Сущность и виды налогов. Налоговая система в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 14:09, контрольная работа

Краткое описание

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти.

Содержание

Введение. ………3

1. Сущность и виды налогов. 4

1.1. Понятие налога. 4

1.2. Классификация налогов. 6

2. Налоговая политика Российской Федерации .10

2.1. Сущность, цели и принципы налоговой политики……………..10

2.2. Основные виды налогов в РФ……………………………………12

2.3. Налоговая система в РФ………………………………………….16

Заключение 20

Список литературы. 22

Вложенные файлы: 1 файл

эконом теория.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

С одной стороны, налоговая политика порождается экономическими отношениями, общество не свободно в выработке и проведении политики, последняя обусловлена экономикой. С другой стороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, налоговая политика, как составная часть финансовой политики, обладает в определенной степени самостоятельностью: у нее специфические законы и логика развития. В силу этого она может оказывать обратное влияние на экономику, состояние финансов. Это влияние может быть различно: в одних случаях посредством проведения политических мероприятий создаются благоприятные условия для развития экономики, в других – оно тормозится.

              Научный подход к выработке налоговой политики предполагает ее соответствие закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве. Вся история нашего государства подтверждает это.

              Формирование налоговой политики и создание налоговой системы происходит одновременно с развитием параллельных блоков реформы – изменениями в системе собственности, ценообразования, реформирования банковской сферы, денежно-кредитной политики. Поэтому в любой конкретный временной промежуток каждый следующий шаг на пути создания системы налогообложения во многом определяется принятием конкретных решений по другим направлениям реформы.

              При этом на выбор конкретного варианта решения в области налоговой политики влияют следующие факторы: общая экономическая ситуация в стране, характеризующаяся  темпами роста (падения) производства; уровень инфляции; кредитно-денежная политика государства; соответствие между сферой производства, находящейся под государственным контролем, и приватизированным сектором.

              Таким образом, в основе формирования налоговой политики лежат две взаимно увязанные методологические посылки:

– использование налоговых платежей  для  формирования  доходной  части бюджетов различных  уровней  и  решение фискальных задач  государства;

– использование  налогового  инструмента   в   качестве косвенного метода регулирования  экономической деятельности [4].

Практическая деятельность по осуществлению данных задач, в конечном счете, направлена на решение основной проблемы страны – обеспечению экономического роста.

Налоговая политика и налоговый механизм определяют роль налогов в обществе. Эта роль постоянно меняется в зависимости от изменения деятельности государства. В отличие от функций роль налогов более подвижна и многогранна, она отражает в концентрированном виде интересы и цели определенных социальных групп и партий, стоящих у власти.

В основе налоговой политики и налогового механизма обычно заложена господствующая концепция. Правильность концепции проверяется практикой. Если налоговая теория не пользуется популярностью и приносит отрицательные результаты при ее реализации, то ее заменяют новой [2].

 

2.2. Основные виды налогов в РФ.

Действующие в Российской Федерации налоги можно разделить на три группы в зависимости от того, какой орган их вводит и имеет право изменять и конкретизировать:

1.       Федеральные налоги.

2.       Региональные налоги.

3.  Местные налоги и сборы.

Федеральные (общегосударственные) налоги. Размеры ставок, определение объектов налогообложения, плательщиков и методов исчисления федеральных налогов, а также порядок зачисления их сумм в бюджеты различных уровней определяются законодательством России и являются едиными на всей ее территории. К федеральным налогам относятся следующие налоги:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

6) водный налог;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина.

Региональные налоги (налоги республик в составе РФ и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов). Отличительной чертой этих налогов является то, что конкретные размеры ставок, определение объектов налогообложения, плательщиков и методов исчисления налогов устанавливаются в соответствии с законодательством России законодательными органами субъектов федерации: республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов. Региональными являются следующие налоги:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

Местные налоги. Местные налоги, механизм их исчисления и взимания вводятся районными и городскими органами в соответствии с законодательством России и республик в составе РФ. К ним относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Данная трехуровневая система присуща практически всем государствам, имеющим федеративное устройство.

Налог на добавленную стоимость. Добавленная стоимость включает в себя в основном оплату труда и прибыль и исчисляется как разница между стоимостью готовой продукции, товаров и стоимостью сырья, материалов, полуфабрикатов, используемых на их изготовление. Кроме того, в добавленную стоимость включается амортизация и некоторые другие элементы. Таким образом, налог на добавленную стоимость, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг производства и обращения и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки.

Налогоплательщиками НДС признаются:

а)  организации;

б)  индивидуальные предприниматели;

в) лица, признаваемые налогоплательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с таможенным кодексом [5].

Налогооблагаемой базой для данного налога служит валовая стоимость на каждой стадии движения товара от производства до конечного потребителя, т.е. только часть стоимости товаров, новая, возрастающая на очередной стадии прохождения товара. Отсюда объектами налогообложения являются обороты по реализации товаров на территории РФ, в том числе производственно-технического назначения, как собственного производства, так и приобретенных на стороне, а также выполненных работ и оказанных услуг.

Объектами налогообложения являются также товары, ввозимые на территорию России в соответствии с установленными таможенными режимами, исключая гуманитарную помощь.

Законом определен перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога. Этот перечень является единым на всей территории Российской Федерации.

Освобождаются от налога на добавленную стоимость:

  а) услуги в сфере народного образования, связанные с учебно-производственным процессом;

  б)  плата за обучение детей и подростков в различных кружках и секциях;

  в)    услуги по содержанию детей в детских садиках, яслях;

   г)    услуги по уходу за больными и престарелыми;

   д)   ритуальные услуги похоронных бюро, кладбищ и крематориев, а также соответствующих предприятий;

   е)  услуги учреждений культуры и искусства, религиозных объединений, театрально-зрелищные, спортивные и другие развлекательные мероприятия.

Освобождаются от платы налога на добавленную стоимость научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет государственного бюджета, и хоздоговорные работы, выполняемые учреждениями народного образования.

Акцизы являются косвенным налогом, включенным в цену товара, и оплачивается покупателем. Акцизы, как налог на добавленную стоимость, введены в действие с 1 января 1992 г. при одновременной отмене налога с оборота и налога с продаж.

Плательщиками акцизов являются все находящиеся на территории РФ предприятия и организации, включая предприятия с иностранными инвестициями, колхозы, совхозы, а также различные филиалы, обособленные подразделения, производящие и реализующие вышеназванные товары, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

Объектом налогообложения является оборот (стоимость) подакцизных товаров собственного производства, реализуемых по отпускным ценам, включающим акциз. К числу таких товаров, подлежащих обложению акцизами, относятся: винно-водочные изделия, этиловый спирт из пищевого сырья, пиво, табачные изделия, легковые автомобили, грузовые автомобили емкостью до 25 т., ювелирные изделия, бриллианты, изделия из хрусталя, ковры и ковровые изделия, меховые изделия, а также одежда из натуральной кожи. Сумма акциза учитывается в базе обложения налогом на добавленную стоимость. Отдельные товары акцизами не облагаются. Ставки акцизов утверждаются Правительством РФ и являются едиными на всей территории России. Подоходный налог с физических лиц является одним из основных видов прямых налогов и взимается с доходов трудящихся [7].

2.3. Налоговая система в РФ.

В настоящее время налоговая система Российской Федерации находится в кризисе. Одна из основных бед Российской налоговой системы заключается в том, что вместе с законами действуют многочисленные подзаконные акты: инструкции, дополнения, изменения к ним, разъяснения. Это затрудняет работу самих налоговых служб.

Налогоплательщики сетуют на нестабильность российских налогов,  постоянную смену их видов, ста­вок, порядка уплаты, налоговых льгот, что объективно порождает значительные трудности в организации производства и предпринимательст­ва, в анализе и прогнозировании финансовой ситуации, определении перс­пектив, исчисления бюджетных платежей.

Нарекания по поводу слишком частых изменений в налоговом законодательстве (примерно 1 раз в полгода), в принципе, справедливы. Но без этих поправок вряд ли можно было бы обойтись. Высокий динамизм процессов, которые происходят в хозяйственной жизни страны, их непредсказуемость, необходимость быстрого реагировании со стороны государства – все эти причины требовали, конечно, постоянного реформирования налоговой системы.

Система налогов, введенная в 1990-1991 гг.,  была слабо адаптирована к рыночным отношениям, не учитывала новых явлений и тен­денций, практически она устарела уже к моменту начала своего  функцио­нирования. Дело  в  том,  что  в условиях перехода к рынку применялись старые понятия о налогах.  Одним из основных остался налог с оборота, который применяется лишь при жестком государственном установлении цен. Уже с появлением договорных цен его начисление и взимание стало весьма сложным. А свободные розничные цены, определяемые спросом и предложе­нием, исключают необходимость налога с оборота [1].

В такой же малой степени приспособлен к рынку налог на прирост средств, направляемых на потребление. Имевшее место серьезное ограни­чение роста  заработной платы плохо сопоставимо со стремлением развер­нуть и активизировать предпринимательскую деятельность и просто неце­лесообразно при либерализации цен с их неизбежным высоким первоначальным повышением.  Ранее налоговая система совсем не учитывала при переходе к рыночным отношениям новых объектов налогообложения. Не принима­лось во внимание,  что свобода предпринимательства,  появление частной собственности, приватизация государственных и муниципальных  предприятий, отмена ограничений на заработную плату и возможность зарабатывать деньги приведут к значительному увеличению недвижимого  и  иного  имущества во  владении  отдельных  граждан,  а затем к его движению путем продажи, обмена, дарения, наследства.

Являясь мощным регулятором экономики, налоговая система России призвана смягчать серьезнейшие диспропорции  экономичес­кого развития  страны  как накопившиеся за долгие предшествующие годы. С помощью  налогов  можно  экономически  воздействовать  на динамику, структуру и объемы производства,  осуществлять  протекционистскую  или ограничивающую экономическую политику по отношению к отдельным отрас­лям и регионам,  проводить в жизнь антиинфляционные меры, противодействовать монополизму, изымая в бюджет сверхприбыль, возникающую от мо­нопольного роста цен. Одновременно налоговая система выступает регуля­тором личных доходов граждан [1].

Принятый в России новый пакет законов о налогах впитал в себя ми­ровой опыт, что важно для выхода страны из экономической изоляции, от­вечает основным требованиям переходного к рыночным отношениям периода, имеет определенную социальную направленность.  Он не лишен серьезных недостатков и просчетов,  подвергается серьезной  и  нередко обоснованной критике со стороны налогоплательщиков и специалистов.

Законом "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" предусмотрено введение  трехуровневой системы налогообложения.  Налоги подразделяются на федеральные, налоги краев, областей и автономных об­разований, и местные налоги. Закон установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей; определил плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов [2].

В соответствии с законом под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему.

Налоги в России были впервые разделены на три вида. Федеральные налоги взимаются на всей территории России.  При этом все суммы сборов должны зачисляться в федеральный бюджет Российской Федерации.

Все республиканские налоги являются общеобязательными.  При  этом сумма платежей  равными долями зачисляются в бюджет республики,  края, автономного образования,  а также в бюджеты города и района, на терри­тории которого находится предприятие.

Трехуровневые налоги функционируют в большинстве федеральных государств. В США это федеральные налоги, налоги штатов и муниципальные налоги.

Это позволяет обеспечить возможность самостоятельного  формирова­ния бюджетов всем уровням управления при распределении некоторых нало­гов между ними.  Налоговое регулирование осуществляется  Министерством финансов, а  его инструментом выступают федеральные налоги или некото­рые из них.

Информация о работе Сущность и виды налогов. Налоговая система в России