Сущность, измерение, виды и причины инфляции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 14:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является:
Изучение сущности инфляции, ее основных понятий и причин возникновения инфляционных процессов в экономике, а также изучить что такое антиинфляционная политика государства и как протекает инфляция в странах переходной экономики.
Задачи:
- Дать определение инфляции, ее классификацию и методы измерения
- Выявить основные причины инфляционных процессов
- Изучить последствия инфляции
- Исследовать особенности инфляционных процессов в стрванах переходной экономики и меры их преодоления.

Вложенные файлы: 1 файл

Глава 1.docx

— 122.92 Кб (Скачать файл)

Сегодня в России угроза гиперинфляции отошла и наметился некоторый экономический рост, что позволило в большей мере ориентироваться на стабилизацию, непосредственно воздействующую на производственную структуру общества, т.е. наступило время для проведения структурной политики, которая предполагает использование государственных средств на финансирование новых точек роста экономики. Современное видение эффективности этого процесса связано не с предотвращением банкротств несостоятельных производителей, оказанием помощи сильным хозяйствам, которые, удовлетворяя потребности рынка, будут продуцировать производственный и потребительский спрос и тем самым расширять емкость рынка.

Возможности активной промышленной политики ограничиваются доходной частью бюджета, а ее эффективность во многом определяется системой приоритетов поддержки отечественных производителей и контролем использования выделенных средств. Прямое воздействие на воспроизводственный процесс — одно из ведущих направлений структурной политики, цель которой в преодолении сложившихся диспропорций и стимулировании инвестиционной активности через:

•   прямое участие  государства в капиталовложениях, обеспечение гарантий для инвесторов,

•   формирование инвестиционного  климата путем налоговых льгот при                        

капитализации прибыли и  содействии снижению уровня банковского  %.

Приоритетом структурной  политики является развитие реального сектора. Поэтому она ставит административные преграды для чрезмерного притока средств на финансовый рынок. В Китае эти преграды снимаются только сейчас, после почти двадцатилетнего периода становления рыночной экономики, когда правительство добилось позитивных результатов технической трансформации.

Структурная политика, рассчитанная на модернизацию производства и рост предложения, требует нескольких лет, в течение которых происходит постепенное продвижение к намеченной цели, поэтому ее связывают с курсом на эволюционное преобразование экономической системы. Такой курс отвергает насильственный слом уже существующих структур. Обычно правительство сохраняет все, что способно производить продукцию. Новые структуры насаждаются постепенно, как альтернативное производство. Подобная политика предотвращает спад в хозяйственной сфере и предполагает утверждение жизнеспособности хозяйственных единиц на основе здоровой конкуренции, а не насильственного устранения с рынка нежелательных субъектов. Именно на такой концептуальной основе осуществлялось реформирование экономики Китая, где считалось, что в преобразованиях должно преобладать не разрушительное, а созидательное начало. Именно Китай стал примером постепенного реформирования экономики, нацеленной на структурные преобразования. Такая постепенность преобразований получила название градуалистического реформирования, когда имеет место дозированное внедрение элементов рынка и постепенное свертывание директивного распределения материальных ресурсов на основе расширения рынка средств производства. Свободные цены также постепенно вытесняют административные. В результате предложение не падает и обеспечивается структурное равновесие.

Градуализм оказался несовместимым  с идеей немедленной приватизации, ибо последняя на первых порах  неизбежно вводила элементы дезорганизации обусловливая снижение уровня производства. Считалось, что титул собственности кардинально не меняет современное производство, которое сегодня в большей мере подчиняется интересам эффективного менеджмента. Главное — обеспечение хозяйственной самостоятельности предприятий, которая может быть достигнута и без передела собственности. Такая установка позволила избежать периода инвестиционного застоя, характерного в условиях передачи прав собственности, как это было в России.

Цель структурной  политики — совмещение рыночных преобразований с технической модернизацией и административными мероприятиями. Антиинфляционное действие подобных системных начинаний рассчитано на получение эффекта в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Это связано с тем, что инфляция начинает гаситься не скоростными монетарными методами, а нарастанием товарного предложения, которого добиться мгновенно невозможно.

Итак, страны переходной экономики в своей антиинфляционной политике используют два варианта действий. При высокой инфляции применяется монетарный вариант, связанный с ограничением спроса, при умеренной — постепенная структурная политика, рассчитанная на совмещение рыночных преобразований со стимулированием совокупного предложения. При этом структурное направление макростабилизации может реализовываться в рамках финансовой сбалансированности. Только в этом случае реформирование экономики может заложить основы устойчивого экономического роста на здоровой неинфляционной основе. Таковы концептуальные решения антиинфляционных действий, связанных с регулированием воспроизводственных условий, направленных на рост внутреннего национального продукта.

Однако, происходящая в переходной экономике интеграция в мировой  рынок усиливает зависимость  страны от ее конкурентных позиций на этом рынке. Экономическая неустойчивость, характерная для посткоммунистических стран при переходе к рынку, ведет к ослаблению их национальных валют, что провоцирует рост внутренних цен. Эффективная внешнеэкономическая политика при грамотном валютном регулировании становится в этих условиях важнейшим блоком предотвращения инфляционных нарастаний.

Валютное регулирование  может использовать различные варианты сочетания экономических рычагов, с разной степенью радикальности. Наиболее радикальный, жесткий из них — привязка по фиксированному курсу количества денег в обращении к объему валютных резервов. Центральный банк отвечает за то, чтобы каждая обращающаяся денежная единица обеспечивалась реальными резервами твердой валюты и золота. Спрос на деньги не удовлетворяется, если дополнительное предложение денег не подкрепляется соответствующим ростом валютных резервов. Поэтому страны попадают в ситуацию дефицита платежных средств. Последний снижает совокупный платежеспособный спрос и сдерживает рост цен. Такая система характерна для Эстонии. С 1997 г. она применяется в Болгарии. Эти государства нацеливают свою политику на поиск валютных резервов, ибо с ними связывается возможность смягчения денежно-кредитной политики и улучшения инвестиционного климата.

Увеличение валютных резервов возможно при росте экспорта и распродаже ресурсов. Однако увеличить экспорт при недостатке платежных средств —достаточно трудная задача. А распродажа ресурсов приводит к проеданию национального богатства и может нанесли непоправимый урон последующим поколениям. Все это становится серьезным аргументом для использования иных, более мягких форм валютного регулирования в антиинфляционных целях.

Своих сторонников имеет  более простая схема валютного  регулирования с помощью фиксированного курса, по установлению которого не предусматривается какая- либо привязка к золотовалютным резервам, почему избран фиксированный курс национальной валюты как якорь, удерживающей страну от перепадов ценовых волн. Дело в том, что начальные шаги перехода к рынку сопровождались дезорганизационными процессами, характерными для эпохи перемен. Они ослабляли позиции национальной валюты, и при введении ее конвертируемости резко падала эффективность внешнеэкономической деятельности.  В свою очередь снижение стоимости национальной валюты, усиленное спекуляциями .на валютном рынке, затем дало массированный рост внутренних товарных цен. В этих условиях фиксированный курс или его модифицированный вариант — валютный коридор — способны поставить известный заслон для раскручивания инфляции. Однако и в этом случае для стран переходной экономики возможны свои злоключения.

Фиксированный курс может  быть установлен изначально преднамеренно  заниженным в расчете на то, что  дальнейший ход инфляции естественным образом приблизит установленный  курс к рыночному. В период заниженного  курса национальной валюты у центрального банка возникает возможность  создать валютные резервы и использовать их в качестве хозяйственного маневра, необходимого при реформировании экономики и в частности для валютных интервенций, осуществляемый для предотвращения дальнейшего обесценения национальной валюты. Кроме того, несколько заниженный курс национальный валюты укротит стихийные силы рынка, сделает менее вероятными валютные обвалы, которые неизбежны в условиях завышения курса национальной валюты; заниженный курс становится своего рода гарантом от подобных потрясений.

При заниженном курсе можно  надеяться на прямые иностранные  инвестиции,  которые  должны   содействовать  росту предложения и тем самым сбивать инфляцию. Однако заниженный курс национальной валюты обесценивал народное достояние, природные и производственные ресурсы, провоцируя нелегальный вывоз ресурсов и нанося непоправимый урон государству. Поэтому за начальным периодом обесценения национальной валюты в переходной экономике обычно следовала ее ревальвация.

Ход инфляции приводит к  тому, что установленный ранее  фиксированный курс национальной валюты может стать завышенным. В этом случае экономика становится еще более неуправляемой из-за параллельного действия черного валютного рынка. Углубляющаяся несбалансированность не может не вести к раскручиванию инфляции. В этих условиях ущемленными оказываются экспортеры, что затормозит экспорт, рост занятости и совокупного предложения.

Завышенный курс национальной валюты провоцирует бегство иностранного капитала из страны или препятствует его привлечению, что также тормозит производство. Может уходить и национальный капитал, который прельщается относительной дешевизной иностранной валюты.

Именно такая ситуация сложилась в России к августу 1998 г., что обернулось для нее резким падением курса национальной валюты и инфляционным скачком.

Фиксированный курс национальной валюты, будучи административной мерой, сложно удержать на уровне, соответствующем паритету покупательной способности национальной и иностранных валют. А любое его отклонение от рыночного курса усиливает неравновесное состояние экономики, которое не может не провоцировать инфляцию. Фиксированный курс поэтому либо пересматривается, либо происходит отказ от него и переход на формирование плавающего курса валют на рыночной основе под влиянием колебаний спроса и предложения. Фиксированный курс национальной валюты использовался как якорь, удерживающий цены от галопирующего роста, в Польше, Чехии и Китае. В России после августовских событий 1998 г. введен «плавающий» курс национальной валюты. Обеспечению его устойчивости способствует наметившийся экономический рост в стране и повышение мировых цен на нефть. Последнее обстоятельство усиливает приток иностранной валюты, что укрепляет национальную валюту. Но сохраняются и дестабилизационные процессы.  Они связаны с возможностью валютных спекуляций,  которые  могут обрушить национальную  валюту.

Предотвратить подобные ситуации можно с помощью регулирования золотовалютных резервов Центрального Банка, а также на основе административных мер валютного контроля. Именно эти рычага становятся могущественным блоком, удерживающим в рамках инфляционные процессы в стране. С их помощью в критических ситуациях удается увеличить предложение иностранной валюты и предотвратить девальвацию национальной денежной единицы с последующим ростом цен. Такие резервы, служащие источником валютных интервенций Центрального Банка, можно рассматривать как важнейший блок антиинфляционной политики.

Однако применяются и  административные меры, ограничивающие накал спекулятивных операций, такие как прекращение или ограничение торгов на валютной бирже, цель которых защитить экономику от неоправданных колебаний валютного курса и товарных цен, не обусловленных глубинными процессами общественного воспроизводства. Возможен и валютный контроль, препятствующий оттоку иностранного капитала за рубеж, поскольку этот процесс обедняет предложение и подрывает курс национальной валюты, т.е. оказывает двойное действие на рост инфляции в стране.

Следует обратить внимание на то, что плавающий курс в странах  с переходной экономикой предъявляет  требования к известной устойчивости, стабильности хозяйственных процессов, к уровню эффективности и доходности. Там, где эти условия недостижимы, использование плавающего валютного курса чревато неуправляемым обесценением национальной валюты и последующим ростом цен. При продвижении по пути стабилизации плавающий курс не столь опасен для национальной экономики, но при условии неукоснительных и непрекращающихся усилий по формированию золотовалютных резервов.

Валютное регулирование  как и любое монетарное мероприятие в антиинфляционной политике не должно носить самодовлеющего значения. Оно может стать корректором хозяйственных процессов, предотвращающих рост цен. Однако фундаментальным средством от инфляционной болезни остается .дашь рост товарного предложения в структурно сбалансированной рыночной экономике. Именно такую экономику нужно создавать всем посткоммунистическим государствам.(2, стр. 367-379)

Инфляционные  процессы в России развивались следующим  образом:

Год

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

Темп   

     инфляции

(к декабрю прошлого  года) в %

2500

839

215

130

21,8

11

84

36

20

18

13


(6, стр. 97)

 

 

 

 

 

 

Год

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Темп инфляции

(к декабрю прошлого  года) в %

100.9

110.5

102.4

107,8

111

113,6

108,3

106,6

105,6 

(на  октябрь)

Информация о работе Сущность, измерение, виды и причины инфляции