Способы регулирования бюджетного дефицита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 18:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение причин образования дефицита государственного бюджета, его зависимость от величины государственного долга, его влияние на экономику страны, а также выявление путей его уменьшения и устранения.
Национальная экономика Российской Федерации рассматривается, как объект исследования.

Содержание

Введение 3 Глава 1. Государственный бюджет – основное звено финансовой системы 5
1.1 Сущность государственного бюджета, источники формирования
и направления расходования 5
1.2 Формирование бюджетного дефицита и его социально-
экономические последствия 10
Глава 2. Способы регулирования и покрытия бюджетного дефицита 19
2.1 Сокращение государственных расходов, увеличение
налогообложения – как способы покрытия бюджетного
дефицита 19
2.2 Монетизация, денежное и долговое финансирование
бюджетного дефицита. Их характеристика и экономические
последствия 24
Заключение 32
Приложение 1 33
Приложение 2 34
Список используемой литературы 35

Вложенные файлы: 1 файл

Способы регулирования бюджетного дефицита.doc

— 218.50 Кб (Скачать файл)

Пропорциональный налог  – это налог, ставка которого одинакова для всех облагаемых сумм. Налог,  средняя ставка которого повышается по мере роста суммы, называется прогрессивным. Регрессивный налог предполагает уменьшение процента изъятия из суммы по мере ее роста. К последнему виду налогов относятся, как правило, косвенные налоги.

Соотношение различных  видов налогов на различных ступенях развития общества менялось. В XIX – начале XX вв. главную роль играли косвенные налоги, после Второй мировой войны ведущую роль стали играть прямые налоги. Для современной налоговой системы характерен рост взносов в фонд социального страхования, который по темпам роста опережает как прямые, так и косвенные налоги.

В целом налоговая  структура многих западных государств такова: 37,4% составляют налоги на доходы и прибыль, 31,3% - косвенные налоги, 22,2% - взносы в фонд социального страхования, 9,1% - прочие налоги.

Если говорить о реформации российской налоговой системы, то реформировать  ее следует в направлении стабильности, предсказуемости и в интересах стимулирования частной инвестиционной деятельности.

Налоговая система должна поощрять те отрасли и предприятия, которые ориентируются на снижение энерго- и металлоемкости производства и загрязнения окружающей среды, а также те отрасли и предприятия, которые способствуют повышению конкурентоспособности российских предприятий. Необходимо ликвидировать принудительные отчисления в отраслевые и внебюджетные фонды и сократить круг специальных налогов на отдельные виды деятельности.

Таким образом, налоги и  государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики.

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика – система регулирования  экономики посредством изменений  государственных расходов и налогов.

Экономическая наука  выделяет следующие типы фискальной политики: дискреционную и автоматическую. Обе политики играют важную роль в стабилизационных мероприятиях государства, однако ни та, ни другая не являются решением от всех экономических бед. Что касается дискреционной политики, то здесь возникают проблемы при ее проведении, а - автоматической, то присущие ей встроенные стабилизаторы могут лишь ограничить размах  и глубину колебаний экономического цикла, но полностью устранить эти колебания они не в состоянии.

 

 

2.2 Монетизация,  денежное и долговое финансирование бюджетного дефицита. Их характеристика и экономические последствия

Третий способ, предусматривающий увеличение денежной массы в обращении, это собственное производство денег, или сеньораж.

Сеньораж является следствием превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены. В условиях повышения уровня инфляции возникает так называемый "эффект Танзи" - то есть сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет, что характерно для многих переходных экономик. Впоследствии  нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для "откладывания" уплаты налогов, так как за время "затяжки" происходит обесценивание денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В итоге дефицит государственного бюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти.

Итак, от правильного  определения количества денег, необходимых  в обращении, зависит здоровье национальной денежной единицы, и, следовательно, здоровье всей экономики.

Выпуск билетов, например Банка России, является наиболее важной функцией Центрального банка. Надо иметь ввиду, что наличные деньги составляют, например, в России всего 25% денежного оборота. Остальные 75% приходятся на безналичный оборот. О масштабах выпуска денег можно судить по косвенным показателям, публикуемым в статистических ежегодниках. Так, за годы реформ в России скорость оборота денег выросла с 9 до 13 раз в год. Этот фактор в данном случае при  прочих равных условиях как раз действует в сторону разрешения проблемы нехватки денег. Ведь рост скорости обращения денег на 45% равносилен эмиссии денег на тот же процент.

С другой стороны, устойчиво  росла доля наличных денег в денежном агрегате с 31% в 1994 г. до 40%  в 1999 г., что  свидетельствует о масштабах  роста суммы чисто ликвидных (обыкновенных) денег. Следовательно, первый фактор (рост скорости обращения денег) и второй (рост эмиссии денег) работают в одном и том же направлении  - на увеличение платежных средств, особенно денежной массы.

Четвертый способ покрытия бюджетного дефицита – это его финансирование.

Различают следующие виды финансирования бюджетного дефицита — денежное и долговое.

Денежное финансирование означает, что для покрытия бюджетного дефицита правительство получает кредиты центрального банка или напрямую продает ему свои долговые обязательства. Этот метод имеет существенные недостатки, поэтому законодательство многих стран накладывает жесткие ограничения на его использование. В ряде стран кредитование правительства центральным банком запрещено. Но даже если прямого запрета нет, денежное финансирование дефицита используется лишь в крайних случаях. Дело в том, что при таком подходе центральный банк увеличивает денежную массу на величину, не обеспеченную товарами и услугами. В результате растет инфляция, нарушается нормальный механизм ценообразования, падает курс национальной валюты и возникает ряд других неблагоприятных последствий.

В отличие от денежного, долговое финансирование дефицита осуществляется путем выпуска доходных государственных обязательств, которые размещаются на фондовом рынке, свободно покупаются и продаются на нем, а по истечении определенного срока погашаются государством. Средства, полученные от размещения займов, идут на покрытие бюджетного дефицита. Поскольку деньги занимаются не у центрального банка, а на рынке, прироста денежной массы не происходит. В этом состоит преимущество долгового финансирования. Однако перераспределение денежной массы имеет и негативные последствия. Поскольку выпущенные обязательства гарантированы государством, они рассматриваются как достаточно надежное вложение средств. Приобретая государственные ценные бумаги, субъекты рынка ограничивают свои вложения в реальный сектор экономики. В итоге происходит вытеснение средств в сферу финансовых операций, снижается инвестиционная активность, что негативно сказывается на перспективах экономического роста в будущем.

Помимо государственных  займов, источниками финансирования дефицита могут быть кредиты и ссуды, полученные от бюджетов других уровней, частных банков и компаний, правительств других стран, а также международных финансовых организаций — Международного валютного фонда (МВФ), Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и др.

Выделяются следующие источники финансирования дефицита федерального бюджета.

  • Внешние источники:

- государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

- кредиты в иностранной валюте, полученные от правительств иностранных государств, банков, фирм, международных финансовых организаций.

  • Внутренние источники:

- кредиты, полученные  от кредитных организаций в  рублях;

- государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

- бюджетные ссуды, полученные от других уровней бюджетной системы;

Источники финансирования дефицита бюджетов субъектов РФ также подразделяются на внутренние и внешние. К внутренним источникам относятся государственные займы путем выпуска ценных бумаг от имени субъектов РФ, бюджетные ссуды от других уровней бюджетной системы и кредиты, полученные от кредитных организаций;

Дефицит местных бюджетов может финансироваться только за счет внутренних источников: муниципальных займов и кредитов, полученных от кредитных организаций.

По российскому законодательству бюджетный дефицит может финансироваться только на долговой основе. Кредиты Центрального банка, а также приобретение им государственных или муниципальных долговых обязательств при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета.

Размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ.

Дефицит бюджета субъекта РФ не может быть больше пяти процентов от объема его доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета. При этом доходы бюджета должны полностью покрывать его текущие расходы. Источники финансирования дефицита региональных бюджетов могут использоваться только на покрытие инвестиционных расходов, эти средства нельзя направлять на обслуживание и погашение долга субъектов РФ.

Ограничение на размер дефицита местного бюджета — не более трех процентов от объема доходов без учета финансовой помощи из федерального и регионального бюджетов. Поступления из источников финансирования дефицита также могут направляться только на инвестиционные расходы.

Рассмотрим подробнее  внешнее и внутреннее долговое финансирование.

Внешнее льготное финансирование бюджетного дефицита является наиболее привлекательным, потому как в этом случае дефицит не только не оказывает негативного воздействия на экономику, но также может оказаться весьма полезным, если такое финансирование связано с производительным использованием ресурсов.

Иногда возможности  льготного финансирования особенно в переходных экономиках либо ограничены из-за значительной внешней задолженности, либо используются правительствами преимущественно в непроизводительных целях, например, на выплаты пенсий, увеличение государственного аппарата и т.д. Именно такие дополнительные бюджетные расходы не могут быть быстро сокращены в случае прекращения их внешнего субсидирования на фоне отсутствия гарантированных внутренних источников покрытия, и это усиливает общее напряжение в фискальной политике.

Внешнее долговое финансирование дефицита государственного бюджета становится относительно эффективным, когда уровень внутренних процентных ставок превышает среднемировой и имеется возможность относительно стабилизировать валютный курс. А внутренние ставки процента поднимаются тогда, когда стимулирующая бюджетно-налоговая политика правительства сопровождается ограничением предложения денег Центральным Банком в целях снижения уровня инфляции. В данном случае зарубежный спрос на ценные бумаги данной страны увеличивается, что вызывает приток капитала.

Возросший зарубежный спрос  на отечественные ценные бумаги сопровождается повышением общемирового спроса на национальную валюту, необходимую для их приобретения. В результате обменный курс национальной валюты проявляет тенденцию к повышению, что способствует снижению экспорта и увеличению импорта.

Если валютный курс не удается поддержать относительно стабильным, то сокращение чистого экспорта оказывает сдерживающее воздействие на национальную экономику: в экспортных и импортозамещающих отраслях снижаются занятость и выпуск, возрастает уровень безработицы.

Из этого следует, что первоначальное стимулирующее воздействие бюджетного дефицита может быть ослаблено не только за счет "эффекта вытеснения", но и за счет отрицательного "эффекта чистого экспорта", который ухудшает состояние платежного баланса страны по счету текущих операций. Но одновременно с этим приток капитала увеличивает внутренние ресурсы и способствует относительному снижению внутренних процентных ставок.

В итоге масштабы "эффекта  вытеснения" относительно сокращаются, но внешняя задолженность увеличивается. Обслуживание внешнего долга предполагает передачу части реального выпуска продукции в распоряжение других стран, что может вызвать сокращение национального производства в будущем.

Внешнее финансирование бюджетного дефицита оказывается менее  инфляционным, чем его монетизация, так как предложение товаров на внутреннем рынке увеличивается в той мере, в какой внешние займы способствуют расширению импорта. При этом, чем более открытой является переходная экономика и чем более жестким ее валютный курс, тем в меньшей степени внешнее долговое финансирование окажется инфляционным, но тем сильнее будет его воздействие на платежный баланс.

Привлечение средств  из иностранных источников для финансирования бюджетного дефицита может оказаться  относительно привлекательным вариантом для переходных экономик в тех случаях, когда:

  • удается организовать концессионное финансирование;
  • на внутреннем рынке ощущается дефицит капитала при высокой внутренней норме прибыли;
  • торговый баланс относительно благополучен при наличии благоприятных перспектив расширения рынка;
  • первоначальные размеры внешнего долга незначительны;
  • первоочередной задачей макроэкономической политики является снижение вероятной инфляции.

К примеру, на сегодняшний  день Россия занимает девятое место в рейтинге держателей государственного долга США, по данным Министерства финансов США. В феврале 2010 года США были должны РФ 3,2 % всего своего государственного долга, или 120.2 млрд долларов. Эксперты считают, что, несмотря на финансовый кризис, американские казначейские обязательства остаются одними из самых надёжных, но высказываются за уменьшение вкладов в экономику США и за вложение средств в модернизацию национального производства.

Информация о работе Способы регулирования бюджетного дефицита