Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 13:31, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение социально-экономической политики государства, ее особенности и приоритеты в России.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1) раскрыть сущностные основы социально-экономической политики государства;
2) проанализировать приоритеты социально-экономической политики государства;
3) предложить направления совершенствования социально- экономической политики государства;
4) выявить проблемы социальной политики России и пути их решения.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
ГЛАВА I. Сущностные основы социально-экономической политики государства...............................................................................................................6
1.1 Понятие и сущность социально-экономической политики государства….6
1.2 Нормативно-правовая база социально-экономической политики РФ………………………………………………………………................…11
ГЛАВА II. Приоритеты социально-экономической политики государства…15
2.1 Социальные гарантии и минимальные социальные стандарты…………15
2.2 Приоритеты социально-экономической политики государства…………21
ГЛАВА III. Совершенствование социально-экономической политики государства………………………………………………………………………27
3.1 Основные направления совершенствования социально- экономической политики государства………………………………………………………...…27
3.2 Проблемы социальной политики России и пути улучшения социально-экономической политики......................................................................................32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............................................42
Для улучшения образования россиян правительство РФ реализует нацпроект «Образование», целью которого является обеспечение качественным образованием в независимости от территориальной принадлежности учащихся, отвечающим современным стандартам и требованиям.
Неотъемлемое условие модернизации общества – освоение людьми новых социальных навыков и ролей, развития культуры социального поведения граждан с учетом открытости общества, его быстрой информатизации, роста динамики изменений.
Приоритетами образования для модернизации общества должны быть:
1) Облегчение социализации в рыночной среде через формирование ценностей: ответственности за собственное благосостояние и за состояние общества через освоение молодыми поколениями основных социальных навыков, практических умений в области экономики и социальных отношений.
2) Противодействие негативным социальным процессам, таким как распространение алкоголизма, наркомании и криминогенности в молодежной среде; вытеснение асоциального поведения, борьба с беспризорностью.
3) Обеспечение социальной мобильности в обществе через поддержку наиболее талантливых и активных молодых людей, независимо от их социального происхождения, через освоение молодым поколением возможностей быстрой смены социальных и экономических ролей, в том числе через развитие специального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
4) Поддержка вхождения новых поколений в глобализированный мир, в открытое информационное сообщество. Для этого в содержании образовании должны занять центральное место коммуникативность: информатика, иностранные языки, межкультурное обучение.
5) Образование должно реализовать ресурс свободы, поле выбора для каждого человека, получающего образование, инвестирующего в себя. Социальный заказ на образование не должен быть только и по преимуществу заказом со стороны государства, а представлять и сумму частных интересов семей и предприятий.
Это регулярная денежная выплата, которая производится в установленном законом порядке определённым категориям лиц из социальных доходов и других источников, предназначенных для этих целей. Пенсионные отношения в РФ регулируются законом. Основаниями для пенсионного обеспечения являются: достижение соответствующего пенсионного возраста и трудовой стаж или выслуга; наступление инвалидности; потеря кормильца для нетрудоспособных членов семьи.12
Законодательство Российской Федерации предусматривает периодическую индексацию базовой части в связи с ростом цен, страховой части в связи с ростом заработной платы, накопительной части с учетом доходности от инвестирования пенсионных накоплений.
Пенсионный возраст — юридическая граница старости, отмечающая момент, когда гражданин превращается из плательщика пенсионных взносов (налогов) в получателя пенсионных выплат.
Таким образом, на макроуровне пенсионный возраст выступает одним из основных регуляторов соотношения между численностью пенсионеров и плательщиков пенсионной системы, опосредованно воздействуя на ее сбалансированность и финансовую устойчивость. Поскольку получение пенсии по старости часто сопряжено с прекращением работы, этот возраст совпадает с верхней границей трудоспособности и нижней границей оплачиваемой нетрудоспособности, влияя на совокупное предложение рабочей силы.
Пенсионный возраст сейчас составляет 55 лет для женщин и 60 для мужчин, но в скором времени планируется его увеличить, из за « старения» населения.
Таким образом, размер вашей пенсии напрямую зависит от суммы на лицевом счете, сформированной за всю трудовую деятельность.
Трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые они получали в период трудовой деятельности, а также компенсация дохода, который утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованного лица в связи с его смертью.13
Виды трудовых пенсий:
Трудовая пенсия по старости может состоять из страховой и накопительной частей. Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия на условиях, которые определяются Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Всё вышесказанное показывает, что определение пенсионного возраста, размера пенсии и своевременная валоризация очень сильно влияют на мотивацию народа, стимулирование рабочей силы, и увеличению производительности труда, что приводит к улучшению экономики государства.
2.2 Приоритеты социально-экономической политики государства
Несмотря на оживление в экономике и даже небольшой рост, говорить о долгосрочных тенденциях пока рано. Одна из главных социальных и экономических проблем - низкие реальные доходы населения, сильно ограничивающие спрос, в том числе на продукцию инвестиционных отраслей и тормозящие экономическое развитие. Решать сугубо экономические вопросы нужно только в комплексе с совершенствованием социальной политики.
Социальная политика – совокупность мер государственного воздействия, направленных на регулирование всего комплекса социальных процессов и отношений между людьми. Основные направления социальной политики государства показаны на схеме 1.
Схема 1.
Обеспечение |
Обеспечение всем трудоспособным благоприятных возможностей для предпринимательства и труда |
|
|
Реальностью сегодняшнего дня стало изменение принципов финансирования социальной сферы - она все более опирается на внебюджетные средства.14
Общеэкономическими приоритетами развития являются:
В социальной сфере к числу приоритетных относятся отрасли:
Экономическая политика — это комплекс управленческих стратегий и технологий по использованию имеющихся ресурсов для достижения намеченных целей развития в русле определенной идеологической парадигмы.
Экономическая политика в современной России обусловлена необходимостью преодоления «трансформационного спада» (Я. Корнай) и его социально-экономических последствий.
О своих целях и задачах Правительство России заявляло в своих программах и концепциях.
Главной задачей заявляется необходимость создания условий для экономического роста, одним из которых является изменение структуры народного хозяйства. Обознаются угрозы национальным интересам России в области экономики. Среди них такие, как препятствия к формированию прочного, единого пространства, низкое качество менеджмента, технологическая отсталость; низкий уровень инвестиций, высокая затратность экономики; низкий уровень конкурентоспособности; высокая долговая нагрузка на экономику; возрастающая доля теневого сектора.
Можно считать, что ликвидация этих угроз и будет определять особенности экономической политики на современном этапе.
На макроэкономическом уровне политика нацелена на:
1) совершенствование налоговой системы;
2) изменение структуры расходов федерального бюджета;
3) защиту и обеспечение устойчивости рубля;
4) рациональные заимствования на международных финансовых рынках;
5) укрепление платежного
баланса за счет роста
Будут проведены реформы предприятий, жилищно-коммунальной сферы, реформа армии и др.
В среднесрочной перспективе предполагается:
1) достижение к концу
столетия устойчивого
2) осуществление
3) обеспечение прогрессивных
структурных сдвигов в
4) рост реальных доходов и потребления населения.
В целом экономическая политика Правительства характеризуется разрывом целей и их исполнением, противоречивостью и инерционностью принятия решений, довольно частой сменой исполнителей (например, в ключевом министерстве — Министерстве финансов), невысоким по мировым требованиям менеджмента уровнем проработки ресурсного обеспечения.
Современная экономическая политика уже начала испытывать влияние предстоящего «политико-экономического цикла» — парламентских выборов 1999 г. и президентских 2000 г. В связи с этим Правительство вынуждено, с одной стороны, решать неотложные социально-экономические проблемы, а с другой — искать средства воздействия на избирателей, что подрывает возможность разработки даже среднесрочной эффективной экономической стратегии.
Реализация экономической политики предполагает использование совокупности мер, формирующих механизм государственного регулирования. Для умения рационально применять средства воздействия на экономику требуется знать их структуру. В самом общем виде совокупность всех инструментов можно представить в виде схемы 2.
Схема 2.
Главными задачами остаются стабилизация экономического положения, повышения уровня жизни и снижение числа бедных. В ближайшие годы необходимо восстановить размеры личного потребления на уровне 1991 года, повысив потребительские расходы примерно в 1,8 раза.15
Предстоит перевод жилищно-коммунального хозяйства на рыночные рельсы и его демонополизация, повышение доли оплаты жилищно-коммунальных услуг населением до 100% (сейчас на уровне 40%) при одновременном введение системы жилищных субсидий для беднейших слоев.
Одна из главных задач - необходимо повышать размеры оплаты труда при одновременном повышении уровня пенсий. Должна вводится концепция “государства благосостояния”, которая включает в себя, как программы социального страхования, относящихся ко всем слоям населения, так и систему мероприятий для поддержки доходов наименее обеспеченных семей: страхование по старости, от болезней, пособие по безработице, дополнительные программы государственной помощи для неполных семей с детьми, слепых, нетрудоспособных и т. п., включающие продовольственные талоны, обеспечение жильем, другие социальные услуги. Особая роль в программах “государство благосостояния” отводится трансфертам. Трансферт - это безвозмездная передача части доходов или имущества индивида или организации в распоряжение других лиц.
Информация о работе Социально-экономическая политика государства особенности и приоритеты в России