Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 14:22, курсовая работа
Целью данной работы является изучение национальных особенностей управления фирмой в японском, американском и европейском менеджменте.
Поставленная цель обуславливает необходимость решения следующих задач:
- изучить национальные особенности управления фирмой в японском, американском и европейском менеджменте;
- провести анализ национальных особенностей управления фирмой в японском, американском и европейском менеджменте друг с другом;
- соотнести национальные особенности управления фирмой в японском, американском и европейском менеджменте с российской моделью управления.
Введение………………………………………………………………………………………….3
1 Фирма – как основной субъект рыночных отношений, классификация фирм…….……....5
2. Национальные особенности принятия управленческих решений………...........................8
2.1 Принципы и особенности культуры управления дочерними зарубежными компаниями……………………………………………………………………………...……….8
2.2. Принятие управленческих решений в японском менеджменте…………….…….12
2.3. Принятие управленческих решений в американском менеджменте………….….16
2.4. Принятие управленческих решений в европейском менеджменте………………19
3. Сравнительный анализ национальных моделей принятия управленческих решений…………………………………………………………………………………………22
3.1. Сравнение японской и американской моделей принятия управленческих решений…………………………………………………………………………………………22
3.2. Сравнение японской и европейской моделей принятия управленческих решений…………………………………………………………………………………………26
3.3. Сравнение американской и европейской моделей принятия управленческих решений…………………………………………………………………………………………28
4. Соотнесение национальных особенностей принятия управленческих решений в западных странах с российским менеджментом……………………………………………..30
4.1. Японская и российская модели принятия управленческих решений.....................30
4.2. Американская и российская модели принятия управленческих решений…………………………………………………………………………………………32
4.3. Европейская и российская модели принятия управленческих решений………………………………………………………………………..………………..33
Заключение…………………………………………………………………………...…………34
Приложение …………………………………………………………………………………….37
Библиографический список……………………………………………
Однако без учетов нашего национального менталитета, исторически сложившихся отличий в теории и практике управления, ни одну из мировых схем развития экономики и выхода из кризиса нельзя приложить к российским условиям.
Формирование российского менеджмента должно учитывать основную тенденцию развития ментальности в сторону развивающегося индивидуализма, все больше ориентируясь на личность, осуществление индивидуального контроля, учет индивидуального вклада и оплату согласно ему. Это означает, что на предприятиях все большее значение должно приобретать повышение по службе, основанное не на знакомстве и семейных связях, а исключительно на личных способностях каждого индивида. При формировании системы управления надо как можно сильнее учитывать деловые качества индивида, способность его к восприятию нового, настойчивость. В крупных городах с развитой психологией индивидуализма все чаще отношения строятся на практицизме, все больше проявляется стремление к обогащению. Система формирующегося российского менеджмента должна учитывать это, отличая и отмечая лиц, у которых преобладает индивидуальная ментальность. Таким людям лучше всего поручать индивидуальные участки работы, где они могли бы проявить все свои способности и получать зарплату в соответствии с ними. Работников с коллективистской психологией целесообразно использовать на участках, где применяются специфические, адекватные им методы управления, с акцентом на коллективный труд, коллективную ответственность и контроль, использование бригадной формы организации труда и его оплаты. При таком подходе можно осуществлять и целенаправленный отбор управляющих.
Современный российский менеджер должен отличаться гибкостью в определении целей и задач управления и твердостью, когда цель выбрана, в неуклонном стремлении к ее достижению. Подобный тип руководителя, сочетающий в себе гибкость, приспособляемость и огромные волевые качества придется формировать длительные годы. Специфической чертой российского менеджмента должна стать опора на трудолюбие работника, ориентация на старательность и пунктуальность. Эти заложенные в народе качества необходимо всячески поощрять. При воспитании данных качеств, в процессе становления национальной системы управления, мы можем осуществить постепенный переход от жестких управленческих решений к гибким. Сегодня жесткость является необходимой, но вынужденной мерой. Стратегическая перспектива русского менеджмента – движение к более мягкому по форме, но и более эффективному по содержанию управлению.
По сравнению со старой системой управления, существовавшей много лет на российских предприятиях, в новых условиях появляются новые функции: разработки стратегии и политики развития, поиск необходимых материальных и трудовых ресурсов, совершенствование производственной и организационной структур управления предприятием.
В этих условиях резко возросли требования к российским менеджерам за своевременность и качество принимаемых решений. Усилилась роль научно- технического прогресса, дающего возможность путем нововведений удовлетворять потребности рынка. В российском бизнесе появилась острая необходимость проведения маркетинговых исследований, позволяющих изучить эти потребности. Для осуществления производства конкурентоспособной продукции в условиях минимизации издержек производства все большее значение приобретают вопросы, связанные с управлением персонала, который в новых российских реалиях становится основным ресурсом.
На современном этапе реформирования российской экономики большое значение приобретает повышение эффективности и качества принятия управленческих решений. Принятие решений составляет важную часть процесса управления фирмой и личной функции руководителя различных организаций - государственного учреждения, владельца частной фирмы, банка или другой коммерческой или некоммерческой структуры.
В настоящее время нет необходимости доказывать, что эффективность деятельности предприятий и обеспечение конкурентоспособности продукции фирмы на рынке напрямую зависят от качества управленческих решений. Знание теории, практики отечественного и зарубежного опыта разработки и принятия управленческих решений становятся осознанной необходимостью и одним из основных аспектов совершенствования профессионализма руководителей и менеджеров всех рангов и уровней управления.
Однако не следует при этом забывать, что зарубежная методология принятия решений существенно отличается от российской методологии. Менталитет российского руководителя не соответствует психологии американского или, например, японского управляющего. Поэтому, учитывая и, по возможности, используя зарубежный опыт, следует разрабатывать свои принципы и методы управления фирмой, адекватные российским условиям.
Поэтому для российских менеджеров важно изучить зарубежный опыт управления и творчески использовать его в новых российских условиях в целях строительства организации нового для нашей страны типа, включающего современные методы корпоративного и антикризисного управления, ориентированных на диверсификацию, конкурентоспособность и финансовую устойчивость.
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3
Приложение №4
Таблица 1.
Сравнительный анализ национальных особенностей управления фирмой
Объект сравнения |
США |
Япония |
Европа |
Россия |
Характер решений |
Индивидуальный |
Коллективный |
Индивидуальный |
Индивидуальный |
Преобладающие цели |
Тактические |
Стратегические |
Стратегические |
Тактические |
Разграничение обязанностей и полномочий |
Четкое |
Расплывчатое |
Четкое |
Четкое |
Специализация работников |
Узкая |
Широкая |
Широкая |
Узкая |
Ответственность |
Индивидуальная |
Коллективная |
Индивидуальная |
Коллективная |
Приверженность работника |
К профессии |
К фирме |
К фирме |
К профессии |
Оценка и карьерный рост |
Быстрый |
Медленный |
Медленный |
Медленный |
Разделяемые ценности |
Индивидуальные |
Коллективные |
Индивидуальные |
Коллективные |
Направленность руководства |
На человека |
На коллектив |
На человека |
На коллектив |
Идеал менеджера |
Лидер-сильная личность |
Координатор-мозговой центр |
Координатор- мозговой центр |
Лидер-сильная личность |
Способ контроля |
По индивид. показателям |
По коллектив. показателям |
По индивид. показателям |
По коллектив. показателям |
Отношение к подчинённым |
Формальное |
Неформальное |
Формальное |
Формальное |
Обусловленность карьеры |
Личные качества |
Возраст, стаж, коллективные достижения |
Личные качества |
Возраст, стаж, коллективные достижения |
Структура управления |
Жесткая |
Гибкая |
Жесткая |
Жесткая |
Оплата труда |
По индивид. результатам |
По коллект. результатам, от возраста и стажа |
По индивид. результатам |
По коллективным результатам |
Расходы на обучение персонала |
Низкие |
Высокие |
Высокие |
Высокие |
Найм на работу |
Краткосрочный |
Пожизненный |
Краткосрочный |
Краткосрочный |
Библиографический список
1. Б..И. Кузин, В.Н. Юрьев, Г.М. Шахдинаров, Методы и модели управления фирмой. – СПб: Питер, 2001 г. – 432с. – (Серия «Учебники для вузов»).
2. Ширяев В.И., Баев И.А., Ширяев Е.В. «Экономико-математическое моделирование управления фирмой», 2-е изд., испр. и доп.-М. КомКнига, 2006 г.
3. В.В. Томилов, Культура предпринимательства. Учебник для вузов, г. СПб., 2000 г.
4. Куликов Г.В. Японский менеджмент и теория международной конкурентоспособности. – М.: Экономика, 2000 г.
5. Курицын А.И. Управление в Японии: организация и методы. - М.: Наука, 2002 г.
6. Татарникова А.А. Управление кадрами в корпорациях США, Японии,
Германии. – М.: ИНЭ, 2003 г.
7. Управление организацией под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой. -М.: ИНФРА – М, 2003 г.
8. Шамхалов Ф.И. Американский менеджмент: Теория и практика. – М.: Наука, 2001 г.
9. Гончаров В.В. Ключевые моменты управления и их практическое значение. М.: Дело, 2004 г.
10. Журавлёв П.И. Мировой опыт в управлении персоналом. М.: Прогресс, 2007 г.
11. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Управление персоналом в Японии. М.: Наука, 2003 г.