Спрос и предложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 10:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение теории спроса и предложения.
Задачами является рассмотрение основных факторов спроса и предложения, их видов и взаимодействие между собой в условиях рыночной экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Спрос: понятие, факторы, эластичность, виды.……………………………… 5
1.1. Понятие спроса. Закон спроса ………………………………………………………5
1.2. Эластичность спроса…………………………………………………………………8
1.3. Индивидуальный и рыночный спрос………………………………………………10
Глава 2. Предложение: понятие, факторы, эластичность, виды. …………………… 12
2.1. Понятие предложения. Закон предложения ………………………………………12
2.2. Эластичность предложения………………………………………………………...15
2.3. Индивидуальное и рыночное предложение……………………………………….17
Глава 3. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие……………19
Заключение……………………………………………………………………………… 22
Библиографический список…………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 45.02 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………...3

Глава 1. Спрос: понятие, факторы, эластичность, виды.……………………………… 5

1.1. Понятие спроса. Закон спроса ………………………………………………………5

1.2. Эластичность спроса…………………………………………………………………8

1.3. Индивидуальный и рыночный спрос………………………………………………10

Глава 2. Предложение: понятие, факторы, эластичность, виды. …………………… 12

2.1. Понятие предложения. Закон предложения ………………………………………12

2.2. Эластичность предложения………………………………………………………...15

2.3. Индивидуальное и рыночное предложение……………………………………….17

Глава 3. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие……………19

Заключение……………………………………………………………………………… 22

Библиографический список……………………………………………………………. 23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Спрос и предложение - два взаимосвязанных и основополагающих понятия в рыночной экономике. Впервые законы спроса и предложения детально начали исследоваться в середине XVI века.

    За многие столетия своего существования рыночная экономика доказала, что является самым эффективным из всех испробованных человечеством способов передачи информации от потребителей о том, что им нужно, к производителям.

    На  любом рынке товаров мы можем  встретить две группы контрагентов  – продавцы и покупатели, которые  формируют две стороны рынка  соответственно – предложение  и спрос. Анализ двух этих  понятий поможет понять, как функционирует  весь рыночный механизм и как происходит образование цены товара. Теория спроса и предложения является одним из центральных понятий микроэкономического анализа поведения покупателей и продавцов на рынке какого-либо товара или услуги.

   Спрос и предложение — взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение - совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары. Цены, в свою очередь, позволяют уравнивать спрос и предложение. В этом случае рынок обнаруживает, что производится именно столько благ, сколько необходимо для удовлетворения спроса. И в этом случае в экономике возникает равновесие – равновесие спроса и предложения.

    Теория спроса и предложения учитывает ожидания покупателей, их вкусы и предпочтения. Если люди ожидают роста цен, то стараются купить товар до изменения цены.

    Экономический анализ предложения и спроса является универсальным средством, которое может быть применено к широкому кругу разнообразных проблем. В их числе можно назвать: прогноз влияния меняющихся мировых экономических условий на рыночную цену и эффективность производства; оценка влияния правительственных мер по контролю цен, минимальная заработная плата и экономические стимулы, влияние налогов, субсидий, пошлин на импорт и квот потребителей и производителей.

    Общие представления о спросе и предложении стали частью повседневного языка и опыта. Например, если у продавца большая партия автомобилей, то он снижает цену. В этом случае, очевидно, что цена упала вследствие того, что предложение данного товара увеличилось. С другой стороны, цены на курортах летом выше, чем зимой. Это связано с тем, что летом спрос выше, чем зимой.

    Актуальность этой темы в том, что спрос и предложение являются основными доминирующими факторами в рыночных отношениях, именно они регулируют развитие рынка.

    Целью  данной курсовой работы является  рассмотрение теории спроса и предложения.

    Задачами  является рассмотрение основных факторов спроса и предложения, их видов и взаимодействие между собой в условиях рыночной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Спрос

1.1. Понятие спроса. Закон спроса

    Каждое самостоятельное хозяйство, вступающее в отношения с другими самостоятельными хозяйствами, создает на рынке предложение и предъявляет спрос. Начнем с анализа спроса.

    Желания индивида в условиях рыночной экономики трансформируются в понятие спроса. Естественно, что спрос нельзя отождествлять с потребностью как таковой: если человек испытывает нужду в каком-либо благе, но у него нет денег, то он не обладает покупательским спросом. Следовательно, спрос – это платежеспособная потребность.

    Спрос – это понятие, введенное для обозначения той стороны рынка, на которой действуют покупатели. Спрос определяется поведением покупателей на рынке.1

    Спрос характеризуется его величиной. Под величиной спроса следует понимать количество товара, которое покупатель желает и способен приобрести по данной цене в данный период времени. Наличие спроса на какой-либо товар означает согласие покупателя уплатить за него указанную цену. Цена спроса – это максимальная цена, которую потребитель согласен заплатить, приобретая данный товар.

   Как  влияет цена товара на покупателя? Самый простой ответ следует  из повседневного опыта: как  правило, с ростом цены товара  покупатели сокращают свои покупки,  а при снижении – увеличивают.  Эта связь между объемом покупок  блага и ценой на него была  замечена очень давно. Она проявляется  не только в единичной сделке, но и в рыночных сделках  в целом: действуя все вместе, покупатели сокращают покупки,  сталкиваясь с ростом цены  на благо, и увеличивают при  снижении цены на него.2

    Между ценой и количеством покупаемого товара существует связь, которая отражается в законе спроса: при прочих равных условиях (остальные факторы, влияющие на спрос, неизменны) количество товара, на которое предъявлен спрос, возрастает при падении цены данного товара, и наоборот. При этом фактором стимулирования спроса может выступить снижение цен, имеющее свои пределы. При достижении максимального значения уровень цен перестает быть стимулом дальнейшего развития производства и предложения товаров. В этих условиях производитель должен будет ограничить производство товаров, переориентировать его на спрос, который начнет определять динамику цен товара.3 Прочие равные условия, указанные в данном законе – это те факторы, которые характеризуют отношение потребителя к данному благу.

    Можно  выделить еще один немаловажный  пункт в контексте рассматриваемого  вопроса – это факторы спроса, которые еще получили название  «неценовые факторы спроса». Можно  выделить четыре основных фактора:  цены на сопряженные товары, доходы  потребителей, вкусы потребителей  и ожидания потребителей. Рассмотрим  каждый фактор более подробно.

    Первый  фактор – цены на сопряженные  товары. Эти товары можно разделить  на две группы: субституты, или  товары-заменители и комплименты,  или дополняющие товары. Первые могут заменять друг друга, и направлены на удовлетворение одной и той же потребности. Например: апельсины можно заменить мандаринами, воду – квасом, розы – ромашками и т.п. Товары же второй группы нельзя оторвать друг от друга или заменить, они потребляются вместе с данным товаром. Примером может послужить зубная щетка и зубная паста, автомобиль и бензин, и множество других подобных примеров.

   Второй  фактор – доходы потребителей. Этот фактор является важнейшим, ведь при увеличении дохода происходит рост спроса на товар. 4

   Вкусы  потребителей также оказывают  воздействие на спрос. Особенно ярко это наблюдается на примере моды: потребители меняют свои предпочтения в пользу какого – либо товара и, следовательно, спрос на него возрастает.

   Ну  и наконец, потребительские ожидания. Они могут побудить покупателя  ускорить или же отложить покупку,  отталкиваясь от предположений  относительно будущей динамики  цен. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Эластичность спроса

    Под эластичностью следует понимать процент изменения величины одной переменной в результате изменения на одну единицу величины другой переменной. Таким образом, эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент.

   Эластичность спроса показывает степень количественного изменения спроса в зависимости от изменения цен. Если изменения в ценах небольшие, то спрос практически не изменяется, он неэластичен, а если под влиянием цен спрос значительно изменяется, то он эластичен.

    Спрос менее эластичен, если: товару нет замены или отсутствуют конкуренты; покупатели не сразу замечают повышение цен; покупатели медленно меняют свои покупательские привычки и не торопятся искать более дешевые товары (товары-заменители); покупатели считают, что повышение цены оправдано повышением качества товара.5

    Спрос  на товары первой необходимости  отличается наименьшей эластичностью.  Среди таких товаров можно  выделить продукты питания, одежду, некоторые жилищные принадлежности  и т.п. Даже если цены на  них поднимутся, это не приведет  к значительному сокращению их  потребления, потому что без  этих товаров люди обходиться  не могут. 

    В  свою очередь, спрос на различные  предметы роскоши обладает высокой  эластичностью. Такие товары, как правило, имеют аналоги, их можно заменить более дешевыми товарами и покупку их можно отложить. Спрос на них напрямую зависит от цены.

    Эластичность спроса может варьировать в зависимости от  изменения цен на товары. При очень высоких ценах продажа товаров сокращается, а при очень низких — спрос невозможно стимулировать далее, поскольку рынок насыщен товарами.

    Приведем варианты эластичности спроса:

1. Эластичный  спрос имеет место, когда приобретаемое  количество товара увеличивается  больше чем на 1 % на каждый процент  снижения цены (сильная реакция), т.е. Ed > 1. Обычно эластичный спрос  имеют предметы роскоши, например  дорогие автомобили, одежда знаменитых  модельеров и т.п. В случае  роста цен на эти товары  покупатели воздерживаются от  покупок или переключаются на  другие аналогичные товары.

 

2. Неэластичный  спрос имеет место, когда приобретаемое  количество товара увеличивается  меньше чем на 1 % на каждый процент  снижения цены этого товара (слабая  реакция), т.е. Ed < 1. Обычно неэластичный  спрос существует на многие  виды продуктов питания (хлеб, соль, сахар), на медикаменты, другие  предметы первой необходимости.

 

3. Единичная  эластичность имеет место, когда  покупаемое количество товара  вырастает на 1 % при снижении цены  также на 1 %, т.е. Ed = 1.

 

4. Абсолютно  эластичный спрос имеет место,  когда при неизменной цене  или ее крайне незначительных  изменениях спрос уменьшается  или увеличивается до предела  покупательских возможностей. В  этом случае Ed = ?. Это бывает на конкурентном рынке в условиях инфляции: при ничтожно малом снижении цен или при ожидании их повышения потребитель старается потратить свои деньги, чтобы уберечь их от обесценения, вложив в материальные блага.

 

5. Абсолютно  неэластичный спрос имеет место,  если любое изменение цены  не влечет за собой никакого  изменения количества требуемой  продукции, т.е. Ed = 0. Такое возможно, например, при реализации жизненно  необходимых для определенной  группы больных лекарств (инсулина  для диабетиков).6

 

1.3. Индивидуальный и рыночный спрос

    В условиях рыночной экономики спрос выступает главным фактором, определяющим, что и как производить. Различают индивидуальный и рыночный спрос.

    Функция индивидуального спроса потребителя характеризует его реакцию на изменение цены данного блага при допущении, что его доход и цены других благ неизменны.

    Индивидуальный  спрос - спрос конкретного потребителя; это соответствующий каждой данной цене объем благ, который тот или иной потребитель хотел бы купить на рынке.7 Индивидуальные различия спроса покупателей определяются разными факторами: разницей в уровнях дохода, полом, возрастом, образованием, культурой и т. д.

    Индивидуальные запросы в совокупности образуют рыночный спрос. На рыночный спрос оказывают влияние: цена товара, доходы покупателей, число покупателей, предпочтения покупателей.

    Переход от индивидуального спроса к рыночному спросу осуществляется посредством суммирования величин спроса, предъявляемого каждым отдельным потребителем при каждой возможной цене.  8

    На индивидуальный спрос влияют:

1)цена товара 

2)уровень  дохода потребителя

2) количество  человек в семье потребителя,  его социальный уровень, система  ценностей, уровень задолженности.

    Механизм функционирования рынка обязывает анализировать ситуации, в которых действует множество потребителей и производителей.

    Понятие спроса на определенный товар отражает поведение массового потребителя. Объем рыночного спроса на данный товар слагается из спроса множества субъектов, выступающих в качестве покупателей в определенный промежуток времени.

    На рыночный спрос оказывают влияние:

1)цена товара

2) доходы  покупателей

3)  число  покупателей

4)  предпочтения  покупателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Предложение

2.1. Понятие предложения. Закон предложения

    Теперь посмотрим на рынок глазами продавца. Он представляет другую сторону рыночных отношений – предложение.

Информация о работе Спрос и предложение