Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 15:44, лекция
Эластичность предложения – мера реагирования предложения на изменение его факторов; процентное изменение предложения в результате изменения значения его фактора на 1%. Ценовая эластичность предложения показывает, какое процентное изменение объема предложения последует после однопроцентного изменения цены данного товара при прочих равных условиях.
1. Спрос на рынке одного товара и его факторы
2. Эластичность спроса
3. Предложение на рынке одного товара и его факторы
4. Эластичность предложения
5. Равновесие на рынке одного товара
1. Спрос на рынке одного товара и его факторы
2. Эластичность спроса
3. Предложение на рынке одного товара и его факторы
4. Эластичность предложения
5. Равновесие на рынке одного товара
Спрос – максимальное количество единиц товара, которое покупатели готовы приобрести в единицу времени при данных условиях.
Функция спроса – зависимость спроса от определяющих его факторов:
QD = f (x1, x2, … , xn)
Факторы спроса:
1. Цена данного товара.
Функция спроса от цены:
QD = f (P),
Закон спроса: при увеличении цены данного товара объем спроса на него падает, при уменьшении – растет.
Это происходит в связи с действием двух эффектов – эффекта дохода и эффекта замещения.
Эффект замещения – изменение цен приводит к изменению относительной привлекательности различных товаров для потребителя – если цена товара падает, его привлекательность и объем спроса увеличиваются; если цена товара растет, он замещается другими товарами, объем спроса уменьшается.
Эффект дохода – изменение цен приводит к изменению покупательной способности потребителей (их реальных доходов) – при повышении цен реальные доходы уменьшаются, и объем спроса для каждого данного потребителя снижается; при снижении цен, наоборот, реальные доходы увеличиваются, и объем спроса возрастает.
Рис. 8.1. Кривая спроса
Товары Гиффена – товары первой необходимости, занимающие значительное место в бюджете потребителя с низким уровнем доходов. Пример: картофель во времена массового голода, вызванного его неурожаем в XIX в. в Ирландии.
Цена данного товара является эндогенным (внутренним) фактором спроса, ее изменение влияет на объем спроса, что находит выражение в скольжении по кривой спроса.
Все остальные неценовые факторы являются экзогенными (внешними), их влияние ведет к изменению спроса, что находит выражение в сдвиге кривой спроса.
2. Цены на взаимосвязанные товары.
Взаимосвязанные товары с точки зрения спроса:
Субституты – такие пары товаров, которые удовлетворяют одинаковые (или однотипные) потребности.
Комплементы – такие пары товаров, которые могут использоваться потребителем только вместе.
Влияние цен на взаимосвязанные товары:
3. Доходы потребителей.
В зависимости от влияния доходов потребителей на спрос различают:
Нормальные товары – такие товары, которые люди покупают охотно в нормальных условиях (не будучи стеснены в расходах).
Низшие товары – товары, которые люди покупают, если нормальные товары оказываются им недоступны.
Влияние доходов потребителей:
4. Ожидания потребителей классифицируются на:
Влияние ожиданий потребителей:
5. Вкусы и предпочтения классифицируются на:
Влияние вкусов и предпочтений:
6. Численность населения.
Влияние численности населения:
Эластичность спроса – мера реагирования спроса на изменение его факторов; процентное изменение объема спроса в результате изменения значения его фактора на 1%.
Виды эластичности спроса:
Ценовая эластичность спроса показывает, какое процентное изменение объема спроса последует после однопроцентного изменения цены данного товара при прочих равных условиях.
Пять состояний спроса с точки зрения его эластичности:
Совершенно неэластичный спрос – крайний случай, когда изменение цены не приводит ни к какому изменению количества спрашиваемой продукции.
Неэластичный спрос – данное процентное изменение цены ведет к меньшему процентному изменению количества спрашиваемой продукции.
Спрос с единичной эластичностью – пограничное состояние между эластичным и неэластичным спросом, когда процентное изменение цены и последующее процентное изменение объема спроса оказываются равными по величине.
Эластичный спрос – данное процентное изменение цены ведет к большему процентному изменению количества спрашиваемой продукции.
Совершенно эластичный спрос – крайний случай, когда самое малое снижение цены побуждает покупателей увеличивать покупки от нуля до предела своих возможностей, а любое повышение цены приводит к их полному отказу от покупок данного товара.
Факторы ценовой эластичности спроса:
Заменяемость товаров: чем больше на рынке товаров, являющихся, с точки зрения покупателя, заменителями данного, тем эластичнее спрос.
Удельный вес в бюджете потребителя: чем выше доля расходов на данный товар в бюджете потребителя, тем выше эластичность.
Степень необходимости товара: ниже всего эластичность спроса у тех товаров, которые, с точки зрения потребителя, являются необходимыми (незаменимыми).
Фактор времени: спрос на товар обычно тем эластичнее, чем длиннее период времени для принятия решений.
Перекрестная эластичность спроса показывает, какое процентное изменение объема спроса на данный товар последует после однопроцентного изменения цены некоторого другого (взаимосвязанного) товара при прочих равных условиях.
Эластичность спроса по доходам показывает, какое процентное изменение объема спроса последует после однопроцентного изменения доходов потребителей при прочих равных условиях.
Предложение – максимальное количество какого-либо товара, которое согласен предложить продавец или группа продавцов на рынке в единицу времени при данных условиях.
Функция предложения – зависимость предложения от определяющих его факторов:
QS = g (y1, y2, … , ym)
Факторы предложения:
1. Цена данного товара.
Функция предложения от цены:
QS = g (P)
Закон предложения: при снижении цены данного товара объем его предложения уменьшается, при повышении – растет.
Цена данного товара является эндогенным (внутренним) фактором предложения, ее изменение влияет на объем предложения, что находит выражение в скольжении по кривой предложения.
Все остальные неценовые факторы являются экзогенными (внешними), их влияние ведет к изменению предложения, что находит выражение в сдвиге кривой предложения.
Рис. 8.2. Кривая предложения
2. Цены на ресурсы.
Влияние цен на ресурсы:
3. Взаимосвязанные товары.
С точки зрения предложения взаимосвязанными являются товары, производимые на основе однотипных ресурсов или технологий.
Влияние цен на взаимосвязанные товары:
4. Изменение технологии.
Влияние изменения технологии:
5. Ожидания производителей.
Влияние ожиданий производителей:
6. Налоги и дотации.
Влияние налогов и дотаций:
7. Число продавцов.
Влияние числа продавцов:
Эластичность предложения – мера реагирования предложения на изменение его факторов; процентное изменение предложения в результате изменения значения его фактора на 1%.
Ценовая эластичность предложения показывает, какое процентное изменение объема предложения последует после однопроцентного изменения цены данного товара при прочих равных условиях.
Пять состояний предложения с точки зрения его эластичности:
Совершенно неэластичное предложение – крайний случай, когда изменение цены не приводит ни к какому изменению количества предлагаемой продукции.
Информация о работе Спрос и предложение на рынке одного товара