Социальная политика и ее основные направления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 12:51, курсовая работа

Краткое описание

Я думаю, что тема, которую я выбрала для курсовой работы, в современных условиях имеет большое значение. Потому что, какую бы макроэкономическую проблему мы не рассматривали, всегда существует её взаимосвязь с социальной сферой и социальной политикой государства. Поэтому очень важно иметь представление об основных особенностях социальной политики государства. Современная рыночная экономика отличается социальной направленностью.

Содержание

Введение________________________________________________________3
1. Сущность и основные направления социальной политики_____________4
2. Социальная защита населения____________________________________11
3. Особенности современной социальной политики в России____________17
Заключение______________________________________________________26
Литература______________________________________________________27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Эконом Теория.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Социальная защита населения.

 

Способом реализации социальной политики государства является система социальной защиты и социальных гарантий.

Обычно социальная защита определяет систему мер, которые осуществляются обществом и его звеньями, по реализации общественно нормального материального и социального положения граждан.

Социальные же гарантии представляет  система обязательств общества перед своими членами по  определённому удовлетворению ряда их необходимых потребностей.

Вообще социальная защита экономически активного населения  реализуется по нескольким направлениям:

    1. меры государства, связанные с подготовкой индивидов к квалифицированной трудовой деятельности;
    2. меры по обеспечению процесса трудовой и производственной деятельности;
    3. меры, которые обеспечивают доступность реализации способностей в процессе трудовой и производственной деятельности;
    4. меры по поддержке работников, лишившихся возможности трудиться и создание новых рабочих мест.

В системе социальных гарантий основными элементами являются такие гарантии, как общедоступность  и бесплатность образования, недопустимость принудительного труда, обязательство  минимизации потерь в связи с  прекращением трудовой деятельности.

Система социальной защиты является органичным элементом современного рыночного хозяйства, существующим в разных странах. Несмотря на принципиальные различия в объемах, направлениях и институтах социальной защиты в этих странах, она строится по единым принципам: субсидарности, солидарности, эффективности, адекватности, непрерывности, и т. д.

Системообразующим, базисным принципом социальной защиты в рыночной экономике является принцип субсидарности (дополнительности). Он состоит в  том, что в силу некоторых обстоятельств в рыночной экономике индивид может нуждаться в помощи государства. Эта помощь должна предоставляться в объеме стартового минимума, который усилит его индивидуальные устремления и готовность к успешной деятельности, но при этом не ограничит ответственность индивида за собственное положение и экономическую инициативу.

Наиболее полно принцип  субсидарности воплощается в  системе государственных гарантий. В некоторых странах это могут  быть гарантии минимальных фиксированных  доходов (минимальная заработная плата и минимальная пенсия), а также гарантии нормального жизнеобеспечения в форме права на труд и на отдых, права на образование и на медицинское обслуживание, охрану труда и семьи. Данные гарантии, представляющие собой правовой и материальный «каркас» для нормальной жизнедеятельности общества, призваны обеспечить минимальные жизненные стандарты и одинаковые стартовые условия всем без исключения членам общества, а не только тем, кто попал в группу социального риска.

Выстраивая систему  социальной защиты в соответствии с принципом субсидарности, государство, таким образом, отдает предпочтение защите активности и частной инициативы, гарантируя и обеспечивая каждого индивида необходимыми условиями для высокопроизводительной конкурентной экономической деятельности. Если индивид по тем или иным причинам выбывает из конкурентной борьбы, государство оказывает ему поддержку, стимулируя его усилия вернуться в сферу рыночной деятельности. Но при этом, исходя из принципа субсидарности, поддержка государства носит не безвозмездный и не безусловный характер, а осуществляется с учетом трудового вклада нуждающегося, размера уплачиваемых налогов и взносов. В соответствии с данным принципом строится система пособий работающим (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице).

Однако неуплата работодателем  взносов на социальное страхование  не лишает его работников права на получение страховых пенсий и  пособий, и в этом частном случае проявляется принцип солидарности социальной защиты, который свидетельствует о степени готовности общества оказывать социальную помощь определенным категориям нуждающихся безотносительно к их участию или неучастию в общественном производстве, без учета уплачиваемых гражданином налогов и страховых взносов. На действии данного принципа базируется социальная помощь (поддержка) как элемент социальной защиты, представляющий собой систему мер по содержанию и обслуживанию нетрудоспособных граждан.

Поиск оптимального сочетания  принципов субсидарности и солидарности, эффективности и справедливости делает политику социальной защиты одним из самых подвижных элементов государственной экономической политики, который находится в постоянном маятниковом движении от патернализма (когда государство берет на себя непосильные обязательства по социальной защите большинства граждан) до индивидуализма (когда государство самоустраняется от решения большинства социальных проблем).

Однако несмотря на эти  «раскачивания», в последнее время  общепризнанно, что любая программа  социальной защиты для того, чтобы увеличивать общественную полезность и не наносить ущерба благосостоянию третьих лиц, должна отвечать принципу эффективности, означающему, что «чистые» социальные выгоды от действия любой социальной программы должны превышать социальные издержки. Для сравнительной оценки эффективности тех или иных способов государственного воздействия может быть использован такой аналитический инструмент как «затраты — выпуски». При этом затраты представляют собой вложения государственных органов в какую-либо социальную программу или проект, а выпуски — конечные результаты выполнения данной программы в виде роста благосостояния. Для его оценки могут быть использованы показатели качества жизни; потребление, уровень доходов, состояние образования и здравоохранения, численность бедных и т.д.

С принципом эффективности  социальной защиты тесно связан принцип  адекватности, который означает соответствие масштабов, направлений и форм социальной защиты уровню развития экономики и объемам созданного в обществе ВНП, являющегося источником осуществления защитной функции государства. Естественно, что промышленно развитые страны, имеющие высокие показатели ВВП на душу населения, обладают более широкими возможностями для осуществления программ социальной защиты своего населения, чем, например, страны с переходной экономикой, которые относительно недавно вышли на траекторию положительного экономического роста (Польша в 1992 г., Чехия в 1993 г., Россия в 1999 г.).

Но следует отметить, что прямой связи между темпами  экономического роста, размерами ВВП  и степенью социальной защиты населения  нет. В практическом плане существовали и существуют несколько страновых моделей с сильной системой социальной защиты, несмотря на слабую экономическую эффективность; и наоборот. В первом случае примером может служить Венгрия, которая целенаправленно осуществляла до середины 1990-х гг. стратегию медленных реформ, чтобы сохранить социальные завоевания социализма и не допустить резкого снижения уровня жизни населения, несмотря на трансформационный кризис. Во втором случае примером могут служить США. В самой богатой стране мира за период с 1978—1997 гг. уровень жизни «низших» 40% населения понизился, а доля населения, живущего ниже черты бедности, поднялась с 11,7 до 15,1%1.                                   

Данные примеры подтверждают тезис о том, что уровень социальной защиты определяется не только финансовыми возможностями государства. Многое зависит от сложившихся социокультурных условий в стране, от традиционной, общепринятой системы ценностей, которая влияет на степень солидарности индивидов в той или иной экономической системе и на уровень их социальной защиты.

Принцип непрерывности  социальной защиты показывает, что  вне зависимости от финансового  положения государства и системы  ценностей и взглядов, сложившихся  в обществе, данный процесс не может  быть остановлен, а должен воспроизводиться во времени и в пространстве. Это отвечает основному, фундаментальному назначению экономики — быть средством жизнеобеспечения людей.

Критериями эффективности  функционирования государства являются показатели материального положения  населения, продолжительность жизни граждан, отсутствие массовых социальных конфликтов и проявлений социального иждивенчества.

Необходимость гармонизации различных  интересов наглядно видна при  анализе трудовых отношений, в которых  переплетены интересы, общие для  работодателей и работников (по поводу необходимости обеспечения непрерывного процесса производства как основы их материального благополучия) и противоречащие друг другу:

- работодатель заинтересован  в повышении прибыли (за счет  экономии материальных и трудовых  ресурсов);

- наемный работник - в безопасных условиях труда, достойной зарплате, приемлемой трудовой нагрузке и т.п.

В Конституции Российской Федерации сформулированы основные положения в области социальной защиты граждан,

В частности, в ст.7 сказано: "В  Российской федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты".

Таким образом, конституционное, трудовое и социальное право представляют собой, по существу, национальную доктрину социальной защиты,

Анализ базовых положений международных  документов, отечественной законодательной базы в рассматриваемой области позволяет выделить важнейшие принципы социальной защиты работников:

- социальная ответственность общества  и государства за бережное  отношение к личности, реализацию  его прав на свободный труд, выбор профессии, места работы и обучения;

- обеспечение приемлемых условий  труда, защиту здоровья и жизни,  компенсацию утраты трудоспособности;

- социальная справедливость в  области трудовых отношений - равное вознаграждение за равный  труд, право на безопасность и гигиену труда, сохранение здоровья, трудоспособности граждан, на социальные пособия в случае болезни, на высокий уровень компенсации постоянной утраты трудоспособности, обеспечение медицинской, социальной и профессиональной реабилитации пострадавших на производстве;

- всеобщий и обязательный характер  защиты работников от социальных  и профессиональных рисков, обеспечение  права на социальную защиту  как главного ориентира социально-экономического  развития общества;

- минимально возможный уровень социальных и профессиональных рисков, доступность и открытость соответствующей информации, примат безопасности и достижение социального согласия в обществе по поводу установления уровней профессиональных и социальных рисков, социальных гарантий по их минимизации и компенсации;

- государственные гарантии, связанные  с социальной защитой при одновременной  самостоятельности и самоуправляемости  негосударственных систем и программ  защиты.

 

 

3. Особенности социальной политики в России.

 

Как показывает исторический опыт, при осуществлении радикальных экономических преобразовании проблемы социальной политики выходят на первый план, являясь одновременно и стимулом этих преобразований, и фактором, определяющим границы радикализма.

Социальная политика российского  государства отличается направленностью на минимизацию потерь от перехода к децентрализованному типу экономики.

Социальная политика государства  в России строится на следующих принципах:

    1. четкое разграничение ответственности за осуществление социальной политики между местными и федеральными органами власти;
    2. учёт социальных норм при разработки бюджетов разных уровней;
    3. устранение монополизма в предоставлении социальных услуг;
    4. корректировка социальной политики с учётом складывающейся экономической ситуации;
    5. разгосударствление организаций и учреждений социальной сферы.

   В силу целого  ряда причин, на начальном этапе  радикальных экономических преобразований  в России основной упор был  сделан на финансовое оздоровление  экономики и макроэкономическую  стабилизацию. Социальная сфера  и её проблемы были отодвинуты на второй план. В результате население России столкнулось с резким падением жизненного уровня на фоне усиления социальной дифференциации общества.

Так, рост цен в 1992 г. на потребительские  товары был 26-кратный. В то же время денежные доходы населения увеличились примерно в 10 раз, в том числе заработная плата в 12 раз. Соответственно сократились потребительские расходы, что не могло не сказаться на реальных доходах населения. Падение реальных доходов, в свою очередь, повлекло за собой не только сокращение потребление основных продуктов, но и ухудшение структуры потребления.

Падение жизненного уровня сопровождалось социальной дифференциацией  общества, в том числе по заработной плате. Так, заработки 10% наиболее высокооплачиваемых работников превышали заработки 10% наименее оплачиваемых до 1991 г. в 4 раза, в марте 1992 г. в 11 раз и в сентябре в 16 раз.

   Значительно увеличилось  число лиц, находящихся за “чертой  бедности”, которое, по данным  государственной статистики, к концу 1992 г. составило почти треть населения. “Средний” же класс, который служит основным стабилизатором социальной напряжённости, по существу, так и не сформировался.

 Мероприятия по  финансовой поддержки государственных  предприятий, проведение во второй половине 1992 г., приостановили массовую безработицу, обусловленную банкротством предприятий. Однако, ситуация на рынке труда постепенно обострялась.

 Обострилась проблема  охраны труда. Заметно ухудшилась  демографическая ситуация. Начался  процесс депопуляции населения.

Информация о работе Социальная политика и ее основные направления