Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 13:53, доклад
В развитии экономики государство призвано корректировать те недостатки, которые присущи рыночному механизму. Рынок не способствует рациональному использованию исчерпаемых ресурсов, защиты окружающей среды, не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству. Рынок всегда был ориентирован на удовлетворение сиюминутных экономических интересов.
Располагая финансами, государства
выступают по отношению к частному
сектору в качестве заказчика
на производство продукции и одновременно
ее покупателя, что придает определенную
стабильность рынку. Государственные
расходы на товары и услуги возрастают
быстрее, чем национальный доход. Так,
в США к началу 90-х годов
они приблизились к 1 триллиону долл.
вместо 9 млрд. долл. в 1929 г. (закупка
оружия, строительство автомагистралей,
почтовых учреждений, оплата услуг
учителей, судей, пожарных и т.д.). В
дополнение к приобретению товаров
и услуг государство производит
выплаты, которые перераспределяют
доходы, полученные от налогоплательщиков,
определенным слоям населения в
форме пособий по безработице, выплат
по социальному страхованию и
социальному обеспечению. Рост государственных
расходов, наряду с другими мерами,
позволяет проводить
Для последних десятилетий
стало характерным формирование
смешанных государственно-
Если исходить из мирового опыта, то все задачи, которые могут и должны разрешаться на уровне современного государства, можно свести к следующим:
Ни одна из перечисленных задач не может быть решена на уровне предприятия, корпорации, отрасли хозяйства или региона. Это прерогатива исключительно государства.
Для оплаты государственных
расходов и различных выплат населению
государству нужно иметь
В доходной части бюджета СССР поступления от предприятий и организаций составляли 90% всех поступлений. Подоходный налог с населения составлял немногим больше 10%, чем достигался определенный уровень социальной справедливости. Это соотношение не менялось многие годы. Свыше 40% дохода перераспределялось в самом производстве, 15-17% национального дохода составляли расходы на оборону и только менее 25% направлялось в социальную сферу.
В странах с развитой рыночной экономикой налоги становятся все более активным инструментом государственной социальной и экономической политики. Среди общих принципов налоговой системы можно выделить следующие:
Среди методов налогового
регулирования важнейшее место
занимает система налогообложения
прибыли корпораций. В отличие
от прогрессивного обложения доходов
физических лиц, налогообложение корпораций
осуществляется по пропорциональным ставкам.
При этом с помощью легальных
налоговых льгот государство
воздействует на инвестиционный процесс
в определенном направлении, реализуя
при этом общеэкономические цели.
Налоговое регулирование
К основным инструментам инвестиционного
стимулирования относятся: система
специальных амортизационных
Анализ результатов налоговых
реформ в развитых капиталистических
странах позволил западным экономистам
вывести зависимость между
Особая роль в эффективном развитии экономики принадлежит кредитной политике государства. Коммерческие банки, различные инвестиционные и кредитные организации, заинтересованные в постоянном росте оборота кредитных средств как источника роста их прибыли. В переходный период к рыночной экономике в странах СНГ возникли многочисленные коммерческие банки, которые по существу торгуют денежным капиталом и получают огромные прибыли. Привлекая свободные денежные средства предприятий и населения посредством начисления высоких процентов, банки используют их как кредитное средство, т.е. выдают кредиты предприятиям и организациям под еще более высокие проценты или непосредственно пускают их в оборот.
В переходный период, ввиду неразвитости кредитной системы Украины и несовершенства законодательной базы, для большинства промышленных и агропромышленных предприятий ставки процента оказались непосильными, что привело к практически полному отсутствию новых инвестиций. В то же время посреднические фирмы, занятые в сфере обращения и на «дорогом» кредите получают многомиллионные прибыли.
Использование временно свободных накоплений как кредитного средства в определенных условиях может тормозить развитие хозяйственной деятельности или стать инфляционным фактором. Чем дороже кредит, тем ниже спрос на него со стороны производства, чем дешевле кредит, тем выше спрос и выше риск товарно-денежной несбалансированности, так как кредиты на рынке средств производства и товаров выступают как денежные средства.
Состояние ссудного рынка
нередко становится пусковым механизмом
инфляции и кризиса, поэтому регулирование
кредитных отношений является важнейшей
функцией государства. Функции регулятора
выполняют центральные банки. В
соответствии с законодательствами
каждой страны коммерческие банки обязаны
создавать резервы и передавать
их центральному банку, который устанавливает
их норматив. Центральный банк вправе
использовать полученные резервы для
кредитования коммерческих банков, устанавливая
процентную (учетную) ставку за кредит.
Центральные банки являются собственностью
государства. От величины норматива
и размера учетной ставки зависит
объем оборота кредитной массы.
При росте норматива резервов
и учетной ставки кредит становится
более дорогим и спрос на него
сокращается, снижается инвестиционная
деятельность и сохраняется только
кредитование наиболее эффективных
проектов. Сокращение кредитной массы
способствует снижению инфляции. Темпы
роста денежной массы должны быть
ограничены долгосрочными темпами
роста национального дохода. При
таком условии достигается
Государственное регулирование кредитных отношений выполняет еще одну важную функцию стабилизации рыночной экономики — защиту накоплений предприятий и населения.
Информация о работе Сущность государственного регулирования рыночной экономики