Становление предпринимательства в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 14:58, курсовая работа

Краткое описание

Предпринимательство - одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. За последние десять лет в России появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное владение. Основную часть российского предпринимательства составляет малый и средний бизнес. Основной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использования ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности.

Содержание

Введение
Глава 1. Содержание и признаки предпринимательства
Глава 2. Предпринимательство как экономическая категория
Глава 3. Развитие института предпринимательства в России. Современные формы предпринимательской деятельности в России. Проблемы возникшие на пути развития предпринимательства
Заключение
Использованная литература

Вложенные файлы: 1 файл

экономика.docx

— 48.31 Кб (Скачать файл)

В нашей отечественной  литературе предпринимательство также  рассматривается через призму хозяйственного искусства, экономического и организационного творчества, свободного проявления инициативы, новаторства, готовности к риску  и т. д. ради получения прибыли. И  это вполне естественно: ведь управление есть своего рода «искусство возможного». Тем более что речь идет об управлении и организации производства в  условиях возрождения рыночного, конкурентного  хозяйства, где индивидуальные склонности, навык, сметка играют не последнюю роль.  

 

Глава 3. Развитие института предпринимательства  в России. Современные формы предпринимательской  деятельности в России. Проблемы возникшие на пути развития предпринимательства.

Началом становления предпринимательства  в Российской Федерации считается  принятие в 1992 году решения Российского  правительства уничтожившего институты  административного регулирования  производства. Так был упразднен  Государственный плановый комитет, который разрабатывал централизованные планы и прогнозы социально-экономического развития. Прекратил свое существование  Государственный комитет по материально-техническому снабжению, который в соответствии с народнохозяйственным планом обеспечивал  все отрасли средствами производства.

Так, например, российский малый  бизнес (основная часть предпринимательства) зародился 18 июля 1991 года, когда Постановлением Правительства Российской Федерации  № 446 были введены критерии отнесения  предприятий к категории малых, определены общие условия и правила  их функционирования.

На начало реформ пришелся мощный рывок людей в частное  предпринимательство, прежде всего  в его малых формах. За 1992 год  было создано порядка 190 тысяч новых  малых предприятий, в 1,4 раза больше, чем за 1991 год. Этот процесс сыграл решающую роль в зарождении в России частного сектора, наполнение которого шло главным образом за счет малых  предприятий. К 1995 году порядка 65% всех российских частных предприятий  были малыми.

За прошедшие 10 лет создана нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность. Определены цели и задачи государственной политики в области поддержки и развития предпринимательства. Разработаны механизмы реализации целевых установок и созданы структуры, воплощающие их в жизнь. Сформирована сеть сервисных организаций, предоставляющих предприятиям образовательные, информационные, консультационные, финансовые услуги.

Достигнутый уровень развития предпринимательства наглядно отражают данные государственной статистики: к концу 2000 года число малых предприятий  составило порядка 891 тысячи, приблизившись  к отметке 1994 года.  

 

В Российской Федерации структура  хозяйственно-правовых форм определена введенным в действие с 1 января 1995г. Гражданским Кодексом РФ, который подразделяет всех потенциальных участников предпринимательской деятельности по юридическому статусу на физических и юридических лиц, а по цели деятельности — на коммерческие и некоммерческие организации.

К физическим лицам отнесены граждане, осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица под свою имущественную ответственность. Эта группа лиц представлена индивидуальными  предпринимателями и крестьянскими  хозяйствами.

Юридическими лицами признаются организации, в том числе и  создаваемые отдельными гражданами, которые имеют обособленное имущество, самостоятельный баланс, могут приобретать  имущественные и неимущественные  права и отвечают своим имуществом по возникающим в отношении их обязательствам. Юридические лица дифференцированы, во-первых, по цели деятельности на коммерческие и некоммерческие организации, во-вторых, в зависимости от характера правомочий учредителей — в отношении  имущества юридического лица. Одну группу составляют хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские  кооперативы, являющиеся юридическими лицами, в отношении которых их участники имеют обязательные права, то есть определенные законом и учредительным  договором. Другая группа юридических  лиц, на имущество которых участники  имеют право собственности, представлена унитарными предприятиями и финансируемыми собственником учреждения. В-третьих, в зависимости от особенностей организации, юридические лица подразделяются на ряд видовых форм.

Коммерческой организацией является предпринимательское образование, преследующее извлечение прибыли в  качестве основной цели своей деятельности. К ним относятся: хозяйственные  товарищества и общества, унитарные  предприятия и производственные кооперативы. Коммерческие организации  могут быть созданы только в предусмотренных  Гражданским Кодексом РФ правовых формах, и ни в каких других.

Хозяйственные товарищества и общества являются наиболее распространенной формой коммерческих образований. Они  могут учреждаться гражданами, юридическими лицами и учреждениями с разрешения их собственника. Только государственным  и муниципальным органам законодательство запрещает быть участниками хозяйственных  товариществ и обществ. Главной  особенностью этих форм является долевое  участие в капитале и то, что  все имущество, как созданное  за счет вкладов учредителей, так  и приобретенное в процессе деятельности, принадлежит участникам на праве  собственности. Высшим органом их управления является собрание всех участников, обладающее исключительной компетенцией. Разграничительным  признаком для этих форм являются различия в форме объединения  вкладчиков. Товарищества представляют собой образования, построенные  на началах членства и объединения  капитала, в то время как общества,—  только на объединении капиталов. Это  не формальное различие, так как  оно обусловливает, с одной стороны, степень хозяйственной ответственности  учредителей, а с другой, — характер их взаимоотношений с созданной  предпринимательской структурой. Учредители товарищества несут полную солидарную ответственность по его обязательствам, тогда как хозяйственный риск участников общества ограничен их вкладом. Товарищество предполагает непосредственное личное участие учредителей в  деятельности и управлении им. Взаимоотношения  же общества и его учредителей  строятся на основе гражданских правоотношений, то есть гражданского договора.

Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме  полного хозяйственного товарищества и товарищества на вере.

Полное хозяйственное  товарищество — основанное на долевой  собственности объединение закрытого  типа с ограниченным числом участников, несущих полную ответственность  по обязательствам товарищества всем своим имуществом. Оно может быть учреждено не менее чем двумя  лицами. Поэтому в случае, когда  в действующем товариществе остается единственный участник, оно должно быть ликвидировано или преобразовано  в иную форму.

Товарищество на вере (коммандитное) — объединение закрытого типа, включающее, наряду с участниками, несущими полную имущественную ответственность  по обязательствам товарищества, вкладчиков, ответственность которых ограничивается размером внесенного вклада.

Товарищество на вере создается  по тем же основаниям, что и полное товарищество, с тем лишь отличием, что должно включать в себя вкладчиков (коммандитистов), по крайней мере, одного. В случае же выбытия всех вкладчиков оно должно быть ликвидировано или  преобразовано в иную форму.

Хозяйственные общества могут  создаваться в форме «Общества  с ограниченной ответственностью», «Общества с дополнительной ответственностью»  и «Акционерного общества».

Общество с ограниченной ответственностью — организационная  форма предпринимательства, основанная на объединении капитала ограниченного  числа участников, не несущих имущественной  ответственности по обязательствам общества.

Общество с ограниченной ответственностью может быть учреждено  одним или несколькими участниками, число которых не должно превышать  законодательно устанавливаемого предела  их численности. В своей деятельности общества данного типа руководствуются  подписанным учредителями Учредительным  договором и утвержденным ими  Уставом, отражающих основные положения организации и управления обществом. Формирование активов общества осуществляется за счет вкладов учредителей. И хотя капитал общества с ограниченной ответственностью разделен на доли, общество не вправе выпускать акции и подобные им ценные бумаги. Минимальный размер уставного фонда для обществ данного типа регулируется законодательно и должен быть не менее 100 минимальных месячных оплат труда, причем в случае снижения объема чистых активов общества ниже установленной величины общество ликвидируется.

Общество с дополнительной ответственностью — организационная  форма предпринимательства, основанная на объединении капиталов ограниченного  числа участников, принимающих на себя определяемую ими дополнительную имущественную ответственность  по обязательствам общества.

Акционерное общество (АО) —  образование на основе объединения  капиталов путем эмиссии акций, участники которого не несут имущественной  ответственности по его обязательствам иначе как в размере стоимости  приобретенных ими ценных бумаг  общества.

Отличительной особенностью АО является разделение его капитала на определенное число акций, распределяемых среди участников, что, однако, не исключает  создания АО одним лицом, выступающим в этом случае держателем всего пакета акций. Учитывая специфику функционирования АО, формирование его капитала регламентируется законодательно. Уставной фонд АО складывается из номинальной стоимости акций, размещаемых среди учредителей. При этом его минимальная величина определена в 1000 минимальных месячных оплат труда, а открытая подписка на акции допускается только после полной оплаты учредителями уставного фонда. Увеличение уставного фонда для покрытия убытков не допускается, а его уменьшение возможно только после уведомления об этом всех кредиторов. АО также не вправе выплачивать дивиденды, как до полной оплаты уставного фонда, так и в случае, когда чистые активы общества меньше уставного фонда или могут стать меньше его после выплаты дивидендов. Использовать же такой инструмент увеличения активов, как облигации, АО могут только после третьего года своего существования и на сумму, не превышающую размер уставного фонда. В то же время закон допускает возможность преодоления указанных требований при условии обеспечения выпуска облигаций третьими лицами.

Управление АО осуществляется через общее собрание акционеров, имеющее исключительную компетенцию, и исполнительные органы, в качестве которых могут выступать как  непосредственно управляющий орган, осуществляющий текущее руководство, так и Совет директоров или  Наблюдательный совет, если число акционеров более пятидесяти. При этом компетенция  исполнительных органов АО и порядок  принятия решений регулируются не только Уставом общества, но и законодательством  об акционерных обществах.

Ликвидация АО может быть проведена на добровольной основе по решению общего собрания либо в установленном  законом порядке. АО может быть преобразовано  в общество с ограниченной ответственностью.

Перечислим проблемы, которые  возникли на пути предпринимательства  в основном по вине государства:

ограниченность внутреннего  рынка, в том числе спроса на продукцию  субъектов предпринимательства, в  связи с сокращением поставок для государственных нужд, недостатком  свободных финансовых ресурсов у  предприятий-потребителей и низкой покупательной способностью населения  в условиях растущего давления со стороны зарубежных поставщиков (кризис сбыта);

доминирование в экономике  крупных хозяйственных и финансовых структур, монополизация факторов производства и каналов движения товаров;

чрезмерная жесткость  фискальной и кредитно-денежной политики, обостряющая проблему воспроизводства  вследствие недостатка ресурсов для  текущей деятельности и развития и вынуждающая субъектов предпринимательства  к бегству в "теневую" экономику;

региональная дифференциация экономики и внутреннего рынка  вследствие роста транспортных тарифов, недостаточного развития инфраструктуры и действия субъективных факторов, создающая неравные условия для  развития малых предприятий в  регионах;

неурегулированность и "непрозрачность" отношений между владельцами и наемными работниками, затрудняющие разрешение специальных конфликтов на правовой основе;

неполнота и противоречивость нормативно-правовой базы, неурегулированность отношений собственности и, как следствие, невозможность участия субъектов  предпринимательства в институциональных преобразованиях и невозможность стратегического планирования;

дискриминация предпринимателей со стороны отдельных органов  власти. Поддержка частной инициативы пока еще не стала одним из основных принципов государственной политики и ориентиром для властей на местах. В системе целевых установок  государственного регулирования экономики  задача поддержки малого бизнеса  вступает в противоречие с задачей  достижения оптимальных макроэкономических показателей, фискальными механизмами  наполнения бюджета, затратными методами решения социальных проблем. В таких  условиях эффективность мер по государственной  поддержке предпринимательства  сводится к нулю в результате негативного  воздействия на деловой климат других направлений государственного регулирования (налогового, лицензионного, внешнеэкономического).  

 

Заключение.

Характер предпринимательского потенциала России обусловлен переходным состоянием российской экономики. С  одной стороны, Россия продемонстрировала способность к быстрому формированию предпринимательской инфраструктуры и самого класса предпринимателей, тем более что сами эти понятия  на протяжении многих предшествовавших десятилетий воспринимались исключительно  негативно. С конца 80-х гг. в стране образовались тысячи рыночных институтов, возникли миллионы собственников.

С другой стороны, многие рыночные структуры делают лишь первые шаги, например рынок ценных бумаг (фондовый рынок). Остается весьма заметной доля государства, как в национальном богатстве, так и в собственности  акционированных и частично приватизированных  предприятий. Есть все основания  полагать, что в силу многих исторических и культурных традиций Россия сохранит значительный государственный сектор и в будущем. Весьма велика, будет  и роль государственного регулирования  в экономике. При этом одной из характерных черт переходной экономики  России является тесное переплетение частного и государственного капитала, заметная роль государственного аппарата, а значит, и государственного предпринимательства. Одновременно с этим сохраняется  сильная зависимость частных  предпринимателей (как сохранивших  свои позиции прежних директоров приватизированных государственных  предприятий, так и новых менеджеров, возглавивших вновь созданные коммерческие структуры) от органов государственного управления и их многочисленных чиновников, имеющих огромные возможности для  контроля за деятельностью частного бизнеса, его разрешения или запрещения, часто небескорыстно.

Информация о работе Становление предпринимательства в РФ