Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 10:57, курсовая работа
Историю любой страны можно оценивать как череду событий, происходящих в процессе ее преобразования, реформирования. Соответственно и историю России можно рассматривать как ряд реформ, касающихся различные сферы жизни общества и сменяющих одна другую. Судьба этих реформ часто была очень непростой – часть из них не была основательно продумана, другая - не доведена до логического завершения. Этим объясняется актуальность выбранной для курсовой работы темы.
ВВЕДЕНИЕ
Историю любой страны можно оценивать как череду событий, происходящих в процессе ее преобразования, реформирования. Соответственно и историю России можно рассматривать как ряд реформ, касающихся различные сферы жизни общества и сменяющих одна другую. Судьба этих реформ часто была очень непростой – часть из них не была основательно продумана, другая - не доведена до логического завершения. Этим объясняется актуальность выбранной для курсовой работы темы.
Задачей работы является: на основе изучения литературы и дополнительных материалов по выбранной теме, осветить основные реформы, рассмотреть причины необходимости преобразований в России, провести анализ результатов реформ.
Цель работы – выявить особенности и специфичность реформирования в России. Объектом исследования является Россия, как страна, проводящая преобразования во всех сферах жизни общества. Предметом исследования являются реформы, проводимые в нашей стране, и их особенности.
В первой главе работы рассмотрен исторический опыт реформирования в России. Вторая глава посвящена анализу реформ всесторонней направленности на современном этапе, были описаны основные преобразования, происходящие в настоящее время. В третьей главе проведена оценка преобразований и предложены варианты решений проблем на пути их реализации. Заключение посвящено определению эффективности реформ.
Всякое государство в ходе своего исторического развития проходит периоды реформ. Они являются обновляющими стимулами поступательного движения страны. Такова диалектика жизни любого государства.
Смена общественно-политического строя в России в 1917 году обернулась тяжелейшим экономическим кризисом. Учитывая всю сложность исторического переходного периода, была предпринята первая попытка программного реформирования хозяйства страны - Новая Экономическая Политика (НЭП), сутью которой была попытка соединения потенций общественной собственности и стимулов частнопредпринимательской деятельности.
Однако принципы НЭПа растворились в спешке коллективизации, непродуманной инвестиционной политике индустриализации, в игнорировании социальной сферы. Ущемление личного интереса, его полное подчинение реализации общественных интересов привело к потере цели труда для большинства граждан СССР.
Складывающиеся годами негативные тенденции в народном хозяйстве Советского Союза привели к возникновению экономического кризиса. Подъем механического интеллекта на более высокий электронный уровень, широкое внедрение ЭВМ потребовало от советской экономики кардинальной перестройки организационной структуры и механизма управления. Предпринятые же попытки реформирования носили, в основном, экстенсивный характер. Наиболее характерным примером этого является освоение целинных земель Казахстана. Расширение посевных площадей, как и рост парка станков, добычи полезных ископаемых, длины железных дорог не давали устойчивого экономического эффекта. Отрасли с высоким влиянием НТР были сосредоточены на выпуске военной продукции, что также не обеспечивало возможности решить социальные проблемы населения. "Холодная война" помешала СССР войти в систему мирового разделения труда. В результате всех этих факторов произошла существенная структурная деформация экономики страны.
К началу 60-х годов стало ясным, что существующая социально-экономическая система не обладает необходимой восприимчивостью к запросам научно-технической революции. В это время была фактически проведена Всесоюзная дискуссия о хозрасчете, о хозяйственном механизме, о принципах экономической реформы. Лейтмотив той дискуссии - поиск важнейших решений, позволяющих сделать государственные предприятия высокоэффективными. Предложен был комплекс мер реформирования экономики без кардинальной ломки существующей системы. Их суть заключалась в создании системы экономических рычагов, таких как самостоятельность государственных предприятий как товаропроизводителей, стимулирование через прибыль, зарплату, премии и механизм соревнования, внедрение коммерческого расчета, кредита, механизма банкротства и т.д.
Экономические реформы 60-х годов
были свернуты в их самом начале. Вторая
попытка реформирования экономики была
сделана в середине 80-х. Она вошла в историю
как "перестройка Горбачева". Апрельский
Пленум ЦК КПСС 1985 года объявил стратегической
задачей в области экономики - ускоренное
развитие за счет внедрения достижений
научно - технического прогресса, усиления
внимания человеческому фактору. Предполагалось
быстро и эффективно разрешить социальные
проблемы в национальной экономике. Были
разработаны, приняты и активно обсуждались
программы "Жилищного строительства"
(каждой семье к 2000 году отдельную квартиру
или дом), газификации села, развития образования
и т.п.
Июльский 1987 года Пленум ЦК КПСС положил начало второму этапу экономической реформы Горбачева (до 1989 года). Основной смысл Пленума и последующих правительственных решений заключался в попытке изменить ситуацию в экономике за счет реформирования хозяйственного механизма. Но и это не дало ощутимых результатов, ибо не затрагивало основ организации экономической системы и не меняло ее сущности.
Третий этап экономической реформы начался политической реформой 1989 года. Начало ей положила XIX партийная конференция - курс на развитие гласности, демократии. Впервые заговорили о многоукладности экономики, реформировании отношений собственности, а на декабрьской 1989 года научно-практической конференции в докладах Л.И.Абалкина, Н.И.Рыжкова впервые было сказано, что будущее советской экономики - становление и развитие рыночной экономики. Правда, при этом четко подчеркивалось, что рынок должен быть обязательно социалистическим. К этому периоду относятся и разработка концепции гуманного демократического социализма, появление первых ростков предпринимательства в виде кооперативов, индивидуально-трудовой деятельности, малых предприятий. С целью ускорения процессов реформирования экономики СССР разрабатывались и представлялись Верховному Совету, Съезду народных депутатов несколько программ перехода к рынку (вспомним хотя бы программы Рыжкова, Явлинского - Шаталина - 500 дней и др.). Все эти программы, как и общество, во многом были идеализированы, оторваны от реальной повседневной хозяйственной жизни. В то же время положение в экономике продолжало ухудшаться. Не прекращался спад производства, свирепствовала скрытая инфляция. Пустели полки магазинов. Развалилось фондируемое материально - техническое снабжение.
Сегодня экономика России переживает
очень сложный период. Общественное хозяйство
захлестнул тяжелейший экономический
кризис, грозящий перейти в технологический
распад. В обществе усиливаются социальные
противоречия, растет напряжение политической
нестабильности. В экономическом развитии
России четко просматриваются тенденции
к ущемлению ее национальных интересов,
превращению ее хозяйства в сырьевой придаток
стран с развитой промышленностью.
В настоящее время выделяются 11 основных реформ, находящихся на разной стадии реализации: налоговая реформа, банковская реформа, реформа государственного управления, судебная реформа, реформа корпоративного управления, финансовая реформа, земельная реформа, пенсионная реформа, реформа рынка труда, реформа ЖКХ, военная реформа.
Наиболее важными являются первые пять реформ - именно с их реализацией будут устранены основные препятствия на пути дальнейшей реструктуризации, и отсутствие прогресса именно в этих реформах ее тормозит. По их итогам можно судить об успешности всего процесса в целом.
Основными задачами налоговой реформы являются создание в стране прозрачной и эффективной налоговой системы, снижение участия в экономике государства. Упрощенная система налогообложения должна способствовать экономическому росту за счет малого предпринимательства и легализации бизнеса, а также росту налоговых поступлений в бюджет.
Прежняя налоговая система была излишне запутанной и несовершенной, что приводило к утаиванию компаниями и частными лицами значительной части доходов, и, следовательно, к снижению налоговых поступлений в бюджет.
В рамках реформы 1 января 2001 г. была введена единая 13%-ая ставка подоходного налога и единый социальный налог, а с 1 января 2002 г. - снижен налог на прибыль предприятий с 35% до 24%. Кроме того, с 1 января 2003 г. вступит в силу постановление, снижающее налоговую нагрузку на малые предприятия. Теперь предприятия, имеющие численность персонала менее 100 человек и оборот менее 15 млн. руб. в год смогут платить налоговые платежи в размере 6% от оборота или 15% от прибыли вместо выплачиваемых ранее ЕСН, налога на прибыль, НДС, налога на имущество и налога с продаж. Следующим не менее важным этапом реформы должно стать снижение ставки НДС с текущего уровня 20%, а в последствии - снижение ставки ЕСН и отмена налога с продаж.
Прогресс в налоговой реформе мы бы оценили как достаточно высокий, а ее результаты - как успешные. Так, вследствие снижения налоговой нагрузки на население и предприятия значительно улучшилась собираемость налогов, а объем налоговых поступлений в 2001-2002 гг. вырос приблизительно на 5% ВВП. Можно ожидать положительные результаты от осуществления и последующих мер в рамках реформы.
Задачей банковской реформы является создание эффективной банковской системы, обеспечивающая нужды растущей экономики и развитие кредитно-денежной системы в стране.
Действующая в стране банковская система остается до сих пор слаборазвитой и неэффективной, с низкой защищенностью прав вкладчиков. Кроме того, ее отличает значительная доля государственного участия и монопольное положение ряда банков. Как результат, доверие населения к банкам остается низким, а сектора кредитных операций и частных вкладов - слаборазвитыми.
В ходе осуществления реформы планируется достигнуть увеличения капитализации российских банков, повысить их открытость и прозрачность, а также - доверие к ним со стороны населения и компаний. Основными пунктами самой реформы должны стать либерализация рынка банковских акций, введение системы гарантирования банковских вкладов, приватизация ряда российских банков, в том числе ВТБ и Сбербанка, а также ужесточение требований к достаточности их капитала, реформирование банковского надзора, проведение тотальной проверки банков и перевод их финансовой отчетности на международные стандарты. В ходе реформы количество отечественных банков должно значительно сократиться.
Ход осуществления банковской реформы значительно менее успешный, чем налоговой, что объясняется сложностью ее реализации и высокой долей участия в секторе государства, которое является владельцем крупнейших банков страны. Проекты законов регулярно тормозятся в различных министерствах, а сроки их принятия постоянно отодвигаются.
Целью судебной реформы является повышение гарантий безопасности вложений инвесторов. Ни для кого не секрет, что судебная система в стране крайне коррумпирована и, как правило, служит интересам ограниченного круга инвесторов. К тому же решения различных судов зачастую противоречат друг другу. Создание эффективной судебной системы послужит интересам, как российских, так и иностранных инвесторов, и, как следствие, повысит их заинтересованность в инвестициях и развитии бизнеса.
В ходе реформы были приняты такие основополагающие законы, как закон о судебной системе, закон о судебных приставах и закон об исполнительном производстве.
На данный момент практически завершена работа над законодательной частью судебной реформы.
Реформа корпоративного управления призвана повысить стандарты управления российских компаний, включая прозрачность их деятельности и защиту прав миноритарных акционеров.
До последнего времени в России были часты случаи вывода активов из компании, размывания акционерного капитала, нарушения порядка голосования акционеров по основополагающим решениям, а также порядка проведения собрания акционеров.
В рамках реформы с 1 января 2002 г. вступил в силу новый закон об акционерных обществах, который защищает права мелких акционеров и препятствует выводу активов, устанавливает порядок выбора управляющего состава компании, согласия акционеров на проведении крупных операций с активами, ограничивает сферу влияния совета директоров, определяет стандарты предоставления финансовой отчетности и порядок выплаты дивидендов.
Прогресс в реформе корпоративного управления можно оценить как высокий, что не замедлило сказаться на уровне корпоративной культуры российских компаний - в частности, большинство из них уже приняли или планируют принять собственный Кодекс.
Действующая система государственного управления в России является основным препятствием на пути реализации реформ. Государственный аппарат в стране раздут, неэффективен и коррумпирован. Так, по данным администрации президента России, только 48% поручений главы государства правительству исполняются в установленный срок, а так называемый коррупционный налог, уплачиваемый россиянами чиновничеству, приближается к 10% ВВП.
О необходимости преобразования исполнительной власти говорят давно, однако реальные шаги в этом направлении начались лишь недавно.
В Госдуме был рассмотрен закон о системе государственной службы, который определяет общие принципы регулирования, состав зарплаты и три вида государственной службы - гражданская, военная, правоохранительная. В Госдуму внесен законопроект об изменениях в порядке оплаты труда госслужащих, работающих по срочному контракту. Данный законопроект определяет статус чиновников, порядок их служебной деятельности, а также способствовать предотвращению коррупции. В дальнейшем были приняты законы, разграничивающие полномочия между различными уровнями власти, с внесением поправок в Бюджетный и Налоговый кодексы.
Учитывая вышесказанное, становится очевидным, что краеугольным камнем процесса реформирования в России являются на данный момент банковская реформа и реформа государственного управления. Именно их затягивание тормозит дальнейшую реструктуризацию и рост экономики.