Спрос и предложение,их взаимосвязь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 17:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование категорий спроса и предложения, а также рассмотрение их взаимодействия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Категории спроса и предложения………………………………………5
1.1 Понятие спроса: факторы, влияющие на спрос………………………5
1.2. Понятие предложения: факторы, влияющие на предложение……...9
1.3. Эластичность спроса и предложения…………………………………12
2. Взаимодействие спроса и предложения……………………………….19
2.1. Состояние рыночного равновесия: дефицит и избыток…………….19
2.2. Экономический кругооборот………………………………………….21
Заключение………………………………………………………………….23
Список литературы…………………………………………………………25

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая .docx

— 170.04 Кб (Скачать файл)

                                                                         

                         Университет  управления «ТИСБИ»

                                Факультет «Налоговое дело»

 

                                  КУРСОВАЯ РАБОТА

По курсу:  «Микроэкономика»

На тему: «Спрос и предложение, их взаимосвязь»

Руководитель:  Заделёнов Владимир Викторович   


Студент группы Н-108 Моряшов Александр


 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    

 

                                           

                                            Казань 2012

                                          Содержание.

Введение…………………………………………………………………….3

1. Категории спроса и предложения………………………………………5

1.1 Понятие спроса: факторы, влияющие на спрос………………………5

1.2. Понятие предложения:  факторы, влияющие на предложение……...9

1.3. Эластичность спроса  и предложения…………………………………12

 2. Взаимодействие спроса и предложения……………………………….19

2.1. Состояние рыночного равновесия: дефицит и избыток…………….19

2.2. Экономический кругооборот………………………………………….21

Заключение………………………………………………………………….23

Список литературы…………………………………………………………25

 

 

 

 

 

                                          

 

 

 

                                             Введение.

В условиях рыночных отношений  центр экономической деятельности перемещается к основному звену  всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая  обществу продукция, оказываются различные  услуги. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции.

Рыночная экономика –  это бесконечное взаимодействие спроса и предложения. Изучение же спроса на рынке сейчас становится первоочередной задачей при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) – все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия.

Актуальность исследования спроса определяется тем, что спрос  и предложение являются важнейшим  инструментом рыночной экономики. Действительно, любому акту купли-продажи предшествуют два феномена – «спрос» и «предложение», величины которых определяют объём сделок и уровень цен на рынке. А поскольку рыночная экономика есть динамика цен и объём сделок, то добиваться их желаемого изменения можно, регулируя величину спроса ( влияя на доходы потребителей) и величину предложения ( влияя на прибыль производителей). Сказанным объясняется то внимание, которое теория рынка уделяет анализу спроса и предложения. В экономической науке нет, пожалуй, более детально разработанного вопроса, чем взаимодействие спроса и предложения.

Целью данной курсовой работы является исследование категорий спроса и предложения, а также рассмотрение их взаимодействия.

Объект исследования: спрос  и предложение.

Предмет исследования: взаимодействие спроса и предложения.

В соответствии с целью  исследования были поставлены и решены следующие задачи:

- охарактеризовать понятия  спроса и предложения;

- выявить факторы, влияющие  на спрос и предложение;

- рассмотреть динамику  спроса и предложения;

- изучить состояние рыночного  равновесия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                1. Категории спроса и предложения.

                 1.1 Понятие спроса: факторы, влияющие на спрос.

Спрос на какой-либо товар  или услугу - это желание и возможность  потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени.

Различают:

индивидуальный спрос - это  спрос конкретного субъекта;

рыночный спрос - это спрос  всех покупателей на данный товар.

Обратную зависимость  между ценой продукта и величиной  спроса можно изобразить в виде простого двухмерного графика, показывающего  величину спроса на горизонтальной оси, а цену на вертикальной оси (приложение №1). Каждая точка графика представляет собой конкретную цену и соответствующее количество продукта, которое потребитель решил купить по данной цене. График отражает все возможные варианты соотношения цены и величины спроса в своих приделах. Закон спроса находит отражение в нисходящем направлении кривой спроса. График позволяет четко представить определенную связь цены и спроса, а также манипулировать различными ее комбинациями.

Объем спроса - это то количество товара или услуги, которое потребители  согласны купить по определенной цене в течение определенного периода времени.

Изменение в величине спроса - это движение вдоль кривой спроса. Как правило, происходит при изменении цены товара или услуги при прочих равных условиях.

Закон спроса: при прочих равных условиях, чем меньше цена товара, тем больше потребитель готов его купить, и наоборот, чем больше цена товара, тем меньше потребитель готов его купить.

Существование закона спроса подтверждают некоторые факты:[6]

1. Обычно люди действительно  покупают данного продукта больше  по низкой цене, чем по высокой.  Уже тот факт, что фирмы устраивают  “ распродажи “, служит наглядным  свидетельством их веры в закон  спроса. Предприятия сокращают свои  товарные запасы не путем повышения  цен, а путем их снижения.

2. В любой данный период  времени каждый покупатель продукта  получает меньше удовлетворения, или выгоды, или полезности от  каждой последующей единицы продукта. Поскольку потребление подвержено  действию принципа убывающей  предельной полезности — то  есть принципа, согласно которому  последующая единица данного  продукта приносит все меньше  и меньше удовлетворения, — потребители  покупают дополнительные единицы  продукта лишь при условии, что цена его снижается.

3. На несколько более  высоком уровне анализа закон  спроса можно объяснить эффектами  дохода и замещения. Эффект  дохода указывает на то, что  при более низкой цене, человек  может позволить себе купить  больше данного продукта, не отказывая  себе в приобретении каких-либо  альтернативных товаров. То есть, снижение цены продукта увеличивает  покупательную способность денежного  дохода потребителя, а поэтому  он в состоянии купить большее  количество данного продукта, чем  прежде. Более высокая цена приводит  к противоположному результату. Эффект замещения выражается  в том, что при более низкой  цене у человека появляется  стимул приобрести дешевый товар  вместо аналогичных товаров, которые  теперь относительно дороже. Потребители  склонны заменять дорогие продукты  более дешевыми. Эффект дохода  и замещения совмещаются и  приводят к тому, что у потребителя возникает способность и желание покупать большее количество продукта по более низкой цене.

Из общего правила убывания величины спроса при росте цены товара имеются исключения:[4]

1. Величина спроса на  некоторые товары абсолютной  жизненной необходимости, составляющие  основу потребления низкооплачиваемых  слоев населения, при повышении  цены может не измениться или  даже возрасти. Этот эффект получил  название «парадокс Р. Гиффена», подметившего еще в прошлом  веке, что при увеличении цены  картофеля ирландские бедняки  увеличивали его потребление.  Это связно с тем, что даже  при повысившейся цене он остался  самым доступным продутом, а более  дорогие продукты (например, мясо) и  при неизменных ценах стали менее доступными, чем раньше.

2. Рост цен на престижные  предметы роскоши, которые не  поглощают большей части доходов  наиболее богатых потребителей, может сопровождаться повышением  величины спроса на них. Напротив, спрос на данные товары может  упасть, если цены на них снизятся. Здесь покупается не столько  товар, сколько престиж, связанный  с обладанием данным товаром.  А престиж изменяется вместе  с ценой: при ее повышении  он также повышается, а при  понижении - подает.

Неценовые факторы изменения  спроса:[11]

Цена является самым важным фактором, определяющим величину спроса, т.е. объем покупаемых товаров. Однако существуют и другие факторы, влияющие на объем покупок, т.е. на спрос. Сюда относятся неценовые факторы, которые  оказывают влияние на изменение  «самого» спроса и этим самым сдвигают кривую спроса вправо (если спрос растет) или влево (если спрос падает).

Важнейшими неценовыми факторами  изменения спроса (т.е. независимо от изменения цены) являются:

1. Вкусы и предпочтения  потребителей. Изменение потребительских  вкусов может быть вызвано  рекламой, изменением моды, появлением  новых продуктов в связи с  новыми технологиями и т.д.  Например, появление компакт-дисков  привело к сокращению спроса на долгоиграющие пластинки.

2. Число покупателей. Увеличение  на рынке числа покупателей  обуславливает повышение спроса  и сдвиг кривой спроса вправо. Напротив, уменьшение числа покупателей  сокращает спрос и сдвигает  кривую спроса влево.

3. Рост и снижение доходов  населения. Повышение денежных  доходов приводит к тому, что  спрос на большинство товаров  повышается. И, наоборот, при снижении  доходов спрос на такие товары  падает. Товары, спрос на которые  растет при увеличении доходов  потребителей и падает при  их уменьшении, называется товарами  «высшей категории» или «нормальными  товарами». Они могут относиться  как к предметам первой необходимости,  так и к предметам роскоши.  Товары, спрос на которые изменяется  в противоположном направлении  с доходами, называется товарами  «низшей категории».

4. Динамика цен на товары-заменители  и сопутствующие товары. Взаимозаменяемые  товары - это такие пары товаров,  для которых рост цен на  один товар приводит к росту спроса на другой товар.

5. Ожидания потребителей. Потребительские ожидания относительно  возможного повышения цен или  увеличения доходов могут побудить  потребителей к увеличению покупок  и уменьшению ограничений на  текущие расходы. И наоборот, возможное  понижение цен или уменьшение  доходов могут побудить потребителей  к уменьшению покупок и увеличению  ограничений на текущие расходы.

    1.2. Понятие предложения: факторы, влияющие на предложение.

Предложение, как и спрос, есть особая, самостоятельная сфера  рыночной экономики.

Предложение представляет собой  совокупность товаров и услуг, представленных на рынке производителями. Назначаемая  ими цена есть «цена предложения». Главным фактором, оказывающим влияние  на предложение, является цена.[19]

Кривая предложения. (приложение №2)

Аналогично закону спроса, в рыночной экономике действует  и закон предложения. Его сущность состоит в том, что величина предложения  находится в прямой зависимости  от направления изменения уровня цен. Закон предложения - это реакция  величины предложения на динамику цены. Повышение цены стимулирует рост величины предложения, а снижение цены, наоборот, ведет к ее уменьшению.

На динамику величины предложения  кроме цен могут влиять следующие  факторы:[20]

1. Цена на ресурсы. Существует  тесная связь между издержками  производства товаров и предложением  этим товаров. Снижение цен  на ресурсы снижает и издержки  производства. Поэтому при неизменной  цене на производимые товары  их будет произведено и предложено  больше. Это приведет к смещению  кривой предложения вправо. И  наоборот, если цены на ресурсы  повысятся, то предложение товаров  сократится, а кривая предложения  сдвинется влево.

2. Уровень технологии  производства. Совершенствование технологии  позволяет снижать издержки. Это  оказывает такое же влияние,  как и снижение цен на ресурсы.

3. Государственная политика  налогообложения и дотаций. Повышение  налогов увеличивает издержки  производства, а, следовательно,  уменьшает предложение. Напротив, дотации государства на производство  какого-либо товара ведут к  снижению издержек. Следствием этого  является увеличение предложения  и сдвиг кривой предложения  вправо.

4. Изменение цен на  другие виды продукции. Если, например, увеличивается цена на кукурузу, а цена пшеницы, остается прежней,  то предложение пшеницы уменьшится, а кукурузы - увеличится. В таком  случае часть посевных площадей, на которых прежде возделывалась  пшеница, будет засеяна кукурузой.

5. Ожидаемое изменение  цены продукции. Здесь возможны  различные варианты. Например, при  ожидании роста цен фермеры  могут задержать вывоз пшеницы  текущего урожая на рынок. С  другой стороны, ожидание предстоящего  повышения цен способно побудить  фирмы увеличить производственные  мощности и тем самым вызвать  увеличение предложения.

6. Изменение числа производителей. Чем больше в данной отрасли  продавцов, тем больше будет  и рыночное предложение. И наоборот, меньшее количество фирм сокращает  предложение.

Изменение предложения под  влиянием неценовых факторов обуславливает  смещение кривой предложения вправо (при увеличении предложения) или  влево (при уменьшении предложения).

Таким образом, понятие «изменение предложения» может означать:[14]

1. Изменение величины  предложения в результате изменения  цены. Графически это означает  движение по кривой предложения.

2. Изменение предложения  под воздействием неценовых факторов. Графически это означает сдвиг  кривой предложения вправо или  влево.

В первом случае принято  оговорить об изменении «величины  предложения», а во втором случае - об изменении «предложения».

Информация о работе Спрос и предложение,их взаимосвязь