Сущность и виды налогов. Налоговая система в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 14:09, контрольная работа

Краткое описание

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти.

Содержание

Введение. ………3

1. Сущность и виды налогов. 4

1.1. Понятие налога. 4

1.2. Классификация налогов. 6

2. Налоговая политика Российской Федерации .10

2.1. Сущность, цели и принципы налоговой политики……………..10

2.2. Основные виды налогов в РФ……………………………………12

2.3. Налоговая система в РФ………………………………………….16

Заключение 20

Список литературы. 22

Вложенные файлы: 1 файл

эконом теория.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)


 

Уральский государственный экономический университет

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По предмету экономическая теория

Тема: «Сущность и виды налогов. Налоговая система в России»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск 2011г.

Содержание

Введение.              ………3

1. Сущность и виды налогов.              4

1.1. Понятие налога.              4

1.2. Классификация налогов.              6

2. Налоговая политика Российской Федерации              .10

2.1. Сущность, цели и принципы налоговой политики……………..10

2.2. Основные виды налогов в РФ……………………………………12

2.3. Налоговая система в РФ………………………………………….16

Заключение              20

Список литературы.              22

 


Введение

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества ещё ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налоговых сборов, эти сборы государство собирает со своих граждан в виде физических и юридических лиц.

В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

Налоги, по сути, являются обязательными сборами, осуществляемыми государством на основе государственного законодательства. Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. 

Для  России, в период реформирования, налоги являются важнейшим элементом государственного регулирования экономики, за счет которых и происходит выполнение государственных функций (содержание государственного аппарата, выполнение социальных программ, оборона страны). От того, насколько правильно  построена система налогообложения, зависит  эффективное функционирование всего народного  хозяйства.


1. Сущность и виды налогов

1.1. Понятие налога

Налог – безвозвратная, безэквивалентная и срочная форма принудительного взыскания с налогоплательщиков в соответствии с действующим налоговым законодательством части их дохода с целью удовлетворения общественно необходимых потребностей. Наряду с налогами в структуре налоговой системы в конкретном пространстве и во времени определенное место занимают пошлины и сборы. Их не следует отождествлять с понятием “налог”. 

Пошлина – это соответствующая обязательная плата за совершение государственными и иными органами юрисдикции действий в интересах заявителя. Сбор – платеж, устанавливаемый в рамках налогового законодательства органами местного самоуправления и зачисляемый в местный бюджет [4].

Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних ступенях государственных организаций начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. Оно не было основано исключительно на добровольных началах. Жертвоприношение было неписаным законом и, таким образом, становилось принудительной выплатой или сбором.

По мере развития государства налоговая система стремительно развивалась, и уже в 70-80-е  годы XX века в западных странах распространилась и получила признание бюджетная концепция, исходящая из того,  что налого­вые поступления  являются продуктом двух основных факторов:  налоговой ставки и налоговой базы.  Рост налогового бремени  может  приводить  к росту государственных доходов только до какого-то придела,  пока не начнет сокращаться  облагаемая  налогом  часть  национального  производства. Когда этот предел будет превышен, рост налоговой ставки приве­дет не к увеличению, а к сокращению доходов бюджета.

Экономическая сущность  налогов характеризуется денежными отноше­ниями,  складывающимися у государства с юридическими и физическими ли­цами.  Эти  денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфи­ческое общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распо­ряжение  государства.  Поэтому  налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей функциями.             

Налог как комплексное экономико-правовое явление представляет собой  совокупность определенных взаимодействующих составляющих (элементов), каждое из которых имеет самостоятельное юридическое значение.

              Выделение самостоятельных элементов, обусловлено особой важностью отношений, затрагивающих материальные интересы налогоплательщиков.

              Первым элементом налога выступает налогово-правовая форма, то есть общее правило поведения в налоговой сфере, установленное в определенном порядке и санкционированное  компетентным государственным органом. Именно налоговая норма регулирует возникновение и реализацию налоговых обязательств. Без налоговой нормы обязанность уплачивать налог не может считаться “законно установленной” и не влечет для участников налоговой сферы никаких последствий.

              Объект обложения – это юридический факт или совокупность юридических фактов (юридический состав), с которым связано возникновение обязанности налогоплательщика уплатить налог, то есть предмет, на который падает налог: доход, земля, имущество, капитал.

              Для установления налогооблагаемой базы необходимо знать масштаб обложения – это единица, которая кладется в основу измерения налога (например, в земельном налоге – площадь), то есть определенная законом физическая характеристика или параметр измерения объекта налогообложения.

              В то же время, единица обложения – часть объекта обложения, принимаемая за основу при исчислении конкретной налоговой суммы (в современной трактовке это налогооблагаемая база).

                Плательщик – лицо или хозяйство, выполняющие возложенные на него налоговые обязательства в силу обладания им объектом налогообложения.

              Норма налогообложения – доля дохода, взимаемая через налоги с налогооблагаемых объектов.

              Налоговая ставка – размер налога с единицы обложения.

При исчислении налога, подлежащего взносу в бюджет, необходимо учитывать налоговые льготы – уменьшение налогового бремени, иногда до нулевого.              Налоговая санкция – увеличение налогового бремени при установлении факта нарушения налогового законодательства.

              Законом может устанавливаться и срок уплаты налога, в течение которого налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет.

              Для упорядочения процедуры внесения налога в бюджет устанавливается порядок уплаты налога, представляющий собой нормативно установленные способы и процедуры внесения налога в бюджет.

Получателем налога является бюджет или внебюджетный фонд [7].

 

1.2. Классификация налогов.

По способу изъятия налоги подразделяются на два вида:

Первый вид – налоги на доходы и имущество: подоходный  налог  и  налог  на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и  на  фонд  заработной платы, и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные  взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность,  включая  землю и другую недвижимость; налог на перевод  прибыли  и  капиталов  за  рубеж  и другие. Они взимаются с конкретного физического или  юридического  лица,  их называют прямыми налогами.

Второй вид – налоги на товары и услуги: налог с оборота  –  в  большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную  стоимость;  акцизы  (налоги, прямо включаемые в цену товара или  услуги);  на  наследство;  на  сделки  с недвижимостью и  ценными  бумагами  и  другие.  Это  косвенные  налоги.  Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. [4].

Прямые   налоги   взимаются   с   непосредственного   владельца  объекта налогообложения. Прямые налоги  трудно  перенести  на  потребителя.  Из  них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую  недвижимость:  они включаются  в  арендную и  квартирную  плату,   цену сельскохозяйственной продукции. Среди этого вида  налогов  наиболее  известен  подоходный  налог, примерами могут также служить  налог  на  прибыль,  налог  на  наследство  и дарения, налог на имущество.

Косвенные налоги, в отличие от прямых, уплачиваются конечным  потребителем облагаемого налогом товара, а  продавцы  играют  роль  агентов  по  переводу полученных ими в счет уплаты налога средств государству.  Некоторые  из  них даже указываются отдельной строкой в счете на товар или на  его  ценнике.  К таким налогам относятся  налог  на  добавленную  стоимость  (НДС),  налог  с продаж, акцизы (аналог налога  с  продаж),  таможенные  пошлины.  Чем  менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя.  В случае высокой  эластичности  спроса  увеличение   косвенных  налогов  может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения – к сокращению чистой прибыли, что  вызовет  сокращение  капиталовложений  или перелив  капитала  в  другие  сферы  деятельности.   Чем   менее  эластично предложение, тем меньшая часть  налога  перекладывается  на  потребителя,  а большая уплачивается за счет  прибыли.  В  долгосрочном  плане  эластичность предложения растет, и  на  потребителя  перекладывается  все  большая  часть косвенных налогов.

Косвенные налоги являются наиболее весомой  частью  налоговых  платежей  в федеральный  бюджет  РФ.  Так,  в  бюджете  РФ  на  2000  г.  доля   доходов государства,   полученных   за   счет    косвенных    налогов,    составляла приблизительно 80% от суммы всех налоговых поступлений [3].

По характеру начисления на  объект  обложения  налоги  и,  соответственно, налоговые  системы   подразделяются   на   прогрессивные,   регрессивные и пропорциональные.

При прогрессивном налогообложении  ставки  налога  увеличиваются  по  мере роста объекта налога. Другими словами, владелец большого  дохода  платит  не только большую сумму  в  абсолютном  выражении,  но  и  в  относительном  по сравнению  с  владельцем  меньшего  дохода.  Наиболее  характерным  примером прогрессивного налога является подоходный налог с физических лиц. Для прогрессивных налогов большое значение представляют понятия средней  и предельной налоговой ставки. Средней  ставкой  налога  называется  отношение суммы налога к величине облагаемого им дохода.

Предельная  налоговая  ставка – это ставка обложения налогом дополнительной единицы дохода.

Регрессивный налог – это налог, который в  денежном  выражении  равен  для всех плательщиков,  то  есть  составляет  большую  часть  низкого  дохода  и меньшую часть высокого дохода. Это, как правило, косвенные налоги.

Пропорциональный налог – это налог, при котором налоговая ставка  остается неизменной,  независимо  от  стоимости  объекта  обложения.  К  таким налогам относятся  налоги  на   имущество   предприятий и физических лиц. Вне зависимости  от  различной  стоимости  имущества  разных предприятий при начислении этого налога в  России  действуют  равные  ставки налога.

Как правило, существует определенный перечень  льгот  по  каждому  налогу. Однако   существует   особый   порядок    комплексных    налоговых    льгот, устанавливаемых государством, которые могут оказывать  существенное  влияние на процесс воспроизводства. Такими льготами являются ускоренная  амортизация и инвестиционный налоговый кредит [6].

Политика   ускоренной   амортизации   способствует    сокращению    сроков амортизационных  отчислений  путем   увеличения   размеров   годовой нормы отчислений. Таким образом, сокращаются сроки окупаемости  оборудования  и  у производителей появляются стимулы для  инвестиций  в  передовые  технологии.

Проводя такую политику, государство тем самым отказывается от  определенного дохода  в  виде  части  налога  на  прибыль  в  пользу  увеличения   степени конкурентоспособности национальной экономики.

Инвестиционный налоговый кредит  представляет  собой  отсрочку  по  уплате части  налоговых  платежей  на  определенный   срок.   Кредит   может   быть предоставлен по налогу  на  прибыль,  а  также  по  региональным  и  местным налогам на срок от одного до пяти лет. Сумма кредита ограничивается  30%  от стоимости  оборудования и не может превышать 50%  от  суммы  начисленного  к уплате налога.


2. Налоговая политика Российской Федерации.

2.1. Сущность, цели и принципы налоговой политики.

 

              Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования осуществляемых государством. Она является ключевым звеном экономической политики и представляет собой инструмент регламентирования макроэкономических пропорций.

              Как, специфическая область человеческой деятельности, налоговая политика относится к категории надстройки. Между нею и экономическим базисом общества существует тесная взаимосвязь.

Информация о работе Сущность и виды налогов. Налоговая система в России