Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 09:51, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является - выявление закономерностей и сопряжений спроса и предельной полезности. Для достижения цели ставятся следующие задачи:
Рассмотреть вопрос теории предельной полезности и «теория трудовой стоимости».
Проанализировать функции теории предельной полезности.
Выделить основные понятия спроса.
Определить теорию игр и экономическое поведение в данном спектре.
Введение………………………………………………………………………..…..3
1 Теория предельной полезности…………….…………………………….….....6
Возникновение теории предельной полезности………………….…………6
Теория предельной полезности и «теория трудовой стоимости»………....8
Предельная полезность: понятие и функции…………………………….…10
2 Значение спроса в рыночном механизме………………………………...……13
2.1 Основные понятия спроса..……………………………………………...…..13
2.2 Теория игр и экономическое поведение……………………………………18
2.3 Зависимость объема потребления от величины дохода…………….…..…19
Заключение……………………………………………………………………….24
Глоссарий…………………………………………………………………………25
Список использованных источников…… ……………………………………..28
Существует идея выявленных предпочтений которая заключается в том, что потребитель, повторно делая выбор между различными альтернативами, выявляет свои предпочтения. Если потребитель делает выбор из нескольких доступных альтернатив, то выбранная альтернатива выявлено предпочитается остальным. При изменении относительных цен изменится и набор доступных альтернатив, и тот выбор, который он сделает в этом случае, даст новую информацию о шкале его предпочтений, либо же обнаружит нетранзитивность его предпочтений. В последнем случае потребительское поведение является нерациональным и, следовательно, не подлежит научному анализу, так что попытки построения какой-либо функции индивидуального спроса теряют смысл.
2.3 Зависимость объема потребления от величины дохода
Точка пересечения кривой спроса с осью объемов интересна тем, что цена товара при этом оказывается равной нулю. Таким образом, она характеризует тот объем товара, который согласен взять бесплатно покупатель при данном доходе – ведь единица товара при этом ничего не стоит! Естественно, что указанный объем характеризует способность покупателя при том доходе, который он имеет, транспортировать и хранить данный товар, а также его потребность сделать это.
Значит, этот объем характеризует тот предел бесплатного пользования товаром, при переходе за который пользователь несет столь значительные неудобства, что он готов их нести только за вознаграждение (переход в отрицательную часть значений цены). Поэтому назовем этот объем "граничным объемом потребления". Как меняется этот граничный объем потребления в зависимости от дохода? С одной стороны, в русском языке такая ситуация получила емкое определение: "На халяву и уксус сладкий", и кажется, что этот предел не определен и устремляется в бесконечность при стремлении в бесконечность самого дохода. Однако, с другой стороны, очевидно, что мультимиллионер совершенно спокойно обойдется и без "халявного уксуса", предпочтя ему другие ценности - по крайней мере, он ограничится небольшим объемом уксуса, необходимого ему для рационального потребления. Человек с минимальным уровнем дохода при этом предложении готов взять столько "халявного уксуса", сколько он окажется в состоянии взять, транспортировать и разместить. Таким образом, точка пересечения кривой спроса с осью объемов представляет собой достаточно сложную и нелинейную функцию зависимости граничных объемов спроса от дохода покупателя, которая требует дополнительного исследования. Оговорим сразу, что в данном случае рассматривается конечный потребитель - домохозяйство. [15]
Для этого потребителя характерны все человеческие ценности и мотивы поведения. Если доход такого потребителя равен нулю, то и объема платежеспособного спроса как такового не существует. Впрочем, можно утверждать и другое - потребитель с нулевым доходом не имеет ни жилья, ни одежды, ни денег. Трудно себе представить, каким образом голый потребитель будет брать предлагаемый бесплатно товар. Поэтому утверждение о том, что при нулевом доходе будут нулевые покупки, представляется очень логичным и обоснованным. При появлении минимальной величины дохода покупатель оказывается в состоянии более активно вступать в товарно-денежные отношения. Пример можно увидеть в приложении Б.
При этом стремления покупателя взять необходимый товар бесплатно велики и ограничиваются только способностью покупателя это сделать – возможностью унести товар и где-то его хранить [14 С.301].
Чем выше становится доход у покупателя, тем в большем размере у покупателя появляется возможность взять товар впрок - он может уже использовать для переноса товара в зависимости от собственных доходов сетку, сумку, тележку, велосипед, автомобиль и т.п.
Хранить товар в этом случае в зависимости от собственных доходов (и соответственно от особенностей своего имущества) он может: в помещении на полу, в ящике, на полке, в шкафу, в комнате, в гараже и т.д.
Значит, точка 1 имеет тенденцию к увеличению с увеличением дохода у потребителя. В то же время доход характеризует степень богатства индивидуума, его способность удовлетворять все возрастающие потребности в разнообразных товарах, а значит, и его желание и способность терпеть или не терпеть те или иные неудобства. Трудно себе представить, что достаточно богатый человек предпочтет жить в прекрасном доме с великолепной мебелью, которая полностью забита впрок бесплатным сыром и с проходами между мебелью, загороженными коробками с этим товаром[12 С.72].
Для богатого потребителя
с очень большим доходом проще
потратить деньги на
При последующем увеличении дохода
потребителя, несмотря на то, что способности
к транспортировке и хранению
бесплатного товара увеличиваются,
потребитель перестает
при низких доходах - причиняемые при этом неудобства начинают уменьшать полезность больших объемов бесплатного продукта.
В этой части зависимости она также имеет нелинейный характер, причем ее вторая производная становится отрицательной - интересы потребителя "переключаются" на удовлетворение других по иерархии потребностей. При достижении определенного уровня дохода его дальнейшее увеличение не приводит к увеличению граничного объема потребления - интерес потребителя к данному товару не увеличивается. Бесплатного товара хватает с избытком, и потребитель начинает понимать, что такой объем бесплатного товара становится ему в тягость. Наступает насыщение - потребляется максимальный объем товара. Обозначу этот максимальный объем через. Это означает, что при достижении этого предела точка 1 перестает двигаться вдоль оси объемов в сторону увеличения с ростом дохода потребителя. Если доходы потребителя увеличиваются дальше потребности в данном товаре удовлетворены полностью и с большим запасом, а его все возрастающий доход начинает ориентировать его на новый товар или, по крайней мере, дает ему гарантию, что при появлении у данного, пока еще бесплатного товара, некоторой ненулевой цены, он без особых проблем сможет удовлетворить свою потребность в нем - доходы потребителя позволяют ему быть уверенным в этом. Большие запасы товара становятся потребителю в тягость, тем более, что появляется возможность удовлетворения потребностей более высокого уровня или, в предельном случае, получения бесплатно более интересного покупателю товара.
Тогда объемы потребляемого бесплатно товара начинают уменьшаться. Сначала они уменьшаются постепенно, с ростом дохода (жаль ведь не брать бесплатный товар!), а затем - во все убывающих масштабах. Таким образом, при достижении некоторого значения дохода происходит "переключение" интереса покупателя на новый товар и объемы бесплатного потребления данного товара начнут уменьшаться при доходе, который становится больше данного . Предел этого уменьшения может быть различным - это определяется характером товара, тем, является ли он предметом повседневного спроса или нет. Так, если товар имеет альтернативу (например, ламповый радиоприемник имел альтернативу в виде
транзисторного приемника), то объемы потребления этого товара падают до нуля - происходит полное переключение спроса на альтернативный товар с подобными же потребительскими свойствами. Если же товар не имеет альтернативы, по крайней мере, в обозримой перспективе, например, картофель для большинства россиян, то объемы его потребления при дальнейшем увеличении дохода потребителя уменьшаются до некоторой степени и стабилизируются около отметки, которую следует назвать рациональной нормой потребления [19 С.369].
Естественно, что описанное выше поведение характерно для среднего потребителя, а не для каждого в отдельности. Вкусы каждого потребителя очень своеобразны - мы знаем, что порой достаточно обеспеченные люди обладают удивительными наклонностями к потреблению совершенно нехарактерных объемов продуктов для этого уровня обеспеченности. Так, я был хорошо знаком с одним российским доктором наук, который, достаточно прилично зарабатывая, тем не менее занимался активным огородничеством и за сезон выращивал и собирал на своем загородном участке пятьдесят мешков картофеля (две с половиной тонны). Как видно, в этом случае объемы потребления картофеля его семьей совершенно не соответствуют ее доходам и выбивается из приведенной закономерности. Указанный пример еще раз подчеркивает то обстоятельство, что я рассматриваю поведение некоторого усредненного потребителя. Понятно, что если мы соберем статистические данные по всем докторам наук в современной России, то объем потребления картофеля семьей среднестатистического доктора наук будет значительно меньше двух с половиной тонн в год. Именно для такого характерного потребителя с увеличением его доходов граничные объемы потребления картофеля после достижения потребителем определенного уровня дохода начинают уменьшаться.
Рассмотрев тему по данной курсовой работе, мы пришли к выводу, что изучение спроса является основополагающей задачей фирмы. Экономика и рынок состоят из множества заключаемых сделок покупки продажи тех или иных товаров и услуг. Каждая такая сделка невозможна без продавца который предоставляет рынку товар обеспечивая тем самым предложение и покупателя который намеревается этот товар купить обеспечивая соответственно спрос. В условиях рыночной экономики понятия спроса и предложения являются основополагающими тесно связанными понятиями и положениями которые в совокупности образовывают звено между производителем и потребителем. В правильно структурируемой фирме существуют целые отделы которые в свою очередь отслеживают, изучаю и прогнозируют поведение этих понятий с учетом ценовых и не ценовых факторов.
Любой результат взаимодействия спроса и предложения приводит к образованию рыночной цены, которая является индикатором состояния рынка. Но как бы не было важно предложение нужно помнить что именно спрос рождает предложение и именно равняясь на спрос предприятия выстраивают политику и тактику что сколько и для кого, так как только производство “необходимых”, пользующихся спросом у покупателей товаров целесообразно и выгодно с экономической точки зрения. Одной из важнейших характеристик спроса является его эластичность. Оценка эластичности спроса (по цене, доходам покупателей и другим параметрам) позволяет фирме выбрать верную стратегию поведения на рынке. Ценовая эластичность спроса измеряет степень чувствительности потребителей к изменениям цены. Если потребители относительно чувствительны к изменениям цен, спрос является эластичным. Если потребители относительно нечувствительны к изменениям цен, спрос неэластичен. Как правило, чем выше цена, тем ниже величина спроса, и наоборот.
В некоторых случаях
Неэластичен, как правило, спрос на предметы первой необходимости, спрос на другие товары обычно эластичнее. Парадоксальным часто бывает спрос на предметы роскоши или атрибуты статуса.
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
Аболиция |
отмена решения, |
2 |
Бюджетная линия |
линия (кривая), точки которой соответствуют комбинации предельно возможного количества товаров в наборе, которые могут быть куплены исходя из ограниченного бюджета покупателя. |
3 |
Даминификация |
(от лат. damnum — убыток и facere — делать) — понесение убытков. |
4 |
Инфляция |
чрезмерное увеличение количества обращающихся в стране бумажных денег, сопровождающееся обесценением их. |
5 |
Кредит |
отношение между кредитором
и заемщиком, при котором |
6 |
Кривая производственных возможностей |
показывает совокупность всех точек или решений, в пределах которых следует выбирать оптимальный вариант. |
7 |
Лизинг |
долгосрочная аренда машин,
оборудования, транспортных средств,
сооружений производственного |
8 |
Неэластичный спрос |
спрос, при котором: |
9 |
Пагамент |
платеж наличными деньгами |
10 |
Равновесная цена |
цена на конкурентном рынке, при которой количество товаров и услуг, которые желают купить потребители, абсолютно соответствует количеству товаров и услуг, которые производители желают предложить. |
11 |
Рынок |
сфера товарного обмена |
12 |
Спрос |
количество товара, которое потребители готовы и желают приобрести за одну цену, на данном рынке, на протяжении данного периода. |
13 |
Убытки |
потери от хозяйственной
деятельности, выраженные в денежной
форме; превышение расходов |
14 |
Факторинг |
разновидность торгово- |
15 |
Цена |
сумма, которую следует уплатить при приобретении товара или услуги |
16 |
Экономический кризис |
резкое ухудшение |
17 |
Эластичный спрос |
спрос, при котором: |
18 |
Ютиль |
теоретическая мера, отражающая единицу полезности товара. |
1 |
Фуруботн, Э. Институты и экономическая
теория. Достижения новой институциональной
экономической теории [Текст] |
2 |
Строчевой, М.А. История теории потребления
и спроса. [Электронный ресурс] / федеральный
образовательный портал – 2010. – Режим
доступа: http://www.ecsocman.edu.ru/ |
3 |
Х. Р. Вэриан, Микроэкономика[Электронный ресурс] / федеральный образовательный портал – 2010. – Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru |
4 |
Иностранная пресса о России и не только [Электронный ресурс] / интернет журнал – 2010. – Режим доступа: http://inopressa.ru/ |
5 |
Сизов, В. С. Экономическая теория в XXI веке [Текст] |
6 |
Шишкин, А. Ф. Экономическая теория.
[Текст] : |
7 |
Шаститко, А. Е. Экономическая теория организаций
[Текст] |
8 |
Друкер, П . Менеджмент [Текст] / Друкер П., Макьярелло Д.: пер. с англ. Свирид А. Н. – М. : Вильямс, 2010. – 704 с. – ISBN 978-0-06-125266-2 |
9 |
Хейг, П . Маркетинговые исследования на практике. Основные методы исследования рынка [Текст] / П. Хейг, Н. Хейг, К. Морган: – Киев. : Баланс Бизнес Букс, 2005. – 312 с. – ISBN 966-8644-24-7 |
10 |
Иванов, Л. А. Исследование рынка собственными силами Издательство [Текст] / Л. А. Иванов– Спб. : Питер, 2006. – 144 с. – ISBN 5-469-01343-X |
11 |
Новоченко, В. Голубой океан и террористический маркетинг [Электронный ресурс] / Энциклопедия маркетинга 2010. – Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/ |
12 |
Виленский, А. В. Макроэкономические институциональные
ограничения развития российского малого
предпринимательства [Текст] |
13 |
Исаченко, Т.М. Торговая политика
Европейского Союза [Текст] |
14 |
Гринспен, А. Эпоха потрясений: Проблемы и перспективы мировой финансовой системы [Текст] / А. Гринспен.: пер. с англ. Гутман Т.; Ионов В.; Сурин С.– М. : Юнайтид пресс, 2010. – 496 с. – ISBN 978-5-904522-31-5 |
15 |
Центр креативных технологий [Электронный ресурс] / Электронная библиотека – 2010. – Режим доступа: http://www.inventech.ru/lib/ |
16 |
Траут, Д. 22 непреложных закона маркетинга [Электронный ресурс] / Глобальная библиотека научных ресурсов – 2010. – Режим доступа: http://www.globalteka.ru/ |
17 |
Филипенко, А. С. Экономическая глобализация. Истоки и результаты[Текст] / А. С. Филипенко – М. : Экономика, 2010. – 512 с. – ISBN 978-5-282-03037-2 |
18 |
Менкью, Н. Г. Принципы микроэкономики [Текст] / Н. Г. Менкью: пер. с англ. Питер ; – Спб. : Питер, 2010. – 592 с. – ISBN 978-5-91180-168-7 |
19 |
Когденко, В. Г. Методология и методика экономического анализа [Текст] / В. Г. Когденко – М. : Юнити-Дана, 2008. – 544 с. – ISBN 978-5-238-01389-3 |
20 |
Лобанов, А. А. Субъективная экономика нового века [Текст] / А. А. Лобанов – М. : Дело, 2006. – 232 с. – ISBN 5-7749-0428-8 |
21 |
Афонцев, С. А. Политические рынки и экономическая политика [Текст] / С. А. Афонцев– М. : КомКнига, 2010. – 384 с. – ISBN 978-5-484-01207-7 |
22 |
Герземанн, О. Ковбойский капитализм [Текст] / О. Герземанн: пер. с нем. ИРИСЭН ;.– М. : ИРИСЭН , 2006. – 270 с. – ISBN 1-910865-62-7 |
23 |
Экономика предприятия [Текст] : учебник / С. Г. Фалько [и др.]. – М. : Дрофа, 2003. – 368 с.- ISBN 5-358-01000-9 |
24 |
Шамхалов, Ф. Государство и экономика. Основы взаимодействия [Текст] / Ф. Шамхалов:– М. :Экономика , 2005. – 728 с. – ISBN 5-282-02504-3 |