Социальная политика России на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 13:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – раскрыть сущность основных направлений социальной политики государства в России на современном этапе.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Теоретические аспекты социальной политики государства……………………5
1.1 Сущность и основные задачи социальной политики……………………..….5
1.2. Основные направления социальной политики…………………………..…..9
1.2.1 Политика государства в формировании доходов…………………..……..9
1.2.2 Политика занятости………………………………………………………..12
1.2.3 Социальная защита граждан……………………………………………....14
1.2.4 Политика развития социальных отраслей…………………………..……16
2 Социальная политика России на современном этапе развития…………….…18
2.1 Статистика основных социальных показателей………………………….…18
2.1.1 Динамика доходов…………………………………………………………18
2.1.2 Динамика занятости…………………………………………………….…20
2.1.3 Показатели жилищных условий населения……………………….……..21
2.1.4 Демографическая ситуация……………………………………………..22
2.2 Институты социальной политики в России…………………………………23
3 Оценка основных направлений государственной социальной политики…….25
Заключение………………………………………………………………………….32
Список использованных источников…………………………..………………….33
Приложения………………………………………………………………………....36

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА.docx

— 83.18 Кб (Скачать файл)

Политика в области образования также направлена на обеспечение доступности и качества образования для населения. В развитых странах среднее образование является обязательным и для большинства населения бесплатным, обучение же конкретным профессиям происходит как на бесплатной (для определенных категорий людей), так и на платной основе (для большинства населения).

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Социальная политика  России на современном этапе  развития

2.1 Статистика основных социальных показателей

2.1.1 Динамика доходов

 

По данным Федеральной службы государственной статистики России, дифференциация по доходам в России в 2011 году достигла такого уровня, что на долю 20% наиболее обеспеченного населения приходилось 47,4% общего объема денежных доходов (в 2010 году – 47,7%), а на долю 20% наименее обеспеченного населения – 5,2% (в 2010 году также 5,2%). При этом коэффициент Джини за последние пять лет немного отдалился от единицы, что свидетельствует о снижении дифференциации доходов в стране (таблица 1).

Таблица 1 – Распределение общего объема денежных доходов населения в России в 2007-2011 гг. [21]

 

2007

2008

2009

2010

2011

Денежные доходы – всего, процентов

100

100

100

100

100

В том числе по 20% группам населения:

         

первая (с наименьшими доходами)

5,1

5,1

5,2

5,2

5,2

вторая

9,8

9,8

9,8

9,8

9,9

третья

14,8

14,8

14,8

14,8

14,9

четвертая

22,5

22,5

22,5

22,5

22,6

пятая (с наибольшими доходами)

47,8

47,8

47,7

47,7

47,4

Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов), в разах

16,7

16,6

16,6

16,6

16,2

Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов)

0,422

0,421

0,421

0,421

0,417


 

Хотя, надо признать, при этом значительно сократилось число лиц, находящихся за «чертой бедности» (таблица 2), выросли доходы населения (таблица 3).

Таблица 2 – Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума и дефицит денежного дохода в России в 2007-2011 гг. [21]

 

2007

2008

2009

2010

2011

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума:

         

млн. человек

18,8

19,0

18,4

17,7

18,0

в процентах от общей численности населения

13,3

13,4

13,0

12,5

12.7

Дефицит денежного дохода:

         

млрд. руб.

272,1

326,7

354,8

375,0

425,3

в процентах от общего объема денежных доходов населения

1,3

1,3

1,2

1,2

1,2


 

Таблица 3 – Динамика основных показателей реальных доходов населения в России в 2007-2011 гг. [21]

 

2007

2008

2009

2010

2011

Реальные располагаемые денежные доходы

193,0

197,6

203,6

215,5

217,6

Реальный размер назначенных пенсий

142,5

168,3

186,3

251,1

254,1

Реальная начисленная заработная плата

232,6

259,3

250,2

263,2

270,6


 

Так, в 2011 году объем денежных доходов населения сложился в размере 35605,7 млрд. рублей и увеличился на 9,6% по сравнению с 2010 годом. Население израсходовало средств на покупку товаров и оплату услуг 26158,4 млрд. рублей, что на 15,7% больше, чем в 2010 году. Сбережения за этот период составили 4341,0 млрд. рублей, что на 22,7% меньше, чем в предыдущем году [21].

Что касается размера заработной платы, то для ее регулирования, а также для определения размеров различных социальных пособий, применяется минимальный размер оплаты труда (МРОТ). За последние пять лет данный показатель существенно вырос: с 2300 руб. в 2007 году до 5205 руб. в настоящее время [19].

 

2.1.2 Динамика занятости

 

По данным Федеральной службы государственной статистики России, численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в 2011 году составила 75752 тыс. человек, или более 68% от общей численности населения страны.

Уровень безработицы, исчисленный как отношение численности безработных к численности экономически активного населения, в 2011 году составил 6,6%. Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения соответствующего возраста) в 2011 году составил 63,8% (таблица 4).

Таблица 4 – Экономическая активность населения в России в 2007-2011 гг. [21]

 

2007

2008

2009

2010

2011

Экономически активное население в возрасте 15-72 лет (рабочая сила), тыс. человек:

75060

75892

75658

75440

75752

занятые

70814

70603

69285

69804

70732

безработные

4246

5289

6373

5636

5020

Уровень экономической активности (экономически активное население к численности населения в возрасте 15-72 лет), в процентах

67

67,8

67,8

67,7

68,3


 

 

Окончание таблицы 4

 

2007

2008

2009

2010

2011

Уровень занятости (занятые к численности населения в возрасте 15-72 лет), в процентах

63,2

63,1

62,1

62,7

63,8

Уровень безработицы (безработные к численности населения в возрасте 15-72 лет), в процентах

5.7

7,0

8.4

7,5

6,6


 

Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 3,9 раза превышает численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце 2011 года в государственных учреждениях службы занятости населения было зарегистрировано в качестве безработных 1286 тыс. человек.

 

2.1.3 Показатели жилищных  условий населения

 

Основные показатели жилищных условий населения отображены в приложении А и таблицах 5, 6.

Таблица 5 – Предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в России в 2007-2011 гг. [21]

 

2007

2008

2009

2010

2011

Число служб субсидий

4081

3142

2995

2953

2772

Получили субсидии, млн. семей

5,83

5,45

5,45

5.18

4,72

Удельный вес семей, пользующихся субсидиями, в общем числе семей, процентов

11,3

10,6

10,6

10,1

9,1

Сумма начисленных субсидий, млрд. руб.

44,9

43,7

52,9

55,7

58,2

Среднемесячный размер субсидий на семью, руб.

641

668

809

896

1029


 

Таблица 6 – Предоставление гражданам социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в России в 2007-2011 гг. [21]

 

2007

2008

2009

2010

2011

Численность граждан, пользующихся социальной поддержкой, млн. человек

38,8

38,6

37,3

37,5

37,1

Объем средств, затраченных на предоставление гражданам социальной поддержки, млрд. руб.

120,7

142,1

176,5

214,5

239,1

Среднемесячный размер социальной поддержки на одного пользователя, руб.

259

307

394

477

537

Удельный вес граждан, пользующихся социальной поддержкой, в общей численности населения, процентов

27

27

26

26

26


 

На основании представленных данных можно сделать вывод, что:

  • жилищные условия россиян медленно, но верно улучшаются;
  • субсидии / социальную поддержку по оплате жилого помещения и коммунальных услуг стало получать меньшее количество людей, но при этом размер самих выплат увеличился.

 

2.1.4 Демографическая ситуация

 

По оценке Федеральной службы государственной статистики России, численность постоянного населения Российской Федерации в 2011 году составила 142,9 млн. человек и с 2010 года увеличилась на 32 тыс. человек, или на 0,02%.

Естественная убыль населения в 2011 году уменьшилась по сравнению с 2010 годом на 110,5 тыс. человек. Увеличившийся миграционный прирост полностью компенсировал численные потери населения и превысил их на 2,4% (таблица 7).

Таблица 7 – Показатели естественного движения населения в России в 2007-2011 гг. (на 1000 чел. населения) [21]

 

2007

2008

2009

2010

2011

Родившихся

11,3

12,0

12,3

12,5

12,6

Умерших

14,6

14,5

14,1

14,2

13,5

В том числе детей до 1 года

9,4

8,5

8,1

7,5

7,4

Естественная убыль населения

3,3

2,5

1,8

1,7

0,9

Браков

8,8

8,3

8,4

8,5

9,2

Разводов

4,8

4,9

4,9

4,5

4,7

Миграционный прирост населения

2,5

2,5

2,4

1,9

2,2

Информация о работе Социальная политика России на современном этапе