Спрос и предложение,их взаимосвязь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 17:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование категорий спроса и предложения, а также рассмотрение их взаимодействия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Категории спроса и предложения………………………………………5
1.1 Понятие спроса: факторы, влияющие на спрос………………………5
1.2. Понятие предложения: факторы, влияющие на предложение……...9
1.3. Эластичность спроса и предложения…………………………………12
2. Взаимодействие спроса и предложения……………………………….19
2.1. Состояние рыночного равновесия: дефицит и избыток…………….19
2.2. Экономический кругооборот………………………………………….21
Заключение………………………………………………………………….23
Список литературы…………………………………………………………25

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая .docx

— 170.04 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   1.3. Эластичность спроса и предложения.    

Анализ спроса и предложения позволил выявить общие направления изменения спроса и предложения под воздействием ценовых и неценовых факторов и сформулировать базовый закон — закон спроса и предложения..

Чувствительность рынка  к изменению цен, дохода или каких-либо других показателей рыночной конъюнктуры  отражается в показателе эластичности, которая может быть охарактеризована специальным коэффициентом.[13]

Наиболее общее определение  эластичности — отношение относительного приращения функции к относительному приросту независимой переменной. Для  рассматриваемых нами функций спроса и предложения такими независимыми переменными могут быть цены данного  или других товаров, уровень доходов, издержек и т.д.

Коэффициент эластичности показывает степень количественного изменения  одного фактора (например, объема спроса или предложения) при изменении  другого (цены, доходов или издержек) на1%.

Эластичность спроса или  предложения вычисляется как  отношение процентного изменения  величины спроса (предложения) к процентному  изменению какой-либо детерминанты. Детерминанты — это факторы оказывающие воздействие на спрос или предложение.[7]

Различные товары различаются  между собой по степени изменения  спроса под воздействием того, или  иного фактора. Степень реации спроса на эти товары поддается количественному  измерению с помощью коэффициента эластичности спроса.

Понятие эластичности спроса раскрывает процесс адаптации рынка  к изменению основных факторов (ценой  товара, ценой товара аналога, дохода потребителя).

При подсчете коэффициента эластичности используют два основных метода: [10]

- эластичность по дуге (дуговая эластичность) — применяется при измерении эластичности между двумя точками на кривой спроса или предложения и предполагает знание первоначальных и последующих уровней цен и объемов.

P1— начальная цена;

P2 — новая цена;

Q1 — первоначальный объем;

Q2 — новый объем.

Использование формулы дуговой  эластичности дает лишь приблизительное  значение эластичности, и погрешность  будет тем больше, чем более  выпуклой будет дуга АВ.

Эластичность в точке (точечная эластичность) — используется в том случае, когда задана функция  спроса (предложения) и исходный уровень  цены и величины спроса (или предложения). Данная формула характеризует относительное  изменение объема спроса (или предложения) при бесконечно малом изменении  цены (или какого-либо другого параметра).[3]

         Q`(P) — производная функции спроса (или предложения) по цене;

P – рыночная цена;

Q(P)   – величина спроса (или предложения) при данной цене.

Из определения эластичности и приведенных выше формул можно вывести основные свойства эластичности: [1]

1. Эластичность — это безмерная величина, значение которой не зависит от того, в каких единицах мы измеряем объем, цены или какие-либо другие параметры.

2. Эластичность взаимно обратных функций — взаимно обратные величины:

Ed — эластичность спроса  по цене;

Ep — эластичность цены  по спросу;

3.   В зависимости  от знака при коэффициенте  эластичности между рассматриваемыми  факторами может иметь место:

Прямая зависимость, когда  рост одного из них вызывает увеличение другого и наоборот, например эластичность спроса на товары по потребительскому доходу E >0;

Обратная зависимость, когда  рост одного из факторов предполагает убывание другого, например эластичность спроса по ценам E <0;

4.   В зависимости  от абсолютной величины коэффициента  эластичности различают:

E = ¥, или абсолютная  эластичность, когда незначительное  изменение какого-либо параметра  повышает (или понижает) объем на  неограниченную величину.

|E| > 1, или эластичный  спрос (предложение), когда параметр  растет более высокими темпами,  чем изменяется другой фактор.

E = 1, или единичная эластичность, когда рассматриваемый параметр  растет теми же темпами, что  и воздействующий на него фактор;

0 < E < 1, или неэластичный  спрос (предложение), когда темпы  роста рассматриваемого параметра  меньше темпа изменения другого  фактора;

E = 0, или абсолютная неэластичность, когда изменение какого-либо параметра  рыночной конъюнктуры не влияет  на величину рассматриваемого фактора.

Факторы эластичности спроса:[9]

Среди основных факторов, определяющих эластичность спроса по цене можно  выделить следующие:

- наличие и доступность товаров-заменителей на рынке (если не существует хороших заменителей какого-либо товара, то риск снижения спроса из-за появления его аналогов минимален);

- временной фактор (рыночный спрос имеет тенденцию быть более эластичным в долгосрочном периоде и менее эластичным в краткосрочном);

- доля расходов на товар в потребительском бюджете (чем выше уровень расходов на товар относительно доходов потребителя, тем чувствительнее будет спрос на изменения цены);

- степень насыщения рынка рассматриваемым товаром (если рынок насыщен каким-либо товаром, например, холодильниками, то маловероятно, что произовители смогут существенно стимулировать свой сбыт путем снижения цен, и наоборот, если рынок ненасыщен, то снижение цен может вызвать значительное увеличение спроса);

- разнообразие возможностей использования данного товара (чем больше различных областей использования имеет товар, тем более эластичен спрос на него. Это связано с тем, что рост цены уменьшает область экономически оправданного использования данного товара. Напротив, уменьшение цены расширяет сферу его экономически оправданного применения. Этим объясняется тот факт, что спрос на универсальное оборудование, как правило, эластичнее спроса на специализированные приборы);

- важность товара для потребителя (если товар является необходимым в повседневной жизни (зубная  паста, мыло, услуги парикмахера), то спрос на него будет неэластичным к изменению цены. Товары, которые не столь важны для потребителя и приобретение которых может быть отложено, характеризуется большей эластичностью).

Факторы неэластичности спроса:[9]

Чувствительность различных  групп потребителей к цене на один и тот же товар может существенно  отличаться.

Потребитель будет нечувствителен к цене при следующих условиях:

1. Потребитель придает большое значение характеристикам товара (спрос неэластичен по цене, если "выход из строя" или "обманутые ожидания" ведут к значительным потерям или неудобствам. Чтобы не попасть в такую ситуацию человек вынужден переплачивать за качество товара и приобретать те моделил, которые хорошо себя зарекомендовали);

2. Потребитель желает иметь товар, сделанный на заказ, и готов платить за это (если покупатель желает приобрести товар, сделанный в соответствии с его индивидуальными потребностями, то он часто становится привязанным к производителю и готов оплачивать более высокую цену, как плату за хлопоты. Позже производитель может повысить цену на свои услуги без особого риска потерять покупателя)

3. Потребитель имеет значительную экономию от использования конетного товара или услуги (если товар или услуга позволяют сэкономить время или деньги, то спрос на такой товар неэластичен)

4. Цена товара мала по сравнению с бюджетом потребителя (при низкой цене товара покупатель не утруждает себя походами по магазинам и тщательным сравнением товаров)

5. Потребитель плохо информирован и делает нелучшие покупки.

Эластичность  предложения. ( приложение №3)

Коэффициент ценовой эластичности предложения показывает степень  количественного изменения предложения при изменении цены на 1%.

Степень изменения объема предложения в зависимости от изменения цены характеризует эластичность предложения по цене. Мерой этого  изменения является коэффициент  эластичности предложения, рассчитываемый как отношение объема предложения  к росту цен.[12]

ΔS — изменение величины предложения;

ΔP — изменение рыночной цены на товар;

Основными факторами, определяющими  эластичность предложения являются: [16]

период времени (мгновенной, краткосрочный, долгосрочный)

для мгновенного периода  предложение неэластично;

для краткосрочного периода  производить может в определенных пределах адаптировать к изменяющейся цене;

для долгосрочного периода  предложение эластично;

2.   специфика производства (минимальный объем затрат на  расширение производства);

3.   возможности хранения  изготовленной продукции;

4.   максимально возможный  объем производства при полной загрузке мощностей.

Изучение эластичности предложения  является необходимым условием исследования относительного изменения предложения  в соответствии с относительным  изменением рыночной цены.

Если предлагаемое количество товара остается неизменным для перепродажи  по любой цене, то имеет место  неэластичное предложение. Когда же небольшое изменение цены вызывает сокращение предложения до нуля, а  небольшое увеличение цены обуславливает  увеличение предложения, то данная ситуация характеризует абсолютно эластичное предложение.[17]

Таким образом, эластичность предложения изменяется под воздействием технического прогресса, изменения качественного и количественного состава используемых ресурсов, усиления ограниченности ресурсов, применяемых при производстве того или иного товара, что ведет к уменьшению значения эластичности предложения.

 

 

 

 

 

 

 

                        

 

 

                     2. Взаимодействие спроса и предложения.

            2.1. Состояние рыночного равновесия: дефицит и избыток.

Взаимодействие спроса и  предложения, их координация осуществляется на основе ценового механизма и конкуренции. Это приводит к образованию рыночного  равновесия и равновесной цены.[15]

Рыночное равновесие –  это положение на рынке, при котором  спрос на товар равен его предложению. Только при рыночном равновесии продавцы и покупатели готовы продавать и  покупать одинаковое количество товара по одной и той же цене.

Равновесная цена (Рe) – цена, уравновешивающая спрос и предложение  в результате действия конкурентных сил.[18]

Предполагается, что рыночное равновесие максимизирует общественное богатство. При равновесной цене продается максимальное количество товара. Однако рынок не всегда работает, оптимально распределяя ресурсы.

Рыночное равновесие изображается с помощью кривых спроса и предложения. ( приложение №4)

Pe = PD = PS – равновесная цена;

Qe = QD = QS - равновесный объем  производства.

Предполагается, что рынок  сам по себе стремится к равновесию и что рыночное равновесие устойчиво. При любом отклонении рынок стремится  вернуться в состояние равновесия. И в ситуации неудовлетворенного спроса (дефицита) и ситуации избыточного предложения спрос и предложение, взаимодействуя друг с другом, приводят рынок к равновесию.[22]

Дефицит и избыток образуются в случае нарушения рыночного  равновесия, при отклонении рыночной цены от равновесной. Избыток – это  ситуация на рынке, когда при цене выше равновесной величина предложения  превышает величину спроса. Дефицит – это ситуация на рынке, когда при цене ниже равновесной величина спроса больше величины предложения. Величина избытка и дефицита зависит от соотношения цены, установившейся на рынке, и равновесной цены.[17] ( приложение №4)

На рисунке точка равновесия Е показывает равенство величины рыночного спроса величине рыночного предложения (QЕ = Qd = Qs). Рыночному равновесию соответствует равновесная цена РЕ. Дефицит (Qd1> Qs1) может возникнуть при снижении цены от РЕ к Р1, а избыток (Qd2 < Qs2) - при росте цены от РЕ к Р2.

При дефиците некоторые более  богатые или более заинтересованные покупатели предпочтут купить товар  по более высокой цене, чем вообще остаться без него. Рост цены создает  стимул для производителей увеличивать  величину предложения, при этом величина спроса будет сокращаться до тех  пор, пока рыночная цена не совпадет с  равновесной. В итоге рыночное равновесие будет достигнуто, но для части  потребителей (более бедных) данный товар станет недоступен. Однако объем  продаж при равновесной цене является наибольшим из возможных на рынке  при данных спросе и предложении.[2]

 

 

 

 

 

 

 

 

                        2.2. Экономический кругооборот.

Экономический кругооборот  — это циркуляция реальных экономических  благ, сопровождающаяся встречным потоком доходов и расходов.

Основными субъектами рыночной экономики являются домохозяйства  и фирмы. Домохозяйства предъявляют  спрос на потребительские товары и услуги, выступая одновременно поставщиками экономических ресурсов. Фирмы предъявляют  спрос на ресурсы, предлагая, в свою очередь, потребительские товары и  услуги. Поведение основных экономических  агентов может быть выражено кругооборотом  спроса и предложения.[5] При всей , условности схемы кругооборота она отражает главное — в развитой рыночной экономике существует постоянное взаимодействие спроса и предложения: спрос рождает предложение, а предложение развивает спрос.

( приложение №5).

Кругооборот спроса и предложения  может быть конкретизирован с  учетом ресурсов, потребительских благ и доходов. Спрос домохозяйств выражается в расходах, которые осуществляются на рынках потребительских благ и  услуг. Продажа этих благ и услуг  составляют выручку фирмы. Покупка  ресурсов, необходимых для этого, предполагает издержки фирмы. Домохозяйства, поставляя необходимые ресурсы (капитал, труд, землю, предпринимательскую способность), получают денежные доходы (заработную плату, ренту, проценты, прибыль).[8] Таким образом реальный поток экономических благ дополняется встречным денежным потоком доходов и расходов. (приложение №5)

Информация о работе Спрос и предложение,их взаимосвязь