Структура национального хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 17:55, курсовая работа

Краткое описание

Необходимо создавать новую систему производственных связей, структурировать среду своего обитания, создавать в том числе корпоративные структуры, в которые бы входили промышленные предприятия, финансовые компании, сервисные, страховые и другие коммерческие организации. Хотелось бы отметить, что для подтверждения вышесказанного автором использовался практический опыт, полученный в ходе анкетирования высшего менеджерского состава предприятий легкой промышленности Калуги и Калужской области, а также в ходе проведения комплексного анализа некоторых предприятий текстильной швейной промышленности Москвы.

Содержание

1. Введение

2. Структура национального хозяйства 5

3. Основные направления развития структуры национального хозяйства в условиях НТП 11

4. Особенности структурной политики России на современном этапе 14

5.Заключение

Практикум 21

Список использованной литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая-1.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

    В целом в современных условиях структурная политика должна реализовываться на основе применения следующих базовых принципов:

  • конкурентный рынок как главный регулятор экономического развития;
  • минимизация и оптимизация государственного вмешательства в экономику;
  • открытость экономики;
  • либерализация экономической деятельности на микроуровне.

    Необходимость обеспечить решение основных социально-экономических  задач – таких, как достижение устойчивых темпов  экономического роста при позитивных сдвигах в структуре экономики и обеспечение роста реальных доходов населения делает экономически рациональной и реализуемой стратегию структурного маневра, основанного на  сценарии «активного позиционирования на рынках». Эта стратегия базируется на постепенном изменении сложившейся структуры экономики за счет имеющихся преимуществ предприятий и производств, конкурентоспособных на мировом рынке,  при последовательном распространении импульсов роста в смежные отрасли промышленности и другие народнохозяйственные комплексы.

    Структурная политика будет направлена на опережающее  развитие тех отраслей и подотраслей, продукция и услуги которых пользуются спросом на мировом рынке. В рамках такого подхода можно выделить "традиционные" экспортные отрасли (прежде всего, в сырьевом секторе и перерабатывающей промышленности), а также "новые" экспортные отрасли в сфере услуг.

    Стимулирование  экспортеров на использование прибыли  и амортизации для вложений в  техническое перевооружение своих  предприятий, должно сопровождаться мерами по повышению участия в этом перевооружении отечественного машиностроения. Дополнительные заказы и финансовые инвестиции со стороны экспортеров, создают предпосылки для роста внутреннего спроса, в первую очередь на продукцию отечественного инвестиционного машиностроения.

    Будет поощряться переход компаний с крупными государственными пакетами акций к закупкам оборудования на основе открытых конкурсов.

    Основная  задача, которую придется решать в  отношении монопрофильных городов, состоит в том, чтобы создать  механизм изменения ситуации в моногородах, адекватный рыночной экономической  системе и потому обеспечивающий возможность саморазвития этих населенных пунктов и их гибкой адаптации к изменениям окружающей среды без постоянного обращения к ресурсам государства.

    Выведение в устойчивый режим работы и развития градообразующих предприятий моногородов требует их реструктуризации, которая должна включать: мероприятия, направленные на погашение долгов; создание управленческих предпосылок успешной реструктуризации предприятия; подготовку графика первоочередных мероприятий по реструктуризации.

    Важнейшей задачей является  диверсификация экспорта с постепенным увеличением доли продукции обрабатывающих отраслей с относительно высокой добавленной стоимостью, на конкретных узких сегментах рынка, где имеются выраженные конкурентные преимущества. В частности, продукции промежуточных и высоких переделов лесопромышленного, металлургического и химического комплексов, авиапромышленности, атомной промышленности, энергетического машиностроения, отдельных сегментов рынка судостроения, вооружений, услуг космического комплекса.

    Приоритетными направлениями государственной  инвестиционной политики станут комплексное  обновление производственной и непроизводственной инфраструктуры и содействие научно-техническому прогрессу, прежде всего, в сферах высоких  технологий.

    Важным инструментом повышения качества отечественной продукции (прежде всего в обрабатывающих отраслях промышленности) будет развитие стандартов и технических требований к выпускаемой продукции, включая требования безопасности потребителя, экологической безопасности, энергоемкости и др. При этом, наряду с системой государственных стандартов и сертификации будут поддерживаться добровольные схемы регулирования качества товаров и услуг, устанавливаемые и контролируемые «саморегулирующимися» организациями производителей и потребителей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    Даже  при малых инвестиционных ресурсах в стране можно и нужно так  направлять экономическую политику, чтобы явственно обозначались и  стимулировались "точки роста". В России на сегодня таковыми могут  быть легкая промышленность, пищевая промышленность, ряд отраслей АПК, строительство жилья, наукоемкий малый бизнес и другое.

    Направления реструктуризации промышленного производства: разработка и внедрение стратегии  развития предприятия; привлечение  профессионального менеджерского состава для управления предприятием; оптимизация организационных структур; диверсификация производства и выпускаемой продукции; освоение принципиально новой высококонкурентной продукции; передача в лизинг или продажа другим субъектам неэффективно используемых мощностей.

    Однако  нельзя забывать, что на данном этапе  требуются методические подходы  к определению эффективной структуры  производственного потенциала, созданию эффективно действующей системы  управления его функционированием, регулированию взаимосвязей, оптимизации развития каждого его элемента с целью достижения максимальной экономической эффективности производства. Этой задачи не решить без углубленного изучения и обобщения массового эмпирического материала.

    Для разработки методологии реструктуризации как промышленности в целом, так и отдельно взятых предприятий необходимы серьезные исследования сущности производственного потенциала, тенденций его формирования и развития, характера межгосударственных и межотраслевых вещественных и стоимостных взаимосвязей в их единстве.

    Сегодня в центре реорганизации экономики  России проблема оптимального сочетания  централизации и децентрализации, управления и планирования интеграции НИОКР и производства, поиска и  завоевания новых рынков.

    Практика 

    Сравните  отраслевую структуру промышленности советской экономики в 1989 году и  российской экономики в 2003 году, приведенную  в таблице: 

Отрасли Удельный вес  отраслей промышленности в 

1989 году(%)

Удельный вес  отраслей промышленности в 

2003 году(%)

Электроэнергетика

и топливная  промышленность

10,5 31,3
Черная  и цветная промышленность 9,2 16,7
Химическая  и лесная промышленность 11,2 10,4
Машиностроение 29,3 20,2
Промышленность  стройматериалов 3,8 3,1
Легкая  промышленность 13,9 1,4
Пищевая промышленность 14,7 13,6
Другие  отрасли 7,4 3,3
Вся промышленность 100 100
 

    Рассчитайте долю тяжелой и легкой, а также  долю обрабатывающей и добывающей промышленности в общем промышленном производстве в эти годы. Чем вы объясните  произошедшие за эти года изменения? Отраслевая структура 1989 или 2003 года наиболее соответствует современным структурным сдвигам? 

    Доля  тяжелой промышленности в 1989 году составляла 64%, легкой и пищевой – 28,6%. В 2003 году доля тяжелой промышленности увеличилась  до 81,7%, а легкой снизилась до 15%. Снижение доли легкой и пищевой промышленности объясняется большей открытостью российской экономики по сравнению с советской, в связи с чем произошла переориентация спроса потребителей с отечественных товаров широкого потребления на импортные. В то же время доля тяжелой промышленности увеличилась за счет расширения доли добывающей отрасли, которая возросла с 10,5% до 31,3%. При этом доля обрабатывающих отраслей снизилась с 82,1% до 65,4%. Это объясняется структурной переориентацией российской экономики на экспорт сырья и топлива из страны и переливом экономических ресурсов их неконкурентоспособных на мировом рынке обрабатывающих отраслей в конкурентоспособные добывающие отрасли. Такие структурные сдвиги в российской экономике противоречат индустриальных развитых стран сдвигами, состоящими в снижении доли добывающих отраслей в экономике, что обусловлено распространением энерго- и ресурсосберегающих технологий и переходом к сервисной экономике. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы: 
 

1. Безруков В., Сафронов Б., Мельников Б. Социально-экономическое развитие РФ в 2003 году и прогноз на 2004 год // Экономист. 2004. № 1. 
2. Игошин Н. В. Экономика. – М.: ЮНИТИ, 2004. 
3. Кузьмин С. Сдвиги и проблемы в социально-экономическом развитии России //Экономист. 2003. № 7. 
4. Любимцев С. Структурная модернизация экономики // Экономист, 2003. № . 
5. Мау В. Итоги 2003 года и итоги четырехлетия: политика против экономики // Вопросы экономики. 2004. № 3. 
6. Райская Н., Сергиенко Я., Френкель А., Цухло С. Платежеспособный спрос и структурные изменения в промышленности // Экономист. 2004. № 2. 
7. Ясин Е. Г. Нерыночный сектор. Структурные реформы и экономический рост // Государственный университет – Высшая школа экономики. 07.07.2003. /httр://www.liberal.ru 
8. Ясин Е. Г. Перспективы российской экономики. Проблемы и факторы роста. М.: ГУ-ВШЭ, 2003.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Структура национального хозяйства