Структура финансирования культуры по уровням бюджета и структура расходов госбюджета на культуру по статьям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 16:48, реферат

Краткое описание

Функции культуры с точки зрения их социально-экономического содержания состоят в духовном обогащении человека и воздействии через это на конечные экономические результаты. Культурный комплекс представляет собой совокупность предприятий, учреждений и организаций, решающих специфические задачи по развитию и самореализации личности, гуманизации общества и сохранению самобытности народов. Правовой базой сохранения и развития отечественной культуры является целая серия законов РФ, среди которых ведущая роль отводится Закону РФ от 9 октября 1992 г. №3612-1 (ред. от 21.12.2009) «Основы законодательства Российской Федерации о культуре».

Вложенные файлы: 1 файл

Функции культуры с точки зрения их социально.docx

— 38.90 Кб (Скачать файл)

                                     Белорусский государственный университет

                                               (гуманитарный факультет) 
 
 
 
 
 
 

           Контрольная  работа на тему «Структура финансирования культуры по уровням бюджета и структура расходов госбюджета на культуру по статьям расходов». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                  Студентки заочного отделения   

                                                                                     социальная работа  4 курс

      Дворник Елены  

   Функции культуры с точки зрения их социально-экономического содержания состоят в духовном обогащении человека и воздействии через  это на конечные экономические результаты. Культурный комплекс представляет собой  совокупность предприятий, учреждений и организаций, решающих специфические  задачи по развитию и самореализации личности, гуманизации общества и сохранению самобытности народов. Правовой базой сохранения и развития отечественной культуры является целая серия законов РФ, среди которых ведущая роль отводится Закону РФ от 9 октября 1992 г. №3612-1 (ред. от 21.12.2009) «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». Деятельность библиотек, музеев, театров, киноотрасли регулируется дополнительно принятыми специальными законами.

     Выполняя  комплекс задач по идеологическому  и социальному обслуживанию населения, направленных на расширенное воспроизводство  общества, культура, так же как и  образование, выступает одним из основных претендентов на средства государственного бюджета. В то же время культура располагает  значительным коммерческим потенциалом  и при умелом его использовании  может внести существенный вклад  в развитие отечественной экономики. Примером может служить концертная деятельность. Сочетание бюджетного финансирования культуры с элементами самофинансирования вполне вписывается  в структуру современного рыночного  механизма. Например, музеи наряду с  поиском реликвий, организацией их реставрации, хранения, изучения должны удовлетворять и индивидуальные запросы посетителей. Тем самым  они не только участвуют в историческом или художественном процессе, выполняя социальный заказ, но и реализуют  коммерческий подход к использованию  музейных коллекций. Дома, дворцы культуры, другие культурно-досуговые организации  наряду с обслуживанием посетителей  создают условия для занятий  художественной самодеятельностью, народным творчеством, обеспечивая сохранение преемственности традиций, воссоздание  основ фольклорного творчества. Театральные  коллективы своим творчеством удовлетворяют  как эстетические потребности населения, так и активно влияют на психологию зрителей, формируя общественное мнение. При этом значительная часть затрат на содержание театров покрывается за счет доходов от реализации билетов на спектакли.

   Действующее законодательно в сфере культуры предусматривает, что государство  берет на себя обязательства по обеспечению  доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей  и благ, с этой целью государство  намеревается:

- осуществлять бюджетное финансирование государственных и в необходимых случаях негосударственных организаций культуры;

- стимулировать бюджетное финансирование посредством предоставления налоговых льгот предприятиям, физическим лицам, вкладывающим свои средства в эти цели;

- устанавливать особый порядок налогообложения некоммерческих организаций культуры;

- способствовать развитию благотворительности в области культуры;

- осуществлять поддержку малообеспеченных граждан.

      Для организаций, находящихся в государственной  собственности, перераспределение  средств осуществляется через бюджет, который аккумулирует различные  виды налогов и платежей, и служит источником финансовых ресурсов учреждений некоммерческого характера.

      Хотя  финансирование учреждений культуры является многоканальным, главной его составляющей является государственное финансирование из бюджета различных уровней – федерального, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

     Бюджетное финансирование является основой государственных гарантий сохранения и развития культуры в Российской Федераций. В настоящее время известно несколько предложений по расчету сумм средств, необходимых для этих целей:

- исходя из нормы бюджетного финансирования на человека и численности населения;

- на основе процента от суммы национального дохода, создаваемого в регионе;

- на основе заданного процента от общей суммы расходов бюджета.

     В Федеральном законе об основах законодательства РФ по культуре принят именно этот подход. Указано, что на культуру должно направляться не менее 2% от федерального бюджета  и 6% от территориальных бюджетов. Предусмотрена  необходимость регулярного уточнения  объемов финансирования для возмещения дополнительных затрат из-за инфляционных процессов.

     В реальной практике ни федеральные, ни региональные власти не выполняют требований законодательства из-за дефицитности бюджетов. Методы определения общественно  необходимых затрат (бюджетных ассигнований) основаны на том, что финансируется  не культурная деятельность как таковая, а конкретные организации (учреждения) культуры. Бюджетные средства выделяются тем учреждениям, которые не ориентированы  на коммерческие формы деятельности, хотя и используют рыночные элементы хозяйствования.

     Как и в других областях социальной значимости, в отношении бюджетных учреждений культуры применяется жесткая регламентация  и детализация текущих расходов.

     В таблице 1 представлена группировка  экономической структуры расходов, финансируемых за счет бюджетных  средств по отрасли «культура».

Таблица 1

     Группировка экономической структуры расходов, финансируемых за счет бюджетных  средств по отрасли «культура»

Наименование Государственные Негосударственная сеть учреждений и организаций
учреждения организации
1. Текущая деятельность:

1.1. финансирование  в разрезе экономических статей

1.2. финансирование  в форме субсидий

 
+ 

-

 
- 

+

 
- 

+

2. Реализация региональных и федеральных целевых программ + + +
3. Финансовая поддержка особо ценных  объектов культурного наследия  народов РФ (федеральный и региональный  бюджет) + 
+ 
- 
4. Проведение фестивалей, конкурсов  и других мероприятий за счет  средств:

4.1.государственного, регионального и местного значения

 
 
+
 
 
+
 
 
+
5. Государственные инвестиции на:

5.1. оборудование

5.2. капитальный  ремонт и реставрацию

объектов  культуры

5.3. новое  строительство

 
+

+ 

+

 
+

+ 

+

 
-

- 

-

 

     Данные  таблицы 1 позволяют определить содержание расходов с точки зрения видов  деятельности и форм финансирования. Необходимо иметь в виду, что состав расходов отрасли можно представить  через источники финансирования, уровни бюджетов, направления деятельности и т.д.

     Важное  значение для решения вопроса  о государственном финансировании отечественной культуры имеет классификация  направлений деятельности учреждений и организаций. Группировка функций  на социально значимые и развлекательно-досуговые  позволяет определить степень государственного участия в покрытии затрат отрасли. Безусловно, финансированию подлежат социально значимые виды деятельности, при этом определяется возможный уровень коммерциализации оказываемых услуг.

    Финансовые  средства  организации  культуры  образуются  за счет:

  • бюджетных ассигнований и других поступлений от учредителя;
  • доходов от платных форм культурной деятельности;
  • платежей за оказание  услуг  по  договорам  с  юридическими  и

    физическими лицами;

  • добровольных пожертвований,  субсидий,  средств, полученных по

    завещаниям;

  • кредитов банков и иных кредитных учреждений;
  • других доходов     и     поступлений    в    соответствии    с

    законодательством Российской Федерации.

     Таким образом, государственная политика учреждений культуры в первую очередь направлена на обеспечение необходимых условий для реализаций конституционных прав граждан РФ на свободу творчества, участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступа населения к культурным ценностям. 

       Бюджетное финансирование учреждений  культуры осуществляется из бюджета  различных уровней. Кроме того, необходимо пересмотреть норматив  бюджетных отчислений для учреждений  культуры, увеличив его не менее  чем вдвое.

      Рассматривается многоканальная система финансирования и уровни распределения ресурсов, представленные в таблице: 
 
 
 

      Таблица 2.

 
   
   
   
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ
РЕГИОНАЛЬНЫЕ

БЮДЖЕТЫ

  КОРПОРАТИВНЫЕ

БЮДЖЕТЫ

СЕМЕЙНЫЕ

БЮДЖЕТЫ

                 
 
                       
  Бюджетные ассигнования центральным органам культуры
Бюджетные ассигнования региональным органам  культуры              
                       
  Бюджетные ассигнования центральным фондам поддержки культуры
Бюджетные ассигнования региональным фондам поддержки  культуры   Спонсорские взносы в фонды поддержки культуры
     
                       
Налоговые льготы участникам культурной деятельности
Налоговые льготы участникам культурной деятельности   Ценовые льготы участникам культурной деятельности
 
 
 
 
      ФИНАНСОВЫЕ  РЕСУРСЫ КУЛЬТУРЫ          
 
   
                       
   
Адресная  поддержка неимущих граждан культуры (социальные трансферты)   Адресные  спонсорские взносы
Оплата культурных услуг   Донорские взносы, дары

Информация о работе Структура финансирования культуры по уровням бюджета и структура расходов госбюджета на культуру по статьям