пресечь возможности искажения финансовой отчётности коммерческими банками при переходе на МСФО.
4) Внешнеэкономическая сфера. Гармонизация в международном масштабе налогообложения наиболее мобильных товаров, капиталов и факторов производства с учётом широкого распространения офшорных территорий и необходимости получения в бюджет налогов с прибыли российских предприятий, функционирующих в данных зонах. С этой целью необходимо усилить роль международных налоговых соглашений с акцентом на многосторонние договоры.
Реализация предлагаемых мер требует разумного сбалансирования интересов государства и других субъектов рыночной экономики в целях защиты национальной безопасности России.[7]