Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 17:33, курсовая работа
Актуальность выбранной темы не вызывает сомнения, так как подобные кардинальные изменения национальной экономики пережило не одно государство, но целый ряд стран постсоветского пространства. И поэтому исследование экономической системы, сочетающей в себе элементы плановой и рыночной экономики позволит понять механизмы перехода из одной экономики в другую.
В данной работе автор преследует следующие цели:
В достаточном объёме изучить понятие переходной экономики, её сущность и особенности, а так роль государства в её развитии;
Описать основные проблемы перехода экономики на рыночный путь;
В качестве примера показать российскую экономику в переходный период.
ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1. Понятие, сущность и основные черты переходной экономики…………………………………………………………………...1
1.2. Закономерности становления и развития переходной экономики
1.3. Роль государства в развитии экономики
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
2.1. Либерализация экономики
2.2. Институциональные ловушки
2.3. Возможности и перспективы экономического роста
3. РОССИЙСКАЯ МОДЕЛЬ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В экономической теории выделяют два варианта отпуска цен: одномоментный («шоковый») и постепенный (градуалистский). На деле реальная либерализация, скорее, носит смешанный характер, склоняясь в сторону того или другого варианта. Чем меньше развиты рыночные отношения к началу либерализации, тем менее эффективен «шоковый» вариант.
Либерализация экономики
порождает острые противоречия в
производственной сфере. Во-первых, масса
предприятий, особенно отраслей военно-промышленного
комплекса, работавших на государственный
заказ, теряют сферу сбыта на свою
продукцию. Во-вторых, предприятия в
рыночных условиях оказываются
Совершенно необходимым
следствием либерализации
Основные формы такой
либерализации - расширение доступа
в страну иностранных инвестиций;
устранение централизации
Однако, политика внешнеэкономической либерализации в переходной экономике должна быть оптимальной, т. е. с одной стороны, обеспечивать ускоренное развитие внутринациональных рыночных отношений и их включение в мировое хозяйство, а с другой - не допускать ущерба развитию отечественного производства.
2.2. Институциональные ловушки
Анализ формирования институциональных
ловушек подтверждает, что создание
«рыночного правового поля» не гарантирует
возникновения эффективных
Одно из наиболее серьезных последствий «институциональных ловушек» заключается в том, что хотя они и смягчают отрицательные краткосрочные последствия неподготовленных, слишком быстрых преобразований, в то же время они препятствуют долгосрочному экономическому росту.
Таким образом, проблема выхода из «институциональной ловушки» представляет практический интерес. И главную роль в этом процессе должно сыграть государство, поскольку в условия институционального неравновесия ни один другой агент, кроме правительства, не способен принимать эффективные долгосрочные решения. Ни менеджеры, ни коллективы предприятий, ни частные предприниматели не обладают достаточно длительны горизонтом планирования. Не чувствуя уверенности в будущем, экономические агенты ставят перед собой только краткосрочные задачи, стремятся к личному обогащению, а «невидимая рука» несовершенного рынка еще не умеет трансформировать эгоистическое поведение в общественно полезное.
Основные мероприятия по институциональной стабилизации в странах с переходной экономикой, в том числе и России, включают разработку следующих пунктов:
1) программы выхода из
четырех взаимосвязанных «
2) мер по преодолению
институциональных конфликтов, приведшим
к неэффективным формам
Реформа предприятия должна
способствовать установлению рационального
баланса прав собственников, менеджеров,
рабочих и внешних инвесторов
и эффективной системы
3) реформы финансовой
системы, снижения
4) мер по изъятию переходной
ренты государством, чтобы предотвратить
неоправданную дифференциацию
5) мер социальной политики,
предусматривающих компенсацию
потерь тех групп населения,
благосостояние которых
Одна из глобальных ловушек нашей макроэкономической политики - это зависимость от траектории предшествующего развития, сформировавшейся в первой половине 1990-х гг., а именно от приверженности рекомендациям неоклассической школы, под влиянием которой происходило формирование и осуществление политики реформ.
Выходом может стать финансовый
кризис, вызванный «корректировкой»
искусственно сдерживаемого курса
доллара. Такая политика долго продолжаться
не может, поскольку последствия
все больше усугубляются: правительство
привыкает к растущему
В рамках институционального
направления экономической
Представляет интерес
в качестве институциональной ловушки
процесс модернизации России. Находящийся
в центре общественных, политических
и экспертных дискуссий призыв к
модернизации России требует встраивания
в систему внешних
Очевидно, что в стране царит архаичность институтов, механизмов и процедур, четко регламентирующих экономическую, социальную и общественно-политическую жизнь в стране. Развитие происходит в режиме «ручного управления», «по понятиям», по знакомству и т.д.
Первая институциональная ловушка в модернизации российской экономики: поддаться соблазну свести модернизацию к некоему материально осязаемому и точечному проекту типа иннограда Сколково. Велик риск того, что без создания хотя бы базовой общенациональной институциональной среды (свобода частной инициативы, частная конкуренция – и не только в экономике; независимая судебная система; эффективные правоохранительные органы; государство, адекватное масштабу стоящих перед страной задач и т.д.) даже самые вроде бы перспективные территориально привязанные инновационные проекты могут оказаться неудачными. Это тем более вероятно в связи с упомянутой выше тенденцией к разукрупнению, а затем и отмиранию всякого рода территориально обособленных «долин» в наиболее развитых странах как рудиментов XX в.
Вторая ловушка, органически вытекающая из только что описанного «сколковского синдрома»: ограничение модернизации только технологическим аспектом. При этом предполагается, что государство каким-то чудесным образом (то есть, не поменяв институциональную среду) запускают процесс обновления основных фондов в экономике. Но эта схема действий может быть относительно эффективна только на стадии индустриализации, когда государство напрямую контролирует все основные производственные активы и является практически единственным источником инвестиций. Характерный пример – Советский Союз конца 20-х – начало 30 х годов прошлого года. А если говорить о политической оболочке этого сценария, то его реализации возможно только в условиях тоталитарного или авторитарного режима. Свежие примеры из практики последних десятилетий – Малайзия, Южная Корея и Китай.
Успешные авторитарные режимы
отличаются двумя ключевыми чертами
– регулярной ротацией руководителей
и меритократией (системой, поощряющей
карьерный рост по заслугам, а не
в силу лояльности или коррупции).
В таких режимах правящая элита
удерживается у власти именно потому,
что ее лидеры регулярно обновляются,
и потому, что к власти приходят
перспективные представители
Третьей ловушкой на пути к эффективной модернизации страны, то это втягивание интеллектуальной элиты страны в дискуссию, подвергающую сомнению перспективность таких базовых институтов современной европейской цивилизации, как демократия и рыночная экономика. Конечно, оба эти института в настоящее время находятся в кризисе.
Понятие «институциональная
ловушка» стало достаточно популярным
в России [3, c.31-54] особенно среди экономистов,
создавая новые аналитические
«Институциональные ловушки»
воспроизводятся эффектами
Интересной выглядит идея
о том, что ускорение роста, системный
кризис, изменения культурных параметров
общества могут при определенных
обстоятельствах разрушать «
Концепция «институциональной ловушки» по своей сути микроаналитична. Однако в качестве «ловушек» предстают комплексные (системные, целостные) явления, эффекты функционирования которых затрагивают субъектов экономического макроуровня. Возникает проблема целесообразности агрегации микроэкономического явления и распространения его на макроуровень, ведь при этом несколько игнорируются истоки его возникновения . В частности, почему бартер предстает некой «ловушкой», выход из которой затруднителен или требует значительных издержек, а не «ответным» явлением (или процессом), возникшим по причине потери хозяйственной системой в период до усиления роли бартера определенных целей, функций, области приложения усилий, то есть возникновения экономической дисфункциональности? Естественно считать, что сокращение бартера должно протекать при условии восстановления функций системы в сочетании с преодолением связанных с бартером рутин (издержки отучения от «вредной привычки»). Поэтому общие издержки преодоления бартера как устойчивой формы поведения будут довольно высоки.
В оппонирующем ключе идее «институциональной ловушки» выступает концепция «экономической дисфункции», под которой понимается потеря качественных свойств отдельным институтом или их системой. Предлагается оценивать функционирование институтов по семи группам необходимых (проблема достаточности в математическом смысле требует отдельного решения) параметров: цели существования, области приложения, функциональному наполнению, периоду времени до изменения, издержками функционирования, степени отторжения или принятия вводимой нормы, устойчивости к мутации. Если один или несколько параметров, но не вся их совокупность, испытывают потерю качества, то возникает микродисфункция, или, весьма огрубляя, «институциональная ловушка». Если же все семь групп параметров теряют качество, возникает макродисфункция, или системная дисфункция, выражающаяся в устойчивой неэффективности сложившейся институциональной (шире — хозяйственной) системы. Важно отметить, что такой результат институциональной динамики согласован с нижним уровнем адаптивной эффективности системы (института). Для того чтобы исполнить некоторую функцию, сохранить область действия, достичь некоторой цели, институт нуждается в денежном обеспечении, подобно тому, как человек нуждается в пище. Причем для любого института существует свой монетарный диапазон, нижняя граница которого отвечает системной дисфункции, когда теряется качество всех необходимых параметров, а верхняя граница адекватна ситуации трансформации институтов или их «размножению».
Информация о работе Сущность и закономерности развития переходной рыночной экономики