Субъекты и объекты международных экономических отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 21:22, реферат

Краткое описание

Особенности МЭО связаны с их спецификой как международных и вытекают из особо больших размеров хозяйственного пространства, ограниченной мобильности факторов производства и некоторых видов ресурсов, действий специальных экономических инструментов. В качестве объектов МЭО выступают товары и услуги, а также ресурсы, вовлекаемые в международный обмен, а субъектами являются частные фирмы и отдельные предприниматели; государственные структуры; органы управления разных уровней, предприятия и учреждения; международные организации, учреждения и корпорации.

Содержание

Введение.…………………………………………………………………………..3
1. Сущность, основы, объекты и субъекты международных экономических отношений (МЭО)………………...……………….…….......................................4
2. Международные экономические отношения Великобритании……..............8
3. Международные экономические отношения Республики Беларусь …...…10
Заключение……………………………………………………………………….13
Список использованных источников…………………………………………...14

Вложенные файлы: 1 файл

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ.docx

— 45.13 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

“Брестский государственный технический университет”

Строительный факультет

Кафедра экономической теории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине:«Экономическая теория»

на тему: «Субъекты и объекты международных экономических отношений»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 3-го курса

строительного факультета,

группы КП-21

Бондарева К.В.

Проверила: 

Ткачук С.Н.

 

 

 

Брест 2012

Содержание

Введение.…………………………………………………………………………..3

1. Сущность, основы, объекты и субъекты международных экономических отношений (МЭО)………………...……………….…….......................................4

2. Международные экономические отношения Великобритании……..............8

3. Международные экономические отношения Республики Беларусь …...…10

Заключение……………………………………………………………………….13

Список использованных источников…………………………………………...14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Развитие стран мирового сообщества характеризуется постоянным расширением их взаимных хозяйственных связей. Этот процесс привел к созданию международной экономики - многогранного и сложного явления, выражающего высший этап развития общественного производства и функционирующего как системное образование на интернациональном уровне. Страны, участвующие в развитии международной экономики, естественно, играют разную роль в данном процессе и решают различные задачи. Однако при этом, как правило, преследуется главная цель - максимально использовать преимущества совокупного экономического потенциала мирового сообщества. [1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность, основы, объекты и субъекты международных экономических отношений (МЭО)

       Международные экономические отношения – система хозяйственных связей между национальными экономиками отдельных стран, соответствующими субъектами хозяйствования. МЭО – особая сфера деятельности, основанная на международном разделении труда. Международные экономические отношения находят практическое выражение в обмене между странами, представляющими их предприятиями, фирмами и организациями продукцией (товарами и услугами), в международной торговле, научно-технических, производственных, инвестиционных, валютно-финансовых и кредитных, информационных интернациональных связях, перемещении между ними трудовых ресурсов.

МЭО объективно вытекают из процесса разделения труда, международной специализации производства и науки, интернационализации хозяйственной жизни. Становление и развитие МЭО определяются усилением взаимосвязи экономик отдельных стран. Углубление и развитие международного разделения труда, а значит МЭО, зависят от естественных (природных, географических, демографических и т. п.) и приобретенных (производственных, технологических) факторов, а также социальных, национальных, этнических, политических и нравственно-правовых условий. Указанные выше практические составные направления и формы МЭО охватывают ряд сфер мирохозяйственной деятельности:

  • Международную торговлю;
  • Международную специализацию производства и научно-технических работ;
  • Обмен научно-технической информацией;
  • Валютно-финансовые и кредитные связи между странами;
  • Движение капитала и рабочей силы;
  • Деятельность международных экономических организаций, хозяйственное сотрудничество в решении глобальных проблем;
  • Международные информационные связи, формирование и возрастание роли Интернета, осуществление коммерческих операций с помощью компьютеров.

В качестве основных признаков МЭО как сферы развитого рыночного хозяйства могут быть названы следующие:

  1. Как и в любой национальной экономике, в основе мирового хозяйства и МЭО лежат разделение труда и обмен, только не внутринациональные, а международные, предполагающие, что производство и (или) потребление отдельных стран в той или иной мере связаны между собой;
  2. Участники МЭО экономически обособлены, в частности, в особенной форме национально-хозяйственного обособления, что объективно обусловливает товарно-денежный характер связей;
  3. В совокупности мирохозяйственных обменных связей МЭО более полно действуют законы спроса, предложения и свободного ценообразования, являющиеся краеугольными камнями любого рыночного механизма;
  4. Так же как национальные рынки, мировой рынок МЭО характеризуется конкуренцией товаров и услуг, продавцов и покупателей. Эта конкуренция жестче в силу больших объемов и набора обращающихся на рынке товаров и услуг. Она дополняется перемещением факторов производства (капитала, труда) между странами;
  5. Одна из основных форм МЭО – международная торговля – представляет собой множество межстрановых потоков продукции. В этих условиях формируются мировые товарные рынки, где осуществляются операции по купле-продаже товаров, носящие устойчивый, систематический характер;
  6. Обмен товарами и услугами, международное перемещение факторов производства опосредованы движением денег, системой расчетов, товарными кредитами, валютными отношениями. Наряду с товарными рынками функционируют мировой финансовый рынок, международная валютно-финансовая система. Движение капитала, иностранные инвестиции, долгосрочные международные, государственные кредиты придают мировой финансовой системе завершенный вид.
  7. МЭО предполагают собственную инфраструктуру, специальные институты. Они представлены международными экономическими, финансово-кредитными учреждениями и организациями как общемирового (ВТО, Международная торговая палата, Всемирный банк, Международный валютный фонд и т. д.), так и регионального значения (Еврокомиссия, ЕБРР и т. п.);
  8. МЭО подвержены монополизации. Она возможна по линии концентрации производства и сбыта частными предпринимательскими структурами и в результате международных, межгосударственных соглашений и союзов, объединяющих крупнейшие страны и фирмы поставщиков некоторых видов продукции;
  9. Особой сферой, фактором и результатом развития МЭО становится производственная, коммерческая, внешнеэкономическая деятельность ТНК;
  10. Усиливается роль обмена информацией и новых технологий как инструмента МЭО;
  11. МЭО не свободны от международного, регионального, государственного вмешательства и регулирования. Оно проявляется в межгосударственных экономических, торговых, кредитных, валютных, таможенных и платежных соглашениях и союзах. Кроме того, результаты регулирования внешнеэкономической деятельности в каждой отдельной стране также влияют на состояние и развитие МЭО.

Все сказанное выше принципиально характеризует содержание и поле действия современных МЭО, их особенности.

В качестве объектов МЭО выступают, прежде всего, товары и услуги, обращающиеся в международной торговле, объем которой превышает в настоящее время 11 трлн. Долл. Важная особенность здесь – устойчивость и масштабность товаропотоков. Обмен товарами и услугами отличается крупными объемами, широким ассортиментом, дифференциацией по качеству, как правило, большей конкурентоспособностью.

На современном этапе и тем более в перспективе особое место как объект МЭО приобретают технологии и информация, выделяясь в самостоятельную и динамичную сферу мирового хозяйства.

Предметом МЭО являются непосредственные связи по специализации и кооперированию в области производства и научно-технических работ. Особое значение приобрело перемещение факторов производства между странами, хотя в мирохозяйственных отношениях для этого есть ряд препятствий. Сюда относятся, прежде всего, движение капитала в разных формах, международное использование финансово-кредитных ресурсов, интернациональная миграция рабочей силы, обмен интеллектуальной собственностью.

В качестве особого объекта следует выделить многостороннее и разнообразное сотрудничество стран и международных организаций в области экологии и по решению других проблем глобального характера. Больше особенностей в субъектах МЭО. Отношения между партнерами из разных стран – это по преимуществу связи на уровне частных фирм, предприятий, отдельных предпринимателей, составляющие несущую основу мирохозяйственных контактов, при необходимой свободе выбора. Практически для большинства стран с рыночной экономикой это означает, что субъектам хозяйственной деятельности не требуется каких-то особых условий и разрешений на ведение внешнеэкономической деятельности, для них нет принципиальной разности между внутренним и внешним рынками. Тем не менее, их маркетинговая задача усложняется: необходимы постоянное изучение внешнего рынка, данной и перспективной ситуаций на нем, сравнительные оценки внутренних и международных условий и партнеров. Значительно возрастают роль и объем макроэкономического анализа. В то же время в качестве субъектов МЭО во многих случаях выступают государственные структуры: непосредственно правительственные и другие государственные органы различных уровней (центральные, региональные, муниципальные), а также государственные предприятия и организации. Варианты государственного участия различны:

  • Прямое осуществление операций центральными министерствами и ведомствами;
  • Осуществление операций региональными и муниципальными органами управления, в том числе целевые закупки и продажи продукции на внешнем рынке;
  • Предоставление полномочий отдельным предприятиям, фирмам, коммерческим и банковским структурам, в том числе частным, по осуществлению конкретных операций, совершению тех или иных внешнеэкономических сделок;
  • Гарантирование экспортно-импортных операций.

В роли субъектов МЭО выступают также международные организации, в частности системы ООН, особенно при предоставлении финансово-кредитной помощи, инвестировании средств в отдельные проекты. Масштабная деятельность в сфере МЭО осуществляется также транснациональными корпорациями и международными объединениями. Роль этих субъектов МЭО более значительна на рынке капиталов, финансово-кредитных и валютных ресурсов. [2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Международные экономические отношения Великобритании

Великобритания имеет частично регулируемую рыночную экономику. Рассчитывая по рыночным валютным курсам, Великобритания является шестой по размеру экономики в мире и второй в Европе после Германии.

Британская сфера услуг составляет примерно 73 % ВВП. Лондон, один из трёх «центров управления» мировой экономикой (наравне с Нью-Йорком и Токио), является крупнейшим финансовым центром наравне с Нью-Йорком и самый большой городской ВВП в Европе. Эдинбург также является крупным европейским финансовым центром.

Туризм является важной частью британской экономики и, с 27 миллионами туристов в 2004 году, страна занимает шестое место среди главных мест туризма мира, а Лондон посещает самое большое количество гостей среди всех городов мира.

Промышленная революция началась в Великобритании с изначальным упором на текстильную промышленность, за которой последовали такая тяжёлая промышленность, как судостроение, добыча угля и сталеплавление. Империя создавала зарубежные рынки для британской продукции, что позволяло Британии доминировать в международной торговле в XIX веке. По мере индустриализации других стран, вместе с двумя мировыми войнами, Великобритания стала терять конкурентные преимущества и тяжёлая промышленность стала угасать. Сейчас производство по-прежнему играет важную роль в экономике, однако занимала всего одну шестую ВВП в 2003 году.

Автомобильная промышленность является одной из основных в промышленном секторе Великобритании и в ней работает больше 800 000 человек с общим оборотом в £52 миллиарда и создает £26,6 миллиардов экспорта. Авиационная промышленность Британии является второй или третьей в мире (в зависимости от методов подсчёта) и имеет общий оборот в £20 миллиардов. Фармацевтическая промышленность Великобритании также играет важную роль и имеет третьи в мире расходы на исследования (после США и Японии).

В 2006 году Великобритания являлась девятым мировым потребителем энергии и пятнадцатым производителем. В 2007 году общее потребление энергии страной составило 9,5 квадриллионов BTU, состоявших из нефти (38 %), природного газа (36 %), угля (13 %), атома (11 %) и других возобновляемых источников (2 %). В 2009 году Соединённое Королевство производило 1,5 миллиона баррелей нефти в день, а потребляла 1,7 миллиона баррелей. В последнее время объёмы производства нефти стали сокращаться и с 2005 года Великобритания является импортёром нефти. На 2010 год Британия имела около 3,1 миллиардов баррелей доказанных резервов сырой нефти, самые крупные среди членов ЕС.

В 2009 году Великобритания была также 13-м производителем природного газа в мире и крупнейшим — в ЕС. Также как и с нефтью, в последнее время объёмы добычи стали сокращаться и с 2004 года страна стала импортировать газ. В том же 2009 году Соединённой Королевство добыло 19,7 миллионов тонн угля и потребила 60,2 миллиона тонн. На 2005 год общие резервы доступного к добыче угля составляли 171 миллион тонн, однако обширная прибрежная зона позволяет рассчитывать на потенциальные запасы от 7 до 16 миллиардов тонн благодаря технологии подземной газификации угля. Если рассчитывать из текущего потребления угля страны, этих запасов Британии хватит на период от 200 до 400 лет.

В Великобритании базируется несколько крупных энергетических компаний, включая две из шести крупнейших частных энергетических компаний, BP и Royal Dutch Shell [4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Международные экономические отношения Республики Беларусь

Республика Беларусь как независимое государство проводит самостоятельную внешнеэкономическую политику. Более 140 стран мира являются внешнеторговыми партнерами Беларуси. Одним из основных направлений внешнеторгового сотрудничества с европейскими государствами является торгово-экономические отношения со странами Евросоюза.

Ведущими торговыми партнерами Республики Беларусь в Европе являются Германия, Польша, Латвия, Литва, Эстония, Нидерланды, Великобритания. Внешнеторговое сотрудничество Республики Беларусь как с европейскими, так и с остальными странами мира строится в рамках двустороннего и многостороннего торгово-экономического сотрудничества. Особенно это актуально применительно к сотрудничеству Республики Беларусь со своими ближайшими соседями. Уже с мая 2004 г. Литва, Латвия, Эстония и Польша стали полноправными членами Европейского союза, граница которого вплотную приблизилась к территории Республики Беларусь.

Соседство с границами ЕС приобрело качественно иное значение для внешнеторговой политики нашей страны. Ключевыми моментами во внешнеэкономической политике Беларуси по данному направлению стали проблемы пересмотра и приведение в соответствие со стандартами ЕС инструментов регулирования внешней торговли. Польша, Латвия, Литва и Эстония теперь обязаны применять единый таможенный тариф ЕС и все таможенные процедуры, которые, несомненно, отразятся на их торговых отношениях с третьими странами как при экспорте, так и при импорте товаров. Таким образом, важным проблемным полем остается пересмотр двусторонней договорно-правовой базы торгово-экономического сотрудничества между Республикой Беларусь и этими странами. Очевидно, что каким бы сложным ни виделся переговорный процесс по этим вопросам как для Республики Беларусь, так и для ее соседей, просто необходимо выработать взаимную концепцию для нормального сотрудничества в области внешней торговли .

Информация о работе Субъекты и объекты международных экономических отношений