Спрос и предложение. Рыночное предложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 12:10, реферат

Краткое описание

Мировой рынок сформировался на основе международного разделения труда, то есть когда страны производили определенную продукцию и обменивались ею между собой. Можно сказать, что на этом принципе и сформировалось понятие «рынка».

В 21-ом столетии появились новые тенденции в социально-экономическом развитии, которые требуют изменения прежнего стереотипа мышления. Рыночная система несовершенна и требует решения многочисленных своих проблем. Следовательно, тема «рынка» сейчас особенно актуальна.

Поэтому, целью данной работы я ставлю изучить сущность понятия «рынка». А задачами: перечислить основные функции рынка; рассмотреть структуру рынка и вопрос спроса и предложения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3;
1. Понятие рынка и его функции. Виды рынка, их классификация............4-14;

1.1. Сущность понятия рынка и условия его возникновения …………………4;

1.2 Виды рынков и их строение …………………………………………………6;
1.3. Инфраструктура рынка……………………………………………………..10;

1.4. Функции рынка и принципы, регулирующие рыночные отношения…..11;

2.Спрос и предложение. Рыночное предложение……………………….....14-19;

2.1 Принципы, регулирующие рыночные отношения………………………14;
2.2. Рыночное предложение…………………………………………………….16;


Заключение………………………………………………………………...…….20;

Список используемой литературы………………………………………..…

Вложенные файлы: 1 файл

реферат экономика.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ» (Н И У «Бел ГУ»)

Медицинский институт

Фармацевтический факультет

 

Кафедра управления и экономики фармации

 

Контрольная работа

по дисциплине «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

Вариант № 2

 

 

 

 

 

 

                                                                                      студентки заочного отделения   

3 курса группы 03031151

Кочубей Юлии Александровны

научный руководитель

доц. Чиненов Е.В.

 

 

 

 

 

Белгород - 2013

Содержание 
 
Введение………………………………………………………………………….3;  

1. Понятие рынка и его функции. Виды рынка, их классификация............4-14;  
 
1.1. Сущность понятия рынка и условия его возникновения …………………4; 
 
1.2 Виды рынков и их строение …………………………………………………6;

1.3. Инфраструктура рынка……………………………………………………..10; 
 
1.4. Функции рынка и принципы, регулирующие рыночные отношения…..11;  
 
2.Спрос и предложение. Рыночное предложение……………………….....14-19; 
 
2.1 Принципы, регулирующие рыночные отношения………………………14; 

2.2. Рыночное предложение…………………………………………………….16; 
 
 
Заключение………………………………………………………………...…….20; 
 
Список используемой литературы………………………………………..……21; 
 
 

Введение 
Экономическая система- это главная система для любой страны. Именно она характеризует степень развитости того или иного государства в мире. Принято разделять следующие типы экономических систем: традиционные, командные, рыночные и смешанные. Но в современном мире большая часть стран выбрала для себя рыночную структуру экономики. 

Мировой рынок сформировался  на основе международного разделения труда, то есть когда страны производили  определенную продукцию и обменивались ею между собой. Можно сказать, что  на этом принципе и сформировалось понятие «рынка». 
 
В 21-ом столетии появились новые тенденции в социально-экономическом развитии, которые требуют изменения прежнего стереотипа мышления. Рыночная система несовершенна и требует решения многочисленных своих проблем. Следовательно, тема «рынка» сейчас особенно актуальна. 
 
Поэтому, целью данной работы я ставлю изучить сущность понятия «рынка». А задачами: перечислить основные функции рынка; рассмотреть структуру рынка  и вопрос спроса и предложения. 
 
 

 

 

  1. Понятия рынка и его функций. Виды рынков, их классификация.

 
1.1 Сущность понятия рынка и условия его возникновения. 
Рынок, как экономический механизм, пришедший на смену натуральному хозяйству, формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия. 
 
В экономической теории термин «рынок» имеет несколько значений, но основное его значение таково:

Рынок-это механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ. Возможны и другие определения: рынок-это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена; рынок-это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции. Будучи одним из центральных элементов в системе товарно-денежных отношений, рынок выступает связующим звеном между обособленными товаропроизводителями на основе общественного разделения труда, между производством и потреблением. 
 
По мере разложения натурального хозяйства и развития производства товаров на продажу менялось само представление о рынке. Современный рынок, оставаясь механизмом взаимодействия покупателей и продавцов, превратился в систему регулирования хозяйственной жизни. 
 
Рынок обслуживает производство, обмен, распределение и потребление. Для производства рынок поставляет необходимые ресурсы и реализует его производственным каналом сбыта и закупок товаров и услуг. Для распределения он является тем механизмом, который определяет размеры доходов для владельцев ресурсов, продающихся на рынке.

Для потребления рынок-это тот канал, через который потребителю поступает основная часть необходимых ему потребительских благ. 
Наконец, рынок-это то место, где определяется цена, являющаяся главным индикатором рыночной экономики. 
 

Условия возникновения рынка.

Первое  условие-разделение труда, которое ведет к специализации и обмену. Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи, только тогда и смогло появиться товарное производство в подлинном смысле этого слова, то есть производство - таких изделий, которые нужны их производителю не для собственного потребления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего получить взамен десятки других нужных ему предметов. Иными словами появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других экономических агентов. 
 
Второе условие-самостоятельность экономических агентов, или, как часто говорят экономисты, обособленность хозяйствующих субъектов. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к взаимовыгодности. Никто не хочет проиграть, то есть все хотят получить взамен своего товара желаемое количество другого. Эта самостоятельность исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества и т.д.) 
 
 Третье условие – свобода экономической, хозяйственной, предпринимательской деятельности.

 

 

Так же для успешного функционирования рынка и выполнения его функций необходимо соблюдение ряда условий:

  • свободные рыночные цены, которые устанавливаются на основе взаимодействия спроса и предложения;
  • конкуренция, которая является основой рынка;
  • гибкое государственное регулирование рынка, не подавляющее и не разрушающее рынок;
  • устойчивые денежная и финансовая системы;
  • стабильная политическая обстановка.

 
 
1.2 Виды рынков и их строение. 
Рынок как механизм («большой» рынок) состоит из отдельных («малых») рынков – капитала, труда, продовольствия, жилья, страховых услуг и т.д. «Малые» рынки бывают двух видов: ресурсов и продукции (товаров и услуг). 
 
Экономические агенты возникают на «большом» рынке как собственники экономических ресурсов (труда, земли, капитала, предпринимательских способностей, знаний). Через соответствующие рынки они продают фирмам свои ресурсы, получая за это доходы. 
 
Любой рынок можно дробить на все более узкие. Так, если в рынках ресурсов выделить рынок труда, то он, в свою очередь, состоит из рынков по группам специализации (машиностроители, работники транспорта, финансисты и т.д.) и по отдельным специальностям. Вот некоторые из основных видов рынков: 
 

1)Рынок предметов потребления  
а) Рынок потребительских товаров и услуг представляет собой сферу обращения, посредством которой реализует товары народного потребления и услуги. Эта сфера обеспечивает удовлетворение потребностей различных социальных групп, каждой семьи, каждого человека. Данный рынок наиболее подвержен колебаниям спроса и предложения, денежного обращения, инфляции. Этот рынок оказывает непосредственное воздействие на благосостояние различных слоев населения.  
 
Для функционирования рынка товаров и услуг требуется развитие оптовой и розничной торговли, маркетинговых служб. В рамках рынка потребительских товаров и услуг необходимо выделить рынок продовольственных товаров и рынок промышленных, или непродовольственных товаров. 
 
б) Рынок факторов производства предполагает куплю и продажу ресурсов.

в) Рынок труда представляет собой куплю-продажу услуг всех работающих, включая услуги неквалифицированных и квалифицированных рабочих. 
 
Важнейшим механизмом этого рынка является биржа труда, где непосредственно формируется спрос на рабочую силу различного вида и ее предложение. Биржи труда - это государственные учреждения, подчиненные министерствам труда. Наряду с ними могут существовать и платные частные агенства по трудовому посредничеству. 
 
2)Информационный рынок. 
Этот рынок выступает в роли предвестника будущего состояния прочих рынков. Информационный рынок объективно связан с обеспечением самых разнообразных и многоплановых сведений о состоянии дел на том или ином рынке, с целью принятия адекватных решений в соответствии со складывающейся ситуацией. 
 
3)Рынок земли. 
Одним из структурных подразделений рынка ресурсов является рынок земли. Под землей в данном случае понимается не просто земельные участки для сельскохозяйственного производства, строительства или других нужд, а и недра земли, полезные ископаемые. Поэтому на рынке земли встречаются представители и с: хозяйства, и строительной продукции, и промышленности, прежде всего добывающих отраслей, и государственных структур. 
 
4)Система финансов 
Важное место в рыночной экономике занимает финансовая система. Под ней понимается система формирования, распределения, и использования денежных ресурсов в процессе общественного воспроизводства. 
 
На микроуровне формируются и действуют финансовые фонды предприятий, отражающие движение денежных ресурсов предприятия. На макроуровне важную роль играют центральные фонды финансовых ресурсов. Это - федеральные, региональные и местные бюджеты. 
 
Важнейшим составным звеном системы государственных финансов является налоговая система, благодаря которой формируется доходная часть федеральных и местных бюджетов. 
 

а) Рынок ценных бумаг тесно взаимосвязан с рынком капитала, ибо он представляет реально существующий капитал в титулах собственности - акциях, облигациях, векселях. Фактически происходит раздвоение капитала на реальный и фиктивный, каждый из которых, несмотря на взаимную предопределенность, получает самостоятельное движение, обращение. Реальный капитал- это фонды предприятий. Фиктивный капитал отражает реальный капитал в ценных бумагах. На рынке ценных бумаг существуют две организационные формы торговли этими бумагами: фондовые биржи, где обращаются ценные бумаги, и внебиржевой оборот, где идет первичное размещение новых эмиссий акций и облигаций, а также продаются и покупаются акции и облигации. 
 
б) Денежный рынок занимает особое место. Денежный рынок- это сфера, в которой соединяются два противоположных полюса и уравниваются их интересы. На одном полюсе концентрируются свободные денежные ресурсы, на другом - испытывается их дефицит. 
 
Рынки можно классифицировать и по другим критериям. В частности, по отраслевой принадлежности продукта (рынки автомобилей, стали, нефти, компьютеров), по характеру продаж (рынки оптовой и розничной торговли), по пространственному размещению (местный, региональный, национальный, мировой), по характеру конкуренции. 

 

 

1.3. Инфраструктура рынка. 
Термин «инфраструктура» в общем смысле означает комплекс отраслей, обслуживающих производственные и социальные сферы экономики. 
 
Рынок - будучи формой взаимоотношений между отдельными обособленными хозяйствующими субъектами, имеет свою специфичную инфраструктуру. Для обеспечения нормального режима функционирования рынка необходимо существования ряда подсистем, служб, предприятий, опосредствующих рыночные сделки. 
 
Так, на рынках товаров и услуг распространяются товарные биржи, многочисленные фирмы, занимающиеся посреднической деятельностью, маркетинговые, консалтинговые, аудиторские организации. 
 
На финансовых рынках широко распространены валютные, фондовые биржи; для обслуживания ресурсных рынков существуют сырьевые биржи, а также биржи труда. 
 
Огромную роль в рыночной экономике играют и также элементы инфраструктуры современного рынка, как денежно-кредитная система и банки, таможенная система, система страхования хозяйственных рисков. К рыночной инфраструктуре относятся также торговые палаты, ассоциации предпринимателей и деловых кругов, общественные и государственные фонды содействия развитию бизнеса, рекламные агенства, центры по представлению услуг, развитию технологий средств деловой коммуникации, а в определенном смысле - и система высшего и среднего экономического образования. 
 
Рыночная инфраструктуру облегчает осуществление товарообменных операций, юридический и экономический контроль над ними, повышает их оперативность и эффективность, создает информационное обеспечение функционирования и управления рынками. Конкретная конфигурация инфраструктуры зависит от типа и вида рынка. 
 
Наличие развитой, рационально используемой рыночной инфраструктуры позволяет участникам рынка оперативно реагировать на изменение спроса и предложения товаров, цен, перестраивать производство и обращение товаров, полнее учитывать запросы потребителей. 
 
Совершенство рыночной инфраструктуры - немаловажный фактор повышения конкурентоспособности страны, ее товаропроизводителей, повышения устойчивости экономики в условиях быстро изменяющихся ситуаций.  

1.4. Функции рынка. 
 
Функции рынка определяются стоящими перед ними задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на три ключевых вопроса: что, как и для кого производить? 
 
Для этого рынок выполняет ряд функций: 
 
1) Ценообразующая 
В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство. 
 
Рыночная цена представляет собой своего рода итог, баланс сопоставления затрат производителей и полезности данного блага для потребителей. Таким образом, в процессе рыночного обмена цена устанавливается путем сопоставления затрат (издержек) и полезности обмениваемых благ. 
 
2) Регулирющая 
Она связана с воздействием рынка на все сферы деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена- сигнал к расширению производства, падает цена- сигнал к сокращению.

 
3) Стимулирующая                                                                                          Посредством цен рынок стимулирует освоение достижений научно-технического прогресса, снижение затрат, повышение качества, расширение ассортимента товаров и услуг. Так как каждый субъект рыночных отношений непосредственно на себе ощущает результаты принимаемых решений, он заинтересован в наиболее рациональном использовании имеющихся у него ресурсов.

4) Распределительная                                                                                       Получаемые субъектами рынка доходы представляют собой в основном выплаты за факторы производства, которыми они обладают. Величина дохода зависит от количества и качества фактора производства и от цены, которая устанавливается на рынке на этот фактор.

5)Информационная                                                                                                        Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Он дает, в частности, объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Наличие информации позволяет каждой фирме постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

6)Посредническая                                                                                          Рынок выступает посредником между производителями, позволяя им найти выгодный вариант купли-продажи. В условиях развитой рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. 
Продавец со своих позиций стремится найти и заключить сделку с наиболее устраивающим его покупателем. 
                                                                                                                                                                                               7)Санирующая 
Рыночный механизм- это достаточно жесткая, в известной мере жестокая система. Она постоянно проводит «естественный отбор» среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективности функционирующих предприятий.

Информация о работе Спрос и предложение. Рыночное предложение