Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 16:48, реферат
Функции культуры с точки зрения их социально-экономического содержания состоят в духовном обогащении человека и воздействии через это на конечные экономические результаты. Культурный комплекс представляет собой совокупность предприятий, учреждений и организаций, решающих специфические задачи по развитию и самореализации личности, гуманизации общества и сохранению самобытности народов. Правовой базой сохранения и развития отечественной культуры является целая серия законов РФ, среди которых ведущая роль отводится Закону РФ от 9 октября 1992 г. №3612-1 (ред. от 21.12.2009) «Основы законодательства Российской Федерации о культуре».
Контрольная
работа на тему «Структура
финансирования культуры
по уровням бюджета
и структура расходов
госбюджета на культуру
по статьям расходов».
Дворник
Елены
Функции культуры с точки зрения их социально-экономического содержания состоят в духовном обогащении человека и воздействии через это на конечные экономические результаты. Культурный комплекс представляет собой совокупность предприятий, учреждений и организаций, решающих специфические задачи по развитию и самореализации личности, гуманизации общества и сохранению самобытности народов. Правовой базой сохранения и развития отечественной культуры является целая серия законов РФ, среди которых ведущая роль отводится Закону РФ от 9 октября 1992 г. №3612-1 (ред. от 21.12.2009) «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». Деятельность библиотек, музеев, театров, киноотрасли регулируется дополнительно принятыми специальными законами.
Выполняя
комплекс задач по идеологическому
и социальному обслуживанию населения,
направленных на расширенное воспроизводство
общества, культура, так же как и
образование, выступает одним из
основных претендентов на средства государственного
бюджета. В то же время культура располагает
значительным коммерческим потенциалом
и при умелом его использовании
может внести существенный вклад
в развитие отечественной экономики.
Примером может служить концертная
деятельность. Сочетание бюджетного
финансирования культуры с элементами
самофинансирования вполне вписывается
в структуру современного рыночного
механизма. Например, музеи наряду с
поиском реликвий, организацией их
реставрации, хранения, изучения должны
удовлетворять и индивидуальные
запросы посетителей. Тем самым
они не только участвуют в историческом
или художественном процессе, выполняя
социальный заказ, но и реализуют
коммерческий подход к использованию
музейных коллекций. Дома, дворцы культуры,
другие культурно-досуговые
Действующее
законодательно в сфере культуры
предусматривает, что государство
берет на себя обязательства по обеспечению
доступности для граждан
- осуществлять бюджетное финансирование государственных и в необходимых случаях негосударственных организаций культуры;
- стимулировать бюджетное финансирование посредством предоставления налоговых льгот предприятиям, физическим лицам, вкладывающим свои средства в эти цели;
- устанавливать особый порядок налогообложения некоммерческих организаций культуры;
- способствовать развитию благотворительности в области культуры;
- осуществлять поддержку малообеспеченных граждан.
Для организаций, находящихся в государственной собственности, перераспределение средств осуществляется через бюджет, который аккумулирует различные виды налогов и платежей, и служит источником финансовых ресурсов учреждений некоммерческого характера.
Хотя финансирование учреждений культуры является многоканальным, главной его составляющей является государственное финансирование из бюджета различных уровней – федерального, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.
Бюджетное финансирование является основой государственных гарантий сохранения и развития культуры в Российской Федераций. В настоящее время известно несколько предложений по расчету сумм средств, необходимых для этих целей:
- исходя из нормы бюджетного финансирования на человека и численности населения;
- на основе процента от суммы национального дохода, создаваемого в регионе;
- на основе заданного процента от общей суммы расходов бюджета.
В
Федеральном законе об основах законодательства
РФ по культуре принят именно этот подход.
Указано, что на культуру должно направляться
не менее 2% от федерального бюджета
и 6% от территориальных бюджетов. Предусмотрена
необходимость регулярного
В реальной практике ни федеральные, ни региональные власти не выполняют требований законодательства из-за дефицитности бюджетов. Методы определения общественно необходимых затрат (бюджетных ассигнований) основаны на том, что финансируется не культурная деятельность как таковая, а конкретные организации (учреждения) культуры. Бюджетные средства выделяются тем учреждениям, которые не ориентированы на коммерческие формы деятельности, хотя и используют рыночные элементы хозяйствования.
Как
и в других областях социальной значимости,
в отношении бюджетных
В
таблице 1 представлена группировка
экономической структуры
Таблица 1
Группировка
экономической структуры
Наименование | Государственные | Негосударственная сеть учреждений и организаций | |
учреждения | организации | ||
1.
Текущая деятельность:
1.1. финансирование в разрезе экономических статей 1.2. финансирование в форме субсидий |
+ - |
- + |
- + |
2.
Реализация региональных и |
+ | + | + |
3.
Финансовая поддержка особо |
+ |
+ |
- |
4.
Проведение фестивалей, конкурсов
и других мероприятий за счет
средств:
4.1.государственного,
регионального и местного |
+ |
+ |
+ |
5.
Государственные инвестиции на:
5.1. оборудование 5.2. капитальный ремонт и реставрацию объектов культуры 5.3. новое строительство |
+ + + |
+ + + |
- - - |
Данные
таблицы 1 позволяют определить содержание
расходов с точки зрения видов
деятельности и форм финансирования.
Необходимо иметь в виду, что состав
расходов отрасли можно представить
через источники
Важное
значение для решения вопроса
о государственном
Финансовые средства организации культуры образуются за счет:
физическими лицами;
завещаниям;
законодательством Российской Федерации.
Таким
образом, государственная политика учреждений
культуры в первую очередь направлена
на обеспечение необходимых условий для
реализаций конституционных прав граждан
РФ на свободу творчества, участие в культурной
жизни и пользование учреждениями культуры,
доступа населения к культурным ценностям.
Бюджетное финансирование
Рассматривается
многоканальная система финансирования
и уровни распределения ресурсов,
представленные в таблице:
Таблица 2.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ | РЕГИОНАЛЬНЫЕ
БЮДЖЕТЫ |
КОРПОРАТИВНЫЕ
БЮДЖЕТЫ |
СЕМЕЙНЫЕ
БЮДЖЕТЫ | |||||||||||||||||||||
Бюджетные ассигнования центральным органам культуры | Бюджетные ассигнования региональным органам культуры | |||||||||||||||||||||||
Бюджетные ассигнования центральным фондам поддержки культуры | Бюджетные ассигнования региональным фондам поддержки культуры | Спонсорские взносы в фонды поддержки культуры | ||||||||||||||||||||||
Налоговые льготы участникам культурной деятельности | Налоговые льготы участникам культурной деятельности | Ценовые льготы участникам культурной деятельности |
|
|||||||||||||||||||||
Адресная поддержка неимущих граждан культуры (социальные трансферты) | Адресные спонсорские взносы | Оплата культурных услуг | Донорские взносы, дары |