Социальная политика и ее основные направления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 12:51, курсовая работа

Краткое описание

Я думаю, что тема, которую я выбрала для курсовой работы, в современных условиях имеет большое значение. Потому что, какую бы макроэкономическую проблему мы не рассматривали, всегда существует её взаимосвязь с социальной сферой и социальной политикой государства. Поэтому очень важно иметь представление об основных особенностях социальной политики государства. Современная рыночная экономика отличается социальной направленностью.

Содержание

Введение________________________________________________________3
1. Сущность и основные направления социальной политики_____________4
2. Социальная защита населения____________________________________11
3. Особенности современной социальной политики в России____________17
Заключение______________________________________________________26
Литература______________________________________________________27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Эконом Теория.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)


 

Министерство образования  и науки РФ

ГОУ ВПО «Владимирский  государственный университет имени 

Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

Факультет права и  психологии

Кафедра «Административное  право и таможенное дело»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по экономической теории на тему:

 

Социальная  политика и ее основные направления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Выполнил:

                               Студент группы ТМДк-311

                                Тоноян М.Э.

                                Проверила:

                                Ружицкая И.В.

 

 

Владимир 2012

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение________________________________________________________3 
1. Сущность и основные направления социальной политики_____________4 
2. Социальная защита населения____________________________________11 
3. Особенности современной социальной политики в России____________17 
Заключение______________________________________________________26 
Литература______________________________________________________27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Я думаю, что тема, которую  я выбрала для курсовой работы, в современных условиях имеет  большое значение. Потому что, какую  бы макроэкономическую проблему мы не рассматривали, всегда существует её взаимосвязь  с социальной сферой и социальной политикой государства. Поэтому очень важно иметь представление об основных особенностях социальной политики государства. 

Современная рыночная экономика отличается социальной направленностью. С одной  стороны, развитие экономики позволяет  осуществлять дорогостоящие социальные программы, а с другой стороны проведение социальных программ является значительным фактором устойчивого экономического роста. Социальные проблемы решаются в результате разработки и проведения социальной политики государства.

Так, например, в России  наиболее масштабной задачей  социально ориентированной экономики государства является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда  и, как следствие, увеличения национального дохода.

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность и основные направления социальной политики.

 

В широком понимании  социальная политика – это  система  экономических отношений между  негосударственными и государственными институтами, с одной стороны, и отдельными социальными группами и индивидами – с другой стороны, по обеспечению последних достойными условиями жизни и труда. В узком понимании социальная политика представляет собой важную часть государственной экономической политики, которая направленна на решение социальных проблем.

Социальная политика имеет следующие функции: экономическую, защитную, распределительную и идеологическую.

Экономическая роль социальной политики была осознана обществом относительно недавно в первой трети XX в., когда появилась концепция «государства всеобщего благосостояния» Дж. М. Кейнса. В XIX в. социальная политика рассматривалась как система защитных мер, обеспечивающих сглаживание негативных  последствий развития экономики по капиталистическому пути. Т. е. социальная политика не воспринималась как самостоятельная область экономической политики государства, а считалась как скорая помощь для населения в рыночной экономике.

  В современном  понимании социальная политика  государства представляет собой часть экономической политики, которая является важнейшим фактором экономического роста. В результате осуществления эффективной социальной политики:

  1. сокращается число индивидов, которые нуждаются в социальной защите, что в свою очередь ослабляет нагрузку на расходную часть госбюджета, повышая его сбалансированность;
  2. увеличивается квалифицированный и образовательный уровень работников, что является важнейшим фактором современного экономического роста;
  3. повышается возможность населения уплачивать налоги, что увеличивает доходную часть госбюджета;
  4. растут доходы и сбережения населения, которые (доходы и сбережения) служат новыми источниками для инвестиций;
  5. увеличивается спрос на товары и услуги, что в свою очередь стимулирует экономический рост.

Экономическая функция социальной политики реализуется на практике через защитную и распределительную функции.

Распределительная функция  предполагает участие государства  в формировании, распределении и  перераспределении доходов с  целью повышения благосостояния различных социальных групп и общества в целом.

Идеологическая функция  социальной политики государства заключается  в сохранении основ духовного  и культурного развития населения, разрядки социальных противоречий и  снятии конфликтов, возникающих на экономической почве для достижения в обществе социального мира и партнёрства.

В общем, социальная политика, реализуя в экономике в той  или иной мере сложившиеся в обществе представления о социальной справедливости, реализует на практике общечеловеческие идеи гуманности и социальной ориентации экономики, связывая воедино экономику и общество.

Характер и содержание социальной политики зависят от степени  вмешательства государства в  управление социальными процессами. В зависимости от этого все  сложившиеся сегодня в развитых странах типы государственной социальной политики можно разделить на две группы. Первую условно можно назвать остаточной. В данном случае социальная политика выполняет функции, которые не в состоянии осуществить рынок. Это ограниченная по своим масштабам и охватываемому контингенту социальная политика, преимущественно пассивная и имеющая компенсационный характер. Ее концептуальные основы формируются под воздействием идей консерватизма. Типичным представителем данного варианта (с известной степенью условности) является американская модель.

Вторая группа — институциональная. Здесь социальная политика играет важнейшую роль в обеспечении населения социальными услугами и рассматривается в качестве более эффективного в социально-экономическом и политическом смыслах средства, чем система частных институтов. Это более конструктивная и перераспределительная политика. С концептуальной точки зрения эта группа в наибольшей степени испытывает влияние социал – демократической идеологии, и типичным ее представителем (также условно) является шведский вариант социального государства.

Обе группы различаются  между собой не наличием или отсутствием тех или иных компонентов, а их соотношением, а также степенью государственного вмешательства в социальную сферу, ролью перераспределительных процессов, степенью приоритета социальных проблем в деятельности государства.

Социальная роль государства  во всех остальных странах мира находится  в диапазоне между этими двумя группами.

Для всех стран «золотым периодом» в развитии социальной деятельности государства были 60—70-е годы. В эти годы наиболее благоприятного развития доля расходов на социальные цели в валовом национальном продукте в США и развитых странах Европы удвоилась и достигла в начале 80-х годов: 21%—в США; 24%—в Англии; 30%—во Франции; 31,5%—в Германии; более трети—в Швеции и Дании. В 80-е годы маятник качнулся в другую сторону.

Во всех развитых странах  в эти годы происходил пересмотр  масштабов, форм организации и финансирования социальных программ. Причины пересмотра, как правило, одинаковые—это необходимость увеличения гибкости предоставления выплат, усиления их способности соответствовать потребностям, расширения потребительского выбора, сокращения присутствия государства в экономике и обществе, усиления контроля над государственными расходами.

Циклическая смена приоритетов  в социальной политике развитых государств привела к перераспределению средств между отдельными статьями социальных расходов, но, как правило, не затронула серьезных социальных достижений предшествующего развития, доля расходов на социальные нужды в ВВП также не претерпела существенных изменений. В большинстве стран финансовый кризис социальной сферы был так или иначе преодолен благодаря некоторому сокращению расходов, ряду протекционистских мер, усилению налоговой дисциплины и другим мерам.

В середине 90-х годов  вновь можно говорить об обратном движении маятника, общественный выбор  в большинстве стран диктует  необходимость нового пересмотра социальной роли государства в сторону ее усиления.

Россия традиционно относится к типу государств с сильной ролью государства в социальной сфере. Если не говорить о более низком материальном и институциональном уровнях, то система социальных гарантий и социальной защиты населения, сложившаяся в России к началу экономических преобразований, в целом соответствовала принципам социального рыночного хозяйства.

Социальная политика играет, с точки зрения функционирования экономической системы, двоякую  роль.

   Во-первых, по мере  экономического роста, накопление  национального богатства, создание благоприятных социальных условий для граждан становится  главной целью экономической деятельности, и в этом смысле в социальной политике концентрируются цели экономического роста; все другие аспекты экономического развития начинают рассматриваться в качестве  средств реализации социальной политики.

   Во-вторых, социальная  политика является и фактором  экономического роста не сопровождается  ростом  благосостояния, то люди  утрачивает стимулы к эффективной   экономической  деятельности. Одновременно, чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем  выше требования к людям, культуре, физическому и нравственному развитию. В свою очередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы.

   Социальная политика  осуществляется на разных условиях экономической деятельности. Так, можно говорить о социальной политики фирмы (корпорации) в отношении своего персонала, о региональной и общегосударственной социальной политики. Учитывая тесную взаимосвязь современного мира, можно говорить о государственной социальной политике (например, в решении глобальных экологических проблем, преодолении социально-экономической групп стран и даже континентов).

   Под уровнем  жизни населения понимается уровень  потребления материальных благ (обеспеченность  населения промышленными потребительскими товарами, продуктами питания, жилищем и т. д.). Для оценки уровня жизни используется такие показатели, как потребление основных продуктов на душу населения, обеспеченность этими продуктами  в расчете на семью (обычно используется показатель обеспеченность в расчете на 100 семей).  Немаловажное значение для оценки уровня жизни  имеют показатели структуры потребления (например, какова доля в структуре потребления продуктов питания наиболее биологически ценных продуктов).

   Для получения  реальной картины уровня жизни  необходимо иметь точку отсчета.  Таковой  является “потребительская  корзина”, включающая набор благ  и услуг, обеспечивающий определённый  уровень потребления. В этой  связи выделяют “минимальный  уровень потребления” и “рациональный уровень потребления”. Под первым понимают такой потребительский набор, уменьшение которого ставит потребителя за грань обеспечения нормальных условий его существования. Именно здесь проходит так называемая  “черта бедности”. При этом не следует путать “минимальный уровень потребления” с “физическим уровнем потребления”, ниже которого человек просто не может существовать физически. Доля населения, находящегося  за “чертой бедности”, является одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни в данной стране.

   “Рациональный  уровень потребления” отражает  количество и структуру потребления,  наиболее благоприятную для индивида. Соответственное значение для  оценки уровня жизни имеет  статистика, приближенная к такому  потребителю.

   Значительно более сложным для оценки является показатель качества жизни населения. Речь идёт о таких сложных для количественных оценок показателей,  как условия и безопасность труда, состояние Среды обитания, наличие и возможность использования свободного времени, физическая и имущественная безопасность граждан и т. п. Здесь требуется интегральные социологические оценки, имеющие скорее качественную,  чем количественную определённость.

   Необходимо также отметить, что оценки  уровня и качества  жизни изменяются во времени и пространстве. То, что 20-30 лет назад рассматривалось как высокий жизненный уровень, сегодня может лишь слегка превышать “черту бедности”. То, что для европейца выглядит как нищета, для коренных жителей Африки или Заполярья может явиться наиболее рациональным образом жизни. Это подтверждает печальный опыт “внедрения” европейской или американской цивилизации в быт и культуру малых народов Севера. Таким образом, любые сравнения уровня и качества жизни, особенно в международном аспекте, должны непременно учитывать вышеприведённые обстоятельства.

В этом плане заметим, что Россия еще по крайней мере десятилетие  будет находиться в достаточно сложном  положении, когда социальные ожидания населения существенно завышены по сравнению с экономическими возможностями общества. Отсюда велика опасность острых социальных конфликтов. Поэтому выбор направлений и механизмов реализации социальной политики для России имеет сейчас особо важное значение.

   Социальная политика  не может рассматриваться как  исключительно экономическая проблема. Экономическая же наука в качестве предмета своего исследования в сфере социальной политики сосредотачивается на экономических механизмах её реализации. В условиях рыночной экономики  к таковым относятся прежде всего механизмы формирования доходов и поддержание занятости населения.

Информация о работе Социальная политика и ее основные направления