Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 21:40, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение теневой экономики и теневой цены, административного установления количества товаров
В рамках данной цели поставлены следующие задачи:
- определение понятия теневой экономики, общее влияние на социально-экономические явления и последствия.
- оценить положение дел по данной проблеме в России: масштаб теневого сектора, возможности его влияния на экономику в целом и нормативно-правовые аспекты борьбы с криминализацией хозяйственной деятельности.
- рассмотреть основные пути решения данной проблемы.
Введение 3
1 Основные аспекты теневой экономики. Теневая политика государства 4
1.1 Определение теневой экономики и её структура 4
1.2 Факторы развития теневой экономики 9
1.3 Социально-экономические последствия теневой экономической деятельности 11
1.4 Методы статистической оценки теневой экономики 17
1.5 Пути сокращения теневой экономической деятельности 18
2 Теневая экономика в современной России и пути её устранения 23
2.1 Масштабы и последствия теневой экономики на развитие России в целом 23
2.2 Основные направления государственной политики по устранению теневой экономики 25
Заключение 30
Список использованных источников 32
2 Теневая эконономика в современной России и пути ее устранения
2.1 Масштабы и последствия теневой экономики на развитие России в целом
Если бы экономика не уходила в тень, ВВП каждого государства существенно бы «подросло». Правда, вероятность такого сценария маловероятна. Согласно общемировым объёмам выручки, теневая экономика в современной России вполне способна конкурировать с официальной.
По данным, обнародованным Всемирным Банком (ВБ) в 2010 г., в нашей стране на теневую экономику приходится около 48,6% ВВП. В регионах же в зависимости от того или иного субъекта этот показатель колеблется в пределах 20-50% ВРП (Валовой региональный продукт). На самом деле эта цифра значительно ниже, уверен глава Росстата Александр Суринов. По его мнению, нелегальную экономику можно оценить в 14-16% ВВП страны.
Впрочем, показатели международных организаций, данные официальной статистики и отчёты специалистов рынка всегда расходились. Действительно, дать объективную оценку масштабам российской теневой экономики непросто, настолько она стала неотъемлемой частью всей экономической системы страны. Например, известно, что в скрытом секторе задействовано 34,3% всей торговли, 10,1% — строительства, 9,2% — транспорта и связи, 8,9% — обрабатывающего производства, 4,6% — коммунальных, социальных и персональных услуг, 3,2 — рынка недвижимости и 2,3% — гостиниц и ресторанов. Что же касается сельскохозяйственной отрасли, то она практически вся работает в тени (по некоторым подсчётам более 90%).
По результатам исследования Национального института системных исследований, в 2006 г. среднее предприятие продавало в теневом секторе 16,8% своей продукции, причём около 23% от всего оборота составлял перевод денег из официального сектора в теневой. Хотя для нашей страны явление, когда теневая экономика выходит в правовое поле, вполне привычное.
Причин же, способствующих развитию нелегальной экономики, немало. Это и различные прорехи в законодательстве, и высокие налоговые ставки, и коррумпированность государственного аппарата, и высокая степень конкуренции.
По общемировым объёмам теневой экономики большая часть выручки приносит продажа героина, торговля женщинами, продажа контрафактной продукции, огнестрельного оружия и киберпреступность.
Вообще же теневой экономикой можно считать любую экономическую деятельность, которая не учитывается и не контролируется со стороны государства. В принципе таковым является и предпринимательство, которое скрывает реальные доходы от бизнеса и уклоняется от уплаты налогов.
ООН даже разработало специальную методику оценки теневой экономики. Так, согласно ней неофициальный сектор включает в себя следующие виды деятельности:
— скрытая, т.е. законодательно разрешённая, но официально не учитываемая деятельность в рамках формализованных структур и процедур. Может осуществляться с целью уклонения от уплаты налогов, социальных взносов или др.(подпольное производство алкоголя);
— неформальная - законодательно разрешённая, но не учитываемая деятельность неформальных структур (например, когда парихмахер, не оформляя законодательно свою деятельность, оказывает услуги на дому);
— нелегальная - законодательно запрещённая деятельность (проституция, контрабанда, незаконная продажа оружия).
Как показывает практика, большую часть теневого сектора составляет именно неформальная экономика. При этом недавно глава Росстата Александр Суринов предложил в оценке ВВП учитывать также и теневую экономику, мол, какая-никакая, но всё же является частью всего экономического комплекса. Так что, если это действительно произойдёт, ВВП нашей страны сможет смело обогнать ряд других стран.[8]
2.2Основные направления государственной политики по устранению
теневой экономики
Законодательные акты регулирующие теневую экономику:
Федеральный закон «О ратификации Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» от 28 мая 2003 г. № 62-Ф3;
Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (принят ГД ФС РФ 13.07.2001) (с изм. и доп., вступающими в силу с 24.01.2011)
Постановление Правительства РФ от 02.04.2002 N 211 (ред. от 06.02.2003) "Об утверждении Положения о Комитете Российской Федерации по финансовому мониторингу"
Указанные нормативные правовые акты не содержат определений понятий «коррупция» и «теневая экономика», не регулируют бoльшую часть отношений, связанных с: определением целей, задач, принципов и основных направлений противодействия коррупции и теневой экономике; осуществлением мониторинга коррупции и теневой экономики (включая обособленные подсистемы статистического наблюдения и прогнозирования); предупреждением коррупции при инициировании, лоббировании, обсуждении и принятии нормативных правовых актов (прежде всего, затрагивающих сферу экономики), избрании (назначении) на государственные должности, должности по государственной и муниципальной службе; профессиональной подготовке управленческих кадров.
В качестве основного способа противодействия теневой экономике большинство экономистов называют предоставление больших экономических свобод участникам экономики и ликвидацию всевозможных ограничений со стороны властных структур (отмену запрета тех или иных видов деятельности, сокращение налогового бремени и сокращение налоговой, бухгалтерской, статистической и иных видов отчетности). Имеется в виду принцип, что определённое вмешательство государства в экономику необходимо, о чём писал ещё Дж. Локк, однако, вмешательство, превышающее этот абстрактный уровень социального минимума, ограничивает возможности экономического роста тем больше, чем больше это вмешательство. Излишние бюрократические барьеры на пути создания, функционирования, развития и ликвидации предприятий должны быть сняты. За счет снижения налогового бремени следует ожидать снижения заинтересованности теневиков в уходе от уплаты налогов с целью сокращения своих издержек и увеличения налоговых поступлений в бюджет за счет роста налогооблагаемой базы, обусловленного усилением заинтересованности хозяйствующих субъектов в легальном ведении своего бизнеса. Данная мера (понижение налоговой нагрузки) будет носить более эффективный характер в случае повышения налоговой дисциплины и ужесточения ответственности за нарушения налогового законодательства. В России необходима научно обоснованная оптимизация налоговых и правовых процедур, при осуществлении которой, необходимо учитывать требования бизнеса к облегчению налогового бремени, а также единые мировые стандарты финансовых, налоговых и бухгалтерских нормативных актов.
Одним из приоритетных направлений сокращения теневой экономики в сложившихся условиях становится определение реальных масштабов рынка труда, обеспечение занятости населения в соответствии со структурными изменениями в экономике и законодательными нормами, предупреждение массовой безработицы, расширение профессиональной подготовки и переподготовки кадров. Отсутствие надлежащего оформления занятости ведет к игнорированию работодателями норм трудового права и бесправию работников, отсутствию для них социальных гарантии и правовой защиты. Это означает возможность безнаказанной эксплуатации рабочей силы, в частности, за счет заниженной оплаты труда, несоблюдения требований и норм охраны труда и его использования (высокая интенсивность и чрезмерная продолжительность труда, отсутствие выходных, оплачиваемых отпусков и т.п.). Заниженная оплата труда неформалов, в свою очередь, сокращает стимулы к совершенствованию производства и внедрению новой техники. Все это ведет к утрате здоровья работниками, деквалификации рабочей силы, снижению качества труда и производимого продукта, т.е. в конечном итоге - к снижению качества трудового потенциала России. Наконец, оплата труда в конвертах ведет к сокрытию полученных доходов и недополучению социальных и налоговых платежей. Очевидно, что эффективное управление занятостью населения невозможно без совершенствования административно-правовых и социально-экономических механизмов. А это, прежде всего: разработка новых дополнений к существующим законодательным актам о труде; определение компетенции органов государственного управления различных уровней в осуществлении политики занятости населения; включение новых экономических механизмов, направленных на создание материальных условий для функционирования системы государственных гарантий в сфере занятости населения в формах целевого финансирования, льготного кредитования и предоставления налоговых льгот объектам хозяйственной деятельности, которые обеспечивают расширение масштабов производства, создание новых рабочих мест, повышение занятости населения; финансовое обеспечение своевременной переподготовки освобождающихся кадров и подготовки тех, кто ищет работу впервые, с тем, чтобы достичь наиболее полной и эффективной занятости населения – залога экономического и социального развития.[9]
Следует обеспечить проведение эффективной антимонопольной политики в целях нейтрализации теневых операций монополистов. Так, проведение антимонопольной политики для одних организаций – возможность вхождения на рынок, для монополистов – появление конкурентов, а значит снижение доли рынка, уменьшение сбыта и соответственно прибыли. Антимонопольная политика проводится через антимонопольное законодательство, которое запрещает соглашение по ценам (договор между компаниями, устанавливающий завышенную цену на товар, демпинговые цены, позволяющие вытеснить конкурентов из отрасли). В число задач антимонопольного регулирования входят: – выявление и оперативное пресечение актов и действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, направленных на ограничение конкуренции, повышение ответственности за указанные нарушения, а также устранение административных барьеров; – выявление и пресечение злоупотреблений хозяйствующими субъектами на товарных и финансовых рынках, направленных на ограничение конкуренции; – ограничение локального монополизма и развитие конкуренции на сельскохозяйственных рынках; – создание условий для развития конкуренции на монополизированных товарных рынках.
Многие виды теневой экономической деятельности объясняются недостатками законодательной базы, противоречием между объективными законами экономики и их отражением в правовых, законодательных нормах государства. Совершенствование действующего законодательства, ликвидация пробелов в законодательных актах позволят противодействовать тени. Одной из главных задач является согласование интересов бизнеса и государства в нормативных актах в режиме реального времени.
Необходимым условием ослабления теневого сектора должен стать пересмотр сложившихся традиционных взаимоотношений (зачастую криминальных, дружеских) участников бизнеса и властных структур с помощью идеологии, культуры, религии и других общественных институтов, провозглашающих построение здорового общего национального хозяйства страны и достижения баланса интересов общества. В какой-то степени следует говорить об изменении социально-культурных норм, достижении доверия граждан к государству и его структурам.
Важными путями оздоровления экономики нашей страны и отказа теневиков от различных уклонений могут и должны стать следующие направления:
- ускорение научно-технического прогресса и создание современного высокотехнологичного производства,
- оптимизация финансовой, бюджетной и банковской систем, с целью ограничения на этой основе инфляции,
- рост цен,
- нестабильность национальной валюты,
- повышение активности банков в области инвестиционного кредитования,
- реальная борьба с коррупцией и злоупотреблениями чиновников.
Государство и общество, поставив целью сокращение размеров теневой экономики, должно действовать в двух направлениях: – с одной стороны, уничтожать общественно вредные криминальные ее проявления, а с другой – создавать все возможные условия для легального развития экономики.[10]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время теневая экономика - предмет значительного числа научных работ и публикаций. Однако единого, общепринятого универсального понятия теневой экономики не сформулировано. Развитию теневой состаляющей экономики способствует большое количество факторов, основным из которых является высокий уровень налогообложения.
Роль теневой экономии в трансформирующихся социально-экономических системах неоднозначна. С одной стороны, уход от налогообложения повышает конкурентные преимущества предприятий, практикующих теневые действия, позволяет получать дополнительные доходы работникам этих предприятий, снижает уровень реальной безработицы. С другой стороны, теневая экономика наносит ущерб государственному бюджету, снижает эффективность макроэкономической политики, деформирует структуру экономики, ухудшает инвестиционный климат, конкурентную среду для законопослушных налогоплательщиков и наносит ущерб национальным интересам государства, его экономической безопасности.
Выработка эффективной политики относительно борьбы с теневой экономической деятельностью требует комплексного социально-экономического и экономико-правового подхода. Прежде всего, здесь нужны два типа действий. С одной стороны, предстоит с ней бороться, и это — функция правоохранительная органон. С другой стороны, придется вводить теневую деятельность и стандартные размеры (согласно мировой практика ее стандарты — 5%) посредством легализации, причем так, чтобы это пошло на пользу отечественному производству.
В заключении следует подчеркнуть, что только сбалансированный комплекс научно обоснованных экономических и административных мер с учётом региональной специфики может обеспечить сокращение теневого оборота и на этой основе дать позитивный импульс к устойчивому развитию экономики.
В рамках данной работы были решены следующие задачи:
1) Определили понятия теневой экономики, общее влияние на социально-экономические явления и последствия.