Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 13:53, доклад
В развитии экономики государство призвано корректировать те недостатки, которые присущи рыночному механизму. Рынок не способствует рациональному использованию исчерпаемых ресурсов, защиты окружающей среды, не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству. Рынок всегда был ориентирован на удовлетворение сиюминутных экономических интересов.
В развитии экономики государство
призвано корректировать те недостатки,
которые присущи рыночному
Административные методы государственного регулирования находят эффективное применение в таких основных областях:
Сфера применения административных регуляторов рыночных отношений довольно обширна. В странах с развитой экономикой они успешно работают на повышение эффективности экономических отношений.
Однако воздействие
В смешанной экономике
правительство полностью
Разные экономические
системы мира и отдельные государства
отличаются друг от друга по соотношению
ролей правительства и рынка
в управлении экономикой. Различия
касаются набора способов и форм регулирования,
пределов действия той или иной формы,
а также направленности регулирования
экономики. Но во всех случаях, экономические
функции правительства в
Количественно выразить экономическую роль правительства в управлении экономикой чрезвычайно трудно. Эта роль осуществляется в таких широких масштабах, что на деле невозможно составить исчерпывающий перечень его экономических функций. С определенной достоверностью можно установить долю национального продукта, производимого под эгидой правительства, общий объем продукции, приобретаемой государством, удельный вес и абсолютные размеры государственных инвестиций. Но как количественно измерить регулирующие меры государства, предназначенные для защиты окружающей среды, охраны здоровья и труда рабочих, защиты потребителей от опасных продуктов, обеспечения равного доступа к вакантным рабочим местам и контроля за практикой ценообразования в определенных отраслях и т.д. Да и сам процесс расчета макроэкономических показателей достаточно трудоъемкий и ресурсотребовательный процесс. Для его осуществления необходимо поддержание в собственности государства больших вычислительных и аналитических мощностей.
Некоторые экономические задачи правительства имеют целью поддержать и облегчать функционирование рыночной системы. К их числу можно отнести:
Рост монополий резко изменяет рыночную ситуацию. Создается положение, при котором число продавцов становится ограниченным и в силу этого каждый из них в состоянии оказать влияние на общий объем предложения, а поэтому и на цену продаваемого продукта.
Монополия по своей природе порождает нерациональное распределение экономических ресурсов. Однако на пути всевластия монополий есть ограничитель. Первым из них является сам рыночный механизм. Если продавец данного товара будет только один, то у потребителя не окажется выбора. Тогда он будет искать альтернативы, т.е. заменители данного товара. Спрос на товары-заменители возрастет, что влечер за собой увеличение предложения. В итоге у этого единственного монополиста появятся косвенные конкуренты.
В тех отраслях, где технологические
и экономические условия
Одна из экономических функций правительства связана с перераспределением доходов и ресурсов. В распределении доходов рыночная система может порождать большое неравенство. За короткий срок перехода к рыночным отношениям в Украине быстро появились миллионеры и миллиардеры, а десятки миллионов людей оказалась за чертой бедности. В отличии от цивилизованных государств, где рыночная система существует долгие годы, такое расслоение общества вызвало сильную социальную напряженность. Занимаясь перераспределнием доходов, государство параллельно решает другую не менее важную задачу, которая заключается в создании общественных институтов оправдывающих социальное неравенство.
В тоже самое время, в государствах с длительной историей рыночных отношений правительства разрабатывают и осуществляют программы социального обеспечения, устанавливают минимальные размеры заработной платы, пособия по безработице, фиксируют цены с целью повышения доходов определенных групп населения, устанавливают дифференцированные ставки налогов на личные доходы населения. Таким образом, правительства регулируют распределение доходов путем прямого вмешательства в функционирование рынка и косвенно с помощью системы налогов и других платежей. Через механизм налогообложения и государственных расходов по социальному обеспечению некоторая доля национального дохода переводится от относительно богатых к относительно бедным.
Функция, связаная с корректированием распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта, призвана сгладить диспропорции в развитии национального рынка. Утверждение, что одним из достоинств конкурентной рыночной системы является обеспечение эффективного распределения ресурсов на производство товаров и услуг справедливо при одном немаловажном допущении: все выгоды и издержки, связанные с производством и потреблением каждого продукта, находят полное отражение в кривых рыночного спроса и предложения.
Между тем, при производстве и потреблении товаров и услуг могут возникать побочные эффекты, а выгоды или издержки таких эффектов перемещаться к третьим сторонам, которые не имеют прямого отношения ни к производству, ни к потреблению данного товара или услуг. Чаще всего такой третьей стороной выступает само население. Когда химическое предприятие или металлургический комбинат загрязняют своими отходами водоемы и атмосферу, то часть издержек по поддержанию собственного здоровья и окружающей среды перекладывается на население, которому они ни как не компенсируются. В целях предотвращения или уменьшения вредного воздействия на окружающую среду правительства принимают законодательства, обязывающие потенциальных загрязнителей нести расходы по обезвреживанию промышленных отходов. Правительство может ввести особый налог, который равен или очень близок к издержкам перераспределния на единицу продукции. Корректировка может производиться в сторону увеличения спроса или предложения. Так, в США программа продовольственных талонов предназначена для улучшения рациона питания семей с низкими доходами. Смысл этой программы сводится к тому, что улучшение питания поможет детям из бедных семей лучше учиться в школах, а низкооплачиваемым взрослым лучше выполнять свою работу. Более производительный труд участников экономического процесса несет за собой выгоды для всего общества. Противоположный подход реализуется на стороне рыночного предложения, когда правительство субсидирует производителей (безвозмездные кредиты, субсидии на образование, здравоохранение и т.д.).
Действие правительства
по обеспечению рационального
Функция правительства
по стабилизации экономики связана
с помощью частному сектору в
обеспечении полной занятости ресурсов
и стабильного уровня цен. Уровень
производства непосредственно зависит
от совокупного объема инвестиций.
Высокий уровень общих
Другая ситуация может возникнуть, если государстов попытается расходовать больше, чем позволяют производственные мощности экономики производящие совокупный общественный продукт. Когда совокупные расходы превышают величину совокупного продукта при полной занятости, избыточные расходы вызовут повышение уровня цен и раскручивание механизма инфляции.
Выполнение сложных функций по регулированию рыночных отношений может быть эффективным в том случае, когда в руках государства сосредоточены мощные экономические рычаги управления, когда оно само экономически сильно.
В хозяйственной деятельности капиталистических государств ведущее место занимает частный капитал. Однако, немаловажную роль в экономике играет и государственная собственность. Она распространяется на землю, леса и другие природные ресурсы, не вовлеченные в хозяйственный оборот и на многие предприятия. На долю государственной собственности во многих развитых странах приходится до 25% национального богатства.
На протяжении ХХ столетия формировалась и расширялась непосредственная предпринимательская деятельность государства, приобретал все большее значение государственный сектор в экономике. В развитых странах на предприятиях, принадлежащих государству производится от одной пятой до трети валового национального продукта. Сфера государственной производственной деятельности давно вышла за пределы почтово-посылочной службы, телеграфа, городского и железнодорожного транспорта. Государства осваивали программы по развитию атомной энергии, радиоэлектронной промышленности, созданию ЭВМ, освоению космоса. Доля государств в национальном доходе приблизилась к 40% вместо 5-10% в начале века. Государственные инвестиции в экономику, в отдельных странах достигли огромных размеров: в Швеции — до 25%, Италии и Великобритании — до 30%, в Австрии и Франции — свыше 40% общего объема капитальных вложений. Практически на средства государства ведутся фундаментальные научные исследования.
Информация о работе Сущность государственного регулирования рыночной экономики