Спрос и предложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 10:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение теории спроса и предложения.
Задачами является рассмотрение основных факторов спроса и предложения, их видов и взаимодействие между собой в условиях рыночной экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Спрос: понятие, факторы, эластичность, виды.……………………………… 5
1.1. Понятие спроса. Закон спроса ………………………………………………………5
1.2. Эластичность спроса…………………………………………………………………8
1.3. Индивидуальный и рыночный спрос………………………………………………10
Глава 2. Предложение: понятие, факторы, эластичность, виды. …………………… 12
2.1. Понятие предложения. Закон предложения ………………………………………12
2.2. Эластичность предложения………………………………………………………...15
2.3. Индивидуальное и рыночное предложение……………………………………….17
Глава 3. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие……………19
Заключение……………………………………………………………………………… 22
Библиографический список…………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 45.02 Кб (Скачать файл)

    Предложение – это зависимость, существующая между всеми возможными ценами на товар и максимальным количеством товара, которое продавцы готовы (т.е. хотят и могут) поставить на некоторый рынок за определенный период времени.

    Закон  предложения состоит в следующем:  максимальный объем блага, который  готовы (т.е. хотят и могут) предложить рынку продавцы в данный период времени, будет тем больше, чем выше цена при прочих равных условиях.9

    Предложение характеризует готовность продавца продать определенное количество товара. То максимальное количество товаров и услуг, которое производители способны и готовы продать по определенной цене, в определенном месте и в определенное время называют величиной предложения, которая всегда должна определяться за какой-то конкретный промежуток времени.

    Важнейший фактор, влияющий на величину предложения, – цена данного товара. От уровня рыночных цен зависят доходы продавцов, производителей, таким образом, чем выше цена данного товара, тем больше величина предложения, и наоборот. Цена предложения – это минимальная цена, по которой продавцы согласны поставлять на рынок данный товар.10

    Так  же как и в спросе, в предложении  есть несколько факторов, влияющих  на него. Эти факторы таковы: изменение себестоимости производства, другие источники получения прибылей, изменения в технологии производства, цены на другие товары, изменение количества продавцов (покупателей), налоги и дотации, перспективные ожидания.

    Итак, рассмотрим выше указанные факторы более подробно:

1. Изменение  себестоимости производства. Если затраты при производстве продукта снизятся, это позволит производителю выбросить больше товара на рынок. Многие бизнесмены вкладывают деньги в исследования, чтобы усовершенствовать стратегию производства и сконструировать более эффективное оборудование, что позволит снизить затраты на производство. Многие работники предлагают пути снижения себестоимости и повышения производительности. Рост себестоимости приведет к противоположному результату – предложение снизится.

2. Другие источники получения прибылей. Большинство товаропроизводителей могут выпускать не один, а несколько видов продукции. Если цена на продукт, который еще не производился (но может быть запущен в производство), растет, то производители могут переключиться на выпуск этой продукции. Например, с ростом популярности персональных компьютеров многие мебельные фабрики перешли на выпуск столов, специально спроектированных под компьютеры.

3. Изменения в технологии производства, которые приводят к повышению производительности труда (замена ручного труда машинным) и к увеличению предложения.

4. Цены на другие товары (часто рост цен на одни товары приводит к изменению предложения других). Если увеличивается цена на кукурузу, а цена пшеницы остается прежней, то предложение пшеницы уменьшается, так как часть посевных площадей, на которых возделывалась пшеница, будет засеяна кукурузой.

5. Изменение количества продавцов (покупателей). Возникновение на рынке новых предприятий увеличивает предложение. Например, когда в конце 1980-х гг. горные велосипеды стали необыкновенно популярны, многие фирмы начали их выпуск, и предложение увеличилось очень резко.

6. Налоги и дотации. Если увеличиваются налоги, то предложение сокращается, а если увеличиваются дотации, то предложение повышается, что приводит к сдвигу кривой предложения вправо.

7. Перспективные ожидания. Если производитель прогнозирует рост цен в недалеком будущем, он может уже сегодня увеличить выпуск в надежде на последующее получение прибыли. Аналогично пессимистические прогнозы относительно цен в будущем могут привести к падению производства.11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Эластичность предложения

    Степень изменения объема предложения в ответ на увеличение цены характеризует эластичность предложения. Эластичность предложения показывает, на сколько процентов изменится количество предлагаемых для продажи товаров при изменении цены на 1 %. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения (Es).

    Для предложения характерны те же закономерности, что и для спроса, только в обратной зависимости: величина предложения обычно повышается по мере роста цен, поэтому эластичность предложения по цене выражается положительными величинами.

    Предложение  бывает эластичное и неэластичное. Это различие особенно важно для производителей продукции, которые заранее прогнозируют степень эластичности новых изделий.

    Эластичным предложение становится, когда его величина изменяется на больший процент, чем цена. Допустим (условно), что цена на жевательную резинку повысилась на 5 %, вследствие чего в продаже появилось таких товаров больше на 10 %. В этом случае коэффициент эластичности предложения составит:

Es = 10 % / 5 % = 2.

    Неэластичным предложение бывает, если оно почти не изменяется при повышении или снижении цен. Это характерно для многих товаров в краткосрочном периоде. Например, низка эластичность для скоропортящихся продуктов, которые невозможно хранить в больших количествах (скажем, клубнику). К тому же предложение более инертно (по сравнению со спросом). Ведь довольно трудно переключить производство на выпуск новых изделий, перераспределять в связи с этим ресурсы для изменения количества выпускаемых товаров.

    Следует иметь в виду, что эластичность предложения зависит от нескольких факторов:

    1) способности к длительному хранению и стоимости хранения. Для товара, который не может храниться длительное время, эластичность предложения будет низкой;

    2) особенностей производственного процесса. Если производитель товара может расширить его производство при повышении цены либо при понижении цены переключиться на выпуск другой продукции, то предложение этого товара является эластичным;

    3) временного фактора. Производитель не в состоянии мгновенно реагировать на изменение цены, так как требуется определенное время, чтобы нанять дополнительных рабочих, закупить оборудование, сырье либо уволить рабочих, рассчитаться с банковским кредитом.12

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Индивидуальное и рыночное предложение

   

    Предложение — сложившаяся в определенный период времени зависимость величин предложения на рынке определенного товара в течение определенного периода времени (месяца, года) от уровней цен, по которым этот товар может быть продан.

    Цели фирмы определяют, сколько товаров фирма готова будет предложить к продаже при тех или иных уровнях цены, т. е. ее индивидуальное предложение.

    Индивидуальное предложение — предложение, с которым на рынок выходит отдельный продавец.

    Поскольку рыночный спрос формируется как сумма спросов отдельных покупателей, можно предположить, что и рыночное предложение представляет собой сумму индивидуальных предложений всех фирм отрасли.

    Рыночное предложение — суммарное предложение товаров на рынке всеми продавцами.

    Допустим, что на рынке аудиокассет страны действуют две фирмы: АО «Шосткассета» и АО «Казанькассета». Общее (рыночное) предложение кассет складывается как сумма индивидуальных предложений обеих фирм. Например, при цене 8 ед. за кассету АО «Шосткассета» готово было предложить на рынок 20 млн. кассет, а АО «Казанькассета» — 25 млн. кассет. Значит, при такой цене на рынок будет реально предложено 45 млн. кассет.13

Раз рыночное предложение формируется как  сумма индивидуальных предложений  отдельных фирм, то:

1) чем больше  на рынке фирм и чем они  ближе по объемам продаж, тем  меньшее влияние каждая из  них оказывает на формирование  общего рыночного предложения;

2) чем больше  различия между фирмами по  объемам продаж и чем фирм  меньше, тем большее влияние на  формирование рыночного предложения  оказывают наиболее крупные производители.

    Поскольку хозяйство любой страны представляет собой совокупность рынков всевозможных ресурсов и товаров, то в конечном счете коммерческие стратегии всех фирм-производителей сливаются на рынке страны в совокупное предложение. Однако переход от индивидуального к рыночному и, наконец, к совокупному предложению нельзя рассматривать просто как суммирование индивидуальных предложений все более широкого круга фирм.

    Совокупное предложение — общее количество конечных товаров и услуг, которое фирмы страны могут и готовы в течение определенного периода времени предложить на рынок при:

1) сложившемся  в стране уровне цен; 

2) существующей  технологии;

3) имеющихся  ресурсах всех видов.

    Дело в том, что закономерности формирования совокупного предложения достаточно отличны от закономерностей формирования предложения рыночного и тем более индивидуального.

   На уровне страны совершенно по-особому начинает звучать проблема ограниченности ресурсов. Отдельная фирма может расширять масштабы использования ресурсов в очень больших размерах — лишь бы предельные затраты на производство не превышали предельной выручки от продаж.

   В масштабах страны в целом ситуация меняется. Если производство начнут наращивать все фирмы, то, в конце концов, в хозяйственную деятельность будут вовлечены все доступные в данный момент времени производственные ресурсы страны. 14

 

   

 

 

 

Глава 3. Взаимодействие спроса и предложения

    Еще в XIX в. в экономической теории возникла дискуссия: что определяет уровень рыночной цены – спрос или предложение? Как – при каком уровне цены – может быть достигнуто рыночное равновесие – равенство спроса и предложения?

    Здесь  уместно вспомнить о двух прямо  противоположных концепциях рыночной  цены. Одна из них высказана английскими классиками и К. Марксом и обосновывает приоритет предложения продавца (товаропроизводителя): цена – это денежное выражение стоимости товара, созданной трудом. Другое учение, развитое австрийской школой политической экономии (маржиналистами), отстаивает приоритет спроса: потребности человека, полезность и ценность блага, следовательно, спрос покупателя диктуют уровень рыночной цены.

    Выход  из сложившегося противоречия  нашел Альфред Маршалл. Прежде  всего, он сформулировал и выразил  в математической форме законы  спроса и предложения. Затем  он синтезировал противоположные  учения о рыночной цене. В соответствии  с реальной действительностью  Маршалл считал, что рыночная  цена отражает влияние и предложения,  и спроса

    Равновесной  называется цена на конкурентном  рынке, при которой размеры  спроса соответствуют величине  предложения и отсутствует дефицит или избыток товаров и услуг.

    Равные  объемы спроса и предложения  называются равновесным объемом.  Таким образом, сущность рыночного  равновесия заключается в том,  что в этом состоянии рынок  сбалансирован: ни продавцы, ни  покупатели не стремятся нарушить  это равновесие. В точке равновесия  их интересы совпадают.

    Между  тем несомненно, что равновесная  цена и равновесное количество  обладают следующими свойствами:

1) товаров  представлено на рынке не больше  и не меньше, чем нужно для  потребления людей. Все затраты  на производство благ окупаются  их продажей по равновесной  цене. Стало быть, достигнутое равновесие  свидетельствует о наибольшей  экономической эффективности сложившейся  рыночной ситуации;

2) в точке  равновесия выражен и наибольший  социальный эффект. За равновесную  цену потребитель приобретает  предельное (для его дохода) количество  полезностей;

3) на рынке  не обнаруживается ни избытка  товаров (количества, которое излишне  для продажи при данном объеме  доходов населения), ни дефицита (нехватки) товаров.15

    Таким  образом,  стала известна зависимость  спроса и предложения от рыночной  цены. Эта зависимость проявляется  в регулирующем воздействии цены  на соотношение спроса и предложения,  а стало быть, на экономическое  положение продавцов и покупателей.  Имеются два варианта такого  регулирования.

    Первый  вариант: рыночная цена возрастает, а это ведет, с одной стороны,  к снижению спроса, а с другой  стороны, к увеличению предложения.  В результате в экономическом  выигрыше оказываются производители  и продавцы, они увеличивают выпуск  и реализацию товаров, получая  больше дохода.

    Второй  вариант: цена на товары снижается,  что способствует, с одной стороны,  расширению спроса, а с другой  стороны, сокращению предложения.  В итоге экономически выигрывают  покупатели (на ту же сумму  они приобретают больше благ).

    Однако  нетрудно догадаться, что существует  и обратная зависимость рыночной  цены от спроса и предложения.  Эта закономерная связь такова. Во-первых, чем больше спрос, тем  выше цена, и наоборот - при уменьшении спроса снижается цена. Во-вторых, чем больше предложение, тем ниже цена, и наоборот - с сокращением объема предложения цена увеличивается.

Информация о работе Спрос и предложение