Спрос и предложение. Рыночное равновесие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 06:28, контрольная работа

Краткое описание

Человеку для удовлетворения своих потребностей необходимо приобретать различные товары и услуги. Каждый человек на рынке товаров и услуг является покупателем. Совокупность этих покупателей формирует спрос на товары и услуги. Следовательно, постоянно возрастающие потребности формируют спрос. Но для удовлетворения потребностей одного желания недостаточно. Это желание должно быть подкреплено платежеспособностью.

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 3. Спрос и предложение. Рыночное равновесие..docx

— 156.82 Кб (Скачать файл)

Как и функция спроса, функция предложения может быть представлена с помощью графика. (рис.3)

 

 

 

 

 

 

 

       Рисунок  3

Кривая предложения

Кривая предложения S (от «supply»—предложение) характеризует  то количество товара, которое продавцы готовы предложить при каждом уровне цен. При изменении цены происходит движение вдоль кривой предложения.

Если кривая спроса устанавливает  отношение между ценами и тем  количеством товаров, которое потребители  желают купить, кривая предложения S характеризует  отношение между рыночными ценами и тем количеством продукции, которое производители готовы произвести и продать. При этом в отличие  от кривой спроса кривая предложения  обычно поднимается вправо вверх. При  возрастании цены действует тенденция  к увеличению предложения.

Кривая предложения любого товара основывается на издержках производства. Они зависят от цены на ресурсы, технологии производства, величины налогов, цен  на другие товары, числа продавцов  на рынке. Изменение любого из компонентов  издержек приведет к смещению предложения  продукта либо вправо, либо влево.8

 

 

 

 

 

      Рисунок  4.

Влияние изменения  неценовых факторов на предложение: а) увеличение предложения; б) уменьшение предложения

Если неценовые факторы  приводят к увеличению предложения, то кривая предложения сдвигается вправо вниз (от S к S1). Предложение при постоянной цене (P1) возрастает от Q1 до Q2. Если неценовые  факторы приводят к снижению предложения, то кривая предложения сдвигается влево  вверх (от S к S2). Предложение при постоянной цене (P2) сокращается от Q1 до Q2.

К неценовым факторам предложения  относятся:

1) Цены на ресурсы (чем  они ниже, тем предложение больше). При неизменных ценах на продукт  снижение цен на ресурсы приводит  к увеличению прибыли, остающейся  в распоряжении производителей, а в итоге увеличивает их  возможности по покупке дополнительного  количества ресурсов и увеличению  объемов производства – увеличению  предложения. Снижение цен на  добываемые алмазы приведет к  увеличению предложения бриллиантовых  украшений. Повышение цен на  электроэнергию, бензин, воду и муку  приведет к уменьшению предложения  хлеба.

2) Технологии (позволяют  снизить затраты ресурсов на  единицу производимой продукции  и ведут к увеличению предложения). Меньшее количество ресурсов, расходуемое  на единицу продукции, при неизменных  ценах на ресурсы и на продукт  ведет к сокращению издержек  на единицу продукции, а значит, и общих издержек и к увеличению  прибыли, остающейся в распоряжении  производителей.

3) Налоги и субсидии. Снижение  налогов и выделение субсидий  сокращают издержки производства  и увеличивают предложение. Увеличение  налогов сокращает предложение.

4) Наличие взаимозаменяемых  и взаимодополняющих товаров  и динамика их цен. Появление  товара-заменителя или снижение  его цены сократит предложение  сопряженного товара.

5) Количество продавцов  на рынке, условия продажи,  степень развитости конкуренции  и т. д. Увеличение числа  продавцов на рынке приведет  к увеличению рыночного предложения.

6) Ожидания производителей  в отношении изменения цен.  Ожидание роста цен в будущем  ведет к сокращению предложения  в настоящем.9

Покупатели и продавцы используют цены как сигналы, которые  увязывают их желания, а затем  происходит обмен денег на потребительские  товары или факторы производства. Покупатели определяют цены спроса (максимум цены, который они желают платить), а цены предложения устанавливают  продавцы (минимум, за который они  готовы продать единицу своей  продукции). При этом объем продаж будет равен объему спроса. Данное состояние получило название рыночного  равновесия, которое наглядно представляется тремя способами: аналитическим, табличным  и графическим.

На рынке продавцов  и покупателей много. Каждый из них  имеет определенную кривую спроса или  предложения. При совершенной конкуренции  ни один из продавцов или покупателей  не способен оказать существенного влияния на цену товара. Численность и состав групп продавцов и покупателей изменяется при изменении цены. При высокой относительной цене данного блага на рынке появится множество продавцов; напротив, при падении относительной цены многие решат отказаться от продажи данного блага и, возможно, станут покупателями. Рыночное равновесие устанавливается тогда, когда количества, представленные к продаже, совпадают со спросом при данной цене. Равновесной ценой и называется цена, при которой уравновешиваются спрос и предложение. При любой цене, превышающей равновесную цену, величина предложения окажется больше величины спроса. Этот избыток вызовет конкурентное сбивание цены продавцами, стремящихся избавится от своего излишка. Снижение цены сократит предложение и одновременно побудит покупателей покупать данный продукт в большем количестве. Любая цена ниже равновесной влечет за собой возникновение нехватки продукта.10

Рыночное равновесие устанавливается  на вполне определенный период времени, поскольку спрос и предложение  в течение времени меняются. Изменение  либо спроса, либо предложения влечет за собой изменение равновесной  цены. Устойчивое равновесие устанавливается  тогда, когда объем предложения, приспосабливается к объему спроса, а цена приближается к равновесной  цене. Рыночным процессом ценообразования  управляют законы спроса и предложения. Установление равновесной цены происходит на рынке под влиянием тенденций  и специфических особенностей как  спроса, так и предложения. Чтобы  рассмотреть взаимодействие спроса и предложения, необходимо совместить линии спроса и предложения на одном графике.

                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 5.

Формирование рыночной равновесной цены. P- цена; РЕ -оптимальная цена; Q -объем; QЕ - оптимальный объем; E-точка безубыточности

 

Как видно из рис.5, линии  спроса и предложения пересекаются в одной точке (точка Е). В этой точке цен, по которой покупатели согласны купить определенное количество товара, равна цене, по которой производители  готовы продать это же количество товара. Точка пересечения линий  спроса и предложени – точка Е, называется точкой равновесия. Когда  рынок находится в этой точке, установившаяся цена устраивает как  покупателей, так и продавцов  и у них нет причин требовать  ее изменения. Такое состояние рынка  называется рыночным равновесием.

Объем продаж в этой точке  называется равновесным объемом  рынка (QE).

QE=QS=QD,                                                                                                                                                                                   

Цена в этой точке называется равновесной (рыночной) ценой (PE).

PE=PS=PD,                                                                                                                                                                                       

Таким образом, рыночное равновесие – это состояние рынка, при  котором объем спроса равен объему предложения.

Различают частичное и  общее равновесие. Частичное равновесие – равновесие  на отдельно взятом рынке товаров и услуг факторов производства. Общим экономическим  равновесием называется такое состояние  национальной экономики, при котором  на всех рынках одновременно обеспечивается равенство спроса и предложения, и ни один из этих экономических  агентов не заинтересован в изменении  объема своих закупок и продаж.11

Рыночная цена (ее часто  называют действительной – реальной ценой) – это цена, которая действует  в любой момент времени. Цена равновесия не меняется пока не изменится соотношение  между спросом и предложением, а рыночная цена может варьироваться  бесконечно. Поэтому равновесное  состояние по своей природе нестабильно, так как рыночные условия, определяющие его, постоянно меняются, вызывая  колебания спроса и предложения.

Когда рыночные цены выше равновесных, возникает избыток предложения  – перепроизводство. Такой рынок  называют рынком покупателя, поскольку  он вынуждает продавцов снижать  цены. По мере снижения цен объем  спроса увеличивается, пока не достигает  точки равновесия Е. При низких рыночных ценах возникает избыток спроса – дефицит, и складывается рынок  продавцов. Производитель легко  реализует свою продукцию, после  чего цены начинают расти, постепенно приближаясь к точке равновесия Е. Саморегуляцию рынка и восстановление равновесия (на прежнем или новом  уровне) в свое время А. Смит описал как действие «невидимой руки». Именно механизм колебания спроса и предложения  заставляет развиваться экономику, основанную на рыночных началах. Как  правило, долгосрочные избытки или  дефициты практически без исключения являются следствием государственного контроля над ценами.

Благодаря достижению равновесию цен и объемов продукции рынок  распределяет ресурсы общества между  различными вариантами их использования. Таким образом, посредством процесса взаимодействия спроса и предложения  рынок отвечает на вопросы, что, как  и для кого производить нужные товары и услуги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

 

1) Андриянов В.П., Щегрова  Ф.В. Основы экономической теории: Учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2004

2) Борисов Е.Ф. Экономическая  теория: Учебник – 3-е изд., перераб.  И доп. – М.: ЮРАЙТ-ИЗДАТ,

3) Гальперин В.М. Микроэкономика. Учебное  пособие: - Спб, 2008

4)Ермишин П.Г. Основы экономической теории // http://www.aup.ru/books/m63/6.htm

5) Иохин В.Я. Экономическая  теория: Учебник – М.: Экономистъ, 2005

6) Куликов Л.М. Основы  экономической теории: Учебное пособие  – 2-е изд.. – М.: Финансы и  статистика, 2006.

7) Райзберг Б.А. Основы  экономики: Учебное  пособие.  – М.: ИНФРА-М, 2003.

8) Рябикина А. А., Быкова Т. В. Основы микроэкономики. Спрос и предложение.– СПб,1997

9) Экономика: Учебник/Под  ред. А.С. Буланова – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2006

10) Экономическая теория: Учебник для вузов/Под ред.  И.П. Николаевой. – М.: Юнити-Дана, 2004.

1 Экономическая теория: Учебник для вузов/Под ред. И.П. Николаевой. – М.: Юнити-Дана, 2004.

2 Гальперин В.М. Микроэкономика. Учебное пособие: - Спб, 2008

3 Экономическая теория: Учебник для вузов/Под ред. И.П. Николаевой. – М.: Юнити-Дана, 2004.

4 Райзберг Б.А. Основы экономики: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003.

6 Куликов Л.М. Основы экономической теории: Учебное пособие – 2-е изд.. – М.: Финансы и статистика, 2006.

6 Гальперин В.М. Микроэкономика. Учебное пособие: - Спб, 2008

7 Экономическая теория: Учебник для вузов/Под ред. И.П. Николаевой. – М.: Юнити-Дана, 2004.

8 Ермишин П.Г. Основы экономической теории // http://www.aup.ru/books/m63/6.htm

9 Андриянов В.П., Щегрова Ф.В. Основы экономической теории: Учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2004

10 Ермишин П.Г. Основы экономической теории // http://www.aup.ru/books/m63/6.htm

11 Рябикина А. А., Быкова Т. В. Основы микроэкономики. Спрос и предложение.– СПб,1997

 


Информация о работе Спрос и предложение. Рыночное равновесие