Спрос в механизме рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 18:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы – раскрыть экономическое содержание спроса, выявить закономерности в изменении спроса на рынке, разобраться какие факторы влияют на изменения в спросе.
Задачи:
1. Определить сущность спроса.
2. Выделить признаки и факторы спроса.

Содержание

Введение

4
1 Сущность спроса и его признаки. Спрос и потребности. 5
2
Виды спроса. Классификация спроса: текущий и отложенный, индивидуальный и совокупный
9
3
Закон спроса. Кривая спроса (график). Действие закона спроса.
12
4
Эластичность спроса, виды эластичности. Коэффициент эластичности спроса и его экономическое значение.
17

Заключение
24

Список использованной литературы.
25

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик Спрос.doc

— 530.00 Кб (Скачать файл)

  • 2. Виды спроса. Классификация спроса: текущий и отложенный, индивидуальный и совокупный

  •  

    Различают индивидуальный спрос – спрос отдельного покупателя на товар или услугу; и совокупный спрос – спрос всех покупателей  на данный товар или услугу.

    Совокупный спрос - сумма  всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами, и общим уровнем цен в экономике.

    По степени охвата товаров различают:

    а) микроспрос, т. е. спрос на отдельные виды товаров,

    б) макроспрос, т. е. спрос на более или менее крупные группы товаров.

    По степени удовлетворения спроса выделяют:

    а) реализованный спрос;

    б) неудовлетворенный спрос, который определяется количеством денег, которые не могут быть обменяны на товары в силу их отсутствия в продаже;

    в) скрытый неудовлетворенный спрос, когда вместо желаемого товара, отсутствующего в продаже, приобретаются другие товары или его вид, худший по качеству.

    По характеру спроса различают следующие состояния спроса, то есть различные уровни потребительского интереса к приобретению продукции:

    • падающий спрос – платёжеспособная потребность в продукции снижается.
    • отрицательный спрос – минимальный спрос или отсутствие значимого спроса на рынке на данный товар. Имеет место тогда, когда большей части рынка продукция не нравится.
    • скрытый спрос - это такая потребность, которая не удовлетворяется ни одним из существующих товаров, например спрос на безвредные сигареты.
    • полный спрос – потребность в продукции равна производственным возможностям.
    • растущий спрос.
    • чрезмерный, или превосходящий, спрос – потребность в продукции превосходит производственные возможности изготовителя.
    • непостоянный спрос – потребность в продукции изменяется, например по сезонам, неделям или даже в зависимости от дня недели.

    В зависимости от степени  удовлетворения различают реализованный (удовлетворенный) и неудовлетворенный  спрос. Реализованный спрос характеризуется  суммой денежных средств потребителей, израсходованных на покупку товаров.

    Показателем удовлетворенного спроса населения в товарах служит розничный товарооборот. Прямых показателей неудовлетворенного спроса не существует. Косвенными его показателями могут быть: прирост сбережений и остатка денежных средств на руках у населения, заметное повышение цен на указанные товары, резкое снижение запасов указанных товаров в торговой сети и на складах производителей.

    Также выделяют виды спроса по времени формирования и предъявления на рынке.

    Прошлый спрос – это  спрос, реализованный или неудовлетворенный за какой-то минувший отрезок времени, его оценка необходима для выявления тенденций и закономерностей, а также выполнения планов реализации.

    Текущий спрос - спрос  в настоящий момент, знание размеров которого позволяет оперативно вносить  коррективы в намеченные маркетинговые мероприятия, представляет собой элемент конъюнктуры рынка.

    Будущий спрос – спрос  на последующий период, необходимо прогнозировать его объем и структуру  с учетом возможностей производства и рынка.

    Кроме того, такие виды спроса как:

    • неполноценный - спрос, неудовлетворяющий производителя;
    • чрезмерный - спрос, который производитель не может или не хочет удовлетворить;
    • нерациональный - повышенный спрос на товары, вредные для здоровья покупателей, для общества (спрос на наркотические средства, огнестрельное оружие и т.п.);
    • скрытый - спрос, который нельзя удовлетворить с помощью имеющихся на рынке товаров;
    • нерегулярный - спрос, который характеризуется колебаниями сбыта товаров в течение определенного промежутка времени;
    • падающий – постоянное снижение спроса на товар.

    Все виды спроса можно  классифицировать по ряду критериев (см. таблицу 2.1)

     

     

    Таблица 2.1 – Классификация  спроса

     

    Критерии

    Виды

    По числу объектов спроса

    • Макроспрос
    • Микроспрос

    По состоянию рынка

    • Негативный
    • Отсутствующий
    • Скрытый
    • Чрезмерный
    • Полноценный

    По формам образования

    • Потенциальный (закрытый)
    • Формирующийся
    • Сложившийся
    • Нерегулярный
    • Отложенный (накапливаемый)
    • Панический (ажиотажный)

    По тенденциям

    • Растущий (интенсивный)
    • Стабилизировавшийся
    • Угасающий(сокращающийся, спад спроса)

    По покупательским намерениям

    • Твердосформулированный (жесткий)
    • Альтернативный (компромиссный)
    • Спонтанный (импульсивный)

    По степени удовлетворения потребности

    • Удовлетворенный
    • Условно удовлетворенный
    • Неудовлетворенный

    По времени формирования и предъявления на рынке

    • Прошлый
    • Настоящий
    • будущий

     

     

     

     

     

     

     

  • 3. Закон спроса Кривая спроса (график). Действие закона спроса.

  •  

    Закон спроса – экономический закон, в соответствии с которым величина спроса на рыночный товар снижается  с ростом его цены при прочих равных условиях (мода, доходы потребителей, цены на аналогичные товары, качество).

    Величиной спроса называется количество товара, которое покупатели готовы (т. е. хотят и могут) купить при данной цене в течение определенного периода: дня, недели и тому подобное. Величина спроса зависит от доходов покупателей, цен на товары и услуги, цен на товары-заменители и взаимодополняющие товары, ожиданий покупателей, их вкусов и предпочтений

    Величина спроса находится  в обратной зависимости от цены. Это соотношение называется законом спроса.

    Природа закона спроса по существу проста. Высокая цена снижает желание  и финансовые возможности потребителя  совершить покупку или получить услугу, а низкая цена стимулирует  потребителя и позволяет приобрести больше. Очевидно, что на спрос непосредственно влияют два фактора: финансовые возможности и желание. Закон спроса можно объяснить в терминах эффектов дохода и замещения.

     Эффект дохода – воздействие,  которое оказывает изменение  цены продукта на реальный  доход (покупательную способность) потребителя и, соответственно, на количество продукта, которое купит потребитель. Покупательная способность – это количество товаров или услуг, которые может приобрести человек при своём денежном доходе.

    Эффект замещения – это влияние, которое оказывает изменение цены ресурса на количество этого ресурса, используемого потребителем. Например, увеличение цены на кофе приводит к росту потребления чая; при росте цены какого-либо фактора производства производитель изменяет метод производства (технологию) с целью экономии на издержках.

    Графически закон спроса представлен  в виде так называемых кривых спроса.

    Кривая спроса – это представленная в графической форме зависимость  между величиной спроса на товар (количеством товара, которое могут  и хотят приобрести покупатели) и его рыночной ценой при неизменных прочих (неценовых) факторах, влияющих на спрос.

    Рисунок 3.1- Кривая спроса                [5, стр34]

     

    Кривые на графике показывают: при  повышении цен платежеспособная потребность людей сокращается, и наоборот, когда цена снижается, спрос на продукты увеличивается.

    Смещение кривых спроса происходит под влиянием изменений доходов  людей. Когда доход возрастает, спрос  на большинство товаров увеличивается, и наоборот, при уменьшении дохода спрос снижается. Но есть и товары-исключения, на которые с возрастанием дохода спрос падает, а с уменьшением – растет. Такие товары называются товарами Гиффена.

    Товар Гиффена – особый товар, который называют также неполноценным, так как ценовое отношение к нему потребителей отличается от стандартного. Взаимосвязь между спросом и ценой для такого товара или услуги подчиняется эффекту Гиффена.

    Цена служит самой важной детерминантом количества любого покупаемого продукта, но существуют и другие факторы, которые влияют на покупки. Они называются неценовыми детерминантами. Когда они действительно изменяются, происходит сдвиг кривой спроса. Поэтому их также называют факторами изменения спроса. Изменение одной из детерминант изменяет положение кривой спроса. Если потребители обнаруживают желание и способность покупать большее количество данного товара по каждой из возможных цен, то произошло увеличение спроса и кривая спроса сместилась вправо. Уменьшение спроса происходит тогда, когда из-за изменения в одной его детерминанте (или более) потребители покупают меньшее количество продукта по каждой из возможных цен, это влечет сокращение спроса и смещение кривой спроса влево.

     

    Цена служит самой важной детерминантой количества любого покупаемого продукта, но существуют и другие факторы, которые влияют на покупки. Они называются неценовыми детерминантами. Когда они действительно изменяются, происходит сдвиг кривой спроса. Изменение одной из детерминант изменяет положение кривой спроса. Если потребители обнаруживают желание и способность покупать большее количество данного товара по каждой из возможных цен, то произошло увеличение спроса и кривая спроса сместилась вправо. Уменьшение спроса происходит тогда, когда из-за изменения в одной его детерминанте (или более) потребители покупают меньшее количество продукта по каждой из возможных цен, это влечет сокращение спроса и смещение кривой спроса влево.

    На спрос влияют следующие  показатели неценовых детерминант:                                       

     Потребительские вкусы.  . Благоприятное для  данного продукта изменение потребительских вкусов или предпочтений будет означать, что спрос возрос по каждой цене. Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса и смещение кривой спроса влево. Технологические изменения в виде проявления нового продукта способны привести к изменению потребительских вкусов. Пример: физическое здоровье становится все более популярным(во всяком случае на Западе), а это повышает спрос на кроссовки и велосипеды и облегченные продукты питания.

      Число  покупателей.  Увеличение на рынке числа покупателей обуславливает повышение спроса. А уменьшение числа потребителей находит отражение в сокращении спроса. Пример: бум рождаемости после второй мировой войны повысил спрос на детское питание, предметы гигиены ребенка, детский лосьон и акушерские услуги.

     Доход. Воздействие спроса изменения денежного дохода  более сложно. В отношении большинства товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса.

    Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, то есть возрастает при снижении доходов, называются товарами низшей категории (этот вопрос будет рассмотрен ниже).

    Пример: Увеличение доходов повышает спрос на такие нормальные товары, как сливочное масло, морепродукты, филе, и снижает спрос на такие товары низшей категории, как капуста, свекла, восстановленные шипы на колеса и ношеная одежда.

             Цены на сопряженные товары. Приведет ли изменение цены на сопряженный товар к повышению или снижению спроса на рассматриваемый продукт, зависит от того, является ли этот родственный товар заменителем нашего продукта (взаимозаменяемым товаром) или сопутствующим ему (взаимодополняющим товаром). Когда два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Когда два товара являются взаимодополняющими, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь. Многие пары товаров являются независимыми, самостоятельными товарами, изменение цены на один очень мало повлияет или вовсе не повлияет на спрос на другой. Примеры: снижение тарифов на пассажирские авиаперевозки сокращает спрос на поездки автобусным транспортом; сокращение цены на видеомагнитофоны повышает спрос на видеокассеты.

             Ожидание. Потребительские ожидания относительно будущих цен на товары, наличие товаров и будущего дохода способны изменить спрос. Ожидание падения цен и снижения доходов  ведет к сокращению текущего спроса на товары. Обратное утверждение также верно. Пример: неблагоприятная погода в Южной Америке порождает ожидания  в будущем более высоких цен на  кофе и тем самым повышает текущий спрос на него.

    Увеличение спроса, при прочих равных условиях (неизменности предложения), порождает эффект повышения цены и эффект увеличения количества продукта. Уменьшение спроса обнаруживает как эффект снижения цены, так и эффект сокращения количества продукта. Мы обнаруживаем прямую связь между изменением спроса и вытекающими отсюда изменениями равновесной цены и количества продукта.

    Помимо цены, предложения  и спрос определяются и другими  условиями. Например, количество товара, которое производители готовы продать, зависит не только от цены, но и от издержек производства. Спрос на товар зависит, как от бюджета потребителей, так и от изменения экономических условий или налоговой политики. Чтобы сделать это, мы должны понять , как сдвигаются кривые предложения и спроса в ответ на изменения ставки зарплаты, капитальных затрат и дохода.

    Информация о работе Спрос в механизме рынка