Социально-экономическая сущность отношений собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 22:20, контрольная работа

Краткое описание

Собственность — это исторически определенные отношения между людьми по поводу присвоения и отчуждения средств производства, результатов производства, ресурсов и рабочей силы. Марксистская теория связывает собственность с тем или иным способом производства и сменой одного способа производства другим, а западная экономическая теория — с ограниченностью ресурсов по сравнению с потребностью в них.

Содержание

1. Социально-экономическая сущность отношений собственности.
2. Понятие собственности. Система отношений собственности в структуре производственных отношений. Субъекты и объекты собственности.
3. Типы и формы собственности. Реформа форм собственности в со-временных условиях. Сущность, цели и формы разгосударствления и приватизации.

Вложенные файлы: 1 файл

2 эк теория Собственность.docx

— 44.62 Кб (Скачать файл)

С учетом этого можно допустить, что важным подспорьем в реализации целей приватизации может послужить "теневой" и зарубежный капитал. Но это скорее всего допущением так и останется. Некоторые экономисты считают, что "теневая" экономика таковой может быть лишь в условиях жесткой директивной экономики и достаточно только принять разумные с точки зрения предпринимательства законы, как она исчезнет сама по себе и превратится в обычный бизнес. Руководствуясь этим положением, они предлагают активно использовать ее капиталы для приватизации, забывая о том, какие социальные потрясения это вызовет, и упуская из виду, что в какой бы степени ни был развит частный сектор и рынок, "подпольный" бизнес все равно будет искать возможность для своего развития хотя бы для того, чтобы скрыть свои доходы от налогообложения или нажиться на бизнесе, запрещенном законом.

Разгосударствление и приватизация собственности могут осуществляться в следующих формах: выкуп имущества государственного предприятия, сданного в аренду; превращение государственных предприятий в акционерные общества; создание коллективных (народных) предприятий; продажа государственных предприятий по конкурсу или на аукционе и безвозмездная передача имущества гражданам. Разгосударствление и приватизация могут производиться и в других, не противоречащих действующему законодательству формах. В аренду могут быть переданы здания, сооружения, жилые постройки, оборудование, предприятия, земля, мелкий инвентарь и т.д.

Для выкупа государственной собственности могут быть использованы следующие финансовые средства: личные сбережения граждан; ценные бумаги; собственные средства негосударственных юридических лиц; остатки фондов экономического стимулирования; часть прибыли, остающаяся в распоряжении трудового коллектива предприятия; кредиты банков и другие заемные средства; иностранные инвестиции, если это предусмотрено законодательством, и т.д.

Начало  приватизации  было  положено  в  Великобритании правительством М. Тэтчер. Причина заключалась в затруднительном финансовом  положении  государственных  предприятий  в  периоды циклических  кризисов 70-х  и 80-х  годов.  В  западных  странах используют несколько способов приватизации:

1.  Первый, самый распространенный  заключается в продаже акций  предприятия всем желающим;

2.  Второй –  в  продаже  частному  лицу  или  компании  доли капитала предприятия;

3.  Третий  способ  связан  с  продажей  акций  работникам  данного предприятия.

Широкое  распространение  получила  распродажа  дочерних предприятий,  принадлежащих  государственному  головному предприятию.

Приватизация  привела  к  значительному  сокращению государственного  сектора  экономики.  Так,  в  странах,  где  влияние государства наиболее значительное (Италия, Франция, Португалия), вклад государственных предприятий в экономику составляет от 18% до 24%. В Великобритании этот показатель равен 8%.

В  результате  приватизации  создаются  в  основном  смешанные государственно-частные  предприятия.  Происходит  изменение  в механизме  финансирования  предприятий.  Если  государственные предприятия  в  качестве  источников  финансирования  используют резервы  государственных банков, налоговые поступления,  то после приватизации  они  переходят  на  активы  частных  банков,  средства зарубежных инвесторов, частные инвестиции.

В  Республике  Беларусь  приватизация  осуществляется  более медленными  темпами  и  в  меньших  масштабах  по  сравнению  с западноевропейскими  и  некоторыми  бывшими  социалистическими странами.  Это  объясняется  умеренными  темпами  реформирования нашей экономики.

Процесс приватизации в Республике Беларусь регламентирует Декрет Президента Республики Беларусь от 20.03.1998 №3 (ред. от 26.06.2009) "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь". Масштабы государственной собственности предопределяют длительный период ее реформирования. В Беларуси оно началось в 1991 г. и продолжается по настоящее время. В процессе разгосударствления и приватизации можно выделить три этапа.

Первый этап (1991-1994 гг.) начался после принятия Верховным Советом Республики Беларусь Постановления "Об основных концептуальных положениях разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь" и осуществлялся при отсутствии необходимой законодательной базы и недостаточном нормативном обеспечении. В этот период безвозмездная (чековая) приватизация не применялась. Государственные и арендные предприятия приватизировались преимущественно их трудовыми коллективами на платной основе. При этом часть государственного имущества, прежде всего основные фонды, амортизированные более чем на 70 %, передавались новому собственнику безвозмездно.

Второй этап (1995-2000 гг.) реформирования связан с принятием в 1993 г. Закона "О разгосударствлении и приватизации в Республике Беларусь", для практической реализации которого Мингосимуществом был разработан пакет нормативно-методических документов. Этот этап характеризуется осуществлением принципов чековой приватизации, что позволило сократить разрыв между платежеспособным спросом населения и предложением основных фондов. В результате в приватизации приняли участие не только члены трудовых коллективов, но и другие субъекты, в том числе широкие слои населения.

В этот период были отменены такие льготы, как безвозмездная передача амортизированных более чем на 70 % основных фондов и использование для выкупа чистой прибыли государственных предприятий. Высокие темпы инфляции обусловливали необходимость многократной переоценки основных фондов, что вело к чрезмерному росту оценочной стоимости приватизированных предприятий, которая нередко значительно превышала реальную.

Вместе с тем законодательное и нормативно-методическое обеспечение и активная политика государства в вопросах реформирования собственности обусловили приватизацию в этот период 876 предприятий, из них 324, или 37 %, республиканской собственности.

Третий этап (начался в 2000 г.) характеризуется приостановлением разгосударствления и приватизации, что обусловлено экономической политикой государства, предполагающей медленное, постепенное вхождение в рынок. В период 2000 г. – начала 2008 г. было приватизировано только 547 предприятий, что составляет 32,7 % от общего числа приватизированных Вследствие замедления темпов разгосударствления и приватизации в Беларуси реформировано всего 10 % предприятий, в то время как в России – 55 %, в Литве – 57 %, в Латвии – 46 %. Между тем опыт функционирования предприятий негосударственных форм собственности свидетельствует об их высокой эффективности.

Во все годы анализируемого периода значительный удельный вес в структуре реформированных предприятий занимали предприятия торговли. В результате их удельный вес составляет 29,2 %, что объясняется не только их небольшими размерами, но и высокой доходностью коммерческой деятельности по сравнению с другими сферами вложения капитала.

Значительный удельный вес в структуре приватизированных занимают предприятия бытового обслуживания. В целом предприятия коммунальной собственности составляют 54 % в общем количестве приватизированных.

Практика реформирования государственной собственности позволила выявить ряд недостатков в действующем механизме разгосударствления и приватизации предприятий. Так, при преобразовании государственных и арендных предприятий в акционерные общества отсутствовала возможность привлечения дополнительных инвестиций, что сдерживало техническое обновление производства и повышение эффективности функционирования реформированных предприятий. Чрезмерное расширение полномочий органов приватизации и ограничение участия трудовых коллективов в разработке проектов преобразования предприятий не позволяли максимально учесть интересы хозяйствующего субъекта и наемных работников, что снижало эффективность приватизации.

Несовершенство механизма разгосударствления и приватизации тормозило реформирование государственной собственности, что обусловило необходимость его совершенствования по следующим направлениям.

1. Изменение порядка формирования уставных фондов акционерных обществ, создаваемых на основе государственных и арендных предприятий, и прежде всего привлечение в качестве учредителей внешних инвесторов и кредиторов. Это создает финансовые условия для расширения и обновления производства, повышения конкурентоспособности предприятий.

2. Расширение полномочий трудовых коллективов предприятий в разработке проектов создания открытых акционерных обществ в процессе приватизации государственной собственности. Это достигается путем создания на предприятии комиссии по его преобразованию в акционерное общество. Разработка проекта преобразования членами трудового коллектива позволяет не только учесть специфику предприятия, но и защитить интересы наемных работников.

3. Повышение роли отраслевых министерств в осуществлении координации и контроля за ходом работ по преобразованию подведомственных предприятий в акционерные общества. Практически это реализуется путем создания специальных отраслевых комиссий по приватизации, а также путем участия представителей министерств в органах управления акционерных обществ.

4. Проведение реструктуризации объектов путем выделения структурных подразделений предприятий с образованием самостоятельного юридического лица непосредственно в процессе разгосударствления.

5. Создание холдингов на основе выделения структурных подразделений в самостоятельные акционерные общества без предварительного образования юридического лица.

Реализация перечисленных направлений совершенствования механизма реформирования государственной собственности будет способствовать ускорению этого процесса.

Реформирование отношений собственности в Республике Беларусь направлено на создание многоукладной социально ориентированной рыночной экономики, стимулирование инвестиционной активности.

Целью государственной политики в области приватизации является кардинальное повышение эффективности работы предприятий и экономического комплекса страны в целом. Ее достижение предполагает: вовлечение в гражданский оборот максимального количества объектов государственной собственности, оптимизацию структуры последней; обеспечение контроля за выполнением обязательств собственниками приватизируемого имущества; обеспечение поступлений в республиканский и местные бюджеты средств от приватизации; усиление социальной направленности процесса приватизации государственного имущества.

В соответствии со статьей 4 Закона Республики Беларусь «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» субъектами, приобретающими государственную собственность в процессе приватизации, могут быть:

граждане Республики Беларусь;

негосударственные юридические лица;

иностранные инвесторы;

лица без гражданства.

 

 

Список литературы

  1. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. – М: Юристъ, 2000. – 127 с.
  2. Лемешевский И. М. Макроэкономика (экономическая теория Ч. 3.). Учебное пособие для вузов. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2004. – 576 с.
  3. Макроэкономика: Социально ориентированный подход: Учеб. пособие / Э. А. Лотухина, В. В. Козловский, В. Н. Бусько и др.; Под ред. Э. А. Лотухиной. Мн.: Тесей, 2003. – 320 с.
  4. Макроэкономика: Учеб. пособие/ Т. С. Алексеенко, Н. Ю. Дмитриева, Л. П. Зенькова и др.; под. ред. Л. П. Зеньковой. – Мн.: Новое знание, 2002. – 244 с.
  5. Муталимов М.Г. Основы экономической теории: Учеб.-метод, пособие. -Мн.: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2002. - 464 с.
  6. Основы рыночной экономики /Под ред. В.Д.Камаева, Домненко Б.И., кн. 1. М., 1991.
  7. Рузавин Г.И., Мартынов В.Т. Курс рыночной экономики. М., 1996.
  8. Экономическая теория: Системный курс: Учеб. пособие / Под ред. Э. И. Лобковича. – Мн.: ООО Новое знание, 2000. – 664 с.
  9. Экономическая теория: Учебник / Н. И. Базылев, М. Н. Базылева. – Мн.: Книжный Дом, 2004. – 608 с.

 

 


Информация о работе Социально-экономическая сущность отношений собственности