Спрос и предложение на рынке одного товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 15:44, лекция

Краткое описание

Эластичность предложения – мера реагирования предложения на изменение его факторов; процентное изменение предложения в результате изменения значения его фактора на 1%. Ценовая эластичность предложения показывает, какое процентное изменение объема предложения последует после однопроцентного изменения цены данного товара при прочих равных условиях.

Содержание

1. Спрос на рынке одного товара и его факторы
2. Эластичность спроса
3. Предложение на рынке одного товара и его факторы
4. Эластичность предложения
5. Равновесие на рынке одного товара

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 7 Спрос и предложение.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

Тема 7. Спрос и предложение на рынке одного товара

1. Спрос на рынке одного товара и его факторы

2. Эластичность  спроса

3. Предложение  на рынке одного товара и  его факторы

4. Эластичность  предложения

5. Равновесие  на рынке одного товара

Спрос – максимальное количество единиц товара, которое покупатели готовы приобрести в единицу времени при данных условиях.

Функция спроса – зависимость спроса от определяющих его факторов:

QD = f (x1, x2, … , xn)

    • где QD – объем спроса на данный товар в единицу времени (от англ. quantity demanded);
    • x1, … , xn – факторы, влияющие на величину спроса.

Факторы спроса:

    • цена данного товара;
    • цены взаимосвязанных товаров;
    • доходы потребителей;
    • ожидания потребителей;
    • вкусы и предпочтения потребителей;
    • численность населения и др.

1. Цена данного товара.

Функция спроса от цены:

QD = f (P),

    • где P – цена данного товара.

 Закон спроса: при увеличении цены данного товара объем спроса на него падает, при уменьшении – растет.

Это происходит в связи  с действием двух эффектов – эффекта  дохода и эффекта замещения.

Эффект замещения – изменение цен приводит к изменению относительной привлекательности различных товаров для потребителя – если цена товара падает, его привлекательность и объем спроса увеличиваются; если цена товара растет, он замещается другими товарами, объем спроса уменьшается.

Эффект дохода – изменение цен приводит к изменению покупательной способности потребителей (их реальных доходов) – при повышении цен реальные доходы уменьшаются, и объем спроса для каждого данного потребителя снижается; при снижении цен, наоборот, реальные доходы увеличиваются, и объем спроса возрастает.

 

Рис. 8.1. Кривая спроса

Товары Гиффена – товары первой необходимости, занимающие значительное место в бюджете потребителя с низким уровнем доходов. Пример: картофель во времена массового голода, вызванного его неурожаем в XIX в. в Ирландии.

Цена данного  товара является эндогенным (внутренним) фактором спроса, ее изменение влияет на объем спроса, что находит выражение в скольжении по кривой спроса.

Все остальные неценовые факторы являются экзогенными (внешними), их влияние ведет к изменению спроса, что находит выражение в сдвиге кривой спроса.

2. Цены на  взаимосвязанные товары.

Взаимосвязанные товары с точки зрения спроса:

    • взаимозаменяемые товары (субституты);
    • взаимодополняемые товары (комплементы).

Субституты – такие пары товаров, которые удовлетворяют одинаковые (или однотипные) потребности.

Комплементы – такие пары товаров, которые могут использоваться потребителем только вместе.

Влияние цен на взаимосвязанные товары:

    • рост цены товара-субститута сдвигает кривую спроса данного товара вправо, снижение – влево;
    • рост цены товара-комплемента сдвигает кривую спроса данного товара влево, снижение – вправо.

3. Доходы потребителей.

В зависимости от влияния  доходов потребителей на спрос различают:

    • нормальные товары;
    • низшие товары.

Нормальные  товары – такие товары, которые люди покупают охотно в нормальных условиях (не будучи стеснены в расходах).

Низшие товары – товары, которые люди покупают, если нормальные товары оказываются им недоступны.

Влияние доходов потребителей:

    • увеличение доходов потребителей сдвигает кривую спроса на нормальный товар вправо, уменьшение дохода – влево;
    • увеличение доходов потребителей сдвигает кривую спроса на низший товар влево, уменьшение дохода – вправо.

4. Ожидания  потребителей классифицируются на:

    • ожидания, связанные с изменением цены на товар;
    • ожидания, связанные с влиянием неценовых факторов.

Влияние ожиданий потребителей:

    • ожидания потребителей в зависимости от конкретных обстоятельств могут приводить к сдвигу кривой спроса как влево, так и вправо.

5. Вкусы и  предпочтения классифицируются на:

    • изменчивые вкусы и предпочтения (зависят от времени года, моды и т.п.);
    • относительно стабильные вкусы и предпочтения (зависят от возраста, образа жизни и т.п.).

Влияние вкусов и предпочтений:

    • рост предпочтения товара покупателями сдвигает кривую спроса вправо, падение – влево.

6. Численность  населения.

Влияние численности  населения:

    • рост численности населения сдвигает кривую спроса вправо, снижение – влево.

8.2. Эластичность спроса

Эластичность  спроса – мера реагирования спроса на изменение его факторов; процентное изменение объема спроса в результате изменения значения его фактора на 1%.

Виды эластичности спроса:

    • эластичность по отношению к цене данного товара (ценовая эластичность);
    • эластичность по отношению к ценам других товаров (перекрестная эластичность);
    • эластичность по отношению к доходам потребителей (эластичность по доходам).

Ценовая эластичность спроса показывает, какое процентное изменение объема спроса последует после однопроцентного изменения цены данного товара при прочих равных условиях.

    • где ED(P) – ценовая эластичность спроса;
    • %ΔQD – процентное изменение объема спроса;
    • %ΔP – процентное изменение цены данного товара.

Пять состояний  спроса с точки зрения его эластичности:

    • совершенно неэластичный спрос;
    • неэластичный спрос;
    • спрос с единичной эластичностью;
    • эластичный спрос;
    • совершенно эластичный спрос.

Совершенно  неэластичный спрос – крайний случай, когда изменение цены не приводит ни к какому изменению количества спрашиваемой продукции.

Неэластичный спрос – данное процентное изменение цены ведет к меньшему процентному изменению количества спрашиваемой продукции.

Спрос с единичной эластичностью – пограничное состояние между эластичным и неэластичным спросом, когда процентное изменение цены и последующее процентное изменение объема спроса оказываются равными по величине.

Эластичный спрос – данное процентное изменение цены ведет к большему процентному изменению количества спрашиваемой продукции.

Совершенно эластичный спрос – крайний случай, когда самое малое снижение цены побуждает покупателей увеличивать покупки от нуля до предела своих возможностей, а любое повышение цены приводит к их полному отказу от покупок данного товара.

Факторы ценовой эластичности спроса:

    • заменяемость товаров;
    • удельный вес в бюджете потребителя;
    • степень необходимости товара;
    • фактор времени.

Заменяемость  товаров: чем больше на рынке товаров, являющихся, с точки зрения покупателя, заменителями данного, тем эластичнее спрос.

Удельный вес в бюджете  потребителя: чем выше доля расходов на данный товар в бюджете потребителя, тем выше эластичность.

Степень необходимости  товара: ниже всего эластичность спроса у тех товаров, которые, с точки зрения потребителя, являются необходимыми (незаменимыми).

Фактор времени: спрос на товар обычно тем эластичнее, чем длиннее период времени для принятия решений.

Перекрестная  эластичность спроса показывает, какое процентное изменение объема спроса на данный товар последует после однопроцентного изменения цены некоторого другого (взаимосвязанного) товара при прочих равных условиях.

Эластичность  спроса по доходам показывает, какое процентное изменение объема спроса последует после однопроцентного изменения доходов потребителей при прочих равных условиях.

8.3. Предложение на  рынке одного товара и его  факторы.

Предложение – максимальное количество какого-либо товара, которое согласен предложить продавец или группа продавцов на рынке в единицу времени при данных условиях.

Функция предложения – зависимость предложения от определяющих его факторов:

QS = g (y1, y2, … , ym)

    • где QS – объем предложения на данный товар в единицу времени (от англ. quantity supplied);
    • y1, … , ym – факторы, влияющие на величину предложения.

Факторы предложения:

    • цена данного товара;
    • цены на ресурсы;
    • цены взаимосвязанных товаров;
    • характер применяемой технологии;
    • ожидания производителей;
    • налоги и дотации;
    • число продавцов и др.

1. Цена данного  товара.

Функция предложения от цены:

QS = g (P)

    • где P – цена данного товара.

Закон предложения: при снижении цены данного товара объем его предложения уменьшается, при повышении – растет.

Цена данного  товара является эндогенным (внутренним) фактором предложения, ее изменение влияет на объем предложения, что находит выражение в скольжении по кривой предложения.

Все остальные неценовые факторы являются экзогенными (внешними), их влияние ведет к изменению предложения, что находит выражение в сдвиге кривой предложения.

 

Рис. 8.2. Кривая предложения

2. Цены на  ресурсы. 

Влияние цен на ресурсы:

    • рост цен на ресурсы сдвигает кривую предложения влево, понижение – вправо.

3. Взаимосвязанные  товары.

С точки зрения предложения  взаимосвязанными являются товары, производимые на основе однотипных ресурсов или технологий.

Влияние цен на взаимосвязанные  товары:

    • рост цены товара, производимого из тех же ресурсов, что и данный товар, сдвигает кривую предложения данного товара влево, понижение – вправо.

4. Изменение  технологии.

Влияние изменения технологии:

    • появление новой технологии, сокращающей издержки и повышающей производительность, сдвигает кривую предложения вправо.

5. Ожидания  производителей.

Влияние ожиданий производителей:

    • изменение ожиданий производителя по поводу будущего состояния рынка в зависимости от конкретных обстоятельств может сдвигать кривую предложения влево или вправо.

6. Налоги и  дотации.

Влияние налогов и  дотаций:

    • увеличение налогов и уменьшение дотаций сдвигают кривую предложения влево;
    • уменьшение налогов и увеличение дотаций – вправо.

7. Число продавцов.

Влияние числа продавцов:

    • увеличение числа продавцов смещает кривую предложения вправо, уменьшение – влево.

8.4. Эластичность предложения.

Эластичность  предложения – мера реагирования предложения на изменение его факторов; процентное изменение предложения в результате изменения значения его фактора на 1%.

Ценовая эластичность предложения показывает, какое процентное изменение объема предложения последует после однопроцентного изменения цены данного товара при прочих равных условиях.

    • где ES(P) – ценовая эластичность предложения;
    • %ΔQS – процентное изменение объема предложения;
    • %ΔP – процентное изменение цены данного товара.

Пять состояний  предложения с точки зрения его  эластичности:

    • совершенно неэластичное предложение;
    • неэластичное предложение;
    • предложение с единичной эластичностью;
    • эластичное предложение;
    • совершенно эластичное предложение.

Совершенно  неэластичное предложение – крайний случай, когда изменение цены не приводит ни к какому изменению количества предлагаемой продукции.

Информация о работе Спрос и предложение на рынке одного товара