Стоимостные показатели благосостояния нации и индекс развития человеческого потенциала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 10:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение стоимостных показателей благосостояния нации и индекса человеческого потенциала.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- дать понятие основным стоимостным показателям оценки благосостояния нации;
- рассмотреть понятие и методы измерения валового внутреннего продукта, а также валового национального дохода;
- изучить понятие индекса развития человеческого потенциала, а также определить его роль в оценке благосостояния нации;
- проанализировать динамику индекса человеческого потенциала России за 2000 – 2011 гг.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...........3
Глава I. Стоимостные показатели благосостояния нации………………………...........5
1.1 Сущность и основные показатели оценки благосостояния нации…………...........5
1.2 Валовой внутренний продукт (ВВП) как основной показатель экономического состояния общества……………………………………………………………………….8
1.3 Валовой национальный доход (ВНД) и методы его измерения…………………..12
Глава II. Индекс человеческого потенциала……………………………………...........17
2.1 Понятие индекса развития человеческого потенциала и его роль в оценке благосостояния нации……………………………………………………………...........17
2.2 Анализ динамики индекса человеческого потенциала в России за 2000 по 2011 гг…………………………………………………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………………….37
Список литературы………………………………………………………………………38

Вложенные файлы: 1 файл

Кур.р. Эк. теория Чайникова,мо -111.doc

— 356.50 Кб (Скачать файл)

Индекс стал падать с  началом 90-х из-за сокращения ВВП  и повышения смертности. В 1992 Россия занимала 52 место, 1995 – 114, в 2004 – 57, в 2005 – 62 с индексом 0,795, в 2010 – 65 с индексом 0,797, в 2011 году – 67 место с индексом 0,802.

От своих соседей  по таблице Россия отличается очень  низкой продолжительностью жизни и чуть снизившимся уровнем образования.

Россия в середине 2000-х годов вошла в число  стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала, ее индекс превысил значение 0,800. Число регионов с индексом, соответствующим показателю развитых стран, резко увеличилось – с 4 в 2004 г. до 12 в 2006 г., при этом Москва преодолела планку 0.900, опередив страны Центрально-Восточной Европы.

Среди лидеров рейтинга – федеральные города и ведущие  экспортные регионы, нефтяные и металлургические. Но все же в десятку лидеров входят регионы с более сбалансированным развитием (Татарстан, Самарская, Томская, Липецкая и Белгородская области), в которых достаточно высок охват образованием и показатели долголетия не ниже средних по стране.

Таблица 1 - Индекс развития человеческого потенциала за 2011 г.

 

ВВП, долл. ППС

Индекс дохода

Ожидаемая продол- жительность жизни, лет

Индекс долго  летия

Грамотность,

%

Доля учащих ся в возрастах 7-24 лет, %

Индекс образования

ИРЧП

Место

Российская Федерация

14737

0.833

67.51

0.709

99.4

0.735

0.908

0.817

 

г. Москва

33603

0.971

72.5

0.792

99.8

1.000

0.999

0.920

1

Тюменская обл.

49969

1.000

68.57

0.726

99.2

0.717

0.900

0.876

2

г. Санкт-Петербург

16817

0.855

69.86

0.748

99.8

0.988

0.995

0.866

3

Респ. Татарстан

18080

0.867

69.44

0.741

99.0

0.756

0.912

0.840

4

Белгородская  обл.

13738

0.822

70.33

0.756

98.6

0.734

0.902

0.826

5

Томская обл.

14892

0.835

67.68

0.711

98.9

0.814

0.931

0.826

6

Сахалинская обл.

26657

0.932

64.48

0.658

99.4

0.669

0.886

0.825

7

Красноярский  край

17758

0.864

66.58

0.693

99.0

0.706

0.895

0.818

8

Свердловская  обл.

14190

0.827

67.5

0.708

99.2

0.720

0.901

0.812

9

Челябинская обл.

13664

0.821

67.14

0.702

99.1

0.752

0.911

0.811

10

Оренбургская  обл.

15596

0.843

66.68

0.695

98.9

0.710

0.896

0.811

11

Самарская обл.

13097

0.814

67.19

0.703

99.2

0.762

0.915

0.811

12

Липецкая обл.

15373

0.840

67.31

0.705

98.4

0.683

0.884

0.810

13

Респ. Коми

16228

0.849

65.83

0.681

99.2

0.710

0.898

0.809

14

Вологодская обл.

14611

0.832

66.96

0.699

98.8

0.713

0.896

0.809

15

Респ. Башкортостан

12791

0.810

67.81

0.714

98.8

0.722

0.899

0.807

16

Респ. Саха (Якутия)

13629

0.820

66.17

0.686

99.0

0.754

0.911

0.806

17

Архангельская обл.

15149

0.838

66.27

0.688

99.2

0.681

0.888

0.805

18

Новосибирская обл.

10738

0.781

67.43

0.707

98.8

0.795

0.924

0.804

19

Омская обл.

12574

0.807

66.54

0.692

98.7

0.749

0.908

0.802

20

Ярославская обл.

11745

0.795

67

0.700

99.2

0.735

0.906

0.801

21

Удмуртская  Респ.

11973

0.799

66.59

0.693

99.0

0.732

0.904

0.799

22

Волгоградская обл.

10178

0.772

68.84

0.731

98.9

0.701

0.893

0.798

23

Краснодарский край

10003

0.769

69.25

0.738

99.0

0.676

0.885

0.797

24

Мурманская обл.

13032

0.813

66.72

0.695

99.6

0.651

0.881

0.796

25

Респ. Северная Осетия

7174

0.713

71.74

0.779

99.1

0.696

0.893

0.795

26

Курская обл.

9431

0.759

66.66

0.694

98.5

0.822

0.931

0.795

27

Московская обл.

13587

0.820

66.93

0.699

99.6

0.601

0.864

0.794

28

Орловская обл.

8969

0.750

67.23

0.704

98.9

0.787

0.922

0.792

29

Пермский  край

12804

0.810

65.23

0.671

98.9

0.702

0.893

0.791

30

Иркутская обл.

12267

0.803

64.9

0.665

99.1

0.730

0.904

0.791

31

Нижегородская обл.

10744

0.781

65.58

0.676

98.9

0.761

0.913

0.790

32

Магаданская обл.

11549

0.793

63.57

0.643

99.6

0.810

0.934

0.790

33

Саратовская обл.

8710

0.746

68.01

0.717

99.2

0.720

0.901

0.788

34

Ростовская обл.

8288

0.737

68.38

0.723

99.1

0.727

0.903

0.788

35

Чувашская Респ.

8580

0.743

67.39

0.707

99.0

0.752

0.911

0.787

36

Респ. Мордовия

8051

0.732

68.4

0.723

97.9

0.748

0.902

0.786

37

Воронежская обл.

7800

0.727

67.52

0.709

98.3

0.787

0.918

0.785

38

Калининградская обл.

10784

0.781

65.79

0.680

99.4

0.683

0.890

0.784

39

Кемеровская обл.

13402

0.817

64.01

0.650

98.9

0.672

0.883

0.784

40

Респ. Хакасия

9404

0.758

66.19

0.687

98.8

0.732

0.903

0.782

41

Тамбовская обл.

8343

0.738

67.9

0.715

98.1

0.712

0.891

0.782

42

Респ. Карелия

11437

0.791

65.12

0.669

99.2

0.664

0.883

0.781

43

Респ. Дагестан

5439

0.667

74.21

0.820

98.4

0.586

0.851

0.780

44

Астраханская  обл.

8675

0.745

67.02

0.700

98.6

0.701

0.891

0.779

45

Хабаровский край

9517

0.760

64.76

0.663

99.5

0.747

0.912

0.778

46

Калужская обл.

9255

0.756

66.64

0.694

99.2

0.673

0.886

0.778

47

Пензенская обл.

7339

0.717

68.3

0.722

98.4

0.722

0.897

0.778

48

Ульяновская обл.

8293

0.737

66.97

0.700

98.6

0.705

0.892

0.776

49

Камчатский край

8862

0.748

66.15

0.686

99.7

0.687

0.894

0.776

50

Рязанская обл.

8511

0.742

65.61

0.677

98.7

0.753

0.909

0.776

51

Карачаево-Черкесская Респ.

5892

0.680

71.28

0.771

98.4

0.651

0.873

0.775

52

Тульская обл.

9469

0.760

65.01

0.667

99.1

0.698

0.893

0.773

53

Ставропольский  край

6316

0.692

69.49

0.742

98.6

0.684

0.885

0.773

54

Костромская обл.

8650

0.744

66.27

0.688

98.8

0.666

0.881

0.771

55

Алтайский край

7491

0.720

67.22

0.704

98.2

0.683

0.882

0.769

56

Новгородская  обл.

10322

0.774

63.96

0.649

98.9

0.670

0.883

0.769

57

Смоленская обл.

8646

0.744

64.46

0.658

98.9

0.726

0.901

0.768

58

Ленинградская обл.

14159

0.827

64.58

0.660

99.5

0.461

0.817

0.768

59

Кировская обл.

6974

0.708

67.02

0.700

98.4

0.706

0.891

0.767

60

Курганская обл.

7141

0.712

66.66

0.694

98.4

0.708

0.892

0.766

61

Владимирская обл.

8040

0.732

65.3

0.672

99.4

0.696

0.895

0.766

62

Приморский край

7930

0.730

65.11

0.669

99.5

0.705

0.898

0.766

63

Респ. Марий Эл

7412

0.719

66.16

0.686

98.8

0.685

0.887

0.764

64

Респ. Бурятия

8134

0.734

64.2

0.653

98.8

0.732

0.903

0.763

65

Тверская обл.

8858

0.748

63.99

0.650

99.1

0.689

0.890

0.763

66

Брянская обл.

7050

0.710

66.11

0.685

98.6

0.696

0.889

0.762

67

Кабардино-Балкарская Респ.

5173

0.659

71.18

0.770

98.8

0.582

0.853

0.760

68

Амурская обл.

8596

0.743

63.93

0.649

99.3

0.670

0.885

0.759

69

Респ. Адыгея

5325

0.663

68.77

0.730

98.7

0.674

0.883

0.759

70

Чукотский АО

15614

0.843

58.72

0.562

99.4

0.614

0.867

0.757

71

Респ. Калмыкия

5131

0.657

68.35

0.723

98.2

0.688

0.884

0.755

72

Ивановская обл.

5696

0.675

65.55

0.676

99.3

0.735

0.907

0.753

73

Псковская обл.

7410

0.719

64.09

0.652

98.9

0.666

0.881

0.750

74

Забайкальский край

7969

0.731

63.01

0.634

98.8

0.659

0.878

0.748

75

Чеченская Респ.

3257

0.581

74.28

0.821

96.0

0.581

0.834

0.745

76

Еврейская авт. обл.

8935

0.750

61.94

0.616

99.1

0.623

0.868

0.745

77

Респ. Ингушетия

2548

0.540

79

0.900

96.2

0.450

0.791

0.744

78

Респ. Алтай

5617

0.672

64.33

0.656

98.3

0.682

0.883

0.737

79

Респ. Тыва

5022

0.654

59.16

0.569

99.1

0.691

0.891

0.705

80


 

Во всех субъектах  РФ, за исключением Чукотского АО, индекс вырос за два последних года, особенно быстро – в 2010 г. «Скачки» в рейтинге ИРЧП отдельных регионов чаще всего связаны с особенностями налогового режима (до 2004 г. в России существовали регионы – внутренние офшоры) и политикой крупнейших компаний (перенос юридических адресов), что оказывает заметное влияние на показатель душевого ВРП. Этим объясняется кратковременный рост и последующий спад показателей Чукотского АО, Магаданской, Омской областей и республик Калмыкия и Мордовия. В 2006 г. в рейтинге впервые появилась Чеченская республика, занявшая 77-е место из 80 регионов.

По доходу (душевому ВРП  по ППС) Чечня опережает только Ингушетию, как и по охвату образованием детей  и молодежи, однако по ожидаемой продолжительности жизни занимает второе место в стране вслед за Ингушетией. Удивительно высокие показатели этих республик (73–76 лет) демографы считают недостоверными из-за неточности статистического учета смертности, прежде всего младенческой.

Основной вклад в позитивную динамику ИРЧП российских регионов внесли два фактора. Первый – рост дохода, измеряемого душевым ВРП по ППС, хотя динамика в регионах была разной. Наиболее высокие темпы роста в 2004–2006 гг. имели крупнейшая агломерация страны (Москва и Московская область), некоторые регионы экспортно-сырьевой экономики (Пермская, Свердловская, Сахалинская области, Красноярский край), среднеразвитые Нижегородская и Тверская области, отдельные республики с невысоким уровнем экономического развития (Северная Осетия, Чувашия, Тыва). Для последних высокие темпы отчасти объясняются эффектом низкой базы. Только в двух регионах (Чукотском АО и Омской области) показатели душевого ВРП по ППС снизились, причиной стал перенос юридического адреса ранее «прописанных» в них структур «Сибнефти». Помимо снижения ВРП, эти регионы утратили существенную часть налоговых доходов.

Второй фактор – рост ожидаемой продолжительности жизни  во всех регионах страны. Наиболее существенно  улучшились показатели в самых проблемных регионах с низким долголетием: в Восточной Сибири (Иркутской, Читинской областях, Красноярском крае, республиках Хакасия и Тыва – на 4–5% за 2005–2006 гг.), во многих областях Нечерноземного Центра и Северо-Запада (Ивановская, Ярославская, Костромская, Брянская, Вологодская, Архангельская и др. – на 3%), в эксклавной Калининградской области. Это следствие возросших инвестиций в сферу здравоохранения, улучшения обеспеченности лекарствами и повышения доступности медицинских услуг.

В результате Иркутская  область в рейтинге ИРЧП поднялась с 46-го места на 35-е, Красноярский край – с 14-го на 8-е, и в целом регионы с наиболее значительным ростом долголетия, среди которых больше восточных, показали лучшую динамику ИРЧП.

Однако на Юге и  в самых «богатых» субъектах  РФ (Москве, нефтегазодобывающих автономных округах) с относительно высокой ожидаемой продолжительностью жизни рост этого показателя минимален. В «богатых» регионах с высокими душевыми расходами бюджетов на здравоохранение небольшая добавка федеральных средств в рамках нацпроекта «Здоровье» слабо влияет на состояние отрасли.

На юге доминирующими  позитивными факторами остаются более благоприятный климат и меньшее распространение алкоголизма. Следовательно, усилия государства в сфере здравоохранения позволяют смягчить только самые острые проблемы доступности медицинских услуг в наиболее проблемных территориях с низким долголетием и деградирующей социальной сферой.

По охвату образованием детей и молодежи лидерами остаются Москва и Санкт-Петербург, в которых  учатся жители и других регионов. По этой причине в Москве показатель охвата образованием превышает 100% населения в возрасте 7–24 лет.

При общем росте индекса  сохраняется огромный разрыв регионов РФ в развитии человеческого потенциала. Но все же в последние два года (2004–2006) уже нельзя говорить о явном нарастании разрыва между лидерами и аутсайдерами по ИРЧП, показатели росли относительно равномерно, за исключением нескольких субъектов РФ. Это следствие возросшей эффективности перераспределительной социальной политики.

Сравнение индекса регионов и стран условно, но очень показательно для России. Москва сопоставима с Чехией и Мальтой, Тюменская область – с Венгрией и Польшей, Санкт-Петербург и Татарстан – с Болгарией, при этом вторая столица заметно уступает странам Балтии. Слабейшие регионы России (республики Тыва и Ингушетия) сопоставимы с Монголией, Гватемалой и Таджикистаном. Огромный разрыв регионов России в развитии человеческого потенциала замедляет развитие всей страны.

Дифференциацию можно  оценить и по доле населения, живущего в регионах с разным ИРЧП.

Хотя такое сравнение  условно из-за внутрирегионального  неравенства населения по доходу, оно все же позволяет оценить, для какой части жителей страны улучшаются условия развития человеческого потенциала. В 2006 г., произошли значительные позитивные изменения.

Почти 30% населения России проживает в регионах с высоким  уровнем развития человеческого потенциала, эта доля выросла вдвое. Такие регионы могут опираться на собственные ресурсы и возможности для повышения человеческого потенциала. Однако большинство россиян, как и прежде, концентрируется в регионах с показателями ниже среднего, для 2/3 жителей страны возможности развития человеческого потенциала ограничены. В регионах с худшими показателями (индекс ниже 0.750) живет только 6% населения России, это наиболее проблемная зона, которая не может развиваться без масштабной и долговременной федеральной помощи.

Для большинства регионов России характерна несбалансированность развития отдельных компонентов  человеческого потенциала. Менее трети субъектов РФ имеют примерно равное отклонение частных индексов в ту или иную сторону, в группе лидеров это Москва, республики Татарстан и Башкирия, Белгородская, Самарская, Томская области, в последние годы более сбалансированным стало развитие Санкт-Петербурга, сократившего отставание по доходу.

Почти половина регионов имеют худшие показатели индекса  доходов относительно двух других, в основном это Центр и юг Европейской России. Ведущие экспортно-сырьевые регионы отличаются противоположным соотношением – индекс доходов опережает остальные.

Регионы-аутсайдеры отличаются наиболее сильным разбросом всех частных индексов при минимальных  показателях дохода. Диагностика  несбалансированности развития позволяет выявить «слабое звено» и сконцентрировать ресурсы для решения первоочередных задач развития, а не просто выравнивания. Кроме того, все регионы крайне неоднородны внутри, в них есть свои беднейшие муниципалитеты и сельские районы, есть более богатые региональные столицы и города экспортных отраслей. Но оценить это с помощью ИРЧП невозможно, так как на внутрирегиональном уровне его индикаторы не рассчитываются Росстатом.

В целом расчеты показывают, что только сочетание двух тенденций  – экономического роста и позитивных социальных изменений в условиях и образе жизни населения – обеспечивает устойчивый и динамичный рост ИРЧП.

Такое сочетание сформировалось в середине 2000-х гг., повысив качество роста. Чтобы сохранить устойчивый рост человеческого потенциала на перспективу, необходимо решить важнейшие задачи: ускорить социальные трансформации в России, определить приоритеты развития и разработать эффективные механизмы социальной и региональной политики для регионов разного типа.

Россия сегодня занимает 65 место в списке из 169 стран с показателем 0,719, таким образом, входя в группу стран с высоким ИРЧП. За последние 5 лет рейтинг нашей страны вырос на 3 пункта. Россия входит в регион — Восточная Европа и Центральная Азия, в котором находится 31 страна, располагаясь на 18 месте в данной группе. Лидером группы является Чехия — 0,841 (28 место в мире), замыкает группу Таджикистан. Однако следует учитывать, что индекс составляется с отставанием в два года, поэтому цифры, опубликованные ООН 4 ноября 2010 года относятся к 2008 году и ранее.

За последние несколько  лет Россия восстановила статус крупной  экономической державы и подтвердила  свое право находиться в группе стран - мировых лидеров. Достижение макроэкономической и политической стабильности в стране в начале XXI века привело к возобновлению интереса к долгосрочным проблемам социально-экономического развития.

Благодаря быстрому экономическому росту 2000-х годов и возросшим  финансовым возможностям государства  «география» позитивных социальных изменений более равномерно охватила всю страну.

Улучшались показатели как развитых, так и наиболее проблемных регионов России, включая индекс дефицита дохода, показатели младенческой, детской  и материнской смертности и другие. Однако почти во всех регионах произошел  рост поляризации по доходу и сокращение доли доходов беднейших 20% населения. Следствием начавшегося в 2008 году экономического кризиса стало замедление роста или стагнация значений человеческого развития во многих регионах страны по сравнению с предыдущим периодом. Таким образом, одним из ключевых вызовов для России является сохранение достигнутых на сегодняшний день положительных результатов.

Индекс развития человеческого  потенциала:

1. Показатель индекса  развития человеческого потенциала (ИПЧП) в России за 2008 год (опубликован  в 2010) составляет 0,719.

2. В 2009 году только 12 регионов имели ИРЧП выше 0,700, в 2010 году — 22 (более четверти всех субъектов Российской Федерации), в 2011 году — 30.

3. Только в трех  регионах Российской Федерации  индекс развития человеческого  потенциала ниже 0,650 — это Республики Тыва, Алтай и Еврейская автономная область.

Борьба с бедностью:

  1. В 2008 году средний размер пособия на детей из бедных семей составил 255,9 рублей в месяц, или 50% от линии бедности — меньше одного доллара в день.
  2. В 2009 году к экстремально бедным относилось около 3% населения. По-прежнему самая массовая категория бедных — это население в трудоспособном возрасте, среди которого по рискам бедности лидирует молодежь.
  3. Среднероссийский показатель неравенства (отношение доходов 10% населения с самыми высокими доходами к 10% населения с самыми низкими доходами) увеличился за 2000–2008 годы с 14 до 17 раз. В Москве поляризация населения по доходу сократилась (с 52 до 35 раз).
  4. В 2009 году 7% населения не получали энергии на уровне нормы, предусмотренной минимальной потребительской корзиной, а 2% имели питание с калорийностью ниже минимальной нормы в 1500 ккал в день.

Образование:

  1. В России 47% населения имеет образование не ниже среднего профессионального, уступая по этому показателю только Канаде (48%) и значительно опережая все остальные страны.
  2. В России по охвату высшим образованием девушки превосходят юношей почти в 1,5 раза.
  3. В России в обычных классах обучается четверть детей с ограничениями по здоровью, еще 28% учится в коррекционных классах обычных школ. В странах ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) этот показатель составляет более 40%.
  4. В настоящее время доля иностранных студентов в России составляет менее 2% от общего числа иностранных студентов в мире и имеет тенденцию к снижению.

Информация о работе Стоимостные показатели благосостояния нации и индекс развития человеческого потенциала