Специфические особенности малого и среднего бизнеса и их место в развитии рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 12:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – произвести характеристику малого и среднего бизнеса, выделить специфические особенности и их влияние на развитие рыночной экономики.
Задачи курсовой работы:
Характеристика предпринимательской деятельности.
Исследование специфики малого и среднего бизнеса.

Содержание

Введение
1.Предпринимательство: сущность, функции и виды
1.1 Понятие предпринимательство и его основные мотивы и цели
1.2 Предпринимательство — стратегический фактор экономического развития малого и среднего бизнеса
1.3 Основные виды предпринимательской деятельности
2.Малый и средний бизнес и их роль в развитии рыночной экономики
2.1 Малые и средние предприятия: их сущность и «нишевая» стратегия
2.2 Классификация фирм по размеру и юридической форме
2.3 Государственная поддержка: мировой опыт и особенности в России
Заключение
Список использованных источников
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

111.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия» 

Ростовский  филиал 
 

Кафедра экономической теории 
 
 
 

Курсовая  работа

по дисциплине «Экономическая теория» 

на тему:

«Специфические особенности малого и среднего бизнеса и их место в развитии рыночных отношений» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент 1 курса

Факультета таможенного  дела

Димогло Н.В. 

Руководитель: к.э.н., доцент

Рябошапка А.И. 
 
 
 
 
 
 

Ростов-на-Дону, 2010 

 

     

ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение

1.Предпринимательство: сущность, функции и виды

1.1 Понятие  предпринимательство и его основные  мотивы и цели

1.2 Предпринимательство — стратегический фактор экономического развития малого и среднего бизнеса

1.3 Основные  виды предпринимательской деятельности

2.Малый и средний бизнес и их роль в развитии рыночной экономики

2.1 Малые  и средние предприятия: их сущность  и «нишевая» стратегия

2.2 Классификация  фирм по размеру и юридической  форме

2.3 Государственная  поддержка: мировой опыт и особенности  в России

Заключение

Список использованных источников

Приложение  А - основные виды предпринимательской  деятельности

Приложение  Б - количественные характеристики (сводные  данные)

Приложение  В - количественные характеристики средних  предприятий в разрезе градации на средне - крупные, средние и средне – малые

Приложение  Г- классификация фирм

Приложение  Д -классификация фирм по размеру  в Германии 

 

     

     Введение 

     В настоящее время полным ходом идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ и развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятия малого и среднего бизнеса. Что экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, а также это приносит реальные деньги. Развитие малого бизнеса в первую очередь необходимо старым крупномасштабным предприятиям, так как они дают им новую жизнь, и в союзе с ними получают значительную выгоду, как для себя, так и для рыночной экономики в целом. В виду того, что развитие малого и среднего бизнеса введет к устойчивому развитию экономики, а также обеспечению стабильности в социальной сфере, я считаю данную тему наиболее актуальной в нашей современной жизни.

     Также, говоря о роли малого бизнеса в  современных условиях, следует подчеркнуть, что он органично включается в  хозяйственную структуру, в конкурентную среду и в общественное разделение труда. Причем роль его в современной  динамичной жизни неуклонно возрастает. Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом малые предприятия создавались, как результат стремления многих открыть собственное дело, то в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком. Часть мелких и средних предприятий включена через контрактную и субконтрактную, через систему франчайзинга в крупные производственные комплексы, и большие компании являются клиентами малых фирм, а последние поставщиками для больших. Наконец, многие малые фирмы возникают и существуют потому, что способны удовлетворять особые нужды клиентов.

     Степень изученности данной темы достаточно высока, так как многие исследователи  и ученые, как отечественные, так и зарубежные, в настоящее время видят необходимость более детального и глубокого ее рассмотрения. Исследованием малого и среднего предпринимательства, занимались такие ученые, как: Адам Смит, А. Маршал, К. Бодо, Ф. Найт, Кантильон и др.

     Цель  курсовой работы – произвести характеристику малого и среднего бизнеса, выделить специфические особенности и их влияние на развитие рыночной экономики.

     Задачи  курсовой работы:

  1. Характеристика предпринимательской деятельности.
  2. Исследование специфики малого и среднего бизнеса.

     Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников, а также приложений. В первой главе работы я предлагаю рассмотреть процесс предпринимательства, а также выделить его основные формы и цели. Во второй части ознакомиться с развитием и сущностью малого и среднего бизнеса и отметить роль государства в их развитии. В заключении даются выводы, обобщаются факты. 

 

     

     1.Предпринимательство:  сущность, функции и виды 

     1.1 Понятие предпринимательство и его основные мотивы и цели 

     В римском праве «предпринимательство»  рассматривалось как занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая. Под предпринимателем понимался  арендатор, человек ведущий общественное строительство. В средние века понятие  «предприниматель» употреблялось в нескольких смыслах. Прежде всего к ним относили лиц, занимавшихся внешней торговлей. Один из первых примеров такого предпринимательства дает Марко Поло, путешественник, стоявший у истоков развития торговли между Европой и Китаем. Отправляясь в путешествие торговец (предприниматель) подписывал контракт с купцом (банком) на продажу товаров. Хотя во время такого путешествия на долю предпринимателя выпадали различные физические и моральные испытания по его окончании он был вынужден 75% своей прибыли отдавать купцу(банку). К предпринимателям также относили организаторов парадов, балаганов и представлений. Кроме того, это понятие использовалось применительно к руководителям крупных производственных и строительных проектов. Глава такого проекта ничем ни рисковал – он всего лишь руководил всеми работами по его организации, используя предоставленные ему финансовые, материальные и торговые ресурсы.

     В качестве научного термина понятие  «предприниматель» появилось в  работах известного английского экономиста начала XVIII века Ричарда Кантильона. Он разработал первую концепцию предпринимательства, а под предпринимателем понимал человека, действующего в условиях риска, в связи с тем, что торговцы, фермеры, ремесленники и прочие мелкие собственники покупают по определенной цене, а продают по неизвестной[5,c.102]1.

     Француз К. Бодо пошел дальше Р. Кантильона. Он отмечает, что предприниматель  должен обладать определенным интеллектом, т. е. различной информацией и  знаниями. Другой французский экономист  Тюрго считал, что предприниматель должен обладать не только определенной информацией, но и капиталом. Он отмечал, что капитал служит основой всей экономики, прибыль – цель успеха предпринимателя, основа развития производства.

     А. Маршалл и его последователи  большое внимание уделяли организаторской функции предпринимателя и считали, что не каждый желающий может быть предпринимателем, выделяя предпринимательские способности.

     На  сегодняшний день предпринимательство  — это инициативная, связанная  с хозяйственным риском и направленная на поиск наилучших способов использования ресурсов деятельность, ведущаяся с целью извлечения дохода и приумножения собственности.

     По  своей экономической природе  предпринимательство неразрывно связано  с рыночным хозяйством и является его продуктом. Как свойство хозяйственной деятельности внешне оно проявляется в стремлении извлечь дополнительную выгоду в процессе обмена. Между тем, сам по себе обмен еще не является источником предпринимательства. Он становится таковым, когда превращается в составное звено единого хозяйственного оборота, а производство для обмена становится определяющей функцией хозяйствующих субъектов.

     Являясь общественной по своему характеру, предпринимательская  деятельность направлена на удовлетворение общественных потребностей. Но предприниматель принимает на себя имущественный риск не из благотворительных побуждений. Выраженный в доходе материальный интерес — побудительный мотив предпринимательской деятельности. Следует, правда, иметь в виду, что не всякий доход есть результат предпринимательства. Он выступает таковым лишь в том случае, когда представляется результатом лучшего использования факторов производства. Поэтому различного рода рентные доходы, проценты на капитал не могут рассматриваться в качестве доходов от предпринимательства. В реальной действительности предпринимательский доход представляется в форме экономической прибыли, выступающей непосредственной формой мотивации предпринимательства. Какова же цель предпринимателя?

     Целью предпринимательской активности является производство и предложение рынку такого товара, на который имеется спрос и который приносит предпринимателю прибыль. Прибыль — это излишек доходов над расходами, получаемый в результате реализации принятого предпринимательского решения по производству и поставке на рынок товара, в отношении которого предпринимателем выявлен не удовлетворяемый или скрытый спрос потребителя.

     Однако  получение прибыли свойственно  не только предпринимательской, но и  любой другой форме деловой активности. В этой связи важно обратить внимание на выделение такой экономической категории, как предпринимательская прибыль, или предпринимательский доход. Доходы от инновационной деятельности, т. е. от введения новых методов и приемов организации производства, и составляют предпринимательский доход. Под предпринимательским доходом следует понимать прежде всего дополнительный доход, доход от управления, излишек, получаемый предпринимателем благодаря его природным качествам или особому умению анализировать и по-новому комбинировать факторы производства в зависимости от внешних условий.

     Другими словами, прибыль предпринимателя (если речь идет действительно о предпринимателе, а не об обычном деловом человеке) складывается как бы из двух элементов:

     • обычная прибыль делового человека;

     • излишек над обычной прибылью делового человека.

     Второй  элемент и выступает в качестве предпринимательского дохода (прибыли), т. е. формы общественного вознаграждения за проявленный инновационный подход, новаторство в производстве.[12, c.117]2

     С тех пор, как гипотеза о стремлении предпринимателя максимизировать свою прибыль была введена в научный оборот, она не однократно подвергалась различного рода критике. Дело в том, что с усложнением иерархической организации фирм произошло рассредоточение функциональных признаков предпринимательства среди участников предпринимательского процесса. Цель формируется уже под влиянием интересов представителей различных сторон, участвующих в реализации предпринимательской функции, и не может выражаться в терминах максимизации. С другой стороны, предприниматель не может не реагировать на внешние воздействия, приспосабливаясь к изменениям рыночной ситуации, что предполагает конкретизацию и дифференциацию целевых установок на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. В конечном счете все это приводит к модификации целевых устремлений предпринимателя в управленческие ориентиры, будь то рост объема продаж или освоение нового сегмента рынка, достижение лидирующего положения в отрасли или экономический рост фирмы. 

     1.2 Предпринимательство — стратегический фактор экономического развития малого и среднего бизнеса 

     Современные экономисты практически отождествляют понятия: “предприниматель”, “малый бизнес”, “малое предпринимательство”, в свою очередь, рассматривая “большой бизнес”, как явление экономической жизни базирующееся на иных принципах организации дела.

     Одним из важнейших стратегических факторов устойчивого экономического развития и достижения нормального уровня жизнеобеспечения населения является формирование цивилизованного современного предпринимательства во всех сферах и отраслях производства, на каждом предприятии и в их объединениях.

     В странах рыночной экономики предпринимательство  получило широкое распространение  и составляет подавляющую часть  среди всех форм организаций. Основную часть предпринимательства составляет малый и средний бизнес. В США, например, их насчитывается свыше 16 млн. Мелкие предприятия имеют средний жизненный цикл 6 лет, а иногда и 3 года. Часть из них разоряется, часть добровольно прекращает свою деятельность, некоторые укрупняются. Но количество вновь рождающихся предприятий постоянно превышает число прекративших свою деятельность.[11.c.526]3

Информация о работе Специфические особенности малого и среднего бизнеса и их место в развитии рыночных отношений