Структура национального хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 17:55, курсовая работа

Краткое описание

Необходимо создавать новую систему производственных связей, структурировать среду своего обитания, создавать в том числе корпоративные структуры, в которые бы входили промышленные предприятия, финансовые компании, сервисные, страховые и другие коммерческие организации. Хотелось бы отметить, что для подтверждения вышесказанного автором использовался практический опыт, полученный в ходе анкетирования высшего менеджерского состава предприятий легкой промышленности Калуги и Калужской области, а также в ходе проведения комплексного анализа некоторых предприятий текстильной швейной промышленности Москвы.

Содержание

1. Введение

2. Структура национального хозяйства 5

3. Основные направления развития структуры национального хозяйства в условиях НТП 11

4. Особенности структурной политики России на современном этапе 14

5.Заключение

Практикум 21

Список использованной литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая-1.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

  
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По  экономической теории на тему:

Структурная политика 
 
 
 
 
 

              Преподаватель Широкова О. В.

                                                                Работу выполнила Скоробогатова Э. А.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Липецк 2010 
 

2 курс. Личное дело № 09УБД11153

 

Содержание 
 

1.  Введение

2. Структура национального хозяйства 5

3. Основные направления развития структуры национального хозяйства в условиях НТП 11

4. Особенности структурной политики России на современном этапе 14

5.Заключение

Практикум 21

Список  использованной литературы 23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 
 

    Глубинный смысл нынешнего этапа экономических  реформ и структурной политики государства  состоит в том, чтобы предприятия  как основное звено хозяйства  приобрели истинно рыночный облик.

    Естественно, для этого требуется соответствующая  экономическая среда. Однако очень  много зависит от самих предприятий.

    Необходимо  создавать новую систему производственных связей, структурировать среду своего обитания, создавать в том числе  корпоративные структуры, в которые бы входили промышленные предприятия, финансовые компании, сервисные, страховые и другие коммерческие организации. Хотелось бы отметить, что для подтверждения вышесказанного автором использовался практический опыт, полученный в ходе анкетирования высшего менеджерского состава предприятий легкой промышленности Калуги и Калужской области, а также в ходе проведения комплексного анализа некоторых предприятий текстильной швейной промышленности Москвы.

    Необходимость реформирования экономики назрела на всех ее уровнях.

    Одним из основных препятствий на пути к  экономическому росту становится медленный  процесс преобразований на микроуровне, т.е. на уровне промышленных предприятий. Согласно Программе правительства  РФ на 1997-2000 гг. "Структурная перестройка и экономический рост", дальнейшее проведение реформ связано с активной структурной перестройкой, в основе которой находится реструктуризация промышленных предприятий.

    При этом процесс реструктуризации промышленных предприятий не может рассматриваться как самоцель, а должен исходить из необходимости формирования состава и структуры промышленного комплекса, адекватных условиям рынка. Опыт практической работы на предприятиях легкой промышленности Москвы и Калужской области позволяет сформулировать следующие положения, предшествующие реструктуризации промышленных предприятий.

    Первое  и существенное звено, характеризующее  готовность предприятия к реформированию, - это разграничение прав и ответственности  между собственниками, акционерами  и управляющими.

    Второе  состоит в том, что у менеджеров предприятия должен быть создан определенный психологический настрой, мотивационная  основа, направленные на создание в  своем коллективе необходимой атмосферы.

    Помимо  вышеупомянутого необходима выработка  действий государственной политики по структурной перестройке экономики, направленной на диверсификацию ее структуры, придание приоритета развитию наукоемких отраслей, отраслевое развитие которых будет способствовать ориентации российской экономики на осуществление увеличения в ее структуре доли потребительского комплекса.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Структура национального хозяйства. 
 
 

    Структура национального хозяйства – это сложившиеся пропорции отдельных отраслей и территорий, производств, комплексов с соответствующим уровнем хозяйственных связей между всеми элементами экономики страны. Экономика должна изучать домашнее, семейное хозяйство, фирмы, а также комплексные единицы: отрасли, группы отраслей – комплексы, сектора, сферы (например, сфера услуг или банковская).

    Анализ  хозяйственного функционирования национальной рыночной экономики сегодня основывается на технике Системы Национальных Счетов (СНС). Она сводится к расчету обобщающих показателей развития экономики на различных стадиях процесса воспроизводства и взаимной увязке этих показателей между собой. Каждой стадии воспроизводства соответствует специальный счет или группа счетов, и имеется возможность проследить движение массы производимых товаров и услуг, а также добавленной стоимости от производства до использования.

    По  СНС экономика состоит из следующих  основных секторов:

  1. нефинансовые корпоративные предприятия, занятые производством товаров и услуг, реализуемых на рынке (или реальный сектор);
  2. финансовые учреждения и корпорации;
  3. государственные предприятия и учреждения;
  4. частные некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;
  5. домашние хозяйства;
  6. остальной мир, в том числе внешнеэкономические связи.

    СНС включает в валовой продукт, национальный доход не только объем товаров, производимых в сфере материального производства, но и услуги.

    Оптимальная структура национального хозяйства  страны создается в результате эффективной  многолетней экономической политики, учитывающей как государственные  условия развития экономики, так  и особенности развития мирового хозяйства. Для российской государственной политики данное направление трансформации федерального хозяйства оказалось одним из самых сложных и мало результативным. В начале 90-х гг., когда произошла смена целей и задач функционирования экономики России, ее структура имела гипертрофированное развитие ОПК и сопряженных с ним отраслей промышленности, непропорционально низкий уровень производства товаров народного потребления и в сфере услуг. Сырьевые отрасли во многом компенсировали слабость этих отраслей, частично это достигалось за счет низких запросов населения, частично – за счет минимальной дифференциации общества, не характерных для развитого хозяйства. Провозглашенные в 1992 г. меры по улучшению структуры народного хозяйства – развитие передовых отраслей промышленности, увеличение производства потребительских товаров и услуг, уменьшение доли ОПК, сырьевых отраслей в общем объеме ВВП – практически реализовать не удалось. Создание элементов рыночной инфраструктуры – одно из немногих позитивных изменений (табл. 2). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Таблица 2

Счет  производства по отраслям (валовой  выпуск в текущих  ценах к итогу, %)

    Отрасли
    1989 г.
    1994 г.
    1997 г.
    1999 г.
    Производство  товаров, 
    в том числе по отраслям:
    100,0
    100,0
    100,0
    100,0
    Промышленность
    68,3
    66,8
    68,0
    71,2
    сельское хозяйство  и лесное хозяйство
    17,5
    14,6
    14,7
    13,5
    Строительство
    13,3
    17,8
    16,0
    14,4
    прочие виды материального производства
    0,9
    0,8
    1,3
    0,9
    Производство  услуг, 
    в том числе:
    100,0
    100,0
    100,0
    100,0
    рыночные услуги в отраслях, 
    из них:
    51,1
    66,1
    72,0
    68,5
    Транспорт
    20,6
    14,8
    17,8
    16,2
    Связь
    1,5
    1,8
    2,8
    3,1
    торговля и  общественное питание
    10,1
    26,4
    26,6
    29,6
    жилищно-коммунальное хозяйство
    9,9
    4,7
    12,3
    12,2
    финансы, кредит, страховое и пенсионное обеспечение
    1,4
    10,1
    2,4
    1,8
    нерыночные услуги в отраслях,  
    из них:
    48,9
    33,9
    28,0
    31,5
    наука и научное  обслуживание
    9,8
    1,3
    1,0
    2,2
    здравоохранение, физкультура и социальное обеспечение
    7,4
    5,0
    6,0
    7,3
    образование, культура и искусство
    12,0
    7,1
    6,2
    7,5
    оборона и управление
    17,6
    11,1
    9,9
    12,7
 
 

    За  годы реформирования произошли изменения  в основных макроэкономических пропорциях страны.

    Обеспечение общественных потребностей в переходный период не имеет адекватного механизма. Противоречия между различными секторами  и имеющимися у правительства ресурсами для решения общественных потребностей являются одними из самых сложных. Научно-технический потенциал страны, высокий образовательный ценз населения, необходимость срочного решения экологических нарушений сейчас не соотносятся с оставшимися у государства ресурсами.

    Быстрое падение материального производства в РФ происходило в соответствии с законами рынка и при минимальном  регулировании этого процесса правительством. Радикальная экономическая реформа  вызвала в России, прежде всего, огромный рост цен и дефицит государственного бюджета. После принятия "разрешительных" решений – почти полного отказа от контроля над ценами и разгосударствления собственности – правительство стало пытаться ограничивать рост расходов, увеличить доходы, т.е. сбалансировать существование своих бюджетных отраслей и унитарных предприятий с негосударственным сектором.

    Одна  из главных пропорций в реальной сфере – это соотношение между промышленностью и сельским хозяйством. Мы уже говорили, когда рассматривали структуру ВВП, что диспаритет цен катастрофически влияет на аграрный сектор. Если в 1970 г. сельское хозяйство производило 30,1% от объема производства промышленности, в 1990 г. – 48,3, то в 1994 г. – 19,2%. После 1998 г. доля аграрного сектора стала расти, и в 1999 г. она составила 21,2%. Однако у многих хозяйствующих на земле субъектов, в т.ч. и у фермеров, единоличников-крестьян, по-прежнему преобладают негативные оценки перспектив развития сельского хозяйства в стране.

    Необходимо  отметить, что в 1999-2001 гг. тенденция развития в промышленности стала меняться, и те отрасли, которые сокращали производство несколько лет, за последние годы стали его наращивать. Выросло значение сырьевых отраслей. Существенно снизился выпуск станков, оборудования, средств передвижения, оборонной техники, а наибольшее падение объемов производства зафиксировано в легкой промышленности.

    В 90-е годы шло формирование отраслевой структуры экономики, характерное  для полуколониальной, развивающейся  страны. Разбухшая за годы реформ сфера  посреднических и торговых услуг – это одно из немногих "достижений" в трансформации хозяйства. Сфера услуг существует и расширяется за счет суженной сферы материального производства, т.е. благодаря тому, что посредники и их фирмы паразитируют на промышленности и сельском хозяйстве.

Информация о работе Структура национального хозяйства