Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 18:51, курсовая работа
Цель настоящей работы – раскрыть экономическое содержание спроса, выявить закономерности в изменении спроса на рынке, разобраться какие факторы влияют на изменения в спросе.
Задачи:
1. Определить сущность спроса.
2. Выделить признаки и факторы спроса.
Введение
4
1 Сущность спроса и его признаки. Спрос и потребности. 5
2
Виды спроса. Классификация спроса: текущий и отложенный, индивидуальный и совокупный
9
3
Закон спроса. Кривая спроса (график). Действие закона спроса.
12
4
Эластичность спроса, виды эластичности. Коэффициент эластичности спроса и его экономическое значение.
17
Заключение
24
Список использованной литературы.
25
Министерство образования и науки Республики Казахстан
РГП Карагандинский Государственный Индустриальный Университет
Кафедра менеджмента
Курсовая работа
По дисциплине «Экономическая теория»
Тема: Спрос в механизме рынка
Темиртау, 2010
Содержание:
Стр. | ||
Введение |
4 | |
1 |
Сущность спроса и его признаки. Спрос и потребности. |
5 |
2 |
Виды спроса. Классификация спроса: текущий и отложенный, индивидуальный и совокупный |
9 |
3 |
Закон спроса. Кривая спроса (график). Действие закона спроса. |
12 |
4 |
Эластичность спроса, виды эластичности. Коэффициент эластичности спроса и его экономическое значение. |
17 |
Заключение |
24 | |
Список использованной литературы. |
25 |
Введение.
Изучение спроса на рынке сейчас становится первоочередной задачей при функционировании любого предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) - все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. Сейчас для любой фирмы важнее даже не произвести какую-либо продукцию, а сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара. Поэтому на первые роли выходят в настоящее время многочисленные отделы маркетинга, непосредственно занимающиеся вопросами сбыта и реализации продукции.
Ясно, что для определенного товара покупатели всегда будут предпочитать купить его по более низкой цене. Наряду с ценой, на спрос на каждый товар явно влияет, например, наличие у покупателя возможности удовлетворять ту же потребность иным близким по назначению товаром.
Актуальность темы обусловлена тем, что анализ процессов, происходящих на потребительском рынке, представляет практический интерес для производителей и предпринимателей, занимающихся сбытом товара.
Цель настоящей работы – раскрыть экономическое содержание спроса, выявить закономерности в изменении спроса на рынке, разобраться какие факторы влияют на изменения в спросе.
Задачи:
При написании данной курсовой работы были использованы следующие источники:
Спрос и предложение - два важнейших понятия, с помощью которых описывается взаимодействие продавцов и покупателей, каждый из которых стремится к максимально полному удовлетворению своих потребностей.
Ясно, что для определенного товара покупатели всегда будут предпочитать купить его по более низкой цене, а продавцы - продать его по более высокой. То есть цена товара является одним из важнейших факторов, как для спроса, так и для предложения, и одновременно общим для них фактором. Наряду с ценой, на спрос на каждый товар явно влияет, например, наличие у покупателя возможности удовлетворять ту же потребность иным близким по назначению товаром, а на предложение - уровень развития технологии в данной отрасли.
Поскольку стремления покупателей и продавцов удовлетворяются друг за счет друга, то они неизбежно встречаются друг с другом, образуется так называемый рынок, система экономических отношений между покупателями и поставщиками товара, в результате которых между ними совершаются сделки.
Спрос - это форма проявления потребностей на рынке, подкрепленная денежным обеспечением, то есть спрос – это платежеспособная потребность. [10, стр 388].
В экономической литературе спросом называют то, что связывает покупаемые блага с «жертвами», которые приходится приносить для их приобретения. Поэтому между потребностями и спросом существует разница. Потребность - это желание, подкрепленное деньгами покупателей. Иначе говоря, спрос - это планы и намерения покупателя относительно покупки товара.
Рыночный спрос определяется путем суммирования величин спроса, предъявляемого каждым покупателем при разных ценах. Он обозначается знаком «D» (от английского - demand - спрос). Таким образом, спрос - это желание и способность покупателей приобретать товары и услуги по определенным ценам, что можно записать в виде формулы:
где Р - цена, а Q - количество товаров и услуг.
Любой покупатель стремится максимально полно удовлетворить все свои потребности путем приобретения различных товаров. Однако он ограничен в своих действиях имеющейся в его распоряжении суммой денег, которые он имеет возможность передать в обмен на необходимый ему набор товаров. Таким образом, покупатель будет стремиться составить определенную комбинацию различных планируемых для покупки товаров, которая будет доступна для него по своей общей стоимости и одновременно наилучшим образом удовлетворит его индивидуальные потребности в целом. Формируется индивидуальный спрос - намерение покупателей покупать нужные им товары, подкрепленное их возможностью оплатить эти товары. Общий спрос для некоторой группы покупателей является суммой индивидуальных спросов.
Ясно, что для исследования спроса удобно определить его количественную трактовку. В целях анализа под спросом на определенный товар понимается зависимость платежеспособной потребности покупателей, имеющих доступ к определенному рынку, в определенном количестве этого товара от существующей цены на этот товар, то есть готовность покупателей приобретать данный товар в различном количестве при различных предлагаемых покупателю ценах на этот товар. При этом все иные факторы, существенные для решения о покупке, предполагаются неизменными.
Предположим, что существует некоторый набор потребностей покупателя, удовлетворяемых каждая своим товаром. На каждый из товаров существуют определенные цены, и покупатель решил для себя, что его общая удовлетворенность всеми покупками в целом будет оптимальна, если он купит эти товары в некоторых определенных количествах. При снижении цены на любой из товаров часть имеющихся у покупателя средств остается свободной для дополнительного использования и лучшего удовлетворения одной или нескольких его потребностей. В зависимости от приоритетов покупателя в удовлетворении своих различных потребностей может увеличиться спрос либо только на исследуемый товар, либо на любой другой из товаров, либо на несколько товаров, включая или исключая исследуемый, в любой пропорции. То есть со снижением цены спрос на товар, по крайней мере, не снизится.
Кроме того, в реальности в большинстве случаев существуют близкие по назначению товары, способные удовлетворить одну и ту же потребность, но отличающиеся, например, по сложности извлечения из них пользы, по продолжительности временного интервала, в течение которого возможно извлечение из них пользы, по интенсивности удовлетворения ими соответствующей потребности покупателя. Предположим, что до снижения цены на исследуемый товар фиксированную сумму можно было с чуть большей пользой направить на покупку близкого другого товара: условно, 5 единиц товара - Х давало чуть меньшее удовлетворение по сравнению с 15 единицами товара - У, и поэтому приобретался товар - У. Если же цена товара - Х снизилась, то у покупателя появляется возможность на те же деньги купить либо, скажем, 7 единиц товара - Х, либо те же 15 единиц товара - У, количественный прирост товара - Х вполне может компенсировать разницу в степени полезности товара - Х в товара -У, и выбор будет сделан в пользу товара - Х, на который снизилась цена. То есть снижение цены делает товар более привлекательным для покупателя по сравнению с альтернативным близким по назначению товаром, и спрос на подешевевший товар может возрасти еще и за счет выбора в его пользу по сравнению с альтернативным товаром (но может и остаться прежним, если количественный прирост недостаточен для покрытия разницы полезности).
Постоянство спроса на определенный товар при снижении цены на него хотя и вероятно, но не может бесконечно сохраняться при постепенном дальнейшем снижении цены. Используя сэкономленные на покупке данного товара средства на повышенное удовлетворение иных потребностей, покупатель, в конце концов, неизбежно захочет лучше удовлетворить свою потребность, связанную именно с данным товаром, поскольку она будет отставать от удовлетворения иных потребностей. Тот же вывод следует из того, что количественный возможный прирост данного товара по сравнению с альтернативным, в конце концов, приведет к выбору большего количества товара - Х по сравнению с прежним количеством товара - У.
Из того, что для разных покупателей приоритеты удовлетворения потребностей и оценка соотношений полезности альтернативных товаров будут расставлены по-разному, следует, что общий спрос на определенный товар будет возрастать при снижении его цены и неизменности всех прочих факторов. Кроме того, при более высокой цене часть потенциальных покупателей, пусть даже имевшая доступ к данному рынку, не могла себе позволить покупать данный и альтернативный товар: соответствующая данному товару потребность вполне могла быть наименее актуальной для некоторых покупателей, и они могли вовсе отказываться от удовлетворения соответствующей потребности ввиду недостаточного дохода. При снижении же цены некоторые покупатели уже станут способны покупать данный товар, и спрос будет расти еще и за счет увеличения количества покупателей.
Домашние хозяйства и фирмы платят в пользу государства налоги, получая от него в свою очередь трансфертные платежи и субсидии. Кроме того, правительство осуществляет на всех рынках крупные закупки как потребительского, так и производственного характера. В-третьих, модель кругооборота может быть уточнена путем включения в нее международной торговли.
На состояние спроса
влияют следующие факторы