Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 18:52, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение причин образования дефицита государственного бюджета, его зависимость от величины государственного долга, его влияние на экономику страны, а также выявление путей его уменьшения и устранения.
Национальная экономика Российской Федерации рассматривается, как объект исследования.
Введение 3 Глава 1. Государственный бюджет – основное звено финансовой системы 5
1.1 Сущность государственного бюджета, источники формирования
и направления расходования 5
1.2 Формирование бюджетного дефицита и его социально-
экономические последствия 10
Глава 2. Способы регулирования и покрытия бюджетного дефицита 19
2.1 Сокращение государственных расходов, увеличение
налогообложения – как способы покрытия бюджетного
дефицита 19
2.2 Монетизация, денежное и долговое финансирование
бюджетного дефицита. Их характеристика и экономические
последствия 24
Заключение 32
Приложение 1 33
Приложение 2 34
Список используемой литературы 35
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Шифр ______________
по дисциплине |
Экономическая теория |
на тему: |
|
Работу выполнил:
студент I курса
очной
заочной (заочной сокращенной (на базе …) формы обучения
специальности ____________
_________________________
_________________________
(Ф.И.О. студента)
Рецензент:
_________________________
_________________________
(степень, звание, Ф.И.О. преподавателя)
Работа к защите _________
(допущена, не допущена)
Волгоград, 2010 г.
Содержание
стр.
1.1 Сущность государственного
бюджета, источники формировани
и направления расходования 5
1.2 Формирование бюджетного дефицита и его социально-
экономические последствия 10
Глава 2. Способы регулирования и покрытия бюджетного дефицита 19
2.1 Сокращение государственных расходов, увеличение
налогообложения
– как способы покрытия
дефицита 19
2.2 Монетизация, денежное и долговое финансирование
бюджетного дефицита. Их характеристика и экономические
последствия 24
Заключение 32
Приложение 1 33
Приложение 2 34
Список используемой литературы 35
Введение
В последние годы в России и других странах все более актуальными становятся проблемы регионального развития. Ведущую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование. Одним из наиболее важных его механизмов является финансовая система общества. Государственный бюджет является в ней главным звеном.
Бюджет государства дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.
На сегодняшний день стоит проблема дефицита государственного бюджета. Практически невозможно представить себе страну, в которой безупречно работает финансово-экономическая сфера, а государственные расходы не превышают доходов. Поэтому для решения данной проблемы необходимо конкретизировать дефицит бюджета как явление.
Целью курсовой работы
Национальная экономика Российской Федерации рассматривается, как объект исследования.
Предмет исследования – формирование бюджетного дефицита в экономике, его социальные и экономические последствия, а также способы его регулирования и покрытия.
В первой главе «Государственный бюджет – основное звено финансовой системы» идет описание бюджетной системы государства, ее структура и формирование государственного бюджета как в странах с развитой рыночной экономикой, так и в России с переходной экономикой. Также в главе описывается характеристика дефицита государственного бюджета, его основные виды, причины их возникновения и влекущие за собой последствия. В главе идет речь о существующем внешнем долге России и о влиянии его на экономику страны в целом, перспективы его сокращения и погашения.
Во второй главе «Способы регулирования и покрытия бюджетного дефицита» рассматриваются такие пути преодоления дефицита государственного бюджета как сокращение государственных расходов, рост доходов и проблемы увеличения уровня налоговых поступлений, монетизация бюджетного дефицита, денежное финансирование и долговое, которое включает в себя такие виды как: внутреннее и внешнее долговое финансирование. Оцениваются положительные и отрицательные стороны каждого из них. В главе также утверждается необходимость структурной бюджетной реформы.
Последним разделом курсовой работы является заключение, содержащее выводы по всей работе.
Данная тема курсовой работы является жизненно важной для экономики любой страны. Без сбалансированного государственного бюджета трудно достичь макроэкономической стабильности и примером этому являются практически все страны бывшего Советского Союза. Если же нашей стране удастся принять доходный бюджет и добиться снижения государственного долга, то это поможет выйти из кризиса не только нам, но и всем странам СНГ.
Глава 1. Государственный бюджет – основное звено финансовой системы
Слово «бюджет» иностранного происхождения. Оно переводится с английского языка как «сумка и ее содержимое». Бюджетом называли денежный портфель министра казначейства. Так что в экономическом представлении бюджет можно трактовать как состояние денежной сумки государства. Государственный бюджет можно рассматривать с двух позиций:
— как экономическую категорию;
— как финансовый план.
Государственный бюджет – это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частичного и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.
Государственный бюджет – это основной финансовый план государства, имеющий статус закона на соответствующий финансовый год. Является центральным звеном бюджетной системы современных стран.
Обычно государственный бюджет составляется на один год, однако в бюджетной практике известны квартальные, полугодовые, двух- и трехлетние бюджеты.
Бюджетный год совпадает с календарным, но может начинаться с 1 апреля, 1 июля, 1 октября.
Проект государственного
бюджета обсуждается и
Неоднозначна на разных периодах истории роль бюджета в развитии национальной экономики. При этом достаточно четко выделяются два этапа.
В эпоху классического капитализма государство, как известно, не вмешивалось активно в хозяйственную деятельность. Примечательно, что в ведущих странах через государственный бюджет перераспределялось от 9 до 18% национального дохода.
Во второй половине XX в. бюджет превратился в мощный регулятор макроэкономики. Через бюджет западных государств ныне перераспределяется от 1/3 до 1/2 ВНП. Уровень налогов и расходов позволяет бюджету играть значительную роль в обеспечении экономического роста и занятости работников.
Путем изменения уровня расходов и налогообложения правительства могут регулировать объем совокупного спроса (величину потребительских и инвестиционных расходов). В связи с этим различают экспансивную (расширительную) и рестриктивную (ограничительную) бюджетную политику. Первая из них выражается в увеличении расходов и снижении уровня налогообложения, что позволяет легче преодолевать экономические кризисы и ускорять экономический рост. Вторая означает уменьшение расходов и повышение налогов, что помогает ослабить инфляцию и нормализовать хозяйственную конъюнктуру
Эти два вида государственных мер не могут дать надлежащего эффекта, если не увязываются с соответствующими переменами в кредитно-денежной сфере. Когда экспансивная политика не сопровождается уменьшением объема денежной эмиссии и кредита, то это усиливает инфляцию. В свою очередь, если рестриктивная политика сочетается с жесткими ограничениями объема денежных средств, то это может вызвать экономический кризис.
Бюджетная система зависит от формы государственного и административного устройства страны. В унитарных государствах бюджетная система состоит из двух основных звеньев – государственного и местных бюджетов, в федеративных – из трех – федерального бюджета, бюджетов субъектов (частей) федерации и местных бюджетов. Иногда местные бюджеты в свою очередь подразделяются на отдельные уровни. В соответствии со статьей 10 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система современной России состоит из бюджетов трех уровней:
- Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
- бюджеты субъектов федерации и бюджеты территориальных внебюджетных фондов;
- местные бюджеты.
Внебюджетный фонд –
это фонд денежных средств, образуемый
вне федерального бюджета и бюджетов
субъектов федерации и
Совокупность бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов входящих в него муниципальных образований называется консолидированным бюджетом субъекта Российской Федерации. Соответственно, консолидированный бюджет Российской Федерации – это сумма федерального бюджета и консолидированных бюджетов 89 субъектов Российской Федерации. Ведущую роль во всех странах играет общенациональный, или федеральный бюджет (приложение 1, схема 1), наряду с которым - областные и местные бюджеты (штатов, округов, городов и т.д.) (приложение 1, схема 2)
Государственный бюджет отражает два взаимосвязанных процесса – аккумуляцию доходов в руках государства и их использование для удовлетворения государственных нужд – и потому тесно корреспондируется с понятиями «государственные доходы» и «государственные расходы», основу которых составляют бюджетные доходы и расходы.
Доходы и расходы
бюджета – две стороны количест
Государственный бюджет осуществляет следующие основные функции:
Главным идеологом и основоположником теории и практики регулирования экономики путем использования государственного бюджета в XX столетии стал английский экономист Дж.М. Кейнс, сформулировавший теорию государственных финансов, представляющую собой составную часть кейнсианской (неокейнсианской) экономической теории.
Теория Кейнса ознаменовала новый подход к вопросу о роли и месте государства в общественном воспроизводстве и означала разрыв с прежними представлениями о значении государственных финансов. Она отвергала догмат о необходимости сбалансированности бюджета, легализуя бюджетные дефициты для стимулирования экономики. В настоящее время расходы по вмешательству в экономику в развитых странах достигают 20-25% общей суммы расходов государственных бюджетов. По целям расходы государства могут быть разделены на:
- расходы на обеспечение национальной обороны и безопасности, т.е. содержание армии, полиции, судов и т.п.;
- расходы на содержание аппарата управления государством;
- расходы на содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики;
- расходы на помощь (субсидирование) частному сектору экономики;
- расходы на социальное обеспечение (выплату пенсий, стипендий, пособий);
- расходы на образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрану окружающей среды;
Информация о работе Способы регулирования бюджетного дефицита