Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 14:22, курсовая работа
Целью данной работы является изучение национальных особенностей управления фирмой в японском, американском и европейском менеджменте.
Поставленная цель обуславливает необходимость решения следующих задач:
- изучить национальные особенности управления фирмой в японском, американском и европейском менеджменте;
- провести анализ национальных особенностей управления фирмой в японском, американском и европейском менеджменте друг с другом;
- соотнести национальные особенности управления фирмой в японском, американском и европейском менеджменте с российской моделью управления.
Введение………………………………………………………………………………………….3
1 Фирма – как основной субъект рыночных отношений, классификация фирм…….……....5
2. Национальные особенности принятия управленческих решений………...........................8
2.1 Принципы и особенности культуры управления дочерними зарубежными компаниями……………………………………………………………………………...……….8
2.2. Принятие управленческих решений в японском менеджменте…………….…….12
2.3. Принятие управленческих решений в американском менеджменте………….….16
2.4. Принятие управленческих решений в европейском менеджменте………………19
3. Сравнительный анализ национальных моделей принятия управленческих решений…………………………………………………………………………………………22
3.1. Сравнение японской и американской моделей принятия управленческих решений…………………………………………………………………………………………22
3.2. Сравнение японской и европейской моделей принятия управленческих решений…………………………………………………………………………………………26
3.3. Сравнение американской и европейской моделей принятия управленческих решений…………………………………………………………………………………………28
4. Соотнесение национальных особенностей принятия управленческих решений в западных странах с российским менеджментом……………………………………………..30
4.1. Японская и российская модели принятия управленческих решений.....................30
4.2. Американская и российская модели принятия управленческих решений…………………………………………………………………………………………32
4.3. Европейская и российская модели принятия управленческих решений………………………………………………………………………..………………..33
Заключение…………………………………………………………………………...…………34
Приложение …………………………………………………………………………………….37
Библиографический список……………………………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Фирма – как основной субъект рыночных отношений, классификация фирм…….……....5
2. Национальные особенности принятия
управленческих решений………....................
2.1 Принципы и особенности культуры управления
дочерними зарубежными компаниями……………………………………………………
2.2. Принятие управленческих решений в японском менеджменте…………….…….12
2.3. Принятие управленческих решений в американском менеджменте………….….16
2.4. Принятие управленческих решений в европейском менеджменте………………19
3. Сравнительный анализ национальных
моделей принятия управленческих решений……………………………………………………………
3.1. Сравнение японской и американской
моделей принятия управленческих решений……………………………………………………………
3.2. Сравнение японской и европейской
моделей принятия управленческих решений……………………………………………………………
3.3. Сравнение американской и европейской
моделей принятия управленческих решений……………………………………………………………
4. Соотнесение национальных особенностей
принятия управленческих решений в западных
странах с российским менеджментом…………………………………………….
4.1. Японская и российская модели принятия управленческих решений.....................30
4.2. Американская и российская модели
принятия управленческих решений……………………………………………………………
4.3. Европейская и российская модели принятия
управленческих решений……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Приложение ………………………………………………………………………………
Библиографический список………………………………………………………………
Введение
В настоящее время все больше экономистов приходят к выводу о том, что наиболее актуальной задачей хозяйственной деятельности следует считать выявление критических проблем и поиск их оптимального решения. Проблема принятия и реализации решений является основополагающей для управления фирмой. В то же время, данная тема получила свое развитие не только в экономике и менеджменте. Существует большое количество методик управления фирмой, которые широко используются в теории информации и информатики. Следуя общей тенденции беспримерно быстрой эволюции информационных технологий в современном обществе можно предположить, что теория управления фирмой имеет большое будущее.
Менеджером можно назвать человека только тогда, когда он принимает организационные решения или реализует их через других людей. Принятие решений, как и, обмен информацией, - составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формулируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления.
Менеджер в своей работе должен различать решения по видам, а организации в целом должны иметь определенный подход к управлению фирмой. В настоящее время существует достаточно большое количество таких подходов. Выделяют централизованный и децентрализованный, групповой и индивидуальный, демократический и совещательный подходы, систему участия и систему неучастия. Но также существуют различные национальные особенности управления фирмой.
Происходящие в нашей стране преобразования нацелены на повышение эффективности общественного производства. Для решения этой задачи осуществляется целый комплекс мер. Развернулась решительная борьба за повышение качества выпускаемой продукции, внедряются более эффективные экономические методы управления взамен изживающих себя административных методов, новые формы организации труда и производства, осуществляется переход на принципы полного хозрасчета, происходит реорганизация внешних экономических связей. Вместе с тем предстоит еще изыскать и привести в действие нераскрытые резервы эффективной организации управления, более полного использования всех видов ресурсов, задействовать методы стимулирования труда. Решению этих задач может помочь освоение передовых методов управления в развитых капиталистических странах.
В связи с этим изучение японской, американской и европейской модели управления, их основных методов, корней и истоков, представляет определённый интерес для исследования, и является актуальным с точки зрения попытки внедрения или адаптации некоторых основополагающих принципов данных систем в управленческую систему российских предприятий.
Целью данной работы является изучение национальных особенностей управления фирмой в японском, американском и европейском менеджменте.
Поставленная цель обуславливает необходимость решения следующих задач:
- изучить национальные особенности управ
- провести анализ национальных особенностей управления фирмой в японском, американском и европейском менеджменте друг с другом;
- соотнести национальные
Предметом исследования в данной курсовой работе являются национальные особенности управления фирмой в различных зарубежных странах.
Объектом исследования выступают такие страны как Япония, Америка, страны Европы и Россия.
1. Фирма – как основной субъект рыночных отношений, классификация фирм.
Практически во всех национальных системах права в качестве основного субъекта рыночных отношений рассматривается фирма. В зависимости от цели деятельности различают также банки, страховые и трастовые компании, инвестиционные структуры. Причем фирмы относятся к основным субъектам предпринимательской деятельности, а банки, страховые и трастовые компании, инвестиционные структуры — к субъектам рынка, обслуживающим сферу предпринимательской деятельности.
Под фирмой понимается организация, которая владеет и ведет хозяйственную деятельность, преследует коммерческие цели и пользуется правами юридического лица. Каждая фирма как организационно-хозяйственная единица имеет одно или несколько предприятий, специализирующихся на конкретных видах деятельности в области промышленности, торговли, строительства, транспорта, научных и проектно-конструкторских работ.
При этом в законодательстве большинства стран предприятие не рассматривается как самостоятельный субъект права, за ним не признается характер хозяйственного образования, обладающего обособленным имуществом, собственным балансом и пользующегося правами юридического лица.
Фирма изначально рассматривается как основной субъект рыночных отношений, органически сочетающий в себе функции собственности и хозяйствования и несущий имущественную ответственность.
Несмотря на существенные отличия в терминологии и национальных особенностях, в законодательстве практически всех развитых стран можно выделить достаточно общую классификацию фирм по таким ключевым признакам как: виды и характер хозяйственной деятельности (отраслевой признак); правовое положение (организационно-правовая форма); характер собственности; цели объединения капиталов, степень самостоятельности и характер хозяйственных отношений участников; принадлежность капитала. Такая классификация позволяет не только хорошо представить все многообразие форм существования и деятельности фирм в современном мире, но и сделать соответствующие выводы применительно к нашему национальному законодательству.
В зависимости от вида и характера хозяйственной деятельности различают промышленные, торговые, транспортные, строительные, транспортно-экспедиторские, инжиниринговые, арендные и другие фирмы. Однако отнесение фирмы к какой-нибудь отрасли имеет условный характер и устанавливается главным образом по тем видам продукции, которые имеют преобладающий удельный вес в хозяйственном обороте фирмы.
Принципиальное значение имеет классификация фирм по правовому положению. Различия в правовом положении фирм зависят от решения следующих вопросов: кто и в каком размере несет ответственность по обязательствам фирмы; кому предоставляется право заключать сделки от имени фирмы; в чьем ведении находится решение вопросов, касающихся хозяйственной деятельности фирмы. Во всех странах по правовому статусу фирмы делятся на два основных вида: единоличное владение (предприятие) и объединения предпринимателей. Единоличное владение — это фирма одного лица или семейства. В современных условиях преимущественное значение имеют фирмы, являющиеся по своему правовому статусу объединением предпринимателей. Единой классификации объединений предпринимателей в зарубежных странах не существует. Однако четко существует их деление в зависимости от характера объединения (лиц или капиталов) и от степени ответственности участников объединения по обязательствам фирмы (всем своим имуществом или только вкладом участников).
Объединения лиц (в западноевропейских странах именуются товариществами, в американском — партнерствами) основаны наличном участии их членов в ведении дел фирмы. Объединения капитала (в большинстве западноевропейских стран — акционерные общества, в Англии — компании, в США — корпорации) имеют целью концентрацию капиталов и освобождение участников от риска, возникающего в результате хозяйственной деятельности. По принятой классификации в странах Европейского Сообщества, которая приведена на рис. 1.1 (Приложение №1), объединения предпринимателей делятся на следующие формы: полное товарищество, коммандитное товарищество, общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество. Самой популярной и наиболее широко применяемой во всех странах для крупных и предпринимательских структур является форма в виде акционерного общества (публичной компании — в Англии и предпринимательской корпорации — в США). Это обусловлено преимуществами акционерных обществ, которые связаны прежде всего со способом финансирования (объединение капиталов путем выпуска акций и свободная передача капитала от одного лица к другому), ограниченной ответственностью владельцев акций (владельцы акций рискуют только той суммой, которую они заплатили за покупку акций), с независимостью существования от ее владельцев (передача собственности через продажу акций не подрывает ее целостности). Поэтому именно в форме акционерного общества (компании, корпорации) создаются и действуют большинство фирм и их разнообразных объединений, таких как концерны, тресты, холдинги, финансово-промышленные группы.
Правовое положение фирм является ключевой, но все-таки не исчерпывающей их характеристикой. Не менее важное значение, особенно в части применяемых к ним методов государственного регулирования, имеет классификация фирм в зависимости от характера собственности. По этому признаку различают: частные фирмы, государственные (полугосударственнные или смешанные) и кооперативы (см. рис. 1.2 - Приложение №2). В странах развитого рынка подавляющее число фирм являются частными.
С точки зрения целей объединения капиталов, степени самостоятельности и характера хозяйственных связей участников объединения различают: картели, синдикаты, пули, тресты, концерны, промышленные холдинги, финансовые или финансово-промышленные группы (см. рис. 1.3. - Приложение №3). Из всех видов объединений наиболее распространенными в настоящее время являются финансово-промышленные группы и концерны.
В национальных системах права развитых стран нет специальных актов, регулирующих образование крупных корпоративных структур. Основное внимание уделяется законодательным нормам, предупреждающим или запрещающим их возможное монопольное поведение на рынке.
И наконец, весьма важной характеристикой фирм является классификация по признаку принадлежности капитала и сферы деятельности. По принадлежности капитала различают: национальные, иностранные и смешанные фирмы (см. рис. 1.4). В развитых странах для иностранных фирм обычно устанавливается тот же режим, что и для национальных, хотя в некоторых странах есть специальные ограничения в отношении привлечения иностранного капитала. В странах Восточной Европы с переходной экономикой иностранным фирмам, как правило, предоставляется режим наибольшего благоприятствования, предусматривающий значительные налоговые, амортизационные и кредитные льготы.
2. Национальные особенности управления фирмой
2.1 Принципы и особенности культуры управления дочерними зарубежными компаниями
Рассмотрение данного вопроса предполагается на примере организации управления дочерними зарубежными фирмами крупных японских международных компаний.
Первый и основополагающий принцип — обеспеченность работой. Это означает, что главной задачей президентов компаний и руководителей фирм на японских зарубежных дочерних предприятиях должна быть обеспеченность работой. Хотя очевидно, что полной обеспеченности быть не может, однако политика, характерная для всего японского управления, направлена именно на решение данной задачи, что в полной мере относится и к зарубежным дочерним фирмам японских компаний.
Как она претворяется в жизнь?
Для этого принимаются следующие меры:
1. Накопление товарно-
2. Внутренняя диверсификация