Состояние и перспективы развития сферы услуг в регионе (на примере Еврейской автономной области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 12:56, курсовая работа

Краткое описание

Влияние экономических факторов на сферу услуг обусловливается динамикой роста валового внутреннего продукта, изменением спроса на потребительские товары и услуги, уровнем занятости и доходов населения, степенью дефицитности государственного бюджета и др. Демографический фактор воздействует, в первую очередь, на структуру сферы услуг за счет изменения численности различных возрастных групп, в том числе в трудоспособном и нетрудоспособном возрасте; показателей рождаемости и смертности; гендерных соотношений.

Содержание

Введение 5
1 Теоретические аспекты развития сферы услуг в регионе 7
1.1 Понятие и характеристика сферы услуг 7
1.2 Классификация сферы услуг 14
1.3 Развитие отраслей сферы услуг по регионам РФ 19
2 Анализ развития сферы услуг в Еврейской автономной области 31
3 Перспективы развития сферы услуг в Еврейской автономной области 35
Заключение 38
Библиографический список 40

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ РЭиУ Развитие сферы услуг.docx

— 185.68 Кб (Скачать файл)

Сфера услуг - сводная обобщающая категория, включающая воспроизводство  разнообразных видов услуг, оказываемых  предприятиями, организациями, а также  физическими лицами.

Сфера услуг имеет ряд  специфических особенностей по сравнению  с материальным производством.

Во-первых, в отличие от товаров, услуги производятся и потребляются в основном одновременно, не подлежат хранению. Это порождает проблему регулирования спроса и предложения  услуг.

Во-вторых, услуги часто противопоставляются  продукции, хотя и в промышленности увеличивается роль обслуживания, которое  может включать ремонт оборудования, послепродажное обслуживание и другие услуги, связанные с продажей товаров. Можно сказать, что во многих случаях  в услуге присутствует элемент продукции, точно так же, как при продаже  продукции присутствует элемент  услуги. Тесное переплетение продажи  товаров и предоставления услуг  затрудняет выделение и учет услуг.

В-третьих, сфера услуг  обычно больше защищается государством от иностранной конкуренции, чем  сфера материального производства. Более того во многих странах транспорт  и связь, финансовые и страховые  услуги, наука, образование, здравоохранение, коммунальные услуги традиционно находятся  в полной или частичной собственности  государства или же строго контролируются и регламентируются государством. Импорт услуг по мнению правительств многих стран, может представлять угрозу национальной безопасности и суверенитету, поэтому  он регламентируется более жестко по сравнению с торговлей товарами.

Возрастание роли и влияния  сферы услуг на экономику вызвало  необходимость проведения исследований с целью классификации услуг  и выявления уровней регулирования  сферы услуг.

В настоящее время сфера  услуг является одной из самых  перспективных, быстроразвивающихся отраслей экономики. Она охватывает широкое поле деятельности: от торговли и транспорта до финансирования, страхования и посредничества самого разного рода. Гостиницы и рестораны, прачечные и парикмахерские, учебные и спортивные заведения, туристические фирмы, радио- и телестанции, консультационные фирмы, медицинские учреждения, музеи, театры и кинотеатры относятся к сфере услуг. Практически все организации оказывают в той или иной степени услуги.

Как показывает практика развитых стран, по мере усложнения производства и насыщения рынка товарами растет и спрос на услуги. В России сфера  услуг, пожалуй, обгоняет производственную сферу по темпам роста и по появлению  новых видов услуг, по ее приспособлению к потребностям рынка и потребителей.

Рынок услуг совершенно не похож на другие рынки главным  образом по двум причинам:

- услуга не существует до ее предоставления. Это делает невозможным сравнение и оценку услуг до их получения. Сравнивать можно только ожидаемые выгоды и полученные.

- услугам присуща высокая степень неопределенности, что ставит клиента в невыгодное положение, а продавцам затрудняет продвижение услуг на рынок.

Сфера услуг - область экономики, занимающаяся предоставлением различного рода услуг физическим и юридическим лицам. Обычно в сферу услуг включают культуру, образование, здравоохранение, бытовое обслуживание. Сфера услуг в экономически развитых странах составляет более 60 % экономики. Остальная частями экономики приходится на сельское хозяйство и промышленность. Она является обобщающей категорией, включающей воспроизводство разнообразных видов услуг, которые оказываются организациями, предприятиями и отдельными физическими лицами.

Другими словами, сфера услуг — часть экономики, которая включает в себя все виды коммерческих и некоммерческих услуг; сводная обобщающая категория, включающая воспроизводство разнообразных видов услуг, оказываемых предприятиями, организациями, а также физическими лицами. Остальными частями экономики принято считать производство — промышленность и сельское хозяйство.

Сферу услуг нередко относят  к постиндустриальному экономическому укладу. В сфере услуг потребление  созданного блага совмещено с  его производством. Россия по степени  развития сферы услуг занимает среднее  положение между развивающимися и развитыми странами: в крупных  городах сфера услуг приближается к западным стандартам, в российской же «глубинке» сфера услуг находится  в формах, близких к уровню стран  «третьего мира».

Экономика сферы услуг  рассматривается как сфера производства благ, полезным эффектом которых является сам процесс их создания. Производство ограниченных экономических благ делится  на сферу услуг и сферу производства материальных благ. В первом случае создание блага совмещено с его  производством, во втором отделено от него. Отрасли сферы услуг, включающие в себя бытовые услуги, относятся  к социально- культурной сфере. Основной функцией сферы бытовых услуг  является удовлетворение бытовых потребностей граждан. Сама по себе бытовая услуга представляет собой или живой  производительный труд по восстановлению стоимости предметов, либо по созданию материально - вещественных предметов, используемых в домашнем обиходе, или  же эта деятельность не принимает  материально осязаемого результата.

На сегодня рынок сферы  услуг, бытовых услуг, достаточно разнообразен. На нем представлены такие виды материально-вещественного  создания и преображения, как индивидуальный пошив обуви и одежды, химчистки, крашение, изготовление и ремонт металлоизделий, ремонт и техническое обслуживание бытовой техники, авто и мото транспорта, ремонт и изготовление мебели. Нематериальные услуги представлены прачечными, фото-салонами, банями и душевыми, салонами парикмахерских, транспортно-экспедиторскими услугами, а так же услугами проката, ритуальными услугами и др.

Все виды услуг оказываются  на платной или бесплатной основе. Опять же, платными на сегодняшний  день могут быть так же и те виды услуг, которые всегда оказывались  безвозмездно: это медицинское обслуживание, образование и т.д. Причем платные  и бесплатные услуги может оказывать  одно и то же учреждение, при наличии  у него лицензии на оказание платных  услуг, с указанием - каких именно. Существуют так же услуги, которые  оказываются всегда на платной основе. Это различного вида исследования и  экспертизы - как для частных, так  и для юридических лиц. Кроме  того, имеется перечень услуг, оказываемых  на платной основе организациями  для предоставления федеральным  органам исполнительной власти. Он включает в себя, по большей части, проведение различных экспертиз, анализов и исследований, начиная с экологических  и кончая «точными приборами, запрещенными к вывозу». Размер платы за такую  услугу не может быть выше экономически обоснованных расходов на её оказание, определенных в соответствии с указанной к применению методикой.

Таким образом, сфера услуг является одним из главных секторов экономики, и проблема ее регулирования становится ни чуть не меньше, чем в других отраслях экономики.

    1. Классификация сферы услуг

Классификация услуг осуществляется для целей определения мер тарифного и нетарифного регулирования в различных областях деятельности, ведения необходимой статистики и отчетности, происходит по группам, видам, ценам, качеству и другим показателям. Готовые изделия классифицируются соответственно их функции или назначению. Классификация товаров так же проводится должностными лицами таможенных органов в ряде определенных установленных законодательством случаев4.

Международная классификация  товаров и услуг для регистрации  знаков (МКТУ) отражает единый способ классификации  товаров и услуг для регистрации  товарного знака и позволяет  максимально достоверно идентифицировать и классифицировать товар или  услугу, обеспечив единообразное  ее восприятие всеми заинтересованными  лицами. Услуги классификация происходит соответственно направлению деятельности, охватываются заголовком класса и соответствующим  пояснением, или аналогично сходным  услугам в Перечне классов  товаров и услуг.

Классификация услуг происходит по видам, группам, ценам, качеству и другим показателям, осуществляется для целей определения мер тарифного и нетарифного регулирования, ведения необходимой статистики и отчетности. Кроме этого, услуги можно классифицировать и по ряду других признаков. К примеру – что является источником услуги - человек или машина, обязательно ли клиент должен присутствовать при оказании ему услуги, предназначается ли услуга для удовлетворения личных нужд потребителя, или это деловая услуга, и, наконец, является ли эта услуга обслуживанием отдельных лиц или это услуга общественного характера?

Классификация услуг улучшает понимание каждого вида услуг, помогает выделить его отличительные черты  и определить специфику. Классификация  услуг в различных отраслях, а  так же международная классификация, имеют свои отличия и особенности  в каждой отдельной отрасли, к  примеру – классификация банковских, рекламных и консалтинговых услуг5.

Классификация услуг и  товаров позволяет лучше понимать изучаемое явление, выделять отличительные  черты видов услуг, определять их специфику. На сегодня существуют различные  классификации видов услуг, и  каждая из них отражает специфику  своего подхода к анализу сервисной  деятельности. Удобнее выделять пять типов услуг:

1) производственные: к ним  относят лизинг, инжиниринг, ремонт  и обслуживание оборудования.

2) распределительные услуги: это связь, торговля, транспорт. 

3) профессиональные услуги: страховые, банковские, финансовые, рекламные, консультационные.

4) потребительские или  массовые услуги: они связанны  с времяпрепровождением и домашним  хозяйством.

5) общественные: радио, телевидение,  культура, образование. 

Более систематичная услуги классификация разделяет их по принципу - на кого или на что направлена услуга, и является ли она осязаемой, или  нет.

1. Осязаемые действия, которые  направлены на тело человека. К ним относятся пассажирский  транспорт, здравоохранение, общественное  питание, спортивные заведения,  салоны красоты, парикмахерские.

2. Осязаемые действия, которые  направлены на физические объекты  и товары. Это обслуживание и  ремонт и оборудования, грузовой  транспорт, услуги охраны, бытовые  и ветеринарные услуги.

3. Неосязаемые действия, которые направлены на сознание  человека. К ним относятся радио,  ТВ, образование, СМИ, музеи, театры, кино.

4. Неосязаемые действия, связанные с неосязаемыми активами. Это юридические и консультационные  услуги, банки, страхование и операции  с ценными бумагами6.

Данная классификация  является основой в сфере нематериального  производства.

Что касается международной  классификации товаров, то она была официально принята 15 июня 1957 г. странами-участницами  дипломатической конференции в  Ницце и чуть позже пересмотрена в 1967 г. в Стокгольме и в Женеве (1977 г.). Окончательно изменена в 1979 г. Её основой стала Классификация, разработанная  еще в 1935 г. Объединенным международным бюро по охране интеллектуальной собственности. Каждая страна-участница Ниццкого соглашения обязана соблюдать международную классификацию товаров, принимая её как основную или вспомогательную классификацию при регистрации знаков, а также обязана указывать номера классов международной классификации в официальных документах. Международная классификация товаров и услуг составляет 45 классов: 1- 34 это товары, а 35-45 — услуги.

Устанавливаемые Правительством Российской Федерации правила в различных областях экономической деятельности, связанной с предоставлением услуг потребителям, в том числе в области жилищно-коммунальных услуг, транспорта, связи, общественного питания и т.д. содержат общие положения, расшифровывающие основные понятия, требования к представителю товаров (работ, услуг), права и обязанности продавца (исполнителя) и потребителя, порядок расчета за выполненные услуги (работы), а так же контроль за соблюдением вышеупомянутых правил. Правила предоставления услуг должны располагаться на видном, доступном для потребителей месте в торговых точках, жилищно-коммунальных управлениях, точках общественного питания, автостанциях и т.д.7

Правила предоставления услуг, как уже упоминалось, утверждаются Постановлениями Правительства  и содержат Общие положения, где  прописываются Законы, в соответствии с которыми данные Правила были разработаны, включают основные понятия, употребляемые  в документе, и их расшифровку. К  примеру, Правила предоставления гостиничных  услуг, расшифровывают понятия:

“гостиница” - имущественный  комплекс, который предназначен для  предоставления услуг;

“потребитель” - гражданин, заказывающий или намеревающийся заказать услугу и использовать её только для  личных нужд;

“исполнитель” - организация  или индивидуальный предприниматель, вне зависимости от формы собственности, оказывающий услуги потребителю  согласно возмездному договору.

Далее Правила содержат описание услуг, порядок их предоставления и  исполнения, а так же прописывается  ответственность потребителя и  исполнителя за предоставление услуг.

Информация о работе Состояние и перспективы развития сферы услуг в регионе (на примере Еврейской автономной области)