Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 12:10, реферат
Мировой рынок сформировался на основе международного разделения труда, то есть когда страны производили определенную продукцию и обменивались ею между собой. Можно сказать, что на этом принципе и сформировалось понятие «рынка».
В 21-ом столетии появились новые тенденции в социально-экономическом развитии, которые требуют изменения прежнего стереотипа мышления. Рыночная система несовершенна и требует решения многочисленных своих проблем. Следовательно, тема «рынка» сейчас особенно актуальна.
Поэтому, целью данной работы я ставлю изучить сущность понятия «рынка». А задачами: перечислить основные функции рынка; рассмотреть структуру рынка и вопрос спроса и предложения.
Введение………………………………………………………………………….3;
1. Понятие рынка и его функции. Виды рынка, их классификация............4-14;
1.1. Сущность понятия рынка и условия его возникновения …………………4;
1.2 Виды рынков и их строение …………………………………………………6;
1.3. Инфраструктура рынка……………………………………………………..10;
1.4. Функции рынка и принципы, регулирующие рыночные отношения…..11;
2.Спрос и предложение. Рыночное предложение……………………….....14-19;
2.1 Принципы, регулирующие рыночные отношения………………………14;
2.2. Рыночное предложение…………………………………………………….16;
Заключение………………………………………………………………...…….20;
Список используемой литературы………………………………………..…
Таким образом, между основными элементами
рыночного механизма устанавливаются
весьма сложные причинно-следственные
и функциональные связи, складывающиеся
под воздействием множества социально-экономических,
политических, психологических, организационно-технических,
организационно-управленческих и других
факторов. Если давать рыночному механизму
обобщающую характеристику, то он представляет
собой механизм формирования цен и распределения
ресурсов или механизм установления экономических
отношений (между продавцами и покупателями
товаров и услуг) на основе цен, количества
благ и их структуры.
Можно заключить,
что рынок- это очень сложноустроенный
экономический механизм, позволяющий
существовать экономикам каждой отдельной
страны и всего мира в целом.
По мере развития и совершенствования
структуры общества стали появляться
зачатки будущего рынка. Так на смену натуральной
форме хозяйствования, где производство
материальных благ и услуг осуществлялось
для собственного потребления внутри
отдельной хозяйственной единицы, пришла
товарная форма, то есть форма хозяйствования
основанная на производстве продуктов
не для личного потребления, а для обмена.
Поэтому и появился рынок, как место где
осуществлялись товарно-денежные отношения
между различными субъектами.
Но с течением времени значение этого
понятия изменилось.
Рынок имеет систему взаимосвязанных
рынков, то есть в отличие от своего первоначального
состояния - это уже многоуровневая, иерархическая
система, в которой взаимодействуют такие
рынки как: рынок предметов потребления,
рынок факторов производства, рынок труда,
информационный рынок, рынок земли и система
финансов.
А между этими рынками, в качестве
посредников, выступают различные элементы
инфраструктуры рынка. Но существуют и
определенные законы, регулирующие товарно-денежные
отношения: законы спроса и предложения,
а также действия цен и конкуренции
2. Спрос и предложение. Рыночное предложение.
2.1. Принципы,
регулирующие рыночные отношения.
Любой рынок, независимо от его конкретного
вида, базируется на трех основных элементах:
цене, спросе и предложении, конкуренции.
Первый элемент, это цены. Изменение
относительных цен послужило ориентиром
для производителей при определении необходимости
изменения объемов производства. Изменение
цен влияет на выбор технологии производства.
Цены в конечном итоге предопределяют
и то, кем при данном уровне доходов будет
потреблен продукт. Кроме того, цены несут
информацию о состоянии рынка не только
для производителей, но и для потребителей.
Они предопределяют поведение каждого
хозяйственного субъекта на рынке.
Второй, спрос и предложение.
Спрос (платежеспособный)- это представленная
на рынке потребность в товарах, определяемая
количеством тех или иных товаров, которые
потребители могут купить при сложившихся
ценах и денежных доходах. Спрос выражает
далеко не всю гамму потребностей населения,
а лишь ту ее часть, которая обеспечена
его покупательной способностью, то есть
денежным эквивалентом. Поэтому спрос
отражает реальную структуру общественных
потребностей.
Предложение- это количество товаров, которое
имеется в продаже приданной цене. Предложение
представляет собой, собственно говоря,
рыночные фонды (запасы), то есть совокупность
товаров, поступающих для окончательной
реализации.
Зависимость количества проданных
и предложенных товаров от цены выражается
следующим графиком:
Наконец, в-третьих, это конкуренция.
Цель каждого предпринимателя - максимизация
прибыли, а, следовательно, и расширение
масштабов хозяйственной деятельности.
Это неизбежно приводит к взаимной
борьбе предпринимателей за наиболее
выгодные условия производства и сбыта
товаров, рост объемов производства, и
они выступают по отношению друг к другу
как соперники или конкуренты. Если предложение
какого-либо товара больше, чем спрос на
него, то усиливается конкурентная борьба
между продавцами. Каждый из них, чтобы
продать свой товар, зачастую вынужден
снижать цену, что, как правило, влечет
за собой сокращение производства данного
товара. Если спрос больше, чем предложение,
то конкурировать друг с другом вынуждены
уже покупатели. Чтобы иметь возможность
приобрести дефицитный товар, каждый из
них старается предложить по возможности
более высокую цену, чем это могут сделать
его соперники. Цена повышается, и это
стимулирует увеличение предложения данного
товара.
Конкуренция является необходимым
элементом рыночного механизма. Однако
характер конкуренции может быть различным,
что существенно влияет на способ достижения
рыночного равновесия.
2.2. Рыночное предложение.
Рассмотрим факторы, которые влияют на поведение предприятия при принятии решений относительно объема выпуска продукции, который, в конце концов, будет предлагаться для продажи на рынке.
Предложение - количество благ, которое производитель хочет и может предложить для продажи на рынке в определенный период времени при данных условиях.
Объем (величина) предложения - количество товара, которое производитель предлагает для продажи по каждому значению цены в единицу времени и при определенных условиях.
На предложение, как
и на спрос, влияют ценовые и неценовые фак
Цена предложения - минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного блага.
Связь между ценой
блага и объемом его
Закон предложения гласит: с повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение. На величину предложения оказывают влияние как ценовые, так и неценовые факторы.
Зависимость между ценами и количеством благ, которое производители готовы выпустить и продать, называется графиком или кривой предложения. Чем выше цена, тем, при прочих равных условиях больше предложение благ, ибо производитель стремится увеличить свой доход. Однако при очень высокой цене достаточно большой доход можно получить и без увеличения производства. В этом случае предложение может и сократиться.
Закон предложения имеет две формы выражения:
Шкала предложения - это табличное выражение связи между рыночной ценой блага и тем количеством, которое по этой цене будут предлагать продавцы.
Кривая предложения - это графическое выражение связи между ценой блага и тем количеством, которое по этой цене будут предлагать продавцы.
Кривая предложения отражает взаимосвязь между количеством предложения блага и его ценой. Она иллюстрирует, какую цену надо заплатить за единицу предложенного блага для каждого количества блага, чтобы это количество блага было выпущено, т.е. предложено на рынок. Для большинства благ кривая предложения имеет "восходящее" и "вогнутое" очертание:
Построение кривой предложения.
Восходящая кривая предложения выражает сущность закона предложения, который заключается в том, что для значительного объема благ, чем выше цена на них, тем больший объем этих благ предлагается производителями на рынке.
«Вогнутость» кривой предложения объясняется следующим образом: с повышением цены блага в его выпуске участвует все большее количество фирм, вызывая тем самым значительный прирост объема предложенного блага. По мере роста цены блага на определенном этапе рынок окажется перенасыщен им, и расширение выпуска блага прекратится, в результате чего объем выпуска благ стабилизируется независимо от уровня цен. Если же цена будет продолжать расти, кривая предложения станет вертикальной. В такой сфере очень популярны бизнес подарки для руководителей.
Что же лежит в основе кривой предложения?
Основными компонентами, лежащими в основе кривой предложения, являются:
Фирмы постоянно меняют набор предлагаемых ими благ. Что побуждает их вносить эти изменения?
Предложение меняется, когда изменяется любой из факторов, влияющих на него, кроме цены блага. По отношению к кривой предложения, при каждой рыночной цене предложение увеличивается (или уменьшается), когда увеличивается (или уменьшается) объем предложения.
Следует не путать понятия «движение вдоль кривой предложения» и «сдвиг кривой предложения».
Движение вдоль кривой предложения - реакция продавцов на изменение цены блага при прочих равных условиях; отражает изменение объема блага, которое производители желают и могут продать. Изменение объема предложение изображается движением вдоль кривой предложения.
Движение вдоль кривой предложения означает, что происходит изменение величины (объема) предложения благ, когда ни один из факторов, влияющих на предложение, не меняется, а цена данного блага изменяется.
Сдвиг кривой предложения - реакция продавцов на изменение неценовых факторов; отражает изменение предложения (точнее - характера предложения). Изменение предложения - это изменение того объема благ, которое производители желают и могут продать; изображается сдвигом всей кривой предложения.
Сдвиг кривой предложения вправо означает ра
Итак, когда изменяются цены на неценовые факторы - это сдвиг кривой предложения, т. е. изменение предложения. Когда происходит изменение объема предложения в ответ на изменение цены данного блага - это движение вдоль кривой предложения.
Эластичность
предложения.
Эластичность предложения характеризует реакцию производителя
на изменение цены товара, который он производит.
Коэффициент прямой эластичности предложения
от цены показывает, на сколько процентов
изменится объем предложения товара при
изменении цены на 1%:
Какие же факторы влияют на эластичность? К ним, прежде всего, относятся:
Заключение.
Подводя итоги, нужно сказать,
что все задачи, поставленные мною
ранее, достигнуты. А в результате
была достигнута и сама цель моего исследования
- понимание сущности рынка.
Было выявлено, что рынок –
это сложная система, базирующаяся на
товарно-денежных отношениях. Кроме того,
для всех стран рынок необходим для существования
их экономик.
Но со временем значения понятия
рынка изменялись. Сегодня рыночный механизм
призван ответить на три ключевых вопроса:
что, как и для кого производить?
Так как рынок – это система, то она состоит
из более мелких элементов, так называемых
«малых» рынков, например, рынок труда,
рынок факторов производства и т.д. А между
ними в качестве посредников выступают
различные элементы инфраструктуры рынка
(банки, биржи труда и т.д.). Отношения между
субъектами рынка регулируют различные
законы: законы спроса и предложения, цены
и конкуренция. Определенно, рынок – многоуровневая,
иерархическая структура, в действии которой
наблюдаются положительные и отрицательные
стороны.
Таким образом, рынок – это
одна из моделей осуществления товарно-денежных
отношений. Экономика не может существовать
без торговли, значит существует и потребность
в рынке, как в месте, где сталкиваются
интересы различных субъектов. Но данная
система не идеальна и требует либо решения
многих своих проблем; либо поиска какой-либо
другой модели, которая сможет «работать» эффективно в современных условиях.
Список используемой литературы:
1.Абалкин Л.И., «Вопросы экономики», Институт экономики РАИ, М.;
2009.-№ 2-с. 24-38.
2.Курс экономической теории: учебник – 5-е исправленное, доп. издание – Киров: «АСА», 2006-832с.
3.Экономическая теория: Учебное пособие / Р.А. Кучуков, М.: ЗАО «Издательство «Экономика»», 2007.-519с.
4.Экономика: учеб./ А.И Архипов (и др.); под ред. А.И. Архипова, Э 40 А.К. Большакова.- 3-е издание, перераб. и доп.- М.: ТК Велби; Издательство Проспект, 2008-840с.
5. ru.wikipedia.org/
6. http://www.be5.biz/ekonomika.
7. http://works.tarefer.ru/
Информация о работе Спрос и предложение. Рыночное предложение