Статистическое изучение развития науки и внедрения инноваций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 17:07, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня инновационное развитие экономики входит в число главных государственных приоритетов внутренней политики большинства государств, в том числе и России. Инновационное развитие это модель экономического роста, которая основана на систематическом внедрении современных достижений научной и научно-технической деятельности и использовании передовых организационно-производственных управленческих систем для создания и реализации на мировых и национальных рынках наукоемких инноваций в соответствующих условиях конкурентной среды.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Теоретические основы статистического изучения науки
1.1. Основные статистические показатели развития науки и внедрения инноваций и порядок их расчета……………………………………….…5
1.2. Методы сбора статистической информации о развитии науки и внедрении инноваций…………………………………………………….10
2. Анализ статистических показателей научно-технического прогресса в организациях Российской Федерации
2.1. Статистический анализ результативности исследований и разработок…………………………………………………………………13
2.2. Анализ состава и структуры финансирования и затрат науки…...……17
3. Статистический анализ показателей развития науки и внедрения инноваций
3.1. Динамика и тенденции в подготовке научных кадров…………...…….21
Заключение……………………………………………………………………….27

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ!!!.docx

— 122.14 Кб (Скачать файл)

Введение

                                                                                                                     

          Сегодня инновационное развитие экономики входит в число главных государственных приоритетов внутренней  политики большинства государств, в том числе и России. Инновационное развитие это модель экономического роста, которая основана на систематическом внедрении современных достижений научной и научно-технической деятельности и использовании передовых организационно-производственных управленческих систем для создания и реализации на мировых и национальных рынках наукоемких инноваций в соответствующих условиях конкурентной среды.

           Под инновационной деятельностью понимается комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары/услуги или товары/услуги с новыми качествами.

      Основные  задачи статистики науки и инноваций  охватывают также измерение ресурсов, направляемых на инновационную деятельность, оценку факторов, благоприятствующих инновациям или тормозящих их, анализ влияния инноваций на результаты деятельности предприятий. Переход российской экономики на рыночные отношения не мог не повлиять на механизмы функционирования науки и ее связи с производством.

            Переход российской экономики на рыночные отношения не мог не повлиять на механизмы функционирования науки и ее связи с производством. Развитие науки, особенно в части прикладных исследований и разработок, все в большей мере определяется спросом со стороны отраслей и предприятий. С другой стороны, осуществление инноваций, являясь условием повышения конкурентоспособности продукции, сохранения традиционных и завоевания новых рынков сбыта, диверсификации производства и повышения его эффективности, выступает как составная часть промышленной деятельности и реализуется посредством различных форм передачи (приобретения) технологий — овеществленных (в виде машин и оборудования) и неовеществленных (патенты, лицензии, ноу-хау, услуги технологического содержания и др.).  

В то же время инновационная активность предприятий сдерживается многочисленными объективными и субъективными трудностями (недостаточными финансовыми возможностями, высокой степенью риска, отсутствием собственной научно-исследовательской и опытно- конструкторской базы, кадров требуемой квалификации, необходимой научно- технической и маркетинговой информации и т.п.).

      Таким образом, анализ тенденций и прогнозирование развития как науки, так и промышленности становятся невозможными без изучения целей и источников инноваций, форм внутреннего и внешнего технологического обмена, оценки текущих и капитальных затрат на научную инновационную деятельность по ее видам и источникам финансирования, объема инновационной продукции.

 

    Глава 1. Теоретические основы статистического  изучения науки

    1. Основные статистические показатели развития науки и внедрения инноваций и порядок их расчета

     В составе инновационной деятельности обычно выделяются шесть основных ее видов:

  • производственное проектирование, включая подготовку планов и чертежей, предусмотренных для определения производственных процедур, технических спецификаций, эксплуатационных характеристик;
  • технологическая подготовка и организация производства, охватывающие приобретение производственного оборудования, осуществление изменений в них, а также в процедурах, методах и стандартах производства и контроля качества; пробное производство или испытания; если предполагается дальнейшая доработка конструкции;
  • приобретение неовеществленной технологии со стороны в форме патентов, патентных лицензий на использование изобретений, промышленных образцов и полезных моделей; результатов исследований и разработок; беспатентных лицензий (ноу-хау, соглашения на передачу технологий) и услуг технологического содержания (инжиниринговых, консультативных и др.);
  • приобретение овеществленной технологии — машин и оборудования;
  • подготовка и переподготовка персонала в связи с применением новых технологий и оборудования;
  • маркетинг новых продуктов, предусматривающий виды деятельности, связанные с выпуском новой продукции на рынок, исключая развертывание дистрибьюторских сетей.

   Статистика  изучает количественные параметры  явлений и процессов в сфере науки и инноваций в единстве с их качественной природой. Главной задачей статистики науки и инноваций является удовлетворение потребностей общества в достоверной и надежной статистической информации о величине, структуре и динамике ресурсов и результатов научной и инновационной деятельности, их влиянии на социально-экономическое развитие страны. Предметом статистики науки и инноваций является разработка определений и классификаций, системы соответствующих показателей и методологии их исчисления.

       В составе системы показателей  научного и инновационного потенциала выделяют характеристики ресурсов и  результатов научных исследований инновационной деятельности, а также  их внутренних и внешних связей.

       Всю совокупность показателей научного и инновационного потенциала можно систематизировать следующим образом:

      Показатели  статистики науки

  • Показатели ресурсов науки;
  • Показатели кадров науки:
    1. Численность и состав персонала, занятого исследованиями и разработками;
    1. Показатели движения персонала, занятого исследованиями и разработками;
    2. Показатели подготовки научных кадров.
  • Показатели материально – технической базы науки:
    1. Показатели наличия и структуры основных фондов исследования и разработок;
    2. Показатели движения основных фондов исследований и разработок;
    3. Показатели использования основных фондов исследований и разработок;
    4. Показатели объема, состава, динамики и использование оборотных средств исследований и разработок.
  • Показатели информационных ресурсов науки;
  • Показатели финансирования исследований и разработок;
    1. Показатели объема и структуры затрат на исследования и разработки;
    1. Показатели результатов научных исследований и разработок.
  • Показатели результатов научных исследований и разработок:
    1. Показатели публикационной активности;
    2. Показатели создания технологий (патенты, лицензии, образцы новых видов машин и оборудования и т.п.).
  • Показатели организационной структуры науки (числа и состава организаций, выполняющих исследования и разработки).

    Показатели  статистики инноваций

  • Показатели источников информации об инновациях;
  • Показатели затрат на инновации:
    1. Показатели объема и структуры затрат на инновации;
    1. Показатели динамики затрат на инновации.
  • Показатели технологического обмена:
    1. Показатели приобретения технологий;
    2. Показатели передачи технологий.
  • Показатели результатов инновационной деятельности:
    1. Показатели объема, структуры и динамики производства и реализации инновационной продукции;
    2. Показатели влияния инноваций на результаты деятельности предприятия:

      - показатели  экономии затрат производительных  ресурсов в результате внедрения  инноваций;

      - показатели  прибыли от реализации инновационной  продукции.

  • Показатели инновационной активности промышленных предприятий.

    Статистические  показатели, характеризующие влияние  науки и инноваций на экономический  рост

  • Показатели технологической структуры экономики;
  • Показатели экспорта и импорта технологий (баланс платежей за технологию);
  • Оценка влияния инноваций на рост производительности труда и занятость;
  • Интегрированная оценка вклада научно – технического прогресса в прирост валового внутреннего продукта;
  • Индикаторы влияния науки на развитие общества:
    1. Индикаторы общественного понимания роли науки и инноваций;
    1. Индикаторы социального статуса науки;
    2. Индикаторы научной грамотности населения.

      Вышеуказанные группы показателей в своей совокупности обеспечивают комплексную оценку масштабов, состава и динамики научного и  инновационного потенциала в их органическом единстве.

       Показатели  кадрового потенциала

       Статистика  кадров науки имеет своей целью, обработку и представление статистической информации о численности, составе  и динамике занятых научными исследованиями и разработками. Ее основной категорией является персонал, занятый научными исследованиями и разработками, - совокупности лиц, чья творческая деятельность, осуществляемая на систематической основе, направлена на увеличение суммы научных знаний и поиск новых областей применения этих знаний, а также занятых оказанием  прямых услуг, связанных с выполнением  научных исследований и разработок. В статистике персонал, занятый научными исследованиями, учитывается как  списочный состав работников организации (в том числе соответствующих  подразделений высших учебных заведений, промышленных предприятий), выполняющих  научные исследования и разработки.

       В соответствии с характером фактически выполняемой работы и уровнем  квалификации в составе персонала  выделяются четыре категории работников:

    • Исследователи – работники, непосредственно профессионально занимающиеся научными исследованиями и разработками;
    • Техники – работники, участвующие в научных исследованиях и выполняющие технические функции, под руководством исследователей;
    • Вспомогательный персонал – работники, выполняющие вспомогательные функции (сотрудники планово – экономических, финансовых подразделений, патентных служб, научно – технических библиотек, обслуживание и ремонт научного оборудования и приборов, лаборанты и т.д. );
    • Прочий персонал – работники, осуществляющие хозяйственное обслуживание и иные функции общего характера (работники бухгалтерии, кадровой службы, канцелярии и т. д. ).

       Статистика  учитывает численность персонала, занятого научными исследованиями и  разработками, по категориям персонала, по уровню образования (высшее, в том  числе имеют ученую степень доктора  или кандидата наук, среднее профессиональное, пр.). Кроме того, численность исследователей рассматривается по отраслям науки, а также полу и возрасту.

       Показатели  материально – технической базы

       Материально – техническая база науки –  комплекс средств и предметов  труда в сфере научных исследований и разработок, выступающих в материально  – вещественной форме и взаимодействующих  с технологией научного труда  в их определенной социально –  экономической организации. Материально  – техническая база науки является важной составляющей научного потенциала страны.

       Задачей статистики является получение взаимосвязанной  информации, характеризующей материально  техническую базу науки и источники  ее формирования как по стране в  целом, так и по отдельным секторам и регионам.

       Статистика  материально – технической базы науки опирается на классификацию  ее основных фондов в соответствии с их назначением, ролью в процессе в научного производства, сферы применения. Так, в зависимости от степени  участия в проведении научных  исследований и разработок выделяется основное исследовательское оборудование и вспомогательное оборудование, непосредственно не участвующее в этом процессе, а служащее для выполнения вспомогательных функций. Исследовательское оборудование охватывает технику, специально создаваемую для выполнения опытов, автоматизации эксперимента, обработки научной информации и т.п., а также применяющиеся при этом измерительные и регулирующие приборы и лабораторное оборудование общего назначения.

Информация о работе Статистическое изучение развития науки и внедрения инноваций