Социальная защита незанятых и безработных граждан как составная часть трудовых ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 21:32, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы обусловила постановку следующих задач:
определение сущности безработица и статуса безработного в современном российском обществе,
описание существующих видов безработицы и выявление причин их обуславливающих,
выделение социально-экономических последствий безработицы,
рассмотрение механизма социальной защиты населения от безработицы в общем и на примере отдельной социально-демографической группы и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

контр работа.docx

— 80.04 Кб (Скачать файл)

Исходя из вышесказанного, можно сделать такой вывод: на формирование вынужденной безработицы главное влияние оказывает экономический фактор, естественной – личностный, маргинальной безработицы – социокультурный.

  1. По социально-демографическим группам населения:
  • молодежная безработица,
  • женская безработица и т.д.

Количественная характеристика безработицы, или уровень безработицы, может быть четырех видов:

  • естественный уровень безработицы – от 1,5 до 4% экономически активного населения;
  • приемлемый уровень безработицы – от 5 до 7% экономически активного населения;
  • критический уровень безработицы – от 8 до 11% экономически активного населения;
  • массовый уровень безработицы – 11% экономически активного населения и выше.

Чтобы не допустить массовую безработицу в стране было принято Постановление Правительства РФ от 5 февраля 1993 г. №99 «Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения». В соответствии с этим постановлением местной исполнительной власти предоставлено право по предложению служб занятости населения приостанавливать высвобождение работников в регионах в зависимости от уровня безработицы. При этом максимальный срок приостановки высвобождения (6 месяцев) предусмотрен при уровне безработицы, превышающем 11%.

1.3 Социально-экономические  последствия безработицы

Негативный характер последствий безработицы как для отдельного человека, так и для общества в целом ни у кого не вызывает сомнений. При исследовании этого вопроса целесообразно вначале рассмотреть экономические, а затем и социальные его последствия.

1.3.1 Экономические  последствия безработицы

Экономические последствия безработицы и их структура весьма многообразны и сложны. При исследовании этой проблемы считается необходимым выделить экономические последствия безработицы на национальном уровне и на уровне человека.

На национальном уровне безработица прежде всего:

  • снижает объем производства валового внутреннего продукта;
  • уменьшая ВВП, приводит к сокращению налогов,
  • росту инфляции;
  • замедляет рост производительности труда;
  • снижает гибкость рынка;
  • увеличивает расходы государства по мере ее роста;
  • в конечном счете может привести к еще большему росту безработицы.

На уровне человека безработица:

  • означает потерю постоянного и регулярно получаемого дохода;
  • также означает потерю квалификации;
  • препятствует улучшению условий труда. Она бьет не только по тем, кто непосредственно остался без работы, но и по работающим, помешав их попыткам улучшить качество рабочих мест, условий труда, ввести дополнительные блага и обеспечить другие права человека на рабочем месте.
  • усиление конкуренции между работниками на рынке труда за наиболее престижные рабочие места;
  • позволяют предпринимателям манипулировать высоким уровнем безработицы в своих интересах (например, понизить цену рабочей силы и др.)[9, стр. 244].

1.3.2 Социальные  последствия безработицы

При оценке последствий безработицы надо иметь в виду, что труд для подавляющего большинства людей рассматривается не только источником дохода, но делом чести, гражданской доблести. Следовательно, лишение его возможности трудиться – это еще и большая социальная трагедия. Безработица, снижая доходы семей:

  • усиливает дифференциацию населения;
  • способствует росту преступности,
  • ухудшению здоровья, сокращению продолжительности жизни,
  • росту алкоголизма,
  • появлению депрессий, психических расстройств, вплоть до самоубийств;
  • ослабление семейных уз, связей, забвению родительских обязанностей,
  • снижение естественного прироста населения,

нарастание социального возмущения и политической нестабильности, что в итоге может привести к социальному взрыву. Это возможно, когда ее уровень превысит допустимый размер[9, стр. 247]. 
2 МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ОТ БЕЗРАБОТИЦЫ

Одно из направлений социальной защиты населения – разработка комплекса мер по обеспечению гарантий в области занятости, т.е. защита от безработицы. Для регулирования и организации занятости населения на территории Российской Федерации создана Федеральная государственная служба занятости населения, деятельность которой направлена на:

  • оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении рынка труда;
  • разработку и реализацию федеральной, территориальных и других целевых программ содействия занятости населения, особо нуждающегося в социальной защите и испытывающих трудности с поиском работы;
  • содействие гражданам в поиске подходящей работы;
  • организацию при необходимости профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан.

2.1 Социальная  поддержка безработных граждан

В соответствии с Законом РФ «О занятости населения в РФ» (ст.30) государство гарантирует безработному, получившему этот статус после регистрации в службе занятости:

  • выплату пособия по безработице;
  • выплату стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации;
  • возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
  • компенсацию затрат в связи с добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости;
  • оплату за счет средств фонда занятости периода временной нетрудоспособности в течение 12 месяцев потерявшим работу и заработок.

Материальная поддержка безработных осуществляется в нескольких формах, основные из них:

  • пособие по безработице,
  • доплаты на иждивенцев,
  • материальная и иная помощь безработным с низкими доходами,
  • компенсации работникам, высвобождаемым из организаций.

Помощь безработным включает также посредничество в трудоустройстве. Государственная политика в области социальной защиты граждан, потерявших работу, помимо этого предусматривает предоставление права на досрочную пенсию гражданам[4].

2.1.1 Выплата  пособий по безработице

Пособия по безработице выплачиваются из средств Государственного фонда занятости населения РФ безработным гражданам, зарегистрированным в органах СЗН в целях поиска подходящей работ. Пособие по безработице можно определить как выплаты, предоставляемые в течение установленного законом срока лицам, признанным безработными в размере, пропорциональном утраченному заработку. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.

Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать, как правило, 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.

В случае не предоставления оплачиваемой подходящей работы по истечении 18 календарных месяцев безработицы безработный приобретает право на повторное получение пособия по безработице в размере минимальной оплаты труда.

Выплата пособия производится не реже двух раз в месяц при условии прохождения безработным перерегистрации с той же периодичностью в установленные службой занятости сроки, но не реже двух раз в месяц. Размер пособия дифференцируется в зависимости от категории граждан, признанных безработными. В соответствии с Законом пособие безработным гражданам, уволенным по различным основаниям, устанавливается в процентном отношении к средней заработной плате, начисленной за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня или на условиях неполного рабочего дня с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем [10].

2.1.2 Материальная  помощь безработным

Членам семьи безработного, находящимся на его иждивении, а также гражданам, потерявшим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного законодательством срока его выплаты, может оказываться материальная и иная помощь в соответствии с законодательством, в том числе дотации за пользование:

  • жильем и коммунальными услугами – если размеры занимаемой безработными и членами их семей жилой площади не превышает (в расчете на одного человека) норм жилой площади, предусмотренной Жилищным кодексом РФ (12 кв. м на человека),
  • общественным транспортом – если время нахождения в пути от места жительства безработного до СЗН превышает величину норматива транспортной доступности, установленного местным органом власти на данной территории,
  • услугами здравоохранения – если эти услуги не включены в территориальные программы обязательного медицинского страхования,
  • общественного питания – если они не пользуются льготами, предоставляемыми органами социальной защиты.

Органами СЗН могут устанавливаться следующие сроки и периодичности выплаты материальной помощи:

  • не более 6 месяцев с ежемесячной периодичностью выплаты средств безработным гражданам, потерявшим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного законодательством срока его выплаты;
  • не более 12 месяцев с ежемесячной периодичностью выплаты средств членам семьи безработного, находящимся на его иждивении;
  • разовые денежные выплаты членам семьи безработного, находящимся на его иждивении, в период ее отпуска по беременности и родам;
  • разовые денежные выплаты членам семьи безработного, находящимся на его иждивении, в случае смерти самого безработного или безработному гражданину в случае смерти члена семьи, находившегося на его иждивении.

Размеры материальной помощи в виде ежемесячных денежных выплат, включая дотации за пользование жильем, коммунальными услугами, проездом на общественном транспорте, услугами здравоохранения и общественного питания, не должны превышать минимального размера оплаты труда в месяц, установленного законодательством [10].

2.1.3 Компенсационные  выплаты безработным

Компенсационные выплаты применяются как чрезвычайная социальная мера и предназначены для сдерживания массовых увольнений и частичной поддержки доходов работников организаций, находящихся в отпусках без сохранения заработной платы в связи с вынужденным прекращением работы или вынужденно работающих в режиме неполного рабочего времени. Эти выплаты производятся из средств Государственного фонда занятости населения РФ. Преимущественным правом на получение подобных выплат пользуются работники градообразующих предприятий, а также проживающие в кризисных регионах.

Предоставление компенсационных выплат способствует снятию социальной напряженности в регионах с наиболее кризисной ситуацией на рынке труда.

2.2 Профессиональная  ориентация, профессиональное обучение  и переквалификация безработного  населения

Одним из направлений политики в области занятости населения является профессиональная ориентация граждан.

Основная цель профессиональной ориентации – оказывать содействие гражданам, обращающимся в центр занятости, в определении подходящего места работы в соответствии с их личными интересами, потребностями работодателей и рынка труда путем:

  • профессионального информирования и консультирования,
  • психологической поддержки с целью повышения конкурентоспособности безработных граждан на рынке труда,
  • групповых форм работ, направленных на социальную адаптацию к условиям рынка труда.

Прямым продолжением профориентационной работы является профессиональное обучение, переобучение и повышение квалификации граждан.

Основная цель – повышение конкурентоспособности безработных граждан на рынке труда посредством широкого спектра образовательных услуг с учетом потребностей работодателей и прогнозов развития спроса на рабочую силу в отраслевом и территориальном разрезе.

Программа профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан в соответствии со ст.23 Закона «О занятости» направлена на людей:

  • не имеющих профессии (специальности),
  • для которых невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации,
  • для которых необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам,
  • утративших способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).

Информация о работе Социальная защита незанятых и безработных граждан как составная часть трудовых ресурсов