Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 17:08, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование категорий спроса и предложения, а также рассмотрение их взаимодействия.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Категории спроса и предложения………………………………………5
1.1 Понятие спроса: факторы, влияющие на спрос………………………5
1.2. Понятие предложения: факторы, влияющие на предложение……...9
1.3. Эластичность спроса и предложения…………………………………12
2. Взаимодействие спроса и предложения……………………………….19
2.1. Состояние рыночного равновесия: дефицит и избыток…………….19
2.2. Экономический кругооборот………………………………………….21
Заключение………………………………………………………………….23
Список литературы…………………………………………………………25
Университет управления «ТИСБИ»
Факультет «Налоговое дело»
КУРСОВАЯ РАБОТА
По курсу: «Микроэкономика»
На тему: «Спрос и предложение, их взаимосвязь»
Руководитель: Заделёнов Владимир Викторович
Студент группы Н-108 Моряшов Александр
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1. Категории спроса и предложения………………………………………5
1.1 Понятие спроса: факторы, влияющие на спрос………………………5
1.2. Понятие предложения:
факторы, влияющие на
1.3. Эластичность спроса и предложения…………………………………12
2. Взаимодействие спроса и предложения……………………………….19
2.1. Состояние рыночного равновесия: дефицит и избыток…………….19
2.2. Экономический кругооборот………………………………………….21
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
В условиях рыночных отношений
центр экономической
Рыночная экономика – это бесконечное взаимодействие спроса и предложения. Изучение же спроса на рынке сейчас становится первоочередной задачей при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) – все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия.
Актуальность исследования спроса определяется тем, что спрос и предложение являются важнейшим инструментом рыночной экономики. Действительно, любому акту купли-продажи предшествуют два феномена – «спрос» и «предложение», величины которых определяют объём сделок и уровень цен на рынке. А поскольку рыночная экономика есть динамика цен и объём сделок, то добиваться их желаемого изменения можно, регулируя величину спроса ( влияя на доходы потребителей) и величину предложения ( влияя на прибыль производителей). Сказанным объясняется то внимание, которое теория рынка уделяет анализу спроса и предложения. В экономической науке нет, пожалуй, более детально разработанного вопроса, чем взаимодействие спроса и предложения.
Целью данной курсовой работы является исследование категорий спроса и предложения, а также рассмотрение их взаимодействия.
Объект исследования: спрос и предложение.
Предмет исследования: взаимодействие спроса и предложения.
В соответствии с целью исследования были поставлены и решены следующие задачи:
- охарактеризовать понятия спроса и предложения;
- выявить факторы, влияющие на спрос и предложение;
- рассмотреть динамику спроса и предложения;
- изучить состояние рыночного равновесия.
1. Категории спроса и предложения.
1.1 Понятие спроса: факторы, влияющие на спрос.
Спрос на какой-либо товар или услугу - это желание и возможность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени.
Различают:
индивидуальный спрос - это спрос конкретного субъекта;
рыночный спрос - это спрос всех покупателей на данный товар.
Обратную зависимость между ценой продукта и величиной спроса можно изобразить в виде простого двухмерного графика, показывающего величину спроса на горизонтальной оси, а цену на вертикальной оси (приложение №1). Каждая точка графика представляет собой конкретную цену и соответствующее количество продукта, которое потребитель решил купить по данной цене. График отражает все возможные варианты соотношения цены и величины спроса в своих приделах. Закон спроса находит отражение в нисходящем направлении кривой спроса. График позволяет четко представить определенную связь цены и спроса, а также манипулировать различными ее комбинациями.
Объем спроса - это то количество товара или услуги, которое потребители согласны купить по определенной цене в течение определенного периода времени.
Изменение в величине спроса - это движение вдоль кривой спроса. Как правило, происходит при изменении цены товара или услуги при прочих равных условиях.
Закон спроса: при прочих равных условиях, чем меньше цена товара, тем больше потребитель готов его купить, и наоборот, чем больше цена товара, тем меньше потребитель готов его купить.
Существование закона спроса подтверждают некоторые факты:[6]
1. Обычно люди действительно
покупают данного продукта
2. В любой данный период
времени каждый покупатель
3. На несколько более
высоком уровне анализа закон
спроса можно объяснить
Из общего правила убывания величины спроса при росте цены товара имеются исключения:[4]
1. Величина спроса на
некоторые товары абсолютной
жизненной необходимости,
2. Рост цен на престижные
предметы роскоши, которые не
поглощают большей части
Неценовые факторы изменения спроса:[11]
Цена является самым важным фактором, определяющим величину спроса, т.е. объем покупаемых товаров. Однако существуют и другие факторы, влияющие на объем покупок, т.е. на спрос. Сюда относятся неценовые факторы, которые оказывают влияние на изменение «самого» спроса и этим самым сдвигают кривую спроса вправо (если спрос растет) или влево (если спрос падает).
Важнейшими неценовыми факторами изменения спроса (т.е. независимо от изменения цены) являются:
1. Вкусы и предпочтения потребителей. Изменение потребительских вкусов может быть вызвано рекламой, изменением моды, появлением новых продуктов в связи с новыми технологиями и т.д. Например, появление компакт-дисков привело к сокращению спроса на долгоиграющие пластинки.
2. Число покупателей. Увеличение
на рынке числа покупателей
обуславливает повышение
3. Рост и снижение доходов
населения. Повышение денежных
доходов приводит к тому, что
спрос на большинство товаров
повышается. И, наоборот, при снижении
доходов спрос на такие товары
падает. Товары, спрос на которые
растет при увеличении доходов
потребителей и падает при
их уменьшении, называется товарами
«высшей категории» или «
4. Динамика цен на товары-
5. Ожидания потребителей.
Потребительские ожидания
1.2. Понятие предложения: факторы, влияющие на предложение.
Предложение, как и спрос, есть особая, самостоятельная сфера рыночной экономики.
Предложение представляет собой совокупность товаров и услуг, представленных на рынке производителями. Назначаемая ими цена есть «цена предложения». Главным фактором, оказывающим влияние на предложение, является цена.[19]
Кривая предложения. (приложение №2)
Аналогично закону спроса, в рыночной экономике действует и закон предложения. Его сущность состоит в том, что величина предложения находится в прямой зависимости от направления изменения уровня цен. Закон предложения - это реакция величины предложения на динамику цены. Повышение цены стимулирует рост величины предложения, а снижение цены, наоборот, ведет к ее уменьшению.
На динамику величины предложения кроме цен могут влиять следующие факторы:[20]
1. Цена на ресурсы. Существует
тесная связь между издержками
производства товаров и
2. Уровень технологии производства. Совершенствование технологии позволяет снижать издержки. Это оказывает такое же влияние, как и снижение цен на ресурсы.
3. Государственная политика
налогообложения и дотаций.
4. Изменение цен на
другие виды продукции. Если, например,
увеличивается цена на
5. Ожидаемое изменение
цены продукции. Здесь
6. Изменение числа
Изменение предложения под влиянием неценовых факторов обуславливает смещение кривой предложения вправо (при увеличении предложения) или влево (при уменьшении предложения).
Таким образом, понятие «изменение предложения» может означать:[14]
1. Изменение величины
предложения в результате
2. Изменение предложения
под воздействием неценовых
В первом случае принято оговорить об изменении «величины предложения», а во втором случае - об изменении «предложения».